Научная статья на тему 'Роль эмоционального интеллекта в развитии билингвов и его связь с языковыми способностями: литературный обзор'

Роль эмоционального интеллекта в развитии билингвов и его связь с языковыми способностями: литературный обзор Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / билингвизм / иностранный язык / языковые способности / обучение / развитие билингвов / emotional intelligence / bilingualism / foreign language / language abilities / learning / development of bilinguals

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анна Н. Ожерельева, Екатерина Г. Денисова

Введение. Нами исследуются теоретические представления и эмпирические данные о влиянии эмоционального интеллекта на развитие психики билингвов, а также связь эмоционального интеллекта с языковыми способностями. Рассмотрены трудности в развитии детей-билингвов и роль эмоционального интеллекта в преодолении этих трудностей. Целью работы является теоретический анализ влияния эмоционального интеллекта на развитие естественных билингвов и их языковые способности, анализего роли эмоционального интеллекта в развитии искусственных билингвов, в частности, в преодолении языковой тревожности. Теоретическое обоснование. Дети, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, испытывают достоверно меньше трудностей в определении эмоционального содержания речи при общении на разных языках. Эмоциональный интеллект помогает в освоении второго языка искусственным билингвам. При этом обучение второму языку является хорошим инструментом в развитии эмоционального интеллекта, так как является одним из компонентов успешной коммуникации. Обсуждение результатов. Уровень эмоционального интеллекта в развитии билингвов является существенным фактором, который положительно влияет на развитие языковых способностей и академическую успеваемость в целом, стабильность психологического статуса, успешность в межличностных отношениях, а также способствует конструктивному формированию языковой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анна Н. Ожерельева, Екатерина Г. Денисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Emotional Intelligence in The Development of Bilinguals and Its Relation to Language Abilities: A Literary Review

Introduction. The authors of this article investigate theoretical concepts and empirical data on the influence of emotional intelligence on the development of the psyche of bilinguals, as well as its relationship with language abilities. Difficulties in the development of bilingual children and the role of emotional intelligence in overcoming these difficulties are considered. The aim of the study is to provide a theoretical analysis of the influence of emotional intelligence on the development of natural bilinguals and their language abilities, its role in the development of artificial bilinguals, in particular in overcoming language anxiety. Theoretical justification. As a result of the analysis, it was found that children with a high level of emotional intelligence experience significantly less difficulties in determining the emotional content of speech when communicating in different languages. Emotional intelligence helps artificial bilinguals learn a second language. At the same time, learning a second language is a good tool in the development of emotional intelligence, as it is one of the components of successful communication. Discussion. the level of emotional intelligence in the development of bilinguals is an essential factor that positively affects the development of language abilities and academic performance in general, stability of psychological status, success in interpersonal relationships, and also contributes to the constructive formation of a linguistic personality.

Текст научной работы на тему «Роль эмоционального интеллекта в развитии билингвов и его связь с языковыми способностями: литературный обзор»

NORTH-CAUCASIAN PSYCHOLOGICAL BULLETIN • 2023 • Vol. 21, № 3 GENERAL PSYCHOLOGY- PERSONALITY PSYCHOLOGY

Научный обзор УДК 159.922

https://doLorg/1021702/ncpb.2023.3.1

Роль эмоционального интеллекта в развитии билингвов и его связь с языковыми способностями: литературный обзор

Анна Н. Ожерельева1*, Екатерина Г. Денисова1

1 Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

*Почта ответственного автора: ojerelieva@yandex.ru

Аннотация

Введение. Нами исследуются теоретические представления и эмпирические данные о влиянии эмоционального интеллекта на развитие психики билингвов, а также связь эмоционального интеллекта с языковыми способностями. Рассмотрены трудности в развитии детей-билингвов и роль эмоционального интеллекта в преодолении этих трудностей. Целью работы является теоретический анализ влияния эмоционального интеллекта на развитие естественных билингвов и их языковые способности, анализего роли эмоционального интеллекта в развитии искусственных билингвов, в частности, в преодолении языковой тревожности. Теоретическое обоснование. Дети, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, испытывают достоверно меньше трудностей в определении эмоционального содержания речи при общении на разных языках. Эмоциональный интеллект помогает в освоении второго языка искусственным билингвам. При этом обучение второму языку является хорошим инструментом в развитии эмоционального интеллекта, так как является одним из компонентов успешной коммуникации. Обсуждение результатов. Уровень эмоционального интеллекта в развитии билингвов является существенным фактором, который положительно влияет на развитие языковых способностей и академическую успеваемость в целом, стабильность психологического статуса, успешность в межличностных отношениях, а также способствует конструктивному формированию языковой личности.

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, билингвизм, иностранный язык, языковые способности, обучение, развитие билингвов

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Для цитирования

Ожерельева, А. Н., Денисова, Е. Г. (2023). Роль эмоционального интеллекта в развитии билингвов и его связь с языковыми способностями: литературный обзор. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(3), 5-16, https://doi.org/10.21702/ ncpb.2023.31

Scientific review UDC 159.922 https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.1

The Role of Emotional Intelligence in The Development of Bilinguals and Its Relation to Language Abilities: A Literary Review

Anna N. Ozherel'eva1*, Ekaterina G. Denisova1 1 Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation 'Corresponding author: ojerelieva@yandex.ru

Abstract

Introduction. The authors of this article investigate theoretical concepts and empirical data on the influence of emotional intelligence on the development of the psyche of bilinguals, as well as its relationship with language abilities. Difficulties in the development of bilingual children and the role of emotional intelligence in overcoming these difficulties are considered. The aim of the study is to provide a theoretical analysis of the influence of emotional intelligence on the development of natural bilinguals and their language abilities, its role in the development of artificial bilinguals, in particular in overcoming language anxiety. Theoretical justification. As a result of the analysis, it was found that children with a high level of emotional intelligence experience significantly less difficulties in determining the emotional content of speech when communicating in different languages. Emotional intelligence helps artificial bilinguals learn a second language. At the same time, learning a second language is a good tool in the development of emotional intelligence, as it is one of the components of successful communication. Discussion. the level of emotional intelligence in the development of bilinguals is an essential factor that positively affects the development of language abilities and academic performance in general, stability of psychological status, success in interpersonal relationships, and also contributes to the constructive formation of a linguistic personality.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Keywords

emotional intelligence, bilingualism, foreign language, language abilities, learning, development of bilinguals

For citation

Ozherel'eva, A. N., Denisova, E. G. (2023). The role of emotional intelligence in the development of bilinguals and its relation to language abilities: a literary review. North-Caucasian Psychological Bulletin, 21(3), 5-16, https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.31

Введение

Актуальность исследований эмоционального интеллекта в целом обусловлена возрастающей значимостью данной характеристики в современном обществе (Солдатова, Чипеева, 2017; Косоногов, Воробьева, Ковш, Ермаков, 2018). В условиях нестабильности, неопределенности во многих сферах жизни все больше внимания исследователи уделяют изучению внутриличностных характеристик, которые способны выступить поддерживающими факторами развития личности на метакогни-тивном уровне (Князева, Карамчаков, 2022).

Особенности развития психики при различных формах билингвизма также представляют собой достаточно актуальную тему исследования, в первую очередь ввиду динамичности самого феномена. Развивающаяся психика чувствительна к изменениям внешней среды (Пастушкова, Саватеева, 2021). В современных условиях возникает необходимость анализа и обобщения актуальных сведений, собранных на выборках детей цифровой эпохи.

Целью работы является изучение современных теоретических представлений и эмпирических данных о влиянии эмоционального интеллекта на развитие психики билингвов, а также его связь с языковыми способностями.

Поиск литературных источников был выполнен на базе поисковой системы Google Академия, а также с использованием ресурсов научных электронных библиотек (eLIBRARY.ru, КиберЛенинка). Отбор источников производился преимущественно за период с 2017 по 2023 год, также анализировались наиболее часто цитируемые источники за период с 1995 по 2017 год.

Теоретическое обоснование

Анализ феномена «эмоциональный интеллект»

Классически в структуре эмоционального интеллекта (ЭИ) выделяется минимум два компонента, отвечающие за знания о причинах и правилах выражения эмоций и эмоциональную сензитивность, общую способность к распознаванию эмоций (Солдатова, Чипеева, 2017). В работах Д. В. Люсина, автора одного из наиболее широко используемых опросников для измерения уровня ЭИ, выделяются универсальный (или базовый) и специфический компоненты распознавания эмоций (Люсин, Пермогорский, 2013).

В более ранних исследованиях часто выделяют четыре составные части эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями. Компоненты «Самосознание» и «Самоконтроль» опре-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

деляют, насколько мы понимаем и знаем себя, насколько умеем управлять своими чувствами и контролировать их. Компоненты «Социальная чуткость» и «Управление отношениями» отражают способность распознавать эмоции людей, управлять ими и налаживать отношения в социуме (Дрогобыцкий, 2007). По словам Д. Гоулмена, главная цель развития эмоционального интеллекта состоит в развитии самосознания (Goleman, 1995). Самосознание является важной составляющей личности человека и выступает базисом для формирования самой личности (Шутенко, 2012).

В трудах Андреевой (2011) эмоциональный интеллект (ЭИ) рассматривается как «когнитивно-личностное образование» с наиболее выраженным когнитивным компонентом, как совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, а также знаний, умений, навыков, операций и стратегий интеллектуальной деятельности, связанных с обработкой и преобразованием эмоциональной информации (Андреева, 2011, с. 283). Автор предлагает разделение ЭИ на компоненты по принципу социальности, сложности функций:

- ЭИ индивида (как врожденные способности к обработке эмоциональной информации);

- ЭИ субъекта деятельности (понимание и совладание с собственными эмоциональными реакциями);

- ЭИ личности (наиболее высокий уровень интеграции знаний об эмоциях и эмоциональных переживаний).

Кроме того, часто в литературе упоминается идея о том, что само разделение на уровни, выделение эмоционального интеллекта личности позволяет подчеркнуть прижизненность и социальность развития и укрепление взаимосвязей эмоционального интеллекта с целым рядом социальных характеристик. Например, с коммуникативной успешностью, адаптивностью, принятием себя и принятием других, общим интеллектом, креативностью и др. (Юрьева, 2019).

В современной научной литературе ЭИ рассматривается как комплексный феномен, основанный на сложном взаимодействии биологических (генетических) и средовых (социально-психологических) факторов развития личности. Так, в наиболее общем виде ЭИ представляет собой способность к обработке эмоциональной информации, включающую распознавание собственных эмоций и эмоций других людей, выражение эмоций и адаптивную регуляцию эмоций, что в конечном итоге обеспечивает более эффективное решение прикладных жизненных задач (Косоногов, Воробьева, Ковш, Ермаков, 2018; Roth et al., 2015).

Билингвизм: особенности обучения и развития билингвов

Билингвизм - это владение двумя языками, которые одинаково активно используются в речи. Синонимом термину «билингвизм» является слово «двуязычие». В литературе встречается множество классификаций билингвизма: по возрасту и способу усвоения второго языка (детский и поздний билингвизм), по среде освоения языка (естественный и искусственный) (Рави, 2021). Так, детский билингвизм - первичный, включает от рождения освоенные языки. Естественная сфера двуязычия в семье, где отец, к примеру, носитель узбекского языка, а мать русскоговорящая, либо наоборот. Поздний билингвизм - это вторичный, приобретённый со временем в школе, колледже и т. п. По среде освоения языка выделяют естественный билингвизм (одновременное освоение двух языков в среде носителей) и искусственный (когда один из языков вводится искусственно не носителем языка) (Сафорбоева, 2021).

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Несмотря на распространённое бытовое представление о том, что в детстве языки усваиваются лучше, большая часть классических исследований свидетельствуют о том, что успешность в освоении второго языка напрямую зависит от качества первого языка. Это обусловлено тем, что речевые навыки, полученные при овладении первым языком, автоматически переносятся на второй и последующие языки. Однако это не говорит о том, что следует «ограждать» ребенка от двуязычного пространства. Согласно представлениям Е. Леннеберга, овладение родным языком способствует созданию биологической матрицы, которая принимает участие в усвоении иностранных языков. Соответственно, у детей-билингвов данная матрица является более продуктивной, что позволяет более качественно переносить имеющийся языковой опыт на другие иностранные языки (Ефременко, 2018).

Коммуникация на двух и более языках способствует активности и гибкости мышления. Ребенок схватывает слова быстро и с помощью этого механизма его мышление и становится более гибким и логичным. В работе Ю. П. Плотницкой (2021) много внимания уделено сведениям о том, как переключение билингвами с одного языка на другой может выступать отличной тренировкой для мозга, в связи с навыком переключения развиваются способность фокусироваться и выполнять несколько задач одновременно и дивергентное мышление. Память развивается стремительней, так как происходит переработка большого объема информации, что приводит к её самосовершенствованию. Поэтому автор приходит к выводу, что ребенок-билингв обладает большим суммарным словарным запасом, владея двумя языками, а значит, его память и другие познавательные способности будут развиваться намного лучше (Плотницкая, 2021). Кроме того, показано, что дети-билингвы более восприимчивы к другим людям и культурам, у них более развито металингвистическое восприятие. Они чаще и быстрее воспринимают грамматические конструкции (Плотницкая, 2021).

Дети-билингвы хорошо владеют коммуникативными навыками, лучше адаптируются, эмоциональная жизнь у них протекает ярче. Эти способности с раннего детства помогают билингвам вступать в межкультурное общение на основе эмоционального интеллекта (Князева, Карамчаков, 2022). Также есть сведения о том, что эмоциональный интеллект во многом определяет индивидуальные механизмы порождения эмоций в процессе овладения иностранным языком, ввиду чего снижается ощущения барьера в процессе коммуникации и формируется более благоприятный эмоциональный фон (Сизова, Сафроненко, 2023).

Наряду с многочисленными свидетельствами о позитивных аспектах развития билингвального ребенка, считается, что билингвизм может стать причиной задержки речевого развития. В то же время следует отметить, что речь как психическая функция зависит напрямую от развития центральной нервной системы, а не от количества усвояемых языков (Плотницкая, 2021).

Характеризуя типичные трудности детей-билингвов, Т. И. Куликова и Н. А. Степанова обращают внимание на то, что, во-первых, ребенок уже в три-четыре года начинает осознавать, что общается на двух языках и поэтому большую роль в процессе обучения играет семья (Куликова, Степанова, 2021). На это указывают и другие работы, где отмечено, что выбор языка диктуется старшими участниками коммуникации и тут необходимо, чтобы окружающие воспринимали положительно двуязычие ребенка и стремление родителей общаться с ребенком на двух языках, так как у ребенка может возникнуть нежелание общаться на двух языках от недостатка позитивного отношения от окружающих. Ровные и спокойные взаимоотношения в семье помогают формированию адекватной самооценки (Пастушкова, Саватеева, 2021).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Формирование языковой личности естественного билингва, как и специфических паттернов мышления и поведения при общении на разных языках, может пойти как конструктивным, так и деструктивным путем. Последний характеризуется большим количеством коммуникативных неудач. При этом показано, что эти различия коммуникативного поведения с возрастом могут перестать проявляться, или проявляться избирательно, в особых коммуникативных ситуациях (Самигулина, Григорьева, 2019).

Также в работе Т. И. Куликовой и Н. А. Степановой (2021) отмечено, что если ребенок овладевает вторым языком в школьном возрасте, то он постоянно склоняется к сравнению двух языков на фонетическом, грамматическом, лексическом уровнях, что приводит к трудностям в произношении, письме и чтении. При этом показано, что боязни отрицательных оценок собеседников, страх ошибиться при произношении, замкнутость и необщительность, завышенные требования к себе и желаемому результату могут повлиять на языковые способности. Тут важно умение вступить в диалог, при этом сформулировав конкретную мысль, которую важно донести до собеседника и при этом осознанно выбрать языковой инструмент для конкретной ситуации (Князева, Карамчаков, 2022). Анализ литературы показал, что при позднем билингвизме двуязычное пространство, как особая развивающая среда, может быть создана, к примеру, через коллароботивное обучение с носителями второго языка. Такой подход является эффективным в развитии навыков речевой деятельности, развитии коммуникативных навыков среди учащихся групп, умения работать в команде, расширении возможности учащихся использовать целевой язык и тем самым развивать свои навыки в нем (Рафикова, 2022). Представление эмоций собеседника другой культуры формируется в процессе общения и во многом посредством языка. Незнание особенностей психоэмоционального состояния, а также специфики вербализации эмоций, это описание переживаний, мыслей, чувств, как положительных, так и отрицательных, с помощью слова в той или иной культуре может привести к формированию барьеров в осуществлении межкультурной коммуникации (Орлова, Белоусов, 2022).

Третьей особенностью или трудностью в развитии билингвов считаются возникающие в процессе одновременного изучения двух языков перегрузки, которые могут провоцировать и срывы нервной системы, и снижение учебной мотивации (Куликова, Степанова, 2021). Считается, что владение двумя языками является негативным фактором в развитии личности и идентификации, что может привести к напряжению и эмоциональной неустойчивости. Многие также считают, что дети-билингвы, поступившие в образовательное учреждение, заранее обречены на неуспеваемость, так как для усвоения программы обучения необходимо полноценно владеть языком, на котором проходит обучение (Рави, 2021).

Многие исследователи и практики отмечают, что в формировании детского билингвизма важным является процесс развития мозга, в частности формирование межполушарного взаимодействия. В задачах, связанных с пониманием эмоционального контекста на двух языках, где очевидно включены оба полушария (левое в большей степени работает с речевым материалом, а правое холистично, актуализирует разнообразные виды эмоций), ребенок может испытывать некоторые трудности в связи с органическими причинами и незрелостью межполушарных связей. Следует отметить также, что формирование билингвизма, билингвальной языковой личности часто проходит на фоне формирования правополушарного типа латерализации мозга, что так же влияет на характер освоения языков в раннем возрасте. Кроме того, если родной язык ребенка уступает по сложности изучаемому языку, то случаи языковой интерференции практически неизбежны (Самигулина, Григорьева, 2019).

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Роль эмоционального интеллекта в развитии билингвов

Предыдущие этапы анализа показали, что ЭИ начинает формироваться и развиваться на самых ранних стадиях онтогенеза. Также большинство исследователей принимает точку зрения о том, что ЭИ развивается в процессе коммуникации и является ключевым фактором коммуникативной успешности. С. И. Князева, А. Н. Карамчаков полагают, что в развитии детей билингвов эти положения так же сохраняют свою силу (Князева, Карамчаков, 2022).

Дети остро переживают свои эмоции, потому что через них они получают информацию об их состоянии или о состоянии другого человека. Позитивные эмоции способствую ощущению безопасности и спокойствия. Негативные эмоции передают прямо противоположные ощущения, ребенок понимает, что что-то не так. Снижение способности распознавать и контролировать собственные эмоции в детском возрасте часто становится причиной снижения уровня адаптации, возрастания коммуникативной тревожности и формирования устойчивой трудности в обучении (Князева, Карамчаков, 2022).

Особенную остроту проблема адекватного восприятия эмоционального содержания речи приобретает при общении на языке, который занимает положение второго, неродного и находится в более слабой позиции (Нагель, Темникова, Буб, Душейко, 2020). Классически считается, что когнитивный и эмоциональный опыт человека, приобретенный на разных языках, остается как бы закрепленным за «своим» языком и носитель двух языков в различных ситуациях будет отдавать предпочтение разным языкам (Нагапетян, 2012). Установлено, что эмоциональные переживания более ярко обсуждаются на том языке, на котором они были испытаны. Реакции на эмоции уже испытаны и имеют усвоенный компонент, который возникает через приобретенные ценности, взгляды, убеждения и привычные поведения (Куликова, Степанова, 2021). К тому же одним из инструментов оценки уровня сформированности билингвизма является определение эмоционального содержания отношения билингва к языкам, и в первую очередь ко второму языку, занимающего, как правило, более слабую позицию.

Развитие эмоционального интеллекта может позволить преодолеть перечисленные трудности в развитии билингвов. В частности, эмоциональный интеллект помогает развить коммуникативные навыки и справиться с языковой тревожностью. Эмпирические данные также подтверждают эту позицию. Так, показана взаимосвязь эмоционального интеллекта с уровнем тревожности при изучении иностранного языка. Было выявлено, что высокий уровень интеллекта является показателем эмоциональной устойчивости и средней или низкой тревожности (Восковская, 2021).

Человек с более высоким эмоциональным интеллектом легко вступает в диалог. В общении важно уметь слушать человека, уметь сопереживать с желанием помочь. Кроме того, значительную роль играет способность контролировать свое поведение в общении, за которой стоит способность управлять своими эмоциями, которая так же входит в структуру ЭИ (Князева, Карамчаков, 2022).

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с языковыми способностями, успешностью в изучении иностранных языков и академической успеваемостью

Взаимосвязь между академической успеваемостью и эмоциональным интеллектом доказана многочисленными эмпирическими исследованиями (Юхно, Денисова, 2022; Roth et al., 2015). Чем выше уровень эмоционального интеллекта у студентов, тем выше их академическая успеваемость и наоборот. Как было описано выше, более развитый эмоциональный интеллект помогает разбираться в эмоциях, вследствие чего лучше происходит процесс адаптации, что помогает преодолеть тревожность.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на изучение иностранных языков. Так, в работах Р. Пишгадам (Pishghadam, 2009) показано, что чем студенты с высоким ЭИ имеют более высокие оценки по языковым навыкам: чтению, аудированию, письму и говорению. В более современных работах также воспроизводится эта тенденция, она объясняется такими компонентами ЭИ, как коммуникативная уверенность и уровень совладания со стрессовыми ситуациями, которыми сопровождаются выполнение учебных заданий по языкам (Восковская, 2021). R. МадЫге et а1. (2017), изучая ЭИ студентов как фактор их когнитивной и аффективной вовлеченности в образовательную деятельность показали его достоверное и позитивное воздействие на академические результаты (МадЫге et а1., 2017). Кроме того, известно, что наиболее тесная связь с академической успешностью отмечается у межличностного ЭИ, который помогает студентам легче разбираться в эмоциях других людей для создания благоприятного эмоционального фона в общении (Листик, Курганова, Кудрявцева, Пашкова, 2022). Студенты, которые лучше управляют своими эмоциями, становятся более счастливыми и строят лучшие социальные отношения (Мельничук, Васьбиева, 2021).

Таким образом, современные исследования в целом воспроизводят классические представления о позитивном влиянии ЭИ на академическую успешность в целом и на успешность в освоении иностранных языков в частности. Процесс обучения как естественного, так и искусственного билингва зависит от сочетания множества субъективных факторов. Наиболее значимыми будут коммуникативная и учебная мотивация, языковая ситуативная тревожность, становление вторичной языковой личности, а также межличностное восприятие и субъективные представления о себе и другие компоненты эмоционального интеллекта (Воронин, Рафикова, 2017). При этом в современной литературе также прослеживается идея о том, что иностранный язык выступает хорошим инструментом для развития эмоционального интеллекта. Е. В. Сизова, О. И. Сафроненко в аналитическом обзоре проблемы развития ЭИ студентов средствами языковых дисциплин говорят о том, что изучение иностранного языка -это процесс, динамичный в эмоциональном и психологическом отношении (Сизова, Сафроненко, 2023). Обучение иностранному языку - это создание коммуникативных ситуаций в разных видах и формах. Успешность межкультурного общения во многом зависит от того, насколько собеседники понимают эмоциональную сферу друг друга и могут использовать эти знания при общении на иностранном языке (Юшкина, 2022). Различные виды речевой деятельности в ходе освоения языковых дисциплин обладают широким спектром возможностей педагогического воздействия, способны стимулировать процесс самопознания обучающихся, принятия себя, исследования ценностной сферы и формирование мировоззрения, а также способствовать тренировке конструктивных коммуникативных навыков, эмпатии, понимания и принятия чужих эмоциональных состояний, развитию навыков саморегуляции (Восковская, 2021).

Двуязычное пространство также может выступать инструментом развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков, так как обучение в межкультурном общении предполагает уметь вступить в диалог, сформулировать мысль и донести ее до собеседника. При взаимодействии ребенок осознанно выбирает языковой инструмент для каждой конкретной ситуации.

Обсуждение результатов

Целью проведенного теоретического обзора было рассмотрение роли влияния эмоционального интеллекта в развитии разных типов билингвов. Важность эмоци-

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

онального интеллекта подтверждается многочисленными эмпирическими данными о связи академической успешности в целом и успешности в освоении иностранных языков с уровнем самосознания, эмоциональной саморегуляции, социальной чуткости, управлением отношениями. Данные категории обеспечивают формирование личности, от которых зависит успешное функционирование в обществе (Юхно, Денисова, 2022; Roth et al., 2015; Pishghadam, 2009; Maguire et al., 2017; Листик, Курганова, Кудрявцева, Пашкова, 2022).

Эмоциональный интеллект является существенным поддерживающим фактором в развитии естественных билингвов (Князева, Карамчаков, 2022). Дети, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, будут испытывать меньше трудностей в определении эмоционального содержания речи при общении на разных языках (Нагель, Темникова, Буб, Душейко, 2020). В искусственном билингвизме эмоциональный интеллект помогает в освоении второго языка, в частности, в преодолении тревожности. При этом обучение второму языку является хорошим инструментом в развитии эмоционального интеллекта, так как является одним из компонентов успешной коммуникации. Дети, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, будут испытывать меньше трудностей в определении эмоционального содержания речи при общении на разных языках. Также уровень эмоционального интеллекта влияет на языковые способности и в целом на академическую успеваемость. (Воронин, Рафикова, 2017).

Результаты исследования могут найти отражение в воспитательных и развивающих целях в области развития и формирования билингвов, а также в изучении иностранных языков. Данные могут быть использованы для создания программ психологического развития билингвов. Эмоциональный интеллект может и должен быть развит в ходе образовательного процесса. Перспективой дальнейшего исследования является изучение психологических и психофизиологических особенностей распознания эмоциональной валентности вербальных стимулов билингвами.

Литература

Андреева, И. Н. (2011). Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Полоцкий государственный университет.

Воронин, А. Н., Рафикова, А. С. (2017). Феноменология искусственного билингвизма: эмпирическое исследование психологических аспектов проблемы. Психология и психотехника, 2, 20-32. https://doi.org/10.7256/2454-0722.201Z2.23627

Восковская, А. С. (2021). Влияние эмоционального интеллекта на процесс изучения и преподавания иностранного языка в неязыковом высшем учебном заведении. Мир науки, культуры, образования, 6(91), 106-110. https://doi.org/ 10.24412/1991-5497-2021-691-106-110

Дрогобыцкий, А. И. (2007). Эмоциональный интеллект современного менеджера. Мир экономики и управления, 7(2), 111-113.

Ефременко, Л. В. (2018). Изучение билингвизма на современном этапе и особенности детского билингвизма. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 24(3), 178-180.

Князева, С. И., Карамчаков, А. Н. (2022). Развитие эмоционального интеллекта как условие формирования коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста. Вестник науки и образования, 1(121), 85- 90.

Косоногов, В. В., Воробьева, Е. В., Ковш, Е. М., Ермаков, П. Н. (2018). Мозговая организация и генетические корреляты эмоционального интеллекта. Интернет-журнал «Мир науки», 2.

Куликова, Т. И., Степанова, Н. А. (2021). Психолого-педагогические проблемы интеграции детей-билингвов в образовательную среду. Международный научно-исследовательский журнал, 12-3(114), 159-165.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Листик, Е. М., Курганова, Е. А., Кудрявцева, Е. Л., Пашкова, О. А. (2022). Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов вуза. Acta Biomedica Scientifica, 7(1), 106-113.

Люсин, Д. В., Пермогорский, М. С. (2013). Распознавание эмоциональной окраски информации: проблема универсальности. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10(3), 86-97.

Мельничук, М. В., Васьбиева, Д. Г. (2021). Определение взаимосвязи критериев эффективности обучения иностранному языку студентов в вузе и их эмоционального интеллекта. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 14(8), 2633-2641. https://doi. org/10.30853/phil210394

Нагель, О. В., Темникова, И. Г., Буб, А. С., Душейко, А. С. (2020). Психолингвистическое, языковое и социолингвистическое портретирование / профилизация функциональных билингвов. Язык и культура, 52, 198-214. https://doi.org/10.17223/19996195/52/13

Нагапетян Р. С. (2012). Билингвизм в наше время. Наука и школа, 6, 146-148.

Орлова, Г. В., Белоусов, Д. С. (2022). Формирование эмотивной компетенции в обучении русскому языку как иностранному. Проблемы современного педагогического образования, 75(2), 251-254.

Пастушкова, М. А., Саватеева, О. В. (2021). Роль семьи в адаптации ребенка-билингва к школьному обучению. Проблемы современного педагогического образования, 73(1), 235-238.

Плотницкая, Ю. П. (2021). Значение и роль двуязычия в развитии ребенка в современном обществе. Инновационная наука, 4, 173-175.

Рави, Р. (2021). Влияние двуязычия на личность: психолого-педагогические исследования зарубежных ученых. Baikal Research Journal, 12(4). https://doi.org/10.17150/2411-6262.2021.12(41.23

Рафикова, А. С. (2022). Роль эмоций в коллаборативном обучении иностранным языкам. Коллекция гуманитарных исследований, 3(32), 6-14. https://doi.org/10.21626/j-chr/2022-3(32)/1

Самигулина, Ф. Г., Григорьева, Н. О. (2019). Детская языковая личность в онтогенезе: моно- и билингвальная специфика. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, (2), 27-35.

Сафорбоева, Р. К. (2021). Особенности обучения билингвов. Экономика и социум, 9(88), 707-710.

Сизова, Е. В., Сафроненко, О. И. (2023). Эмоциональный интеллект студенчества как объект исследования языковых дисциплин: аналитический обзор. Педагогика. Вопросы теории и практики, 8(2), 129-137. https://doi.org/10.30853/ped20230018

Солдатова, Е. Л., Чипеева, Н. А. (2017). Эмоциональный интеллект и креативность в структуре способностей. Психология. Психофизиология, 10(2), 5-14. https://doi.org/10.14529/ psy170201

Шутенко, Е. Н. (2012). Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики. Знание. Понимание. Умение, 1, 196-204.

Юрьева, О. В. (2019). Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 1, 55-65.

Юхно, В. С., Денисова, Е. Г. (2022). Аффективно-когнитивные предикторы академической успешности современных студентов: аналитический обзор. Северо-Кавказский психологический вестник, 20(4), 17-26. https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.4.2

Юшкина, И. В. (2022). Роль эмоционального интеллекта в обучении кадетов иностранному языку. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 4(845), 93-100. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2022_4_845_93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Goleman, D. (2021). Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ. New York: Bantam Books.

Maguire, R., Egan, A., Hyland, P., Maguire, P. (2017). Engaging students emotionally: The role of

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education. Higher Education Research & Development, 36(2), 343-357. https://doi.org/10.1080/ 07294360.2016.1185396

Pishghadam, R. A. (2009). Quantitative analysis of the relationship between emotional intelligence and foreign language learning. Electronic Journal of Foreign Language Teaching, 6(1), 31-41.

Roth, B., Becker, N., Romeyke, S., Schäfer, S., Domnick, F., Spinath, F. M. (2015). Intelligence and school grades: A meta-analysis. Intelligence, 53, 118-137. https://doi.org/10.1016/j. intell.2015.09.002

References

Andreeva, I. N. (2011). Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology. Polotsk State University. (in Russ).

Voronin, A. N., Rafikova, A. S. (2017). Phenomenology of artificial bilingualism: an empirical study of the psychological aspects of the problem. Psychology and psychotechnics, 2, 20-32. https://doi.org/10.7256/2454-0722.201Z2.23627 (in Russ).

Voskovskaya, A. S. (2021). The influence of emotional intelligence on the process of learning and teaching a foreign language in a non-linguistic higher education institution. World of Science, Culture, Education, 6(91), 106-110. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-106-110 (in Russ).

Goleman, D. (2021). Emotional intelligence: Why it can matter more than IQBantam Books.

Drogobytsky, A. I. (2007). Emotional intelligence of a modern manager. World of Economics and Management, 7(2), 111-113. (in Russ).

Efremenko, L. V. (2018). Study of bilingualism at the present stage and features of children's bilingualism. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 24(3), 178-180. (in Russ).

Knyazeva, S. I., Karamchakov, A. N. (2022). Development of emotional intelligence as a condition for the formation of communication skills in bilingual children of primary school age. Bulletin of Science and Education, 1(121), 85-90. (in Russ).

Kosonogov, V. V., Vorobyova, E. V., Kovsh, E. M., Ermakov, P. N. (2018). Brain organization and genetic correlates of emotional intelligence. Internet magazine "World of Science', 2. (in Russ).

Kulikova, T. I., Stepanova, N. A. (2021). Psychological and pedagogical problems of integrating bilingual children into the educational environment. International Journal of Scientific Research, 12-3(114), 159-165. (in Russ).

Listik, E. M., Kurganova, E. A., Kudryavtseva, E. L., Pashkova, O. A. (2022). The relationship between emotional intelligence and academic performance of university students. Acta Biomedica Scientifica, 7(1), 106-113. (in Russ).

Lyusin, D. V., Permogorsky, M. S. (2013). Recognition of emotional coloring of information: the problem of universality. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 10(3), 86-97. (in Russ).

Maguire, R., Egan, A., Hyland, P., Maguire, P. (2017). Engaging students emotionally: The role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education. Higher Education Research & Development, 36(2), 343-357. https://doi.org/10.1080/0729 4360.2016.1185396

Melnichuk, M. V., Vasbieva, D. G. (2021). Determining the relationship between criteria for the effectiveness of teaching a foreign language to students at a university and their emotional intelligence. Philological sciences. Issues in Theory and Practice, 14(8), 2633-2641. https:// doi.org/10.30853/phil210394 (in Russ).

Nagel, O. V., Temnikova, I. G., Bub, A. S., Dusheiko, A. S. (2020). Psycholinguistic, linguistic and sociolinguistic portraiture/profiling of functional bilinguals. Language and Culture, 52, 198-214. https://doi.org/10.17223/19996195/52/13 (in Russ).

Nahapetyan R. S. (2012). Bilingualism in our time. Science and School, 6, 146-148. (in Russ).

Orlova, G. V., Belousov, D. S. (2022). Formation of emotive competence in teaching Russian as a

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

foreign language. Problems of modern teacher education, 75(2), 251-254. (in Russ).

Pastushkova, M. A., Savateeva, O. V. (2021). The role of the family in the adaptation of a bilingual child to school. Problems of modern teacher education, 73(1), 235-238. (in Russ).

Pishghadam, R. A. (2009). Quantitative analysis of the relationship between emotional intelligence and foreign language learning. Electronic Journal of Foreign Language Teaching, 6(1), 31-41.

Plotnitskaya, Yu. P. (2021). The meaning and role of bilingualism in child development in modern society. Innovation Science, 4, 173-175. (in Russ).

Ravi, R. (2021). The influence of bilingualism on personality: psychological and pedagogical studies of foreign scientists. Baikal Research Journal, 12(4). https://doi.org/10.17150/2411-6262.2021.12(41.23 (in Russ).

Rafikova, A. S. (2022). The role of emotions in collaborative learning of foreign languages. Humanities Research Collection, 3(32), 6-14. https://doi.org/10.21626/i-chr/2022-3(32)/1 (in Russ).

Roth, B., Becker, N., Romeyke, S., Schäfer, S., Domnick, F., Spinath, F. M. (2015). Intelligence and school grades: A meta-analysis. Intelligence, 53, 118-137. https://doi.org/10.1016/j. intell.2015.09.002

Samigulina, F. G., Grigorieva, N. O. (2019). Children's linguistic personality in ontogenesis: mono-and bilingual specificity. Current problems of philology and pedagogical linguistics, 2, 27-35. (in Russ).

Saforboeva, R. K. (2021). Features of teaching bilinguals. Economy and Society, 9(88), 707-710. (in Russ).

Sizova, E. V., Safronenko, O. I. (2023). Emotional intelligence of students as an object of research in language disciplines: an analytical review. Pedagogy. Issues in Theory and Practice, 8(2), 129-137. https://doi.org/10.30853/ped20230018 (in Russ).

Soldatova, E. L., Chipeeva, N. A. (2017). Emotional intelligence and creativity in the structure of abilities. Psychology. Psychophysiology, 10(2), 5-14. https://doi.org/10.14529/psy170201 (in Russ).

Shutenko, E. N. (2012). Development of personal self-awareness as a problem of psychological theory and practice. Knowledge. Understanding. Skill, 1, 196-204. (in Russ).

Yuryeva, O. V. (2019). Emotional intelligence and characteristics of personality self-actualization. Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-Economic Sciences, 1, 55-65. (in Russ).

Yukhno, V. S., Denisova, E. G. (2022). Affective-cognitive predictors of academic success of modern students: an analytical review. North Caucasian Psychological Bulletin, 20(4), 17-26. https:// doi.org/10.21702/ncpb.2022.4.2 (in Russ).

Yushkina, I. V. (2022). The role of emotional intelligence in teaching foreign language to cadets. Bulletin of Moscow State Linguistic University. Education and Educational Sciences, 4(845), 93-100. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2022_4_845_93 (in Russ).

Информация о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.