DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.11.7-24 УДК 398.21/398.22+398.21:59
Л. А. Кузнецова, И. А. Разумова
РОЛЬ ЕПАРХИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимоотношения религиозного и светского образования. Она рассматривается в институциональном ракурсе. Предметом эмпирического исследования является сотрудничество епархий Мурманской области с различными структурами светского образования, а также с другими институтами по вопросам науки и образования. Очевидна тенденция к все более интенсивному внедрению образовательно-просветительской деятельности Русской православной церкви в светские образовательные структуры. Исследование определило общие тенденции и различия между Мурманской и Мончегорской и Североморской и Умбской епархиями в отношении взаимодействий со светскими образовательными структурами. Выявлена динамика образовательных событий в 2013-2017 годах. Авторы считают, что основное внимание при изучении взаимодействия светского и религиозного образования должно быть сосредоточено на проблемах школьной образовательной ступени и особенно младшего звена средней школы, где преподаются основы православной культуры.
Ключевые слова:
образование, Мурманская область, православная церковь, епархия, институт. L. A. Kuznetsova, I. A. Razumova
THE ROLE OF THE EPARCHY OF THE MURMANSK REGION IN THE INTERACTION OF RELIGIOUS AND LIGHTS EDUCATION
Abstract
The problem of relations between religious and secular education is considered in the article. It is considered in an institutional perspective. The subject of the empirical study is a collaboration of the dioceses of the Murmansk region with different structures of secular education as well as with other institutions on issues of science and education. The tendency to more and more intensive implementation of educational activities of the Russian Orthodox Church in secular education is obvious. The study determined the general trends and differences between the Murmansk and Monchegorsk and North Sea and Umba dioceses regarding interactions with secular educational structures. The dynamics of educational events in 2013-2017 are revealed. The authors believe that the main attention in studying the interaction of secular and religious education should be focused on the problems of the school educational level and especially the junior level of the secondary school, where the basics of Orthodox culture are taught.
Keywords:
education, Murmansk region, Orthodox Church, diocese, Institute.
Проблемы и дискуссии
Необходимость исследований образовательной ситуации в стране и отдельных регионах диктуется комплексом обстоятельств. Во-первых, образовательное сообщество (как светское, так и духовное) испытывает потребность в помощи социально-политических реформаторов по разработке и экспериментальному внедрению дифференцированной, сбалансированной
стратегии образования с учетом сложившихся социально-культурных реалий. Во-вторых, несмотря на активное научное обсуждение вопроса, российское законодательство пока не предлагает достаточно четких определений понятий «религиозное образование», «религиоведческое образование», в связи с чем в реальной российской практике нередко возникают проблемы с точным определением лицензированного, юридически и этически безопасного преподавания религии. В-третьих, сравнительно недавние изменения в правовом аспекте взаимодействия религии и церкви обеспечивают реализацию права на религиозное образование. Это право теперь сопровождается институциональными действиями и актами: издание культовой и религиозно-образовательной литературы, создание Учебного комитета РПЦ, воскресных и других церковных школ, рост числа духовных учебных заведений, расширение зарубежных образовательных контактов церкви и т.д.
Полемика по вопросам взаимодействия светских и церковных институтов в области образования имеет давнюю историю, даже если рассматривать только «постсекулярную эпоху», которая в России может вести отсчет с 1990-х годов. Проблемы образования — лишь часть более обширного дискуссионного поля. Оно включает немало проблем, теоретических и социальных, касающихся межинституциональных отношений, их реальной и потенциальной конфликтогенности. Особенно когда дело касается религиозных институтов, конфликт неизбежно переводится в ценностную плоскость, а потому он исключительно сложен для урегулирования.
Религиозный фактор в развитии социально-политических отношений в России ощущается все сильнее. Аргументированными представляются опасения: «Процессы десекуляризации в обществе, в сфере образования, участие церковнослужителей в социально-экономической жизни страны, а также укрепление взаимосвязей между церковной и государственной элитами порождает у некоторых аналитиков опасения относительно девальвации в России принципа отделения церкви от государства» [Рудыка, 2016: 145] и, соответственно, религии от светского образования.
Церковь интегрирована в гражданское общество и прилагает много усилий для укрепления своих социальных связей. По мнению специалистов, «начало XXI века в отечественном богословии ознаменовалось становлением в ней солидного социального дискурса» [Писманик, 2005: 20]. В начале 2000-х годов были приняты социальные концепции не только РПЦ, но и других конфессий (российских мусульман, евангелистов). В настоящее время РПЦ руководствуется в образовательной деятельности документом «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2000). В нем отмечено: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир <...>. Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования» [Основы социальной концепции, ЭР].
В силу институциональных особенностей образования с ним интегрировано много социальных субъектов, до известной степени — все общество: государство (органы управления образованием), муниципальные органы, семьи, поселенческие общности, научные организации, педагогические вузы, учреждения культуры, религиозные организации и их образовательные учреждения, производственные, общественные и политические организации, СМИ, учреждения здравоохранения и спорта и другие. В образовательном процессе они выступают в качестве обучающих, обучаемых, управляющих или обеспечивающих образовательную деятельность (это, в первую очередь, семьи, то есть значительная часть населения). Проблема взаимосвязи семьи и системы образования напрямую связана с вопросами социального функционирования образования, наследования социального статуса и социальной мобильности [Казакова, 2009: 65].
О взаимоотношениях светского и религиозного образования пишут много: педагоги, социологи, культурологи, религиоведы и другие специалисты, придерживающиеся разных мировоззренческих позиций. Еще в начале 2000-х годов автор монографии, посвященной проблеме религиозного образования в светской школе, оптимистично писал о достижении консенсуса в образовательном сообществе: «Сейчас уже почти невозможно встретить православного педагога, знающего светскую школу или работающего в ней, который бы ратовал за немедленное введение в обязательную программу курса религиозного образования. Точно так же почти не осталось профессиональных педагогов, лично придерживающихся нерелигиозных или даже атеистических убеждений, которые бы оспаривали возможность изучения курса религиозной культуры по выбору учащихся в средней школе или отстаивали изучение религии в высшей школе исключительно с философских позиций» [Метлик, 2004 : 203]. Между тем острая полемика продолжается, часто выходя за рамки обсуждения содержательных и методических аспектов. Регулярно в разных городах России проводятся научно-практические конференции на эту тему, в том числе международные. Нередко религиозным радикализмом отличаются позиции представителей не церковных, а гражданских институтов. Свидетельством острой политизации вопроса о религиозном компоненте в школьном образовании может служить книга М. Н. Кузнецова и И. В. Понкина «Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе» [Кузнецов, Понкин, 2005]. Авторы — доктора юридических наук — обрушились на политических, общественных деятелей, ученых, которые выступили против православного образования в школе. Их точка зрения вполне заслуживала бы понимания, если бы не стратегия аргументации, в которой критики концепции религиозного образования обвиняются в «идеологической войне с православием», а ознакомление с теорией В. В. Вернадского приравнивается к «внедрению в сознание учащихся искаженной картины мира».
«Защитниками» религиозного (православно ориентированного) образования стала часть педагогов, оказавшаяся под влиянием не столько религиозного мировоззрения, сколько религиозного дискурса. Еще заметнее явление «дискурсивной перестройки» в публичных выступлениях значительной части управленцев государственной системы образования. Собственно понятие «образование» в этом случае постепенно вытесняется из текстов о «задачах системы образования», заменяясь категорией «духовно-нравственное
воспитание» (что и отличает религиозный дискурс на тему образования): «Система программных мероприятий по доработке и включению духовно-нравственной компоненты в региональную систему начального и общего среднего образования ориентирована на то, что основными задачами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе являются — развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей, — духовно-нравственная профилактика развития пороков, — прививка детям и подросткам духовно-нравственного иммунитета», — цитата из опубликованного доклада представителя Министерства образования и науки Удмуртской республики на научно-практическом семинаре «Религия и образование» [Пермякова, ЭР]. В полном согласии с этой позицией в программной педагогической разработке утверждается: «Содержанием взаимодействия государственной системы образования и РПЦ в настоящее время является реализация совместно выработанных путей и средств введения в содержание современного образования опыта духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, накопленного в православной традиции» [Королькова, 2013: 120]. Автор — помощник митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия по науке и образованию, председатель отдела образования Среднеазиатского митрополичьего округа и директор института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений в одном лице (Москва).
Перформативности текстов на темы образования, возможности риторических (идеологических, политических) спекуляций способствуют, во-первых, нечеткость терминологии и неоднозначность интерпретации «светского образования», «религиозного образования», «религиоведческого образования» и других понятий, во-вторых, принцип «нерасторжимости» образования и воспитания. Последнее предполагает, прежде всего, поведенческий и нравственный компоненты, а потому педалирование «воспитания» как цели образования предоставляет возможность снизить самоценность и социальную значимость знания как такового.
Наиболее сбалансированная позиция по вопросу взаимоотношения религии и образования в условиях постсекулярного общества была сформулирована в 1990-е годы французским исследователем — доктором богословия и одновременно видным специалистом в области социологии религии Ж.-П. Виллемом и развита в его трудах. Для современной ситуации он предложил понятие «открытой светскости», связанной с признанием того, что не существует точки зрения, полностью лишенной элементов мифа и веры, поэтому ни одна точка зрения не позволяет относиться с презрением к другим, и утверждал, что в новых условиях задачей школы становится не усвоение секулярного или религиозного знания и ценностей, а ознакомление учащихся с великими символическими системами, с помощью которых люди жили и продолжают жить. Преподавание религии в школе следует рассматривать как часть общеобразовательной миссии школы, а не как часть евангелизирующей миссии церкви, а потому оно должно быть описательным, объективным, критическим, связанным с жизненным опытом учащихся и уважительным ко всем взглядам [ШЫше, 1998; Виллем, 2000].
В качестве положительного последствия расширения в научно-образовательной среде религиозных знаний и понимания значимости символических, в том числе религиозных, ценностей может рассматриваться
развитие культурологического кругозора детей и молодежи. Более того, «реалии сегодняшнего дня со всей очевидностью свидетельствуют о том, что чем меньше у школьников и студентов знаний и адекватных представлений о традиционных, так называемых «классических», формах религий, тем более они восприимчивы к пропаганде религиозного экстремизма, идеологи которого умело пользуются мировоззренческой неудовлетворенностью и религиоведческой некомпетентностью молодежной аудитории. <...>. Примеры агрессивно -воинствующих сообществ легко находятся не только в исламе, но и в христианской среде, в том числе в русле современного православия» [Михайлова, 2017: 101] При этом специалисты и практики в сфере светского образования признают, что результат включения религиозного компонента в образование может оказаться опасным и непредсказуемым, если историко-культурные сведения будут транслироваться детям, учащимся и студентам воцерковленными преподавателями через призму их религиозного восприятия, сопровождаясь утверждением сугубо религиозных ценностей. Для этого существуют специальные духовные учебные заведения (см., напр.: [Абрамов, Корнев, ЭР]).
Государство и церковь в публичных заявлениях настаивают как на плодотворном взаимном сотрудничестве, так и на собственной автономии. В частности, представители духовенства, отвергая тезис оппонентов о сращении церкви и государства, утверждают, что эти институты не всегда поддерживают друг друга. В настоящий момент находятся два основных аргумента: вопрос об абортах и неясная ситуация с образованием. В недавней беседе с корреспондентом интернет-газеты 2КЛК пресс-секретарь предстоятеля РПЦ отец Александр Волков признался: «У нас все было непросто с введением преподавания основ православной культуры в школах. И сейчас непросто. В ряде регионов все неплохо, в других все гораздо сложнее. И у самой Церкви еще нет окончательного понимания, как дальше нужно двигаться в этом направлении. Объективно, опыт преподавания основ православной культуры не всегда положительный. Тут есть над чем работать и есть что исправлять — и нам, и государству» [Мы понимаем, ЭР].
Процесс интеграции религиозных институтов и образования затронул все регионы России. В отдельных автономных субъектах РФ, где сильны позиции ислама и отчасти - других конфессий, проблемы обостряются. Сближение РПЦ с государством и одновременно введение курса религии, по мнению специалистов из этих регионов, «способно обострить мировоззренческую и религиозную нетерпимость», а потому «светское и религиозное образование и воспитание россиян в XXI столетии должны развиваться параллельно, а точки соприкосновения (и/или тесного сотрудничества) определяться по мере необходимости» [Муртузалиев, 2005 : 217].
Мурманская область, как и другие российские регионы, включена в процесс церковно-государственного сотрудничества в области образования. Так, по данным Министерства образования области, в 2015/16 учебном году по выбору родителей 30,7 % учеников 4-х классов изучали дисциплину ОПК («Основы православной культуры») в курсе ОРКСЭ («Основы религиозной культуры и светской этики») [Грацианова, ЭР]. Из муниципалитетов на первом месте Ковдорский район (100 %), высокие показатели также у Кольского района (71 %) и города Мурманска (35 %), где деятельность образовательного отдела
епархии особенно активна. Вместе с тем на третьем месте оказался город Апатиты (38,7 %), который считается неофициальной «культурной столицей» области и в котором находятся академический центр и филиал университета. Это заслуживающий внимания факт, если учесть, что на Кольском полуострове в досоветский период православные традиции были закреплены лишь локально, а в советское время о таких традициях, особенно в регионе «социалистических строек», говорить не приходится. Приведенные показатели, соответствующие общему процессу десекуляризации, одновременно свидетельствуют об успешном взаимодействии РПЦ с институтом образования в Мурманской области. Направления сотрудничества определяются официальными соглашениями между Министерством образования Мурманской области, обеими епархиями и Мурманской митрополией. Установилась традиция их подписания на научно-богословских конференциях «Трифоновские чтения» и на Рождественских чтениях, разрабатываются планы совместных действий по реализации соглашений [В Североморской епархии, ЭР; Министерство образования, ЭР; Минобразования, ЭР; Минобрнауки, ЭР; Мурманская епархия, ЭР; Подписано соглашение, ЭР и др.].
Стороны далеко не по всем вопросам приходят к согласию, возможны «ведомственные» конфликтные ситуации. В феврале 2014 года Комитет по образованию администрации города Мурманска проводил мероприятие «Зимняя школа» на тему «Духовно-нравственные ценности православной культуры» для учителей, преподающих основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Отдел религиозного образования и катехизации Мурманской митрополии направил официальный отказ от участия в нем «в связи с тем, что в программе данного мероприятия издательство «Вентана-Граф» представило свои учебники по ОРКСЭ», которые «не предусматривают выбор учебного модуля курса Основы Православной культуры родителями школьников и тем самым нарушают гражданские права родителей на выбор модуля» (со ссылками на Закон об образовании РФ и приказ Министерства образования) [Информация, ЭР]. В любом случае, наблюдается активный диалог между органами управления церковным и государственным образованием, который способен влиять на принятие решений.
Результаты эмпирического исследования
Для определения положительных и отрицательных последствий распространения деятельности конфессий на сферу светского образования необходимо выяснить, как ситуация складывается в отдельных регионах и городах с учетом местных этно-конфессиональных и демографических особенностей. Реальное положение дел определяется тем, как ориентирована и организована деятельность церковных структур в отношении контактов с общественными, образовательными, властными, муниципальными структурами, насколько эта деятельность находит отклик, в чем стороны видят свою цель и проблемы ее достижения, какими представляют реальные и потенциальные результаты своих усилий. Мы обратились к первому из названных аспектов.
Предметом исследования является сотрудничество епархий Мурманской области с различными структурами светского образования, а также с другими институтами по вопросам науки и образования. Источником послужили
официальные сайты епархий: Мурманской и Мончегорской, Североморской. Были выделены и проанализированы события, связанные с образовательной деятельностью, которые отразились в новостных публикациях за пять лет: с 2013 по 2017 год.
С учетом содержания публикаций для первичного анализа события были разделены на категории по институциональному основанию.
1. Деятельность образовательных структур РПЦ (катехизаторские курсы, мероприятия церковного отдела образования, работа приходских школ, деятельность духовно-просветительских центров епархий).
2. Сотрудничество со светскими образовательными структурами и субъектами системы образования:
2.1. с Министерством образования Мурманской области;
2.2. с отделами образования городов и районов, с государственными, коммерческими и общественными организациями, вовлеченными в образовательный процесс (учреждениями дополнительного образования, библиотеками, музеями, студиями, кружками, клубами, ИП-фирмами, лечебными учреждениями, агентствами и т.д.);
2.3. с отдельными школами, колледжами, учителями (в том числе создание и деятельность общества православных педагогов);
2.4. со школьниками (в том числе областные и городские конкурсы на православную тематику), выпускниками школ;
2.5. с вузами, студентами, преподавателями университетов (в том числе научные конференции, издания);
2.6. с дошкольными учреждениями и воспитателями детских садов;
2.7. с дошкольниками.
3. Обращения к органам власти по вопросам науки и образования
4. ^трудн^еш^ со средствами массовой информации по вопросам образования и воспитания:
4.1. с православными СМИ;
4.2. со светскими СМИ (выступления духовенства в светских СМИ и наоборот; совместные мероприятия, издания).
5. Сотрудничество с семьями, родителями учащихся, школьников и дошкольников православных и светских учебных заведений.
На основе контент-анализа статей сделаны подсчеты по годам и кластерам Единицей счета было образовательное событие, отмеченное в публикации. Многие публикации содержат информацию более чем об одном событии, поэтому число самих публикаций на обоих сайтах примерно в 2,5 раза меньше числа событий. Данные представлены в количестве событий и в процентном соотношении (табл. 1, 2).
Североморская епархия была выделена из состава Мурманской епархии 2 октября 2013 года, тогда же начал действовать и ее официальный сайт. С этого времени возможно сопоставление данных с учетом того, что до октября 2013 года показатели по существу являются совокупными.
Таблица 1
Контент-анализ статей официального сайта Мурманской и Мончегорской епархии (2013-2017 гг.)
Тематика (направления деятельности) Количество событий по годам (в процентах от общего числа за год) Всего за 5 лет
2013 2014 2015 2016 2017
1. Деятельность образовательных структур РПЦ 18 (30 %) 34 (32 %) 72 (28,5 %) 64 (32 %) 64 (28,3 %) 252 (30 %)
2. Сотрудничество со светскими образовательными структурами и субъектами системы образования 26 (44 %) 54 (51 %) 137 (54,5 %) 105 (52 %) 113 (50 %) 435 (51 %)
2.1. Сотрудничество с Министерством образования области 5 (8,3 %) 5 (5 %) 19 (7,5 %) 4 (2 %) 4 (1,7 %) 37 (4,3 %)
2.2. с отделами образования городов и районов, учреждениями дополнительного образования, различными организациями 5 (8,3 %) 20 (19 %) 26 (10,3 %) 31 (15,4 %) 30 (13,3 %) 112 (13,2 %)
2.3. с отдельными школами, с учителями школ и преподавателями колледжей 5 (8,3 %) 13 (12 %) 28 (11 %) 21 (10,4 %) 28 (12,4 %) 95 (11,2 %)
2.4. с учащимися, выпускниками школ 4 (6,6 %) 10 (9,4 %) 29 (11,5 %) 18 (9 %) 32 (14 %) 93 (11 %)
2.5. с вузами, студентами, преподавателями 2 (3 %) 2 (2 %) 6 (2,4 %) 4 (2 %) 8 (3,5 %) 22 (2,5 %)
2.6. с дошкольными учреждениями 3 (5 %) 3 (3 %) 13 (5 %) 13 (6,5 %) 5 (2,2 %) 37 (4,3 %)
2.7. с дошкольниками 2 (3 %) 1 (1 %) 16 (6,3 %) 14 (7 %) 6 (2,6 %) 39 (4,5 %)
3. Обращения к органам власти по вопросам науки и образования 2 (3 %) 1 (1 %) 5 (2 %) 10 (5 %) 7 (3,1 %) 25 (3 %)
4. Взаимодействие со СМИ по вопросам образования и воспитания 13 (22 %) 11 (10 %) 16 (6,3 %) 16 (8 %) 34 (15 %) 90 (11 %)
4.1. с православными 11 (18 %) 7 (6,6 %) 10 (4 %) 8 (4 %) 24 (10,6 %) 60 (7,3 %)
4.2. со светскими 2 (3 %) 4 (4 %) 6 (2,4 %) 8 (4 %) 10 (4,4 %) 30 (3,7 %)
5. Сотрудничество с семьями, родителями 1 (2 %) 6 (6 %) 22 (9 %) 6 (3 %) 8 (3,5 %) 43 (5 %)
Всего событий за каждый год: 60 (100 %) 106 (100 %) 252 (100 %) 201 (100 %) 226 (100 %) 845 (100 %)
Итого событий 2013-2017:
Таблица 2
Контент-анализ статей официального сайта Cевероморской епархии (2013-2017 гг.)
Тематика (направления деятельности) Количество событий по годам (в процентах от общего числа за год) Всего за 5 лет
2013 2014 2015 2016 2017
1. Деятельность образовательных структур РПЦ 0 (0%) 5 (17%) 17 (15%) 32 (19,5%) 52 (27,3%) 106 (21%)
2. Сотрудничество со светскими образовательными структурами и субъектами системы образования 0 (0%) 11 (36,4%) 59 (52%) 85 (51,5%) 101 (53,4%) 256 (52%)
2.1. с Министерством образования области 0 (0%) 0 (0%) 2 (2%) 5 (3%) 4 (2%) 11 (2,2%)
2.2. с отделами образования городов и районов, учреждениями дополнительного образования, раз-личными организациями 0 (0%) 4 (13,3%) 29 (25,4%) 36 (22%) 53 (28%) 122 (24,5%)
2.3. с отдельными школами, учителями школ и преподавателями колледжей 0 (0 %) 3 (10 %) 9 (8 %) 10 (6 %) 7 (4 %) 29 (6 %)
2.4. с учащимися и выпускниками школ 0 (0 %) 2 (6,6 %) 13 (11,4 %) 27 (16,5 %) 21 (11 %) 63 (12,6 %)
2.5. с вузами, студентами и преподавателями 0 (0 %) 2 (6,6 %) 3 (2,6 %) 1 (0,6 %) 8 (4 %) 14 (3 %)
2.6. с дошкольными учреждениями 0 (0 %) 0 (0 %) 0 (0 %) 1 (0,6 %) 2 (1 %) 3 (0,6 %)
2.7. с дошкольниками 0 (0 %) 0 (0 %) 3 (2,6 %) 5 (3 %) 6 (3 %) 14 (3 %)
3. Обращения к органам власти по вопросам науки и образования 0 (0 %) 2 (6,6 %) 8 (7 %) 10 (6 %) 14 (7,3 %) 34 (7 %)
4. Сотрудничество со СМИ по вопросам образования и воспитания 0 (0 %) 12 (40 %) 26 (23 %) 33 (20 %) 15 (8 %) 86 (17 %)
4.1. с православными 0 (0 %) 12 (40 %) 15 (13 %) 20 (12,2 %) 11 (6 %) 58 (11,5 %)
4.2. со светскими 0 (0 %) 0 (0 %) 11 (9,6 %) 13 (8 %) 4 (2 %) 28 (5,5 %)
5. Сотрудничество с семьями, родителями 0 (0 %) 0 (0 %) 4 (3,5 %) 4 (2,4 %) 8 (4 %) 16 (3 %)
Всего событий за каждый год: 0 (0 %) 30 (100 %) 114 (100 %) 164 (100 %) 190 (100 %) 498 (100 %)
Итого событий 2013-2017:
Подсчет по обобщающим кластерам показал, что взаимодействие с институтами светского образования относится к приоритетным направлениям деятельности РПЦ. Очевидна тенденция к все более интенсивному внедрению образовательно-просветительской деятельности РПЦ в светские культурно-образовательные структуры. Об этом свидетельствует вес публикаций, в которых в качестве событий отмечены различные виды и результаты сотрудничества с государственными образовательными и культурно-просветительскими учреждениями, региональными и городскими органами управления образованием, общественными организациями и учреждениями дополнительного образования, непосредственно с субъектами образовательной деятельности (обучаемыми разных категорий, педагогами, администраторами и т.д.). Суммарно за все годы по обеим епархиям он почти вдвое превышает показатель статей о событиях, связанных с работой катехизаторских курсов, церковно-приходских школ, мероприятиями церковного отдела образования и т. п., — всем тем, что входит в основной круг деятельности православных образовательных структур, реализуется внутри института для поддержания его стабильности и роста возможностей. Значимость «внешних связей» церковных отделов образования особенно наглядна по данным Североморской епархии: соотношение событий «общегражданской» и внутрицерковной образовательной жизни соответственно 52 % и 21 %. Для Мурманской и Мончегорской епархии эти же показатели составляют 51 % и 30 % (рис. 1, 2).
□ Деятельность образовательных структур РПЦ
□ Взаимодействие с системой светского образования
□ Взаимодействие со СМИ по вопросам образования
□ Взаимодействие с семьями учащихся
□ Обращение к органам власти
Рис. 1. Тематическое распределение событий за весь период. Сайт Мурманской и Мончегорской епархии
□ Деятельность образовательных структур РПЦ
□ Взаимодействие с системой светского образования
□ Взаимодействие со СМИ по вопросам образования
□ Взаимодействие с семьями учащихся
□ Обращение к органам власти
Рис. 2. Тематическое распределение событий за весь период.
Сайт Североморской епархии
Такое соотношение закономерно. В отличие от специальных церковных изданий, сайт — доступный и массовый информационный ресурс, который позволяет привлечь внимание и стимулировать интерес широкой аудитории к деятельности РПЦ, презентировать ее активное участие в общественной жизни, значение просветительских и воспитательных инициатив. Взаимодействие со средствами массовой информации (печатная пресса, телевидение, создание сетевых ресурсов) и их представителями, журналистами, занимает третье по значимости место в структуре образовательной деятельности обеих епархий. Более активна в информационном плане Североморская епархия (свыше 17 % всех событий против 11 % Мурманской и Мончегорской епархии). Использование православных и светских СМИ обеими епархиями находится примерно в равном соотношении 2:1 (7,3 % и 3,7 % для Мурманской епархии, 11,5 % и 5,5 % для Североморской).
В структуре коммуникаций с системой светского образования достаточно высокие показатели характеризуют мероприятия по взаимодействию с местными отделами образования, с учителями и школьниками светских общеобразовательных учреждений, с учреждениями дополнительного образования, культурно-просветительскими, в том числе общественными, организациями. По совокупности образовательно-просветительских коммуникаций наибольшая организационная активность отличает молодую Североморскую епархию (24 % всех событий против 13,2 % Мурманской и Мончегорской епархии). При этом в Мурманской епархии активнее осуществляется работа с отдельными школами и преподавателями (11,2 % против 6 % в Североморской епархии), а также с дошкольными учреждениями и дошкольниками (соответственно 8,8 % против 3,6 %). По всей вероятности, это объясняется устойчивостью связей первой епархии с образовательными и
воспитательными учреждениями, со сложившимися традициями форм взаимодействия. Формированию таких традиций и усилению церковного влияния на учительство способствовало, в частности, учреждение областного общества православных педагогов в сентябре 2008 года.
Примерно равны показатели взаимодействия со школьниками и выпускниками (11 % и 12,6 % по епархиям), а также с вузами (2,5 % и 3 % соответственно), несмотря на то, что высшие учебные заведения области располагаются на территории Мурманской и Мончегорской епархии. Отчасти это связано с активным участием Североморской епархии в организации научно-образовательных мероприятий, в том числе ежегодных «Рождественских чтений» и других.
Североморская епархия уделяет большее внимание, чем Мурманская и Мончегорская, такому аспекту образовательной деятельности, как обращение к органам власти по вопросам науки и образования (7 % против 3 %). В свою очередь, Мурманская и Мончегорская епархия уделяет вдвое больше внимания сотрудничеству с Министерством образования области (4,4 % против 2,2 %). Это представляется логичным, поскольку профиль Североморской епархии предполагает коммуникации, в первую очередь, с военными ведомствами.
Поскольку одна и та же статья может содержать сразу несколько тем (событий), свидетельствующих о влиянии церковной образовательной и просветительской деятельности на другие социальные институты, то имеет смысл говорить о степени насыщенности обоих сайтов подобной информацией. Так, количество статей за 2013-2017 годы на сайте Мурманской и Мончегорской епархии (355) примерно вдвое меньше числа статей сайта Североморской Епархии (644, без учета статей на тему сотрудничества церкви и Северного флота), но на сайте с большим количеством статей вдвое меньше образовательных событий, чем на сайте с меньшим числом статей. На сайте Мурманской и Мончегорской епархии за пять лет насчитывается 845 событий в 355 статьях, на сайте Североморской епархии — 498 событий в 644 статьях. Это означает, что насыщенность контента официального сайта Мурманской и Мончегорской епархии намного превосходит наполнение сайта Североморской епархии. Мы усматриваем в этом действие факторов, во-первых, возраста епархий (и в том числе создания электронных ресурсов: официальный сайт Мурманской и Мончегорской епархии функционирует с 2009 года), во-вторых, демографической и поселенческой специфики «окормляемых» ими территорий, в-третьих, различий в приоритетных направлениях деятельности.
Сопоставление данных по годам позволяет определить некоторые тенденции динамики ситуации (рис.3, 4).
Большей стабильностью характеризуются показатели по Мурманской и Мончегорской епархии. С 2013 по 2016 годы по большинству позиций наблюдается тенденция к росту событий, связанных с взаимодействием со школами, учителями и школьниками, вузами, отделами образования и различными организациями, включенными в культурно-образовательный процесс, со СМИ по вопросам образования (рис. 5, 6). При росте числа публикаций в ряде случаев снижается их процентное соотношение с другими категориями событий, например, это касается взаимодействия со СМИ. На 2015 год приходится наибольшее число событий образовательной жизни епархии, прежде всего в сфере внешних социальных коммуникаций. Это соответствует
тенденции «медленного, но верного», усиления влияния духовных образовательных структур как на общественность, так и на государственные отделы образования страны и органы власти для достижения постепенной легитимации внедрения в сферу образования в целом.
Рис. 3. Динамика соотношения событий за 2013—2017 гг. Сайт Мурманской и Мончегорской епархии
60 50 40 30 20 10 0
1
г
■с 1 1 1 1.
2013 2014 2015 2016 2017
□ деятельность образовательных структур РПЦ
■ взаимодействие с системой светского образования
□ взаимодействие со СМИ по вопросам образования
□ взаимодействие с семьями, родителями
■ обращение к органам власти по вопросам образования
Рис. 4. Динамика соотношения событий за 2013—2017 гг. Сайт Североморской епархии
Рис. 5. Традиционный молебен на начало учебного года в мурманской прогимназии № 61. 22.09. 2017. Фото с сайта «Спас на Водах». Ш: http://spasnavodah.su/wp-content/uploads/2017/09/DSC_0201.jpg
Рис. 6. Встреча студентов Мурманского арктического государственного университета с митрополитом Мурманским и Мончегорским Симоном 20. 09. 2017. Фото с сайта МАГУ Ш: http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/660/DSC_0037.JPG
С 2016 года количество событий большинства категорий незначительно, но сократилось. Отчасти это может быть связано с освещением более значимых событий, таких, как визит в область патриарха Кирилла в августе 2016 года. Можно также предположить некоторое снижение активности в этой сфере в связи с активизацией общественных дискуссий по вопросу о «давлении» церкви на образование и с попытками сопротивления светских образовательных структур нововведениям духовного толка.
Динамика показателей по Североморской епархии несколько отличается. Во-первых, в недавно созданной епархии в течение нескольких лет укреплялась деятельность церковных образовательных структур. Одновременно от 2014 к 2015 году возросли все показатели взаимодействия с системой светского образования и воспитания, включая дошкольное. После 2015 года по большинству показателей не наблюдается снижения, скорее, наоборот. Исключения составляют взаимодействие со школами и школьниками, а также контакты со СМИ по вопросам образования, которые обнаружили явную тенденцию к снижению. Последнее объяснимо с позиций «особой миссии» Североморской епархии. Ее информационные ресурсы, как и деятельность, ориентированы, в первую очередь, на события духовной жизни ВМФ, а интенсивность этой деятельности во многом зависит от политических факторов. События середины 2010-х годов немало способствовали актуализации специфических задач епархии и соответствующим образом структурировали ее отношения со СМИ.
* * *
На сегодняшний день РПЦ является главным и фактически единственным субъектом религиозного влияния в регионе. Полученные результаты свидетельствуют о несомненных успехах епархий Мурманской области по части сотрудничества с большинством социальных структур, включенных в образовательный процесс, и укрепления своих позиций.
Данные подтверждают, что основное внимание при изучении взаимодействия светского и религиозного образования должно быть сосредоточено на проблемах школьной образовательной ступени, в первую очередь, младшего звена средней школы (где преподаются основы православной культуры), поскольку внимание церкви к школьному образованию — явление, характерное для последних нескольких лет.
Анализ официальных сайтов епархий, дополненный предварительным анализом документов, прессы и других источников, дает основание отнести к приоритетным объектам влияния РПЦ (помимо ВМФ — для Североморской епархии), институты образования и науки. В том числе в сфере этого влияния находится высшая школа, определяется также тенденция к усилению сотрудничества с детскими дошкольными учреждениями.
Учитывая роль научного фактора в развитии региона, можно считать, что взаимодействию в образовательной сфере способствуют контакты церковных и научных институтов. Сформировавшаяся в 2000—2010-е годы новая региональная православная историография, а также регулярное проведение международных научно-богословских историко-краеведческих научных конференций по исторической и общественно-научной проблематике (Феодоритовских чтений и других), научно-издательская деятельность обеих
епархий существенно повлияли на педагогическую среду области и на динамику социокультурной среды в целом. Углубленное исследование этих процессов — дело дальнейшего. Такая необходимость обусловлена поисками оптимальных форм сотрудничества институтов «духовного производства» и прояснением его возможных позитивных и негативных социальных последствий.
Источники
Мурманская и Мончегорская епархия. Официальный сайт. URL: http://www.mmeparh.ru
Североморская епархия. Официальный сайт. URL:
http://severeparh.ru/category/news/.
Список литературы
Абрамов Ю. Ф., Корнев Е. В. Проблема соотношения религиоведческого и религиозного образования в современной России: единство и различия Научная электронная библиотека Киберленинка. URL:
https://cyberleninka.ru/artide/v/proWema-sootnosheniya-reHgiovedcheskogo-i-religioznogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii-edinstvo-i-razlichiya. Дата
обращения: 05.06.2018
Виллем Ж.-П. Светскость и религиозность современной Франции: пер. с фр. // Государство и церковь в истории Франции и России: материалы российско-французского научного семинара / Рос. Гос. гуманитарный ун-т, Рос.-франц. Центр исторической антропологии им. М. Блока М.: РГГУ, 2000. Ч. I. С. 141-159.
В Североморской епархии началась работа в рамках регионального этапа Рождественских чтений. URL: http://severeparh.ru/2017/11/23/v-severomorskoj-eparxii-nachalas-rabota-v-ramkax-regionalnogo-etapa-rozhdestvenskix-chtenij/
Грацианова Н. П. Родители выбирают патриотизм и традиционные ценности. URL: http://www.mmeparh.ru/node/936.
Информация отдела религиозного образования и катехизации Мурманской митрополии. URL: http://www.mmeparh.ru/node/656
Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX - XXI вв.: культура, наука, история. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2009. С. 64-76.
Королькова И. В. Взаимодействие государственной системы образования и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской епархии, 2013. 240 с.
Кузнецов М. Н., Понкин И. В. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия: правовой анализ. М.: Изд. Учебно-научного центра довузовского образования. 2005. 216 с.
Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М.: «Планета-2000»; «ППЦ «Пересвет»», 2004. 384 с.
Министерство образования и науки Мурманской области и Североморская епархия подписали Соглашения о сотрудничестве. URL: https://арктик-тв.рф/news/city/severomorsk/2017/11/23/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-murmanskoy-oblasti-i-severomorskaya-eparhiya-podpisali-soglasheniya-o-sotrudnichestve
Минобразования издало приказ «О реализации Плана совместных действий с Мурманской и Мончегорской Епархией». 08.02.2009. URL: http://www.mmeparh.ru/news/?nid=62
Минобрнауки области и РПЦ подписали соглашение о сотрудничестве // Правительство Мурманской области. Официальный портал. 16.01.2015. URL: http://gov-murman.ru/info/news/70321/
Михайлова Л. Б. Знания о религии в системе светского образования: приглашение к дискуссии // Наука и школа, 2017, № 3. С. 100-109.
Мурманская епархия и Министерство образования и науки Мурманской области заключили соглашение о сотрудничестве // Официальный сайт Московского патриархата. 28 декабря 2008. URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/516691.html
Муртузалиев С. И. Интеграция церкви в систему светского образования // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России : материалы Всероссийской научной конференции (Белгород, 6-7 октября 2004 года) / [под ред. д. социол. н., проф. Л. Я. Дятченко, к. социол. н., доц. С. Д. Лебедева]. Белгород : Белгородский государственный университет, 2005. С. 213-217.
«Мы понимаем, что живем в обществе, где бесполезно что-то скрывать». Пресс-секретарь патриарха - о взаимоотношениях Церкви с медиа, государством и внешним миром // Интернет-газета ZNAK. URL: https://www.znak.com/2018-07-20/press_sekretar_patriarha_o_vzaimootnosheniyah_cerkvi_s_media_gosudarstvom_i _vneshnim_mirom
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128
Пермякова Л. И. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России / Доклады и выступления / Республиканский научно-практический семинар «Религия и образование» // Религиозное образование и катехизация в Удмуртской Митрополии. Отделы религиозного образования Ижевской, Сарапульской и Глазовской епархий. URL: http://izhoroik.ortox.ru/users/98/1100698/
Писманик М. Г. О сотрудничестве религиоведов и теологов // Светско-религиозное взаимодействие : материалы Всероссийской научной конференции (Белгород, 6-7 октября 2004 года) / [под ред. д. социол. н., проф. Л. Я. Дятченко, к. социол. н., доц. С.Д. Лебедева]. Белгород : Белгородский государственный университет, 2005. C.16-23.
Подписано Соглашение о сотрудничестве минобрнауки Мурманской области и Мурманской и Мончегорской Епархии // Мурманская область. Официальный портал. 12.10.2012. URL: http://old.gov-
murman.ru/press/?newsid=12592&page=693
Рудыка Н. А. Русская Православная Церковь как субъект гражданского общества // Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука, и образование: материалы VIII Международной научной конференции, посвященной памяти православных просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 18-22 мая 2016 г. г. Владимир -Владимир: «Аркаим». Т. 13. С. С. 144-149.
Willaime, Jean-Paul. École et religions : une nouvelle donne ? // Revue française de pédagogie. École et culture religieuse. 1998, No. 125 pp. 7-20.
Сведения об авторах Кузнецова Лариса Андреевна,
магистрант кафедры экономики, управления и социологии Апатитского филиала Мурманского Арктического государственного университета (МАГУ)
Разумова Ирина Алексеевна,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН
Kuznetsova Larisa Andreevna,
graduate student of Economics, Management and sociology of the Apatity branch of the Murmansk Arctic State University (MASU)
Razumova Irina Alekseevna,
Doctor of Science (History), Chief Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities FRC KSC RAS
DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.11.24-32 УДК 726.54 (470.21)
А. С. Давыдова
САКРАЛЬНОЕ И ПРОФАННОЕ В ПРОСТРАНСТВЕ АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ Аннотация
Статья посвящена исследованию сакрального и профанного в пространстве городов Кольского полуострова. На материалах, находящихся в сети Интернет, выявляются основные культурные значения и смыслы, которыми наделяются появляющиеся объекты, как светского, так и религиозного назначения, вызвавшие дискурс в городской среде.
Ключевые слова:
культурное пространство, сакральное пространство, культовая постройка, памятник, Мурманская область.
A. S. Davydova
SACRAL AND THE PROFANE ELEMENTS IN THE SPACE OF ARCTIC TOWNS
Abstract
The article has been presenting the results of the study of sacral and profane elements in the space of towns of Murmansk region. On the base of materials from the Internet, we reveal general cultural significances and meanings about new appear buildings and other new objects as secular so and cult function caused the discourse between citizens.
Keywords:
cultural space, sacral space, sacral building, monument, Murmansk region.
В настоящее время вопросы и проблемы, связанные с исследованием взаимодействия природы, ландшафта и социума являются весьма актуальными для антропологов и этнографов [Романова, Замятин, 2016: 5]. Нередко можно наблюдать синонимизацию понятий «культурный ландшафт», «культурное