Научная статья на тему 'Роль Eq регионального телевидения в Eq развитии национальной культуры'

Роль Eq регионального телевидения в Eq развитии национальной культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТНВ / REGIONAL TELEVISION / NATIONAL CULTURE / TNV

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бикбулатова М. М.

Рассмотрена ролҗ регионального телевидения в развитии национальной культуры на примере телеканала «Татарстан Новый Век», закономерности и особенности его развития, специфика работы, а так же влияние канала на население, формирование общественного мнения и национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of regional television in the development of national cul-ture

This article discusses the role of regional television in the development of national culture. TV today is a powerful media tool, the author raises questions about the development of regional television, the example of the television channel "TNV", the patterns and features of its development, the broadcast network, the specifics work, as well as the impact of television on people and the formation of public opinion.

Текст научной работы на тему «Роль Eq регионального телевидения в Eq развитии национальной культуры»

Учебная литература в репертуаре татарских изданий начала ХХ в. нередко преобладала или занимала одну из ведущих позиций, о чем свидетельствую отчеты Казанского временного комитета по делам печати. Так, среди выпущенных в 1910 г. татарских книг выделялись, по отзывам казанского цензора, издания, касающиеся истории тюрков и татар, по географии, языку, литературе. Среди них - «Казан тарихи» («История Казани»] Г. Ахмарова (тираж 3 тыс. экземпляров], «Тарихи ислам» («История ислама») М. Сулейманова (тираж 6500 экз.], «Мэктэптэ миллий арабият дэреслэре» (учебная хрестоматия «Уроки национальной изящной литературы»] Г. Тукая, включившая отрывки из лучших произведений татарских писателей, и др. [3].

Среди общего количества выпущенных в 1912 г. татарских книг - учебники и учебные пособия (72 названия] занимали второе место. Наиболее объемные из них - «Татар тарихи» («История татар»] С. Баттала и «Самоучитель татарского языка для русских» С.Рахманкулова. Пятнадцать книг, оригинальных и переводных (произведения М.Твена, П.Чирикова, НДумави и др.], адресовалось детям. В дальнейшем удельный вес детской литературы возрастет [2].

В 1914 г. на восточных языках вышло 425 изданий книг, из них на татарском языке - 355 названий [1]. Среди них - роскошно оформленные и адресованные детям книги: «Яца эдэбият» («Новая литература»] Г. Ибрагимова и Г.Баттала (иллюстрированная школьная хрестоматия, объемом 240 страниц (включает свыше 20 иллюстраций, напечатана в типографии И.Н.Харитонова тиражом 5 тыс. экземпляров], и «Борчак пад-шасы» («Царь Горох»] Д.Н.Мамина-Сибиряка, в переводе Г.Камала (56 страниц, 16 иллюстраций, типография И.Н.Харитонова, 2 тыс. экз.].

Четыреста двадцать шесть изданий на восточных языках вышло в 1915 г., из них 121 название религиозных изданий, 77 учебников, 64 беллетристических книг, 59 изданий для народного чтения (популярные, практические книги], 39 названий - «смесь», 12 детских книг, десять календарей и два музыкальных сочинения [4, с.17]. Среди изданий обращают на себя внимание следующие книги: школьная хрестоматия «Татарча уку» («Татарское чтение»] в трех частях М.Курбангалеева (в первой части - 64 страницы и 32 иллюстрации, во второй - 167 и 61, в третьей - 240 с. и 50; издана «Магариф» тиражом 3 тыс. экз.].

Подготовкой учебных книг занимались, как отмечалось, педагога-практики, просветители, представителями передовой татарской интеллигенции. Занимая активную жизненную позицию, они ратовали за реформу татарской школы, отвечающей требованиям времени, внедряли новые методы обучения, составляли учебные, популярные, справочные книги по различным отраслям наук. Их усилиями татарское образование приобретало светский характер, поднимаясь на новую ступень своего развития.

Литература

1. Емельянов А.И. Краткий обзор татарско-магометанской неповременной печати за 1915-й год. - Казань: Центр. тип., 1917.

2. Емельянов А.И. Мухамеданская неповременная печать на татарском языке в Поволжье и Оренбургском крае за 1912-й год. - Казань, 1913. - Отд. от. из «Инородческого обозрения». - 1913. - Кн. 4.

3. Национальный архив РТ. Фонд 420 Казанский временный комитет по делам печати. - Опись 1. - Дело 171.

4. НА РТ. Ф. 420. - Оп. 1. - Д. 210.

5. НА РТ. Ф. 420. - Оп. 1. - Д. 222

Referenses

1. Emelyanov A.I. A brief review of the Tatar-Mohammedan non-temporal printing for the year 1915. - Kazan: The center. type., 1917.

2. Emelyanov A.I. Mukhamedan's untimely seal in the Tatar language in the Volga region and the Orenburg region for the year 1912. - Kazan, 1913. - Otd. from. from the "Foreign Review". - 1913. - Book. 4.

3. National Archive ofthe Republic ofTatarstan Fund 420 Kazan Interim Committee on Press Affairs. - Inventory 1. - Case 171.

4. AT RT. F. 420. - Op. 1. - D. 210.

5. AT PT. F. 420. - Op. 1. - D. 222

УДК 008 : 39 :621.397.13

М.М.Бикбулатова РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассмотрена рол^ регионального телевидения в развитии национальной культуры на примере телеканала «Татарстан - Новый Век», закономерности и особенности его развития, специфика работы, а так же влияние канала на население, формирование общественного мнения и национального самосознания.

Ключевые слова: региональное телевидение, национальная культура, ТНВ.

Margarita M. Bikbulatova THE ROLE OF REGIONAL TELEVISION IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL CULTURE

This article discusses the role of regional television in the development of national culture. TV today is a powerful media tool, the author raises questions about the development of regional television, the example of the television channel "TNV", the patterns and features of its development, the broadcast network, the specifics work, as well as the impact of television on people and the formation of public opinion.

Key words: regional television, national culture, TNV.

Современное телевидение является одним из самых эффективных массовых средств распространения

культурной, воспитательной и просветительской информации и позволяет развивать этнокультурное пространство, а также воспитывать ответственность у населения за состояние и развитие культуры общества в целом.

Отношение к состоянию национальной культуры, традициям и языку имеет социокультурное значение для целостного развития региона. Однако современная литература дает объективную информацию только о телевидении в целом, а вот способам воздействия и влиянию телевидения на формирование национальной культуры общества уделено мало внимания. Исследователи Б.ВДубин и А.Рейтблат считают, что массовые коммуникации представляют институт современного общества, посредством которого формируются культурные традиции общества [2, с.237-248]. Специфика развития массмедиа влияет на формирование межэтнического согласия, объединяет население региона на основе культурных ценностей. Именно поэтому поддержание культурных традиций национального общества является неотъемлемым элементом формирования национальной идентичности [3].

Основной целью данной работы является определение роли регионального телевидения на примере телерадиокомпании «Татарстан-Новый век» в развитии национальной культуры Республики Татарстан. В процессе исследования использовались следующие методы: сравнительно-исторический, который применяется при изучении проблем формирования и развития регионального телевидения; сравнительно-сопоставительный, поз-воливший провести исследование регионального телевидения в зависимости от языковой принадлежности зрителя; и сравнительно-описательный метод, позволяющий изучать общие закономерности развития и особенности национального вещания телеканала.

На сегодняшний день телерадиокомпания «Новый Век» включает в себя телеканал «Татарстан - Новый Век» (ТНВ), радиостанцию «Болгар радиосы», «Love-радио Казань», еженедельную газету для всей семьи «На волне Татарстана - Татарстан дулкынында» и Интернет-портал www.tnv.ru и является единственным и уникальным в своем роде, спутниковым оператором. «Eutelsat W4», «LMI-1» («ABS-1») и «Bonum» - три спутника телеканала, сигналы которых охватывают территорию России, страны СНГ, значительную часть Европы и Азии. В зоне вещания телеканала находится вся республика. Телепрограммы канала смотрят в Удмуртии, Башкортостане, Чувашии, Московской, Свердловской областях, Самарской области, а также в странах СНГ, Восточной и Северной Европы, Средней Азии, в Китае, Японии, Индии, США и Канаде (по сети Интернет).А это значит,что телекомпания объединяет татарскую диаспору, проживающую не только на территории России, но и за рубежом. По предварительным данным, потребителями телерадиокомпании «Новый Век» являются более 35 млн зрителей. [5. Телерадиокомпания «Новый Век»]

Республика Татарстан - многонациональный регион, в котором прожи-вают представители самых разнообразных этнических групп. Численность татарского населения Республики в 2017 году составила почти 54% от общей численности населения. Всего же в Татарстане на 2017 год проживает - 3885 253 тысяч человек, среди которых: татары-54%, русские-40%,чуваши-3.1%, удмурты- 0.7%, марийцы-0.6%. [1.]

В 1992 году в Республике Татарстан принят закон РТ № 1560-Х11 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» [4]. В соответствии с этим законом теле-канал «Татарстан- Новый век» прешел на вещание на двух государственных языках - татарском и русском, обеспечивая ежедневное 22-х часовое вещание, представляя зрителям канала полный спектр телепрограмм - от новостей, общественно-политических программ до телесериалов, ток-шоу, прямых трансляций спортивных матчей и зрелищных мероприятий. В программу вещания канала входят также мультипликационные фильмы, сериалы, переведённые на татарский язык, а также тщательно отобранные картины не только отечественного, но и иностранного кинематографа.

Неотъемлемой составляющей имиджа национальной телекомпании стала национальная символика республики- государственный флаг, герб, а так же национальная атрибутика - мужские и женские головные уборы ввиде тюбетейки, калфака, чалмы, традиционная одежда татар - кулмэк (рубаха-платье), шаровары, бешмет, чекмень и тд.

С созданием телеканала «Новый век» в обществе были заложены традиции национального телеви-дения, сформировались новые механизмы культурного воздействия на национальные слои населения Республики. Этнокультурные традиции являются одним из основных направлений телеканала. Так, 60% видеосюжетов телеканала посвящены этнокультурным традициям населения региона, обычаям и традициям, знакомству с творчеством национальных композиторов и художников, 30% видеосюжетов программы составляют новости науки и образования, новости спорта - 10%. Удачным приоритетным направлением деятельности телекомпании стало создание татарских сериалов «Тамак», «Хужа Насретдин», «Язмышлар да нузмышюк икен». Использование классических и популярных мотивов и песен также стало характерной чертой национального телевидения. Оно вызывает не только эстетическое удовольствие, но и воспитывает интерес к татарской культуре, традиеиям, музыке. Не менее удачными являются музыкальные проекты: "Жырлыйк эле!", где исполняются татарские народные и современные песни, хит-парад «Музыкаль дистэ» - музыкальный проект, в котором представлены молодые исполнители и метры татарской эстрады. При поддержке Всемирного конгресса татар подготовлена программа "Халкым минем...", рассказывающая об из-вестных личностях татарского народа, проживающих за ее пределами. Содержимое национальных прог-рамм обобщенно формирует такие качества, как милосердие, привязанность к родным местам, толерант-ность, порядочность.

Таким образом, национальное телевидение Республики Татарстан становится одной из важных составляющих общественной жизни народа республики. Важно отметить также, что региональное телевидение в процессе своей деятельности по производству и распространению продукции образует особый коммуникативный процесс и формирует единое информационное пространство всего общества. Потребление общественно-политических, этнических, музыкальных продуктов являются основными факторами развития этнической идентификации населения республики. В результате особого культурного взаимодействия Татарского регионального телевидения происходит возрождение и развитие этнической идентификации личности.

Нельзя не отметить, что телеканал «Татарстан-Новый Век» является координатором и соорганизато-ром таких значительных событий для культуры Татарстана как Международный конкурс молодых исполнителей «Татар моцы», фестиваль «Татар ж;ыры», Международный фестиваль татарской песни «Жиде йол-дыз», республиканский конкурс красоты «Мисс Татарстан» и др. Тем самым телеканал усиливает национально-культурное самосознание татар, проживающих как в Татарстане, так и за его пределами, объединяет компактно проживающие диаспоры на уровне национально-культурно-исторического сознания, а также позиционирует Татарстан в медиапространстве России и мира как динамично и успешно развивающийся регион с мощным экономическим, культурным, научным и спортивным потенциалом.

Для выявления оценочных характеристик национального телевидения мною был поставлен вопрос перед целевой аудиторией: «Что вас привлекает в национальных программах?» На вопрос ответили более 500 человек, проживающих в городах Казань, Зеленодольск, Бавлы, Арск, Нижнекамск Республики Татарстан. Ответы респондентов показали следующее:

Так, больше всего аудиторию привлекают интересные факты и сюжеты о традициях, культуре и быте татарского народа, далее - зрителям нравится информация о соотечествениках и слушать родную речь.

Жанро-тематические особенности телекомпании «Новый век» разно-образны. Было проведено анкетирование респондентов для оценки работы телекомпании. Опрос проходил в Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске с ноября 2016г по апрель 2017г, в нем приняли участие более 400 человек.

6

■ Информационные

■ Музыкальные

■ Спортивные

■ Сериалы

■ Художественные фильмы

■ Развлекательные

■ Просветительские

■ Ток - шоу

■ Публицистические

Лидерство по просмотру принадлежит теленовостям. Следует отметить и высокий процент просмотра музыкальных программ.

Для анализа воздействия национального телеканала на культурно-ценностную ситуацию в республике была разработана анкета. Исследование проводилось по республике с ноября 2016 г по май 2017г. Общее число респондентов превысило 500 человек. Им был задан вопрос: «Как вы характеризуете влияние регио-

нального телеканала на культурно-ценностную ситуацию в Республике Татарстан?». Ответы были следующими:

10'5 настраивает на постижение

знакомит с культурой татар

влияет на нравственные ценности

Так, мнение большинства респондентов сошлось в том, что программы вещания на татарском языке в большинстве случаев настраивают на постижение татарской культуры, знакомят с культурой и бытом татарского народы.

Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод, что вещание на татарском языке в целом формирует положительные гуманистические ценности в обществе. Исследование структурно-содержательных возможностей регионального телевидения позволяет также сделать вывод, что видеоматериалы телеканала соответствуют запросам зрителей и в полной мере удовлетворяют их этническим особенностям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Находясь в непосредственном взаимодействии с национальным культурным развитием региона, региональное телевидение консолидирует массовую аудиторию.

2. Под воздействием национальных программ происходит формирование этнической стороны современной культуры, которая оказывает существенное влияние на сохранение национальных традиций, культурного многообразия и народных обрядов.

3. Национальные программы повышают статус татарского языка во многих сферах жизни республики, в том числе деловой и культурной.

4. Развитие национальной культуры современного общества посредством национальных программ является приоритетным направлением регионального телевидения.

18,2

71,3

Литература

1. Население Татарстана и его этнический состав. Площадь, экономика, столица Республики Татарстан -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.syl.ru/artikle/301401/naselenie-tatarstana-i-ego-etnicheskiy-sostav/ (дата обращения:: 1.11.2017)

2.Дубин Б.В., Рейтблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные запи-ки. .- 2003. - №4 (13). - С.237-248].

3.Касьянов В.В. Формирование массового общества и массового госудаства.// Теория и практика общественного развития: Межд. науч. журнал. - 2012.-№2.-С.225-259.

4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения :20.09.2017)

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tnv.ru/_ (дата обращения : 29.09.2017.)

Referenses

1. Naselenie Tatarstana i ego ehtnicheskij sostav. Ploshchad', ehkonomika, stolica Respubliki Tatarstan -[Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.syl.ru/artikle/301401/naselenie-tatarstana-i-ego-etnicheskiy-sostav/ (data obra-cheniya: 1.11.2017)

2.Dubin B.V., Rejtblat A. Gosudarstvennaya informaciya i massovaya kommunikaciya / / Otechestvennye zapi-ki. - M.-2003. - №4 (13). -S.237-248.

3.Kas'yanov V.V. Formirovanie massovogo obshchestva i massovogo gosudastva.// Teoriya i praktika obshchest-vennogo razvitiya: Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal.-M.- 2012.-№2.-S.225-259.

4 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 20.09.2017)

5. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tnv.ru/(data obrashcheniya : 29.09.2017.)

УДК 008 (470.41-25)

К.И.Мусина

ОПЫТ КАЗАНСКОЙ РЕСТАВРАЦИОННОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО

НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Статья раскрывает хронологию развития методологии сохранения объектов культурного наследия, актуальность применения в ней эмпирических и теоретических методов сохранения объектов культурного наследия, использование методов в казанской реставрационной школе. Показан личный опыт автора в использовании методов реставрации на объектах культурного наследия Казани периода кон. XIX-нач. XX вв.

Ключевые слова: культурное наследие, социокультурное пространство, научная реставрация, Казанский ТЮЗ.

Karina I. Musina EXPERIENCE OF THE KAZAN RENOVATION SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE METHODO-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.