Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ'

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОММЕРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА / КРИПТОВАЛЮТА / ELECTRONIC COMMERCE / INTERNATIONAL TRADE / CUSTOMS LEGISLATION / COMMERCIAL PLATFORM / CRYPTOCURRENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дун Сихуэй

В рамках настоящей статьи проводится анализ развития электронной коммерции в международной торговле. Представлен опыт государств и международных компаний, являющихся лидерами в рассматриваемой сфере. Определены текущие реалии развития электронной коммерции в России. Кроме того, в настоящей статье выявлены важные проблемы развития электронной коммерции в международной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дун Сихуэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ELECTRONIC COMMERCE IN INTERNATIONAL TRADE

Within the limits of present clause the analysis of development of electronic commerce in international trade is spent. Experience of the states and the international companies, being leaders in considered sphere is presented. Current realities of development of electronic commerce in Russia are certain. Besides in present clause the important problems of development of electronic commerce in international trade are revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ»

УДК 33.05

Дун Сихуэй студент магистратуры 2 курса кафедра экономической теории и менеджмента Московский Педагогический Государственный университет

Россия, г. Москва РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ

ТОРГОВЛЕ

Аннотация: В рамках настоящей статьи проводится анализ развития электронной коммерции в международной торговле. Представлен опыт государств и международных компаний, являющихся лидерами в рассматриваемой сфере. Определены текущие реалии развития электронной коммерции в России. Кроме того, в настоящей статье выявлены важные проблемы развития электронной коммерции в международной торговле.

Ключевые слова: электронная коммерция, международная торговля, таможенное законодательство, коммерческая площадка, криптовалюта.

Dong Xihui, Master

2 course, Department of Economic Theory and Management Moscow Pedagogical State University Russia, Moscow ROLE OF ELECTRONIC COMMERCE IN INTERNATIONAL

TRADE

The summary: Within the limits of present clause the analysis of development of electronic commerce in international trade is spent. Experience of the states and the international companies, being leaders in considered sphere is presented. Current realities of development of electronic commerce in Russia are certain. Besides in present clause the important problems of development of electronic commerce in international trade are revealed.

Keywords: electronic commerce, international trade, the customs legislation, a commercial platform, cryptocurrency.

В современном мире существует довольно много предпосылок к развитию и распространению электронной торговли. К подобным предпосылкам следует отнести изменчивость и стремительное развитие как мировых, так и национальных рынков, весомые достижения в области науки и инновационных технологий, а также прогрессы в развитии информационного общества. При этом, в области электронной коммерции сформировались сразу несколько бизнес -моделей, среди которых B2B («бизнес-бизнес», позволяющая взаимодействовать экономическим субъектам с целью осуществления торгово-закупочной деятельности посредствам глобальной сети Интернет); B2C («бизнес-клиент», включающий в себя прямые продажи компании потребителю); B2G

(«бизнес-государство», посредствам которой происходят системы электронных госзакупок); G2B («государство-бизнес», сюда входят информационные порталы органов государственной власти, а также системы электронных закупок) 19.

Таким образом, электронная коммерция охватывает довольно обширный спектр различных деловых отношений и считается незаменимыми инструментом в рамках торгово-закупочной деятельности.

Рассматривая электронную коммерцию и проводя анализ ее взаимодействия с различными субъектами международной торговли, можно выделить определенные преимущества и недостатки, оказывающие влияние на развитие внешнеторговых связей (таблица 1). Таким образом, в результате оценивания преимуществ и недостатков электронной коммерции следует акцентировать внимание на том, что имеющиеся преимущества преобладают над имеющимися недостатками, что свидетельствует о привлекательности данной формы международной торговли. Для решения имеющихся технических вопросов, правильно выстроенная стратегия и полное доверие системных клиентов, может изменить текущий сценарий, и, тем самым, существенно помочь электронной коммерции адаптироваться к меняющимся потребностям современного мира.

19 Михневич С.И. О некоторых тенденциях развития мировой экономики в эпоху цифровой глобализации // Торговая политика. 2019. № 1 (17). С. 120.

Таблица 1 - Преимущества и недостатки электронной коммерции20

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Потребитель Производитель

- Наличие широкого ассортимента продукции. - Позволяет выбрать более дешёвые и качественные товары. - Круглоднчная и круглосуточная доступность, - Соблюдение анонимности. - Оперативность и удобство покупок через Интернет, - Сокращение издержек. - Достижение глобального рынка, - Возможности географического охвата. - Отсутствие временных ограничений. - Повышает объём средствлом для инвестирования. - Способствует эффективности обслуживания клиентов. - Помогает разрабатывать и принимать эффективную маркетинговую и рекламную стратегии, - Повышение конкурентноспособности. - Не требуется расширение штата сотрудников.

НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Потребитель Производитель

- Проблемы с доставкой. - Возникновение проблем с возвратом товаров, - Недоверие и ограниченные в области электронных продаж. - Отсутствие визуального и физического контакта с товаром (услугой) и с продавцом. - Трудности при узаконивают и регулирования деятельности в сети -Интернет. - Недоверие покупателей. - Не подходит для торговли быстра портяшихся товаров. - Изменение подхода оценки стоимости бизнеса, - Секретность и безопасность.

В настоящее время на мировом рынке электронной коммерции действуют три основных лидера, а именно США, которые одни из первых стали развивать новое направление электронной коммерции, Европейский союз, являющийся представителем ведущей область глобальной электронной коммерции, а также Азиатский регион, стремительно развивающийся и обладающий огромным потенциалом в международной торговле.

По состоянию на 2019 год Amazon занимает свыше 50 % от всего рынка электронной коммерции в США. При этом в Китае 30 % непродовольственного ассортимента продается по каналам электронной торговли, учитывая, что 80 % приходится на долю Alibaba21. В качестве главных трендов в деятельности экономических субъектов - маркетплейсов следует выделить индивидуальный подход к клиенту (иными словами отслеживание истории поиска и покупок пользователей, с целью предложения им продуктов, основываясь на их интересах); самостоятельное образование контента маркетплейсами (то есть автоматическое формирование товарных описаний); всестороннее развитие мобильной

20 Ван Х. Состояние и перспективы развития международной электронной торговли в сегментах В2С и В2В в ближайшие годы // Студенческий, 2018. № 13-2 (33). С. 75.

21 E-Commerce in Russia Insights. East-West Digital News [Электронный ресурс]. URL: https://www.ewdn.com/.

платформы вследствие роста уровня совершения покупок потребителями посредствам смартфонов; введение в пользование функции голосового поиска в онлайн-магазинах; возможность осуществления систем покупок через социальные сети; организация внутри коммерческой площадки системы «дополненной реальности», которая позволяет покупателю представить, как собственно будут выглядеть товары в реальности (к примеру, шведская производственно-торговая компания IKEA организовала приложение, способное «примерить» мебель в своей собственной квартире, известная сеть парфюмерно-косметических магазинов Sephora внедрила программу, посредствам которой можно нанести на лицо виртуальный макияж, дабы выбрать нужный оттенок помады либо теней для век). Наряду с этим, важным трендом считается создание наиболее яркого презентационного контента для рекламы продукции, включающего в себя полноценное описание, видеоролики, 3D-и AR-обзоры и качественные баннеры22.

В нашей стране рынок электронной коммерции также довольно быстро развивается. Так, в 2018 году России удалось выйти на четвертое место в мировом рейтинге по темпам роста и уровню электронной коммерции, уступив позиции только США, Китаю и Великобритании. Согласно данным международного информационного агентства East-West Digital News общий уровень инвестиций в отечественную электронную торговлю в 2018 году соответствует показателю в 756 млн долл. При этом, из всех отраслей самым перспективным оказался сегмент именно электронной коммерции, который в сравнении с прошлым годом возрос на 16 %23.

Необходимо отметить, что отечественная нормативная правовая база в области цифровой экономики находится непосредственно в процессе реформирования. Так, в 2017 году была утверждена программа, ориентированная на Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы24. Указанная программа рассчитана на период до 2030 года. При этом, 1,5 млрд рублей были выделены на усовершенствование действующей нормативной правовой базы в области цифровой экономики. Наряду с этим, еще одним направлением в развитии электронной коммерции можно считать использование криптовалюты. В настоящее время криптовалюта является одним из видов цифровой валюты, эмиссия и учет которой основаны, прежде всего на множестве криптографических методах, кроме того, функционирование осуществляется на децентрализованной основе,

22 Карлос А. Все без ума от маркетплейсов. Аналитический ресурс MARKETMEDIA [Электронный ресурс]. URL: https ://marketmedia.ru/media-content/marketpleysy-ot-logistov-i-bankirov/.

23 E-Commerce in Russia Insights. East-West Digital News [Электронный ресурс]. URL: https ://www. ewdn.co m/.

24 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

посредствам распределенной компьютерной сети. Таким образом, криптовалюту можно смело назвать реальным программным продуктом, курс которого, как правило, зависит от уровней спроса и предложения. Тем самым, на курс криптовалюты не оказывает никакого влияния действия последующих вкладчиков.

Утверждать о применении криптовалюты в электронной коммерции повсеместно можно будет только после того, как она на законодательном уровне будет утверждена на международном уровне. Преимущества данной системы кроется в том, что она достаточно прозрачна, безопасна и упрощена, что, в свою очередь, будет способствовать усовершенствованию электронной коммерции в условиях современной глобализации и цифровизации.

Стремительное распространение современных информационно-коммуникационных технологий привело к серьезным переменам практически во всех областях деятельности в целом и возникновению электронной коммерции в частности, что безусловно затронуло и сферу международной торговли. Появились совершенно новые связи между поставщиками и потребителями, новые формы организации процесса обмена. Благодаря специфическому характеру развитие электронной коммерции в рамках международной торговле возник целый ряда серьезных проблем, которые требуют немедленного разрешения.

Решение проблемы в сфере таможенной практики в рамках международной коммерции в последнее время осложняется на всем международном пространстве тем, что действующее на данный момент таможенное законодательство различных государств ориентированно, прежде всего, на урегулирование традиционных правоотношений в рамках своего государства. Совершенного таможенного законодательства для электронной коммерции отсутствует. Действующая таможенная политика, к сожалению, не способна идти в ногу с быстрыми темпами развития международной электронной коммерции. Тем самым, такая таможенная политика, прежде всего, приводит к росту себестоимости и неэффективности растаможивания. Имеющее место быть несовершенство и определенное отставание таможенного законодательства создает препятствия для развития международной электронной коммерции.

Наиболее крупные экономические субъекты электронной коммерции также столкнулись с проблемой доставки заказов, что, как правило, связано с отсутствием достаточного числа и эффективных курьерских служб, которые специализируются на оформлении заказов и соответственно их доставке непосредственно покупателям. Все это заставляет экономические субъекты создавать свои собственные склады и службы логистики на территории других государств, с целью сокращения времени и себестоимости доставки, повышения качество обеспечения потребителей. Организация складских площадей также требует вложения внушительных

затрат. Именно поэтому малые и средние компании не всегда в полной мере могут применять такой метод доставки. При этом, явления, наблюдаемые в области электронной коммерции, невозможно однозначно трактовать как преимущества либо же недостатки в ее развитии. Их влияние можно назвать многофакторным, причем на данный момент преимущества могут в определенной степени компенсировать проблемы, а уже завтра - наоборот. Таким образом, решение обозначенных в рамках настоящей статьи проблем является весьма актуальной задачей 25.

Таким образом, применение новейших технологий в современной электронной коммерции является основным условием конкурентоспособности абсолютно любого государства и, в частности, России. В условиях глобализации и цифровизации мировой экономики информация выступает одним из главнейших ресурсов любого экономического субъекта. Развитие и усовершенствование электронной коммерции является необходимым условием конкурентоспособности любой национальной экономики.

Использованные источники:

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

2. Ван Х. Состояние и перспективы развития международной электронной торговли в сегментах В2С и В2В в ближайшие годы // Студенческий, 2018. № 13-2 (33). С. 75.

3. Карлос А. Все без ума от маркетплейсов. Аналитический ресурс MARKETMEDIA [Электронный ресурс]. URL: https://marketmedia.ru/media-content/marketpleysy-ot-logistov-i-bankirov/.

4. Михневич С.И. О некоторых тенденциях развития мировой экономики в эпоху цифровой глобализации // Торговая политика. 2019. № 1 (17). С. 120140.

5. Прутовая О.А. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции в России // Наука и образование сегодня. М., 2018. № 10 (33). С. 22.

6. E-Commerce in Russia Insights. East-West Digital News [Электронный ресурс]. URL: https://www.ewdn.com/.

25 Прутовая О.А. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции в России // Наука и образование сегодня. М., 2018. № 10 (33). С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.