Научная статья на тему 'Роль электронных образовательных ресурсов в решении проблемы сохранения национальных языков (на примере мордовских языков)'

Роль электронных образовательных ресурсов в решении проблемы сохранения национальных языков (на примере мордовских языков) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ / МОРДОВСКИЕ (МОКША / ЭРЗЯ) ЯЗЫКИ / МОРДОВСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / MORDOVIAN (MOKSHA / ERSA) LANGUAGES / NATIONAL LANGUAGES / MORDOVIAN LANGUAGE CULTURE / E-LEARNING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванцова Татьяна Геннадьевна

В русле решения проблемы сохранения и популяризации мордовских языков автором предлагается проектная идея по созданию информационного портала «Этноязыковое образование в Республике Мордовия». Главное достоинство данного образовательного ресурса – структурная организация портала и его информационная составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-learning Resources for Solving the Problem of Preservation of National Languages (on the example of the Mordovian languages)

Following the decision of preservation and promotion of the Mordovian languages the author suggests the project to create an information portal “Ethno-linguistic Education in the Republic of Mordovia”. The main advantage of this educational resource is the structural organization of the portal and its information content.

Текст научной работы на тему «Роль электронных образовательных ресурсов в решении проблемы сохранения национальных языков (на примере мордовских языков)»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

известные мировоззренческие установки: универсализм и партикуляризм, так и две другие: глобализм и регионализм.

Под универсализмом мы понимаем мировоззренческую установку на интеграцию культур средствами диалоговой коммуникации, исходящую из идеи единства культурного многообразия.

Партикуляризм культуры отстаивает момент самобытности культур и игнорирует возможность их интеграции.

Глобализм, по нашему мнению, представляет собой мировоззренческую установку на унификацию культур, гомогенизацию, достижение идеала общей для всех культуры.

Регионализм, так же как и глобализм, родившийся относительно недавно, может быть рассмотрен как мировоззренческая установка на групповое взаимодействие культур в целях сохранения самобытности, но включающая момент противопоставления «своих» культур и «чужих», «родственных» и «неродственных». За-

ложенная в основу процесса сближения родственных культур, данная установка одновременно будет предполагать их культурную изоляцию.

Представляется, что только универсализм культуры как мировоззренческая установка может способствовать благоприятному развитию процесса формирования финно-угорского мира. Такие ориентиры универсализма культуры, как гуманизм, толерантность, готовность к диалогу, программная направленность на интеграцию, способствуют решению задач сохранения культурного многообразия, осуществлению плодотворных, взаимообогащающих контактов. В условиях усиливающейся интеграции культур универсализм культуры адаптирует как человека, так и общество к возможному возрастанию инокультурных взаимодействий, требующих от них более терпимого отношения к «другому» и одновременно четкого самоопределения в отношении собственной и родственной культурных традиций.

Поступила 21.09.2012

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ (на примере мордовских языков)

Т. Г. ВАНЦОВА,

кандидат филологических наук,

заведующий учебно-творческой лабораторией искусства Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Сохранение и развитие национальных языков, в том числе мордовских, составляют один из основных векторов языковой и культурной политики на местном, национальном и международном уровнях.

В условиях возрастающей роли информационных технологий и Интернета

успешное решение данной проблемы может быть связано с использованием программ, содержащих электронные образовательные ресурсы.

Большой вклад в дело сохранения и популяризации мордовских языков сможет внести реализация предлагаемой нами идеи по созданию информационно-

© Ванцова Т. Г., 2013

Финно-угорский мир. 2013. № 2

го портала «Этноязыковое образование в Республике Мордовия». Цель проектной идеи: популяризация мордовских (мокша и эрзя) языков в среде инокультур-ных представителей; углубление знаний по мордовской языковой культуре у ее носителей; интеграция этнокультурных традиций в информационном пространстве.

Портал должен стать источником информационного обеспечения образовательного комплекса «Детский сад - Школа - Вуз». Компонентный состав портала включает в себя три блока, каждый из которых структурирован в тематические модули:

- сайт детских дошкольных учреждений «Языковые истоки»;

- сайт учреждений среднего образования «Языковое погружение»;

- сайт высших учебных заведений «Язык профессионального общения».

Контент каждого сайта предполагает содержание национального материала, предназначенного для разных целевых групп.

Блок «Языковые истоки» имеет целью создание этнокультурной среды как естественного условия сохранения мордовских языков. Знакомство с мокшанским и эрзянским языками и дальнейшее их изучение в дошкольных учебных заведениях ведется посредством реконструкции семейно-бытовых традиций мордовского народа. Большую помощь в этом окажет информационное наполнение данного сайта, состоящее из пяти ресурсов: 1) «Куйгорож» - файл, который должен наполняться сказками, стишками, загадками и пословицами на мокшанском и эрзянском языках; 2) «Веселая капель» - файл, включающий в себя мордовские детские музыкальные произведения с нотными приложениями; 3) «Пойдем играть» - мокшанские и зрзянские народные игры для дошкольного возраста; 4) «Сундучок» - иллюстрированный материал по темам «Одежда и обувь мордвы», «Пища и домашняя утварь», «Предметы быта»; 5) «Наши праздники» - разработанные тематические меро-

приятия, посвященные мордовской культуре.

Блок «Языковое погружение» нацелен на развитие навыков чтения, аудирования, письма, разговорной речи, построения грамматических конструкций. Национальный материал этого блока предполагает наличие семи модулей:

1) «Литературная страница», содержащая тексты поэтических, прозаических и драматургических произведений на мордовских языках; 2) «Восходящая звездочка» - творческие проекты (работы) учащихся на национальных языках;

3) «Музыкальный мир» - мордовские му-зыкальныепроизведениядлядетейшколь-ного возраста с нотными приложениями;

4) «Игры Тюшти» - мокшанские и эрзянские народные игры, ориентированные на учащихся среднего звена; 5) «Узна-вайка» - задания занимательного характера (кроссворды, ребусы, сканворды); 6) онлайн школьный словарь-переводчик (русско-мокшанский, мокшанско-рус-ский, русско-эрзянский, эрзянско-рус-ский); 7) школьные терминологические словари на мокшанском и эрзянском языках.

Блок «Язык профессионального общения» предполагает ориентацию на студентов высших учебных заведений и содержит следующие информационные ресурсы: 1) аутентичные тексты профессиональной направленности (на мокшанском и эрзянском языках);

2) словари профессиональных терминов (юридических, медицинских, экономических, библиотечных и т. д.); 3) онлайн словарь-переводчик, ориентированный на переводы разного рода сложности профессиональных текстов.

Содержание блоков будет постоянно дополняться с учетом приоритетов этнокультурного образования.

Реализация данного проекта возможна только при условии консолидации усилий общественности, специалистов по мордовской филологии и 1Т-специалистов.

Поступила 21.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.