Научная статья на тему 'Роль эллипсиса в создании художественного содержания фольклорного и авторского произведения'

Роль эллипсиса в создании художественного содержания фольклорного и авторского произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
585
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЛИПСИС / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ФИГУРА МЫСЛИ / ПОЭТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ФОЛЬКЛОР / ПОЭЗИЯ / ELLIPSE / ARTISTIC CONSCIOUSNESS / A FIGURE OF THOUGHT / POETIC MEANS / FOLKLORE / POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Злобина Надежда Федоровна

В статье рассматривается техника создания фольклорного и авторского эллипсиса, его стилистическая функция и роль в создании художественного содержания произведения. В фольклоре и литературе эллипсис может быть в форме безглагольного синтаксиса, конструкций с отсутствием союза, союзного слова, предлога, существительного и прочее. В фольклоре эллипсис является фигурой мысли и несет, как и слово, магическую, экспрессивную, коммуникативную, нравственную функцию. В литературе эллипсис из инструмента мысли переходит в категорию поэтических средств, и на первый план выходит его эстетическая функция создания художественного образа. Различия являются следствием расхождений систем мировоззренческих координат, которые определяют объем художественного сознания в фольклоре и литературе. Сходство характера эллипсиса в литературе и фольклоре объясняется законами языка и ориентацией авторского сознания на устную речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ELLIPSIS IN CREATING THE ARTISTIC CONTENT OF THE FOLKLORE AND AUTHOR’S WORKS

The article discusses the technique of creating ellipse in folklore and fiction, its stylistic function and its role in creating the artistic content of fiction. In the folklore and literature ellipse may be in the form verbless syntax structures with the absence of a conjunction, the connective word, preposition, noun and so on. In the folklore ellipse is a figure of thought and carries, as well as word, magical, expressive, communicative, moral function. In literature, ellipse passes from the tool of thought into the category of poetic tools, and its aesthetic function of creating an artistic image moves to the forefront. The analysis allows to conclude that the mentioned differences are the result of differences in the system of ideological coordinates that define the scope of the artistic consciousness of folklore and literature art systems. The similarity of the nature of ellipsis in literature and folklore is explained by the laws of language and by reliance of author’s consciousness on oral speech.

Текст научной работы на тему «Роль эллипсиса в создании художественного содержания фольклорного и авторского произведения»

современные провлелш

ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

УДК 821.1 / 82(091)

РОЛЬ ЭЛЛИПСИСА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО И АВТОРСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Злобина Надежда Федоровна,

доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 115184 Москва, ул. Новокузнецкая, 23 Б, тел.: (495)114 50 80, e-mail: Zlobina-n@bk.ru.

В статье рассматривается техника создания фольклорного и авторского эллипсиса, его стилистическая функция и роль в создании художественного содержания произведения. В фольклоре и литературе эллипсис может быть в форме безглагольного синтаксиса, конструкций с отсутствием союза, союзного слова, предлога, существительного и прочее. В фольклоре эллипсис является фигурой мысли и несет, как и слово, магическую, экспрессивную, коммуникативную, нравственную функцию. В литературе эллипсис из инструмента мысли переходит в категорию поэтических средств, и на первый план выходит его эстетическая функция создания художественного образа. Различия являются следствием расхождений систем мировоззренческих координат, которые определяют объем художественного сознания в фольклоре и литературе. Сходство характера эллипсиса в литературе и фольклоре объясня-

© Н. Ф. Злобина, 2017

вопросы русской литературы, 2017, № 3-4_

ется законами языка и ориентацией авторского сознания на устную речь.

Ключевые слова: эллипсис, художественное сознание, фигура мысли, поэтическое средство, фольклор, поэзия.

Проблема взаимодействия и соотношения фигур речи, языковых инструментов мысли и поэтических средств является частью темы, связанной с языком и мышлением. Связь мыслительных операций и образное их воплощение - процесс сложный и недостаточно изученный. Это интерактивная область историко-филологического исследования, которая объединяет интересы лингвистов, философов, литературоведов, фольклористов, культурологов, этнопсихологов и пр. В статье обращено внимание на содержательное наполнение и специфику фольклорного и литературного эллипсиса и на стремление поэтов восстановить свойства фольклорного эллипсиса в авторском поэтическом тексте.

Еще в середине XIX века Ф.И. Буслаев выделил некоторые разновидности фольклорного эллипсиса, указал на его свойства, например, пропуск слов, слияние предложений и сжимание синтаксиса. Сопутствующей мыслительной операцией мог быть параллелизм. Ученый привел многочисленные примеры фольклорного эллипсиса, для которого характерно опущение союза, союзного слова, т.е. «совокупление главного предложения с придаточным без всякой видимой связи: увидел дурень медведя за сосной, кочку роет кочку коверкает» [3, с. 285]. Эллипсис участвует в формировании фигуры фольклорного параллелизма, т.е. «резко отделяет одно предложение от другого, так что они являются двумя частями параллелизма: в задор войду - тебя убью (81); калачик съешь -больше хочется (27); не дорога камочка - узор хитер» [3, с. 285]. В этом случае «два предложения нечувствительно сливаются и взаимными силами усиливают мысль». Экономия речевых средств выражается в резком сжимании синтаксиса, что является характерной особенностью эллипсиса. «Эллипсис иногда так сжимает предложение, что трудно оное распутать по синтаксическим частям; напр., он первое ученье - ей руку отсек» [3, с. 285]. Результатом эллиптирования является использование глаголов разного

времени в простых предложениях, входящих в состав сложного. «Прекрасно отделяются предложения бессвязные различием времен в речи повествовательной: только в чистом поле наехали, лежат три дороги широкие (181)». [3, с. 285]. Ученый подчеркивал, что важным свойством эллипсиса является его способность придать «силу речи», сделать мысль цельной.

Вслед за Ф.И. Буслаевым примеры эллипсиса можно обнаружить в разных фольклорных жанрах обрядового и необрядового характера. Например, в загадках: «Крест-наперекрест - В каждом доме есть» (окно) [5, с. 408], или в пословицах: «Не разгрызть ореха - не съешь ядра» [6, с. 139]. Примеры можно продолжать. Реальный образно-изобразительный план переводится эллипсисом в систему иносказаний. Иносказательность, в свою очередь, может быть дополнительным компонентом, параллельным основному содержанию. Изучая художественную систему фольклора, проф. В.П. Аникин отметил, что «обнаруживается, как правило, не связь и взаимодействие структуры, а соподчинение... <.. > В частности, в этом состоит отличие фольклорной системы от многих других художественных систем» [2, с. 340]. Таким образом В.П. Аникин указывал на ошибочность литературоведческого подхода к фольклору в целом и фольклорным художественным тропам в частности.

Ученый XXI столетия Ю.И. Минералов, работая в области теории словесности на авторском поэтическом материале, разъясняя специфику эллипсиса, пришел к выводу, что эллипсис - необходимое поэтическое средство для создания запоминающегося глубинного образа. Эллиптическая ниша в художественном произведении - «не просто пустое место, ждущее своего заполнения, а место концентрации ассоциативных отношений, их «переплетения», образующего семантический «клубок», «сгусток содержания, нерасчленимый на логически однозначно сформулированные «идеи»» [4, с. 123]. В результате использования различных форм эллипсиса завязывается «перепутанный "узел" лексических и синтаксических "подразумеваний" и, соответственно, единство, не поддающееся расчленению, воспринимаемого спонтанно, но реального образного содержания» [4, с. 126]. На примере поэзии В.В. Маяковского, Г.Р. Державина исследователь описывает технику создания авторского

эллипсиса, его стилистическую функцию и роль в создании художественного содержания.

В рамках экспериментального нарушения грамматики для создания яркого художественного эффекта В.В. Маяковский мог заменять предлоги или просто снимать их: «окно лечу», «лезем земле». Ошеломляющий эффект объясняется не только вызовом школьной грамматике. Оценивая художественный эффект этих приемов, Ю.И. Минералов пишет: «Взаимные подмены одних служебных элементов речи другими, [...], вряд ли способны вызвать яркий художественный эффект, ибо семантика таких элементов "размыта", "стерта". Иное дело - "выкидка" предлога. Она создает в высказывании ощутимую и зримую "нишу". У раннего Маяковского это излюбленный прием» [4, с. 121]. С помощью эллипсиса поэтом создается телеграфный стиль с эффектом динамизма и поспешности.

Выкидка союзов и союзных слов у Маяковского стилизует разговорный стиль устной речи: «И лезут, <чтобы> стереть нас бездушные вещи». Державинский материал, по мнению исследователя, подтверждает «функциональное родство» данного вида эллипсиса. «Как маслина плодом богата, / <так> Красой и нравами -жена» (Счастливое семейство) [4, с. 123]. Не только предлоги, союзы, союзные слова, но и глаголы, существительные, местоимения, обширные словосочетания могут быть эллиптированы поэтами. Опущение наблюдается и в стиле А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Т. Твардовского и др. В активе любого поэта используется этот инструмент. Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги (Жуковский). Офицер - из пистолета. Тёркин - в мяг-кое штыком (Твардовский).

Эллипсис оказывается ведущим художественным приемом и в поэтическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве» (31 марта -10 августа 1916 г.). Этот прием реализуется в разной форме:

- отсутствия союзов между предложениями: «Красною кистью / Рябина зажглась. / Падали листья,/Я родилась» [7, с. 64],

- пропуске слов, например, глагола: «Облака - вокруг, / Купола -вокруг, / Надо всей Москвой/ Сколько хватит рук!» [7, с. 59],

- немотивированных тире: «И Спасские - с цветами - ворота, / Где шапка православного снята; / Часовню звездную - приют от зол - / Где вытертый - от поцелуев - пол» [7, с. 60],

- соединении простых предложений с глаголами разного времени: «И любила же, любила же я первый звон - / Как монашки потекут к обедне» [7, с. 63],

- соединение предложений без видимой связи: «И льется аллилуйя / На смуглые поля. / - Я в грудь тебя целую, / Московская земля!» [7, с. 64].

В эллиптических предложениях не только глагол, но и существительное, союз, союзное слово и др. сокращены без «возмещения» в контексте. Семантика соответствующей группы глаголов, опущенных связующих слов выражается с помощью зависимого члена словосочетания, логической паузы, которые способствуют указанию на процесс движения. Эллиптическую модель образует непосредственное соединение субстантивного члена, обозначающего деятеля, и глагольного словосочетания со значением цели движения, объекта речи и т. д. Эти модели несут семантику движения, перемещения, интенсивного физического действия, сокращая при этом малочисленные семантические группы или единичные конкретные глаголы. Таким образом эллипсис излучает динамизм, обращает на себя внимание броскостью, дарит яркое впечатление.

В поэтическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве» на уровне безглагольного синтаксиса, или конструкций с отсутствием союза или в форме параллелизма, или немотивированных тире эллипсис выполняет функцию создания образа Москвы предреволюционной эпохи, Москвы одновременно стойкой и сметенной, верующей и попирающей законы, погибающей и вечной. Эти конструкции позволяют разоблачить обыденное, штамп, придают исторический динамизм и стилистическую новизну художественной форме, возвращают речи поэтическую первозданность, присущую народному языку. Творческие возможности эллипсиса и его усилия в этом цикле М.И.Цветаевой направлены на создание широкого спектра полярных ассоциаций, «конвергенции смыслов» жизни - смерти - вечности для воплощения целостного и многогранного образа Москвы. Ассоциативная связь ключевых слов, подчеркнутых эллипси-

сом, обращает наше сознание к возвышенным связям Москвы -России - Небесного Отечества и человека в этих пространствах.

В системе мировоззренческих координат фольклорного и индивидуально-авторского мышления средства поэтики занимают свою нишу. Эта ниша может совпадать, а может не совпадать в системе предыдущих или последующих эпох. Существует зависимость и трансформация категорий поэтики от смены типов художественного сознания. «Категории поэтики заведомо подвижны. Даже тогда, когда в длительной исторической перспективе они сохраняют свою актуальность, от периода к периоду и от литературы к литературе, они меняют свой облик и смысл, вступают в новые связи и отношения, всякий раз складываются в особые и отличные друг от друга системы. Характер каждой такой системы обусловлен в конечном счете литературным сознанием эпохи» [1, с. 3]

Фольклор, устное народное творчество, базируется и воссоздается на мифопоэтическом художественном сознании (поэтика без поэтики). Первобытная культура, которая рождает фольклор, синкретична и соединяет в себе зачатки словесного, музыкального, танцевального, театрального искусства, а также эпического, лирического и драматического родов поэзии. Многие ученые полагают, что стилистические приемы в фольклоре имеют широкое значение. «Слово в первую очередь обладает магической экспрессивной, коммуникативной, но не эстетической функцией. Для этого периода в целом характерно, что стилистические приемы, «фигуры речи», еще не осознаются и не выделяются в качестве простых украшений речи. Их роль значительно шире» [1, с. 13]. Они являются универсальной формой мысли, преднаучного объяснения мира, рожденного впечатлением, отражающим предмет нашим сознанием. Формой мысли являются сравнение, метафора, антитеза, метонимия, синекдоха, эллипсис и прочее. Эллипсис выражает мысль в максимально сжатой форме, что, несмотря на сокращение языкового материала, дает максимальный эффект в привлечении внимания. Такая тенденция к экономии средств выражения способствует аккумуляции мысли. В эллипсисе мысль еще не выражена словом. Оно ищет-

ся. Мысль бессловесна, потому что эллипсис - это опущение, значимый пропуск слова. Концентрация мысли заключена в смысловой паузе. Для архаической поэтики, которая еще не осознается таковой, характерно сближение, схождение, взаимоуподобление элементов языка, совпадение смыслов в результате общности происхождения.

Эти свойства эллипсиса, безусловно, привлекали поэтов, добивавшихся воплощения мысли в слово, с помощью которого создавали художественный образ. Речевая фигура эллипсиса перешагнула за русло своего времени и навсегда вошла в сокровищницу художественного творчества. Это новый регистр существования эллипсиса. Исследователи считают, что эллипсис в различных его модификациях и функциях является серьезным стилеоб-разующим фактором, а стиль, как известно, является ключом к содержанию произведения, мысли автора. Использование эллипсиса автором обусловлено его филологически обоснованной работой над реалиями предметного мира и над русским языком. В литературе, поэзии эллипсис - это художественный троп, стилистическая фигура для создания образной экспрессии [4, с. 36]. Эллипсис помогает вносить в произведение разговорные ритмы, экспрессию народного слова, легкого, живого, доступного, и фольклорного синтаксиса, что является дополнительным эффективным средством формирования объемного многосоставного картинного образа.

Форма эллипсиса в фольклоре и авторском творчестве одинаковая. При этом художественные средства в фольклоре не самостоятельны, они тесно связаны с запечатлением бытовых идей и эмоций, нет прямых эстетических установок в фольклорной речи, т.е. присутствует несвободная фольклорная поэтика. Все дело в отношении к этой форме. В фольклоре тропы - это кладовая народного знания. Если в фольклоре это форма мысли, отражающая сакральный смысл (неосознанно-художественный прием), то в авторском творчестве это сознательный прием украшения речи, с помощью которого автор добивается весомости и первозданности слова, возвращения ему священных смыслов. Эллипсису присущ тон открытия еще непознанного, открываемого взаимной силой паузы и

вопросы русской литературы, 2017, № 3-4_

мысли. Эллипсис связан с устной речью и перемещает разговорные интонации фраз в регистр усиленной экспрессии. Если ритмика в фольклоре изначально выполняла обрядовую функцию, то в авторской поэзии - эстетическую. Сходство характера эллипсиса в литературе и фольклоре объясняется законами языка и ориентацией авторского сознания на устную речь, как это есть в устной народной словесности.

Список использованных источников

1. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 3-38.

2. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 1996. 408 с.

3. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. 512 с.

4. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М.: Владос, 1999. 360 с.

5. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. вып. 2. Детство. Отрочество / сост., подгот. текстов, вступ. Статья, комм. В. Аникина. М., Худож. лит., 1994. 525 с.

6. Русское устное народное творчество: Хрестоматия / Сост. А.В. Кулагина. М.: Изд-во РОУ, 1996. 800 с.

7. Цветаева М.И. Поклонись Москве... : Поэзия. Проза. Дневники. Письма / сост., вступит. статья, примеч. А.А. Саакянц. М.: Моск. рабочий, 1989. 528 с.

THE ROLE OF ELLIPSIS IN CREATING THE ARTISTIC CONTENT OF THE FOLKLORE AND AUTHOR'S WORKS

Zlobina Nadezhda Fedorovna,

Doctor of Philology, Professor of the Department of Modern Russian Language, St. Tikhon's Orthodox University, 115184 Moscow, 23 Novokuznetskaya St., tel.: (495)114-50-80, e-mail: Zlobina-n@bk.ru.

The article discusses the technique of creating ellipse in folklore and fiction, its stylistic function and its role in creating the artistic content of fiction. In the folklore and literature ellipse may be in the form verbless syntax structures with the absence of a conjunction, the connective word, preposition, noun and so on. In the folklore ellipse is a figure of thought and carries, as well as word, magical, expressive, communicative, moral function. In literature, ellipse passes from the tool of thought into the category of poetic tools, and its aesthetic function of creating an artistic image moves to the forefront. The analysis allows to conclude that the mentioned differences are the result of differences in the system of ideological coordinates that define the scope of the artistic consciousness of folklore and literature art systems. The similarity of the nature of ellipsis in literature and folklore is explained by the laws of language and by reliance of author's consciousness on oral speech.

Keywords: ellipse, artistic consciousness, a figure of thought, poetic means, folklore, poetry.

References

1. Averintsev S.S., Andreyev M.L., Gasparov M.L., Grintser P.A., Mikhaylov A.V. Kategorii poetiki v smene literaturnykh epoch [Categories of poetics in the change of literary epochs] // Istoricheskaya poetika. Literaturnyye epokhi i tipy khudozhestvennogo soznaniya. M.: Naslediye, 1994. S. 3-38.

2. Anikin V.P. Teoriya fol'klora. Kurs lektsiy [Theory of folklore. Lecture course]. M., 1996. 408 s.

3. Buslayev F.I. Prepodavaniye otechestvennogo yazyka [Teaching domestic language]. M.: Prosveshcheniye, 1992. 512 s.

4. Mineralov Yu.I. Teoriya khudozhestvennoy slovesnosti [The theory of art literature]. M.: Vlados, 1999. 360 s.

5. Mudrost' narodnaya. Zhizn' cheloveka v russkom fol'klore. vyp. 2. Detstvo. Otrochestvo [Folk wisdom. Human life in Russian folklore. issue 2. Childhood. Adolescence] / sost., podgot. tekstov, vstup. Stat'ya, komm. V. Anikina. M., Khudozh. lit., 1994. 525 s.

6. Russkoye ustnoye narodnoye tvorchestvo: Khrestomatiya [Russian oral folk art: Reader] / Sost. A.V. Kulagina. M.: Izd-vo ROU, 1996. 800 s.

7. Tsvetayeva M.I. Poklonis' Moskve...: Poeziya. Proza. Dnevniki. Pis'ma [Bow to Moscow ...: Poetry. Prose. Diaries. Letters] / sost., vstupit. stat'ya, primech. A.A. Saakyants. M.: Mosk. rabochiy, 1989. 528 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.