УДК 159.99
Елизаветская Н.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Elizavetskaya N.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLECT IN A PSYCHOLOGIST' WORK
В рамках научного проекта «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эффективности профессиональной деятельности психолога» нами была проведен теоретический анализ литературы, по результатам которого получены следующие выводы.
Во всех профессиях типа «человек-человек» психическое отражение людей и его рефлексия оказываются в основе профессиональной компетентности. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений о социальном интеллекте, поскольку в реальности уровень общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой слишком часто не соответствовали друг другу.
Эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в работе психолога. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом. Эмоциональный интеллект - это сложное интегративное образование, включающее совокупность когнитивных, поведенческих и собственно эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие.
В литературе подчеркивается эмоциогенный характер профессиональной деятельности, реализуемой в системе «человек-человек», вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Поэтому при описании профессионально важных качеств психолога большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты. К ним относятся эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сенситивность, действенность (понимаемая как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т.п.
Способности психолога распознавать и интерпретировать эмоции, возникающие в процессе его профессиональной деятельности, использовать их для решения профессиональных задач в их взаимосвязи с эффективностью деятельности психолога в целом определяют специфику проблемного поля нашего исследования. Эмоциональный интеллект психолога -это когнитивная способность воспринимать, анализировать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные проявления и рефлексивно регулировать эмоции
В какой бы сфере не работал психолог, эффективность его деятельности, помимо профессиональных знаний и навыков, определяется свойствами личности. Наиболее важными свойствами личности психолога являются: аутентичность, толерантность к неопределенности, развитие самопознания и открытость собственному опыту, проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Эффективный психолог - это, прежде всего, зрелый человек. Эмоциональный интеллект является неотъемлемым качеством успешного психолога и психотерапевта, что обосновывается составляющими эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности психолога: самосознание, самоконтроль, эмпатия, мотивация и самомотивация.
УДК 159.99
Елизаветская Н.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Elizavetskaya N.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
EMOTIONAL INTELLECT IN PROFESSIONAL WORK OF A PSYCHOLOGIST
В рамках научного проекта «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эффективности профессиональной деятельности психолога» нами была проведен теоретический анализ литературы, по результатам которого получены следующие выводы.
Профессиональная успешность личности, несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта. Но в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном, основной причиной для выделения которого как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой.
Эмоциональный интеллект в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в работе психолога. Если общий интеллект является фактором академической успешности, то высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом.
Эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в работе психолога.