Потапова Елена Николаевна
РОЛЬ ЭМАНСИПАЦИИ И ФЕМИНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА НА
ПРИМЕРЕ АНИМАЦИИ "THE WALT DISNEY COMPANY"
В статье рассматриваются такие социально-исторические процессы, как эмансипация и феминизация, их влияние на формирование женского образа в анимационной индустрии на примере творчества студии "Дисней". Автор анализирует ряд популярных героинь диснеевских мультфильмов, появившихся с 1937 по 2017 гг., и наблюдает поэтапную эволюцию персонажей. Она проявляется в постепенном изменении характера и внешности, линии поведения и отношения к браку. Результаты исследования показывают, что эмансипация и феминизация играют заметную роль в формировании женского образа в медийных продуктах для детей, проявляясь все ярче в каждой новой кинокартине.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/5-3/37.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 3. C. 130-133. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2017/5-З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
интерпретации текста используются лингвистами очень часто при анализе употреблений языковых единиц, обозначающих конкретный концепт на материале двух и более языков, преимущественно для исследования паремий, фразеологизмов и афоризмов.
Многие лингвисты в своих работах применяют метод ассоциативного эксперимента с помощью выборки из ассоциативных словарей для выяснения ассоциативных норм в тех или иных лингвокультурах. Метод сплошной выборки и прием количественного подсчета незаменимы для установления перечня номинирующих единиц, объективирующих исследуемые концепты, и для статистического подсчета, являющегося необходимым при сопоставительном анализе.
Научные работы И. А. Калюжной и И. С. Блиновой сходны по структуре лингвистического анализа исследуемых концептов. Рассмотрев концепты «детство» и «старость», лингвисты выявили общие и специфические характеристики данных концептов в языковом сознании русских и немцев применительно к лексическим, паре-миологическим и фразеологическим средствам их лингвистической объективации.
Подобные сопоставительные работы вносят свой вклад в развитие не только лингвокультурологии, но и лингвоаксиологии, образовавшейся от слияния лингвистики и аксиологии как науки о природе ценностей, демонстрируя различия в системе иерархии культурных ценностей двух социумов.
Таким образом, в ценностной картине мира феномены детства и старости занимают важное место. Антропоцентрические концепты «детство» и «старость» тесно связаны с социальным и психологическим факторами для современных европейских немецкой и русской культур. Данные сложные когнитивные образования включают в себя понятийные, образные и ценностные признаки, частично совпадающие и различающиеся в немецкой и русской лингвокультурах.
Список источников
1. Блинова И. С. Концепт «старость» в русской и немецкой лингвокультурах: дисс. ... к. филол. н. Волгоград, 2009. 210 с.
2. Залевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека: учеб. пособие. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1977. 83 с.
3. Калюжная И. А. Концепт «детство» в немецкой и русской лингвокультурах: автореф. дисс. ... к. филол. н. Волгоград, 2007. 20 с.
4. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: КомКнига, 2006. 128 с.
MODELING OF THE CONCEPT OF AGE IN THE VERBAL RUSSIAN AND GERMAN CONSCIOUSNESS
Popova Natal'ya Vladimirovna, Doctor in Philology, Associate Professor Melekhova Nataliya Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Michurinsk State Agrarian University natpopova25@mail. ru
The article deals with the problem of verbalization of the volumetric concept "age" from the perspective of cultural linguistics by the material of the German and Russian languages. The methods, that allow realizing verbally specific concepts of "childhood" and "old age" in these two languages, are presented. During the study of anthropocentric notions the authors substantiate the need to analyze not only the conceptual characteristics, but also the value component of the studied concept, which allows displaying generic and specific characteristics in the hierarchy of cultural values of two sociums.
Key words and phrases: concept; linguistic culture; worldview; method; the German language; linguist; the Russian language.
УДК 070
В статье рассматриваются такие социально-исторические процессы, как эмансипация и феминизация, их влияние на формирование женского образа в анимационной индустрии на примере творчества студии «Дисней». Автор анализирует ряд популярных героинь диснеевских мультфильмов, появившихся с 1937 по 2017 гг., и наблюдает поэтапную эволюцию персонажей. Она проявляется в постепенном изменении характера и внешности, линии поведения и отношения к браку. Результаты исследования показывают, что эмансипация и феминизация играют заметную роль в формировании женского образа в медийных продуктах для детей, проявляясь все ярче в каждой новой кинокартине.
Ключевые слова и фразы: тендер; женский образ; женский вопрос; эмансипация; феминизация; медиа; анимация; Дисней.
Потапова Елена Николаевна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова valkyria@yandex. ru
РОЛЬ ЭМАНСИПАЦИИ И ФЕМИНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА НА ПРИМЕРЕ АНИМАЦИИ "THE WALT DISNEY COMPANY"
Женщина испокон веков выполняла множество важнейших функций, таких как продолжение рода, воспитание детей, приготовление пищи. Но со временем некоторые представительницы прекрасного пола обрели голос и потребовали равноправия с мужчинами. Женщины желали иметь авторитет не только в скромных
масштабах кухни или светской гостиной, но и на уровне солидных предприятий, издательств, правительственных организаций. Положение женщины в обществе изменилось. Быть образованной, независимой, свободной, полностью обеспечивать себя и своего ребенка - вот цель современной эмансипированной леди. Процессы раскрепощения прекрасного пола нашли отражение в медиапространстве и, в частности, в анимационных фильмах для детей.
Формирование женского образа (в том числе и в анимации) претерпело эволюцию и проходило поэтапно. Это исторический процесс, обусловленный рядом событий, таких как движения суфражисток или прокатившаяся по миру сексуальная революция.
Наша задача - зафиксировать проявление и определить роль эмансипации и феминизации в формировании женского образа в анимационной продукции для детей. Для анализа мы выбрали ряд анимационных фильмов компании "The Walt Disney Company".
Кинематограф можно назвать зеркалом эпохи. Особенно яркое отражение меняющегося мира мы наблюдаем в работах "The Walt Disney Company". Студия «Дисней» стала классической школой мультипликации и образцом производства высококачественных кинокартин, которые не раз удостаивались высоких наград и лестных отзывов.
Несмотря на то, что в основе диснеевских мультфильмов обычно лежит сказка или предание, даже в декорациях волшебной истории мы легко заметим ссылки на современность. Сюжет мультфильма обыкновенно строится вокруг главной героини, чаще всего - принцессы. Девушка из сказки оказывается напрямую связанной с процессами, происходящими в реальном обществе. За исторический промежуток времени с 1937 г. (выход первого полнометражного анимационного фильма «Белоснежка и семь гномов») по 2017 г. (выход полнометражного анимационного фильма «Моана») главная героиня изменилась не только внешне (костюм, прическа, макияж), но и внутренне (черты характера, линия поведения, отношение к браку).
Современный женский образ в анимации - это плод дерева, корни которого уходят глубоко в прошлое. Проблема прав и свобод женщины (или так называемый «женский вопрос») стала одним из широко обсуждаемых вопросов западной и отечественной публицистики, начиная со второй половины XIX столетия. Во многом полемика вокруг этого вопроса возникла на волне либеральных идей английского философа Джона Стюарта Милля, который был одним из основоположников борьбы за женское равноправие. В 1869 году было опубликовано эссе Милля «О подчинении женщины» [6], ставшее классикой феминистской мысли и программным документом женских движений за эмансипацию.
Так называемый женский вопрос есть вопрос о правоспособности и освобождении целой половины человечества и, следовательно, вопрос о разумном устройстве жизни всего человечества, - пишет журналист и издатель М. К. Цебрикова в предисловии к книге Милля «О подчинении женщины» [9].
Итак, рассмотрим понятия, ключевые для нашей статьи.
Эмансипация - освобождение от зависимости, подчиненности, предрассудков; предоставление равных прав мужчинам и женщинам в общественной, трудовой, семейной, половой жизни [7].
Эмансипация женщин - это выход представительниц прекрасного пола из приватной, домашней сферы в публичную. Когда женщины Западной Европы получили опыт пребывания в публичном пространстве, начали представлять свои интересы в социуме и заявили о ценности своей личности, тогда и зародилась эмансипация. Данный термин появился примерно в середине XIX века и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Постепенно эмансипация приобретает все большие масштабы и оформляется в социальное движение. Цели эмансипации заключались в том, чтобы изменить устоявшиеся социальные позиции и добиться равных с мужчинами прав в оплате труда, в получении образования или высокой должности. Процесс освоения женщинами публичного пространства сопровождался формированием новых социальных ценностей и норм женского поведения, который привел к появлению поколения «новых женщин», отвергавших незыблемое правило, утверждавшее, что «место женщины - в доме» [8, с. 301].
Женская эмансипация протекает на разных уровнях: правовом, социальном, индивидуальном. То есть эмансипация включает в себя обретение равных прав и возможностей с мужчинами, выделение женщин как отдельной социальной группы и осознание ценности женской личности.
Феминизация (от лат. femina - женщина) - возрастание количества женщин в каких-либо социальных, экономических или политических процессах или сферах, а также появление присущих женщинам характеристик [3].
Феминизация отразилась и на производстве анимационных фильмов. Высококвалифицированные специалисты женского пола активно участвуют в трудоемком процессе их создания. Так, например, ответственная роль в создании длинных волос Рапунцель (главной героини диснеевского мультфильма «Рапунцель: Запутанная история») была отведена компьютерному инженеру Келли Уорд, которая защитила диссертацию по компьютерной анимации волос и плотно занималась этим вопросом в течение последних десяти лет.
Роль эмансипации и феминизации становится все очевиднее с каждым новым творением компании Дисней. Увеличение числа сотрудников женского пола, общие демократические тенденции и желание привлечь целевую аудиторию создают благоприятную почву для возникновения новых «неклассических» героинь.
Чем ближе к современности, тем раскованней и многогранней становится женский образ. В 1937 году американским обществом приветствовался традиционный тип домохозяйки. Именно поэтому миловидная Белоснежка воплощает в себе женские добродетели: она приветлива, хороша собой, умеет шить, готовить и с удовольствием посвящает день уборке. Белоснежка религиозна, домовита, чистосердечна, наивна, в ее характере отсутствует внутренняя борьба.
Отметим, что ранние сказочные героини компании «Дисней» - Белоснежка, Золушка, Аврора - пассивны и инфантильны. За их спасение борются принцы. Юные красавицы видят свое будущее в счастливом браке с королевским отпрыском, о самореализации нет и речи.
С приближением нового века героиня мультфильмов становится иной. «Русалочка» 1989 года - это уже прорыв в эволюционном развитии женского образа. Любопытная и смелая рыжеволосая девушка с рыбьим хвостом идет наперекор желаниям отца и правилам приличия подводного мира. Ариэль отдает предпочтение земному принцу - двуногому существу, живущему на суше, - и это ее собственный выбор.
Героиня следующего мультфильма, Белль из «Красавицы и Чудовища» (1991), становится первой блещущей интеллектом девушкой. Умная, а не только красивая - вот на чем делается акцент в данной кинокартине. Благодаря терпеливости и смышлености Белль удается перевоспитать Чудовище. Теперь не только принцы спасают девушек, но и девушки принцев.
Покахонтас («Покахонтас», 1995) и Мулан («Мулан», 1998), экзотичные принцессы из Северной Америки и Китая, вообще ломают стандарты женского поведения. Мулан нарушает древние традиции рода и, переодевшись мужчиной, идет на войну. А Покахонтас не спешит выходить замуж за назначенного племенем жениха и своим телом закрывает английского мореплавателя от оружия индейцев, заявляя, что любит его. Девушки борются за свободу выбора и возможность быть не такими, как все.
Меняется не только характер, но и внешность. Эротичность становится нормой, теперь ею определяется привлекательность женщины. Другими становятся лицо, фигура, одежда героинь теперь более открытая и откровенная. Манящие молодые женщины, такие как арабская красавица Жасмин или греческая соблазнительница Мегара, становятся спутницами жизни главных героев мультфильмов «Аладдин» (1992) и «Геркулес» (1997).
Новый тип женщины-соблазнительницы в полной мере воплощает в себе Мегара из «Геркулеса». Откровенный эротизм героини стал новшеством в мультипликации «Дисней». Ведь Мегара не просто хорошенькая девушка, она страстная и яркая красавица, которая умеет пользоваться своими преимуществами, а женские слабости ловко превращает в оружие соблазнения.
В XXI веке героиня диснеевских мультфильмов продолжает меняться: она становится все более инициативной, активной, интеллектуальной, любознательной, склонной к приключениям и целеустремленной.
Афроамериканка Тиана из мультфильма «Принцесса и лягушка» (2009) стала первой бизнес-леди, которая мечтает не о вечной любви, а о прибыльном деле. Увлеченная своей целью, она готова пожертвовать всем, включая радости молодости, лишь для того, чтобы открыть ресторан. По-деловому настроенная девушка с темным цветом кожи - яркое проявление феминизма, которое отражает реальное стремление современных дам стать самостоятельными и не уступающими мужчинам предпринимателями.
Принцессы, выполненные в технике компьютерной анимации - Рапунцель, Мерида, сестры Эльза и Анна, Моана, - это многогранные личности, характер которых постепенно меняется в течение сюжета. Они привлекательны, но не безупречны. Такие героини приближены к реальности. У них есть свои недостатки, девушки могут ошибаться. Но при этом они активны, свободны в своих поступках и мало зависят от появляющихся в их жизни мужчин. Девушки сами строят свою судьбу, вовсе не нуждаясь в мужской поддержке. Самостоятельность, целеустремленность, серьезность, упорство - вот те качества, которые все ярче проявляются у диснеевских героинь. Ни одна из них не выходит замуж, стремясь реализоваться самой, а не за счет партнера.
Очень важно отметить, что с каждым последующим мультфильмом роль мужчины становится все менее выраженной. Подвиги принцев и свадьбы - это пример классического «Диснея». Современные же мультфильмы вовсе не обязательно должны заканчиваться волшебным поцелуем и венчанием влюбленных. Героини прекрасно справляются с трудностями и без героев либо же используют мужчин в своих целях.
В анимационном женском образе все чаще и ярче проявляются черты феминистки, эмансипированной женщины. Героиня меняется в зависимости от предпочтений и мировоззрения общества в тот или иной исторический период. Сейчас на пике моды красивая, успешная и свободная в своих поступках девушка, которая может постоять за себя и не стремится обременять жизнь узами брака. Именно такой тип женского образа отражен в последних работах студии «Дисней».
Чем ближе к современности, тем более заметной становится разница между героинями, созданными в разное время. Принцессы последних лет приближены к реальности, сказочность и волшебство все еще присутствуют, но уходят на второй план. Самостоятельность, свободолюбие, целеустремленность, упорство, проявление своего «Я» - вот те качества, которые активно проявляются у поздних диснеевских принцесс.
Феминизация и эмансипация женщины - это взаимосвязанные социально-исторические процессы, которые проникли в различные сферы жизни и играют заметную роль при создании анимационных фильмов для детей. Как будет выглядеть и вести себя диснеевская героиня в будущем - покажет время.
Список источников
1. Айвазова С. Г. Феминистская традиция в России // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия
(Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М.: РИК Русанова, 1998. С. 12-65.
2. Анурин В. Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 89-95.
3. Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2-х т. / пер. с англ. М.: Вече; АСТ, 1999. Т. 2. П-Я. 528 с.
4. Горностай П. П. Ресурсы женственности и мужественности // Журнал практического психолога. 2003. № 6. С. 51-55.
5. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации, ориентированные на аудиторию разных возрастов // Мир психологии. 2004. № 3 (39). С. 172-176.
6. Милль Д. С. О подчинении женщин. СПб., 1870. 347 с.
7. Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. ред. В. В. Бурцева, Н. М. Семенова. 5-е изд., стер. М.: Рус. яз. -Медиа; Дрофа, 2008. 817, [15] с.
8. Толстокорова А. В. Влияние женской пространственной эмансипации на формирование образа «новой девочки» в детской литературе индустриальной эпохи // Материалы Международной научной конференции «Чтение на просторах детства: опыт России и мира». Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. / сост. д-р пед. наук, проф. Ю. П. Мелентьева; под ред. акад. РАН и РАО В. А. Лекторского. М.: Канон+, 2013. Вып. 8. С. 301-303.
9. Цебрикова М. К. Предисловие к книге Дж. Ст. Милля «Подчиненность женщины». URL: http://az.Hb.ru/c/cebrikowa_ m_k/text_0030.shtml (дата обращения: 12.03.2017).
THE ROLE OF EMANCIPATION AND FEMINIZATION IN THE FEMALE IMAGE FORMATION BY THE EXAMPLE OF "THE WALT DISNEY COMPANY" ANIMATION
Potapova Elena Nikolaevna
Lomonosov Moscow State University valkyria@yandex. ru
The article deals with such social and historical processes as emancipation and feminization, and their influence on the formation of the female image in the animation industry by the example of the works of the studio "Disney". The author analyzes a number of popular heroines of Disney cartoons, appeared from 1937 to 2017, and observes the phased evolution of the characters. It manifests itself in a gradual change in the character and appearance, the mode of behaviour and the attitude toward marriage. The results of the research show that emancipation and feminization play a significant role in the formation of the female image in media products for children, becoming more and more vivid in every new movie.
Key words and phrases: gender; female image; female issue; emancipation; feminization; media; animation; Disney.
УДК 81'36
В статье освещается проблема частеречной отнесенности причастий в русском, английском и немецком языках. Рассматриваются классические грамматики, лингвистические работы, посвященные причастию, проблемам переходности и синкретизма, анализируется лексикографическое представление причастий в толковых словарях трех языков. Результаты исследования показали, что в русистке решение данной проблемы связывают с разработкой вопросов переходности причастий в другие классы слов. В германистике появилась тенденция к упрощению подхода к определению морфологического статуса причастия.
Ключевые слова и фразы: причастие; статус причастий; неличная форма глагола; гибридная глагольно-именная форма; лексикографическое представление причастий.
Резунова Мария Владимировна, к. филол. н., доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал) в г. Брянске rezunova@mail. гы
О ЧАСТЕРЕЧНОЙ ОТНЕСЕННОСТИ ПРИЧАСТИЙ В ЯЗЫКАХ
В языках существует большой пласт единиц, которые в результате особых семантико-синтаксических условий их функционирования в речи способны соотноситься с категориальным значением различных частей речи. К таким единицам относится и причастие, которое в силу своей двойственной категориальной семантики одновременно сохраняет связь с соответствующим глаголом и, подобно прилагательному, проявляет признаковость.
В целом исследование причастий в разных, особенно в генетически неблизкородственных языках представляет интерес как с точки зрения их количественного представления, степени проявления в них глагольных или именных признаков, так и языковых средств их выражения и функционально-семантической нагрузки в предложении.
Известно, что причастия появились в языке как именные формы, и постепенно в ходе развития языка они оказались в системе глагола и приобрели глагольные категории вида и залога, а также характерную глаголу комбинаторику.
Однако вопрос о частеречной отнесенности причастий в языках до сих пор остается полемическим, так как «в формах причастий наблюдается необыкновенно острый и сложный процесс грамматической гибридизации», в результате которого «в причастной форме сталкиваются и объединяются в противоречивые ряды значений, семантическое единство причастной формы становится колеблющимся и условным» [2, с. 237].
Рассмотрим точки зрения лингвистов XX века на статус причастий в языках.
В русской грамматической литературе ряд ученых, учитывая в причастиях одинаково яркие и сильные признаки и глагола, и имени прилагательного, находят целесообразным выделять их в самостоятельную часть речи (М. В. Ломоносов, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Потебня). А. А. Шахматов называет причастие глагольным прилагательным и предлагает выделить его в отдельную часть речи. Эту точку зрения поддерживают Н. М. Шанский и А. Н. Тихонов [11].