РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
Ш.Р. Кашаев, преподаватель В.Ю. Петров, студент Т.Р. Шарапов, студент
Казанский государственный энергетический университет (Россия, г. Казань)
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства, так же описаны возможные формы экономики, их положительные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Рассмотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависимости от превалирующий в стране формы экономических отношений.
Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная экономика, командная экономика, экономическая опора, капитал.
Трудно представить в наше время государство, в котором бы отсутствовала экономическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В современных реалиях каждое государство стремится создать мощную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны [1]. Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти определяют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.
На сегодняшний день существуют четыре формы экономики. К ним относят: традиционную, рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу рыночной экономики составляет капитал, который сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает быстрый рост государства, однако, вместе с тем это приводит к значительному разрыву между доходами разных слоев и распределение благ происходит в пользу частных лиц и компаний, а не государства. Фактически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер [2]. Такая экономика опасна тем, что в конечном итоге она приведет к власти богатых, которые подчинят себе все структуры власти и будут диктовать условия государственному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистиче-
ская, направлена, в первую очередь, на социальное развитие общества. При такой экономической форме управления собственность и капитал находятся в руках власти, а их распределение определяет государство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Государство с такой экономикой считается социально развитым, однако имеется ряд недостатков. Например, отсутствие конкуренции, ограниченный доход у предприятий и компаний, поскольку выпуск продукции контролирует государство, относительно небольшая разнообразность продукции в магазинах. Смешанная же экономика является переходной от капиталистической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно одинаково распределяется собственность и капитал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство забирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство может влиять на частные компания и предприятия, а предприятия на государство нет [3]. Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капиталистов и сами органы власти могут регулировать доходы среди населения, предотвращая сильное расслоение общества, с финансовой точки зрения.
Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То
есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному вектору развития.
Некоторые люди полагают, что экономика не является наукой, поскольку «считать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия или математика. Она возникла в период, когда люди занялись товарообменном и накоплением собственных материальных благ. То есть, с возникновением первой государственности зародилась и экономика, как наука. Примечательно и то, что в любом древнейшем государстве экономика всегда была на первом плане, поскольку основным доходом государства всегда будет налогообложение собственных граждан [4].
Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать несколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и вывод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей политике, то такое государство долго не простоит. Поэтому в любом государстве за экономическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует понимать, что для развития любых отраслей государства необходимы финансы, а если у государства не будет финансов, например, для развития той же нефтяной отрасли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ступень выше этот самый сектор. Говоря простыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских месторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования новейшего оборудования и вливания определенных денежных средств. Но такая помощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, на-
чиная с того, что контроль над месторождением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет контроль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.
Наглядно можно показать роль экономики в развитии и жизни государства на примере социального и экономического развития общества. Прожиточный минимум, показатель уровня безработицы, инфляция, уровень образования, разность между доходами самых богатых и самых бедных - все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система образования, социальные реформы - все это требует огромных капиталовложений. Именно поэтому, государство всегда опирается в своем управлении на экономику [5]. Планирование доходов и расходов государства, является одним из важнейших обязательств перед своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благосостояния приведет к развалу страны и массовой нищете.
В экономической теории принято считать, что государство и экономика неразрывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания государства необходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает государство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и вывод, что любое общество зависит от экономики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.
Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве [6]. Поэтому, государство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экономической деятельности отдельного субъекта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, закладывает основу своего развития, опира-
ясь на действующие экономические отно- лом. Знание, понимание экономики позво-шения в стране. Стремление развивать все ляет людям осознанно совершать свой отрасли экономики, приносящие прибыль, экономический выбор. Приведение в рав-нормальное явление для государства. Дви- новесие экономической и социальной сфер гаясь вперед, экономика развивает как от- позволит избежать конфликтов в общест-дельные сферы общества, так и его в це- ве.
Библиографический список
1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов, С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева, И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.
2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распределения доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.
3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.
4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Российской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2011. № 4 (7). С. 92-97.
5. Хасанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106111.
6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева, И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.
ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE
S.R. Kashayev, lecturer V.Y. Petrov, student T.R. Sharapov, student Kazan state power university (Russia, Kazan)
Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economically and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful economic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are considered.
Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic support, capital.