Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭЛЕМЕНТА -ι- В ОБРАЗОВАНИИ ОСНОВ ПРЕЗЕНСА С СУФФИКСОМ -σκ- В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ'

РОЛЬ ЭЛЕМЕНТА -ι- В ОБРАЗОВАНИИ ОСНОВ ПРЕЗЕНСА С СУФФИКСОМ -σκ- В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESENT STEM ι-REDUPLICATION / SUFFIX -ι-σκ- / ПРЕЗЕНТНАЯ РЕДУПЛИКАЦИЯ НА -ι- / СУФФИКС -ι-σκ- / ОБРАЗОВАНИЕ ОСНОВ ПРЕЗЕНСА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ / FORMATION OF PRESENT STEMS IN ANCIENT GREEK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриева Софья Игоревна

В статье рассматриваются древнегреческие глаголы с суффиксом -σκ-, содержащие элемент -ιв слоге редупликации или перед суффиксом (глаголы на -ι-σκ-). В греческих формах на -σκс удвоением элемент -ιмаркирует основу презенса, противопоставляясь редупликации на -ε-, характерной для аориста и перфекта. Особенности образования презентных основ на -σκпозволяют сопоставить функцию -ιв слоге редупликации с функцией суффиксального -ιв последовательности -ι-σκ-.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the element -ιin the formation of the Ancient Greek present stems in -σκ-

The paper examines Ancient Greek verbs in -σκcontaining the element -ιin the reduplication syllable or before the suffix (verbs in -ι-σκ-). The element -ιin Greek reduplicated forms marks the present stem and is opposed to ε-reduplication, typical for aorist and perfect. It is argued that the character of the formation of secondary present stems in -σκallows to suggestfunctional similarity between the reduplication vowel -ιand the element -ιplaced before the suffix in the sequence -ι-σκ-.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭЛЕМЕНТА -ι- В ОБРАЗОВАНИИ ОСНОВ ПРЕЗЕНСА С СУФФИКСОМ -σκ- В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ»

РОЛЬ ЭЛЕМЕНТА -I-В ОБРАЗОВАНИИ ОСНОВ ПРЕЗЕНСА С СУФФИКСОМ -ОК- В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассматриваются древнегреческие глаголы с суффиксом -ок-, содержащие элемент -I- в слоге редупликации или перед суффиксом (глаголы на -1-ок-). В греческих формах на -ок- с удвоением элемент -I- маркирует основу презенса, противопоставляясь редупликации на -Е-, характерной для аориста и перфекта. Особенности образования презентных основ на -ок- позволяют сопоставить функцию -I- в слоге редупликации с функцией суффиксального -I- в последовательности -1-ок-.

Ключевые слова: презентная редупликация на -1-, суффикс -1-ок-, образование основ презенса в древнегреческом языке.

Образование вторичных основ презенса с суффиксом *-8ке/о- принято связывать с процессом восполнения глагольной парадигмы новыми формами. Суффикс *-8ке/о-, образуя основы презенса от аористов или перфектов, менял аспектуальное значение первичной глагольной основы (см., напр. Kurylowicz 1964; БШег 1995). Точное количество презенсов, образованных от внепрезентных основ, до сих пор не установлено. Тем не менее, существуют две группы презенсов на -ок-, которые чаще других возводят к внепрезентным образованиям: это презенсы с редупликацией на -ь ^аса1опе ЯатаГ 1967: 108), а также ряд глаголов на -шкю (Шантрен 2010: § 259; 7егёш 1999).

Редупликация на -ь в индоевропейский период служила для образования основ тематического и атематического презенса, дезидератива и интенсива1 (ЫУ2: 16-17; 24). В отличие от дези-деративных и интенсивных образований2, основы презенса с

1 В словаре LIV2 интенсив выделяется в качестве самостоятельной основы, которая в отдельных языках образует различные формы.

2 В греческом языке только одна форма считается восходящей к

интенсиву с удвоением: аорист SsiSsxaTai. Этот интенсив, в свою очередь, мог быть образован от двух корней: *deik- (LIV2: Schirmer, Kümmel: sv. 1. *dej£-), от которого происходит презенс SsiKvuui или *dek-, от которого образован презенс 5sxop,ai (LIV2: Lipp: sv. *dek-). Ни одного дезидератива с i-редупликацией для греческого не

восстанавливается (LIV2: 723).

редупликацией на -i- находят в греческом языке широкое распространение, при этом огласовка -i- в слоге редупликации закреплена за презенсом и не встречается в других основах. Редуплицированные аористы и перфекты демонстрируют удвоение на -e-. Эта особенность греческой глагольной редупликации часто отмечается в исследованиях (Duhoux 2000: § 69; Niepokuj 1997: 95, 191-194; Beckwith 1997: 175-176; Zukoff 2012: 27-28). В греческом языке закрепленность -i- за презент-ной редупликацией могла стать причиной исчезновения пре-зенсов с редупликацией на -е-3: Э. Зилер отмечает, что переход огласовки -e- в -i- у некоторых глаголов мог произойти в результате аналогического воздействия (Sihler 1995: 487). Презентная редупликация на -i- продуктивна в санскрите, хеттском, авестийском, тохарском; встречается в латинском и древнеирландском (см.: LIV2: 712; Kulikov 2005: 432). В хеттском языке существовали презенсы с редупликацией на -i-, образованные от презенсов hi-спряжения (Melchert 1984: 98-100).

Следующие глаголы на -ок- с редупликацией на -і- образованы от форм с редупликацией на -є- вне презенса: кікХ^окю от аориста ¿кєкХєто или от перфекта кєкХпцаї (Giacalone Ramat 1967: 108; Zerdin: 114-115); ціцу^окоцш от перфекта цє^пцаї; тгтокоцаї от аориста i^t^ov (Giacalone Ramat 1967: 108; Zerdin 1999: 114, 202).

Наряду с переходом аористной редупликации в презентную, закономерным представляется и обратный процесс: аорист, образуясь от презенса с удвоением, использует огласовку -є-. Так, презенс 8і8аокю, образованный от основы с редупликацией на -i- *di-dens/dns-, по-видимому, является древним (в авест. есть соответствующий презенс did^s), в то время как аорист 8є8ає считается вторичным по отношению к презенсу (Beckwith 1997: 79; LIV2: Lipp: sv. *dens-).

Есть группа глаголов, образованных от корня в нулевой ступени без редупликации, но в презенсе демонстрирующих удвоение с огласовкой -i-: уіуу^окю, їХаокоцаї, тфайокю.

3Из 53-х основ презенса с редупликацией на -е-, реконструируемых в LIV2, только 5 представлены в греческом языке, при этом редупликация на -e- или не сохранилась, или перестала быть узнаваемой: SiSrapi

< *de-doh3/dh3- (Kümmel: sv. *deh3-); xiOnpi < *dhe-dhoh1/dhh1- (Zehnder, Kümmel: sv. *dheh1-); ßißaq < *gue-guoh2/guh2- (Kümmel: sv. *gueh2-); єихорш < *h1e-h1uoguh/h1uguh (Kümmel: sv. *h1ueguh-); шриорш < лемма под знаком вопроса ?*h3e-h3ruH- (Kümmel: sv. h3reuH-).

Презенс уїуу^окю возводят к аористу éyvrnv (Мейе: 236; Giacalone Ramat 1967: 108).

Для ЇМокоцаї словари практически единогласно восстанавливают праформу с редупликацией *ої-о^а-окоцаї (Pokomy 1959-1965: sv. 6. sel-, sela- : sla-; DELG: sv. іМокоцаї; Beekes 2010: sv. іМокоцаї), за исключением LIV2 (LIV2: Rix H., Zehnder Th. sv. *selh2-), где исходная форма для презенса приводится без редупликации: *slh2ské. Согласно LIV2, закономерный вид корня был бы t(h)laske, однако, по аналогии с редуплицированным презенсом /hila-/ и с сигматическим аористом, в котором -а- было кратким, основа презенса имеет огласовку -i- и краткое -a-: /hila°/. Влияние сигматического аориста на краткость -a- также предполагает Бекес (Beekes 2010: sv. і Мокоцаї). Шантрен, напротив, считает, что сигматический аорист и футу-рум произошли от презенса на -ок- (DELG: sv. і Мокоцаї). По мнению Клингеншмитта (Klingenschmitt 1970: 75-88), и.-е. праформа является контаминацией двух разных основ презенса: * slh2-ske/o (арм. alac’em) и *sislh2 (ср. греч. *sisla в ї^ао^

< * sislawos). В качестве однокоренных соответствий вне презенса для *ої-о^а-окоцаї приводятся эолийские формы императива, восходящие к основе перфекта: є^а0ї, є^атє из

*оє-о^а-0ї (DELG: sv. іМокоцаї). Таким образом, несмотря на то, что презенс і Алокоцаї, по-видимому, нельзя с уверенностью назвать образованием от основы перфекта, можно говорить о наличии противопоставленных друг другу форм с редупликацией и нулевой ступенью корня.

Презенс тфайокю считают образованным от аориста 9áe (Giacalone Ramat 1967: 108; Beekes 2010: sv. фáоg). Шантрен (DELG: sv. ф^) утверждает, что тфайокю образован

непосредственно от основы фар-.

Рассмотрев презенсы с редупликацией на -ї-, можно сделать следующий вывод: ассоциация редупликации на -ї- с основой презенса способствует тому, что при образовании новых пре-зенсов на -ок- от редуплицированных аористов или перфектов, редупликация на -e- приобретает огласовку -i-. Если аорист 8є8ає образован от З^окю, то имеет место обратный процесс.

Интерес представляет тот факт, что формант -ї- присутствует во всех редуплицированных основах презенса на -ок-. Как показано выше, он может находиться в слоге редупликации. При этом есть ряд тематических аористов с удвоением, образующих презенсы на -ок-, где из-за типа редупликации или

вследствие фонетических процессов в образованном презенсе не содержится -i- в удваиваемом слоге. Это основы, начинающиеся на гласный, а также основы, в которых редупликация уже не ощущалась носителями языка. Следующие презенсы образованы от тематических аористов, начинающихся на гласный: апа-фшкю от аориста ^naqiov (DELG: sv. апафшкю; GEW: sv. апа-фшкю; Zerdin 1999: 121); араршкю от аориста apapov (DELG: sv. араршкю; Zerdin 1999: 123; LIV2: Kümmel: sv. 1. *h2er-; Beekes 2010: sv. араршкю). Презенс еиршкю бразован от аориста eupov < *ue-ur(h1)-e/o (Beckwith 1997: 173), утратившего редупликацию.

Можно предположить, что при невозможности преобразовать слог редупликации, для обозначения презенса использовался формант -i- перед суффиксом.

Наконец, существуют формы с редупликацией, содержащие элемент -i-, исторически входивший в состав корня. Это презенс ¿шкю, образованный от перфекта £01ка < *ue-uoyk/uik- (LIV2: Kümmel: sv. *ueik-) и презенс 8е18шкоцш, который сопоставляют с аористом 8е18е%ата1. Этот аорист, в свою очередь, возводят к и.-е. основе редуплицированного интенсива *dei-doik/dik наряду с скр. прич. dedisat- ‘показывающий’ и др.-авест. daedöst ‘показывает’ (LIV2: Schirmer, Kümmel: sv. 1. *deik-). В результате упрощения группы согласных *-ksk-, образовалась последовательность -i-ок-, где -i- представляет собой гласный корня, который мог начать восприниматься как часть суффикса4.

Показатель презенса -i- могут содержать глаголы на -ок- без редупликации, образованные от корня в нулевой ступени: аНокоцш; ¿паиршкоцш5; 0^п(1)окю; 0рю(1)окю.

Суффиксальное -i- встречается, кроме греческого, в хеттском -isk-, армянском -ic’-, в латинских глаголах на -isco(r)6. Появление форманта -i- в греческом языке исследователи объясняли как фонетически, так и морфологически.

4 Это предположение высказывает Б. Вайн, однако добавляет, что его теорию о появлении -I- перед -ак- это не объясняет (Vine 1993: 54).

5 Презенс связывают с аористом enaupsiv (Peters 1980: 22), не имеющим четкой этимологии (GEW: sv. enaupiaKra; Beekes 2010: sv. enaupiaKra).

6В отдельных языках появление -i- объясняли по-разному: анаптикса в хеттском (Melchert 1984: 108; Hoffner, Melchert 2008: 34), суффикс *-ye/o- в латинском (Keller 1992: 291. Список древних глаголов на -Tsco(r) см.: Haverling 2000: 399-401.

1) Б. Вайн предлагает фонетическую интерпретацию: гласный -i- встречается, в большинстве случаев, у основ на плавный, таким образом, он мог появиться в результате вокализации -i- первого ларингального в последовательности TRh1-ske/o- (Vine 1993: 55). Наличие противоречащего этой теории глагола аяафшкю Вайн объясняет аналогическим воздействием араршкю.

2) Согласно другой линии рассуждений, -i- является отдельным элементом.

a) Бругман (Brugmann 1892: 1034) считал -i- в глаголах еиршкю, аНокоца1, араршкю расширителем корня (Wurzeldeterminativ), таким же как в глаголах на -ivro. Другие формы на -шкю, по мнению Бругмана, образованы по аналогии с предыдущими.

b) Формант -i- представляет собой суффикс *-ye/o- в нулевой ступени (Мейе 2007: 235; Keller 1992: 290).

c) К. Шилдс полагает, что суффикс *-isk- содержит контаминацию квантитативных наречных частиц со значением не-един-ственности *-i-7 и *-(e)s (Shields 1984: 122; Shields 1992: 130). Однако, учитывая специфику образования презенсов на *-ske/o-, более оправданным с точки зрения семантики было бы связать суффиксальный показатель -i- с наречным элементом с локативным значением ‘здесь и сейчас’8. Такое понимание, с одной стороны, позволило бы объяснить все глаголы на -шк- в греческом языке, а с другой - не противоречит данным других языков, в которых встречается -i- перед *-ske/o-: наречный элемент со значением ‘hic et nunc’ входит в состав основы презенса9.

Несмотря на то, что установить происхождение элемента -i- является задачей, далеко выходящей за рамки одной статьи, результаты сопоставления -i- в слоге презентной редупликации и -i- перед суффиксом -ок- позволяют наметить определенное функциональное сходство этих двух формантов, из чего следует, что -i- перед -(Ж- следует скорее считать отдельным элементом с определенным значением.

7 В качестве примера употребления квантитативного *-i- приводится показатель именного не-единственного числа в скр. naman-i ‘имена’, хетт. kurur-i ‘враги’ и греч. luko-i ‘волки’ (Shields 1984: 122).

8 О реализации НЭ *-i- в греческом языке см.: Казанский 2007: 86-87.

9 Шилдс утверждает, что наречные элементы могли сохранять свою самостоятельность и способность образовывать новые формы в отдельных языках (Shields 1984: 118).

Сокращения

DELG = Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la lange grecque. Histoire des mots. T. 1-4. Paris: Klincksieck, 1968-1980.

GEW = Frisk Hj. Griechisches etymologisches Wörterbuch. Bd. 1-3. Heidelberg, 1954-1972.

LIV2 = Rix H., Kümmel M., Zehnder Th., Lipp R., Schirmer B. (Hg.). Lexikon der indogermanischen Verben. Die Wurzeln und ihre Primärstammbildungen. 2. Aufl. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2001.

Литература

Казанский 2007 - Казанский Н. Н. Следы субъектно-объектного спряжения в праиндоевропейском? // Типология языка и теория грамматики. Материалы Международной конференции,

посвященной 100-летию со дня рождения С. Д. Кацнельсона. СПб., 2007. С. 84-87.

Шантрен 2010 - Шантрен П. Историческая морфология греческого языка / Пер. Я. М. Боровского. Изд. 3. М.: 2010.

Beckwith 1997 - Beckwith M. C. The Greek Reduplicated Aorist. PhD thesis. Yale University, 1997.

Beekes 2010 - Beekes R. S. P. Etymological Dictionary of Greek. With the assistance of L. van Beek. Vol. 1—2. Leiden; Boston, 2010 (=A. Lubotsky (ed.) Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series. Vol. 10/1-2).

Brugmann 1892 - Brugmann K. Grundriss der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen. Bd. II: Wortbildungslehre (Stammbildung und Flexionslehre). 2. Hälfte. Strassburg: K. J. Trübner, 1892.

Duhoux 2000 - Duhoux Y. Le verbe grec ancien. Éléments de morphologie et de syntaxe historiques. 2e édition revue et augmentée. Louvain-la-Neuve: Peeters, 2000.

Giacalone Ramat 1967 - Giacalone Ramat A. La funzione del suffisso -ok- nel sistema verbale Greco // Archivio Glottologico Italiano. 1967. Vol. 52. P. 105-123.

Giannakis 1997 - Giannakis G. K. Studies in the syntax and semantics of the reduplicated presents of Homeric Greek and Indo-European. Institut für Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck: Foreign Language Study, 1997.

Hoffner, Melchert 2008 - Hoffner H., Melchert C. A grammar of the Hittite language. Part 1: Reference Grammar. Winona Lake, Indiana, 2008. P. 34.

Keller 1992 - Keller M. Les verbes latins à infectum en -sc-, étude morphologique à partir des formations attestées dès l'époque préclassique // Revue d'études latines. 1992 (= Collection Latomus 216).

Klingenschmitt 1970 - Klingenschmitt G. Griechischen iXaaKsa0ai // Münchener Studien zur Sprachwissenschaft. 1970. Hft. 28. S. 75-88.

Kulikov 2005 - Kulikov L. I. Reduplication in the Vedic Verb: Indo-European inheritance, analogy and iconicity // Hurch B. (ed.). Studies on Reduplication. Berlin: Mouton de Gruyter, 2005. P. 431454.

Kurylowicz 1964 - Kurylowicz J. The inflectional categories of Indo-European. Heidelberg: C. Winter, 1964.

Melchert 1984 - Melchert C. Studies in Hittite historical phonology // Haebler C., Neumann G. (Hrsg.). Ergänzungshefte zur Zeitschrift für Vergleichende Sprachforschung. 1984. Nr. 32. P. 108.

Niepokuj 1997 - Niepokuj M. The Development of Verbal Reduplication in Indo-European // JIES Monographs. 1997. 24.

Peters 1980 - Peters M. Untersuchungen zur Vertretung der

indogermanischen Laryngale im Griechischen. Wien, 1980.

Pokorny 1959-1965 - Pokorny J. Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch. Bd. 1-2. Bern; München: Francke Verlag, 1959-1965. Shields 1992 - Shields K. C. A History of Indo-European Verb Morphology // Current Issues in Linguistic Theory. 1992. Vol. 88.

Shields 1984 - Shields K. The Indo-European verbal suffix *-sk- // Emerita.

1984. T. 52, fasc. 1. P. 117-123.

Sihler 1995 - Sihler A. L. New Comparative Grammar of Greek and Latin.

NY; Oxford: Oxford University Press, 1995.

Vine 1993 - Vine B. Greek -ioXro and Indo-European “*-iske/o-” // Historische Sprachforschung / Historical Linguistics. 1993. Bd. 106, H. 1. P. 49-60.

Zerdin 1999 - Zerdin J. Studies in the Ancient Greek Verbs in -skö. D. Phil.

thesis. Oxford, 1999.

Zukoff 2012 - Zukoff S. The phonology of verbal reduplication in ancient Greek: an optimality theory approach. A Thesis Submitted to the Graduate Faculty of The University of Georgia in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Ma. Athens, Georgia, 2012.

S. I. Dmitrieva. The role of the element -i- in the formation of the Ancient Greek present stems in -ok-

The paper examines Ancient Greek verbs in -ok- containing the element -i- in the reduplication syllable or before the suffix (verbs in -i-ok-). The element -i- in Greek reduplicated forms marks the present stem and is opposed to s-reduplication, typical for aorist and perfect. It is argued that the character of the formation of secondary present stems in -ok- allows to suggestfunctional similarity between the reduplication vowel -i- and the element -i- placed before the suffix in the sequence -i-ok-.

Keywords: present stem i-reduplication, suffix -i-ok-, formation of present stems in Ancient Greek.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.