Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ОХРАНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ'

РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ОХРАНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГУЭБИПК МВД РОССИИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурадинов Шамиль Магомедович, Нечай Сергей Леонидович

Рассматривается реализация органами внутренних дел одного из важнейших направлений национальной безопасности Российской Федерации - экономической безопасности. Анализируются ключевые направления деятельности и функции Главного Управления экономической безопасности и противодействия коррупции и соответствующих подразделений органов внутренних дел. Обозначены некоторые проблемные вопросы их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нурадинов Шамиль Магомедович, Нечай Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ECONOMIC SECURITY AND COUNTERING CORRUPTION IN ENSURING THE NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA AND PROTECTING THE CONSTITUTIONAL ORDER

The implementation by the internal affairs bodies of one of the most important areas of national security of the Russian Federation - economic security is being considered. The key areas of activity and functions of the Main Department of Economic Security and Anti-Corruption and the relevant departments of the internal affairs bodies are analyzed. Some problematic issues of their activities are outlined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ОХРАНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/l 0.24412/2073-0454-2023-3-147-151 EDN: https://elibrary.ru/japyjb

NIION: 2003-0059-3/23-687 MOSURED: 77/27-003-2023-03-886

Роль экономической безопасности и противодействия коррупции в обеспечении национальных интересов России и охране конституционного строя

Шамиль Магомедович Нурадинов1, Сергей Леонидович Нечай2

'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 office@unity-dana.ru

2 s.l.nechay@gmail.com

Аннотация. Рассматривается реализация органами внутренних дел одного из важнейших направлений национальной безопасности Российской Федерации — экономической безопасности. Анализируются ключевые направления деятельности и функции Главного Управления экономической безопасности и противодействия коррупции и соответствующих подразделений органов внутренних дел. Обозначены некоторые проблемные вопросы их деятельности.

Ключевые слова: национальная безопасность, ГУЭБиПК МВД России, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, экономическая безопасность, органы внутренних дел

Для цитирования: Нурадинов Ш. М., Нечай С. Л. Роль экономической безопасности и противодействия коррупции в обеспечении национальных интересов России и охране конституционного строя // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 147-151. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-147-151. EDN: JAPYJB.

Original article

The role of economic security and countering corruption in ensuring the national interests of Russia and protecting the constitutional order

Shamil M. Nuradinov1, Sergey L. Nechay2

'•2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 office@unity-dana.ru

2 s.l.nechay@gmail.com

Abstract. The implementation by the internal affairs bodies of one of the most important areas of national security of the Russian Federation — economic security is being considered. The key areas of activity and functions of the Main Department of Economic Security and Anti-Corruption and the relevant departments of the internal affairs bodies are analyzed. Some problematic issues of their activities are outlined.

Keywords: national security, GUEBiPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, divisions of economic security and anticorruption, economic security, internal affairs bodies

For citation: Nuradinov Sh. M., Nechay S. L. The role of economic security and countering corruption in ensuring the national interests of Russia and protecting the constitutional order. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):147-151. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-147-151. EDN: JAPYJB.

В современных условиях вопросы национальной безопасности выступают наиболее приоритетным направлением деятельности органов публичной власти. Основной закон нашего государства (ст. 71) определяет безопасность в качестве предмета ведения РФ. Среди различных видов национальной безопасности одним из ключевых является экономическая безопасность. Ее обеспечением занимается множество субъектов. Одним из ключевых участников обеспечения экономической безопасности является МВД России. При этом обеспечению данного вида национальной безопасности на уровне структурных подразделений органов внутренних дел в научных публикациях не

уделено достаточного внимания. В этой связи, актуальность рассмотрения вопроса обеспечения национальной безопасности подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел несомненна.

Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, в качестве одного из важнейших стратегических национальных приоритетов провозглашает экономическую безопасность [1]. Данный документ стратегического планирования обозначает задачи, которые необходимы для осуществления целей обеспечения данного вида безопасности России: снижение

© Нурадинов Ш. М., Нечай С. Л., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде, совершенствование системы государственного контроля (надзора) в сфере экономической деятельности и др. В качестве одного из основных уровней экономической безопасности Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 г., утвержденная Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, определяет показатель преступности в сфере экономики [2].

Подразделения органов внутренних дел по борьбе с преступлениями в экономической сфере и противодействия коррупции в России имеют четкую структуру, которая развивалась на протяжении десятилетий и в настоящий момент может считаться оптимальной для решения поставленных задач и исполнения заявленных функций.

В настоящий момент в системе МВД России осуществляет деятельность Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК). В субъектах Российской Федерации в составе органов системы МВД РФ действуют, соответственно, управления (отделы) экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭПиПК), а в городах и районах функционируют оперативно-розыскные части (ОРЧ).

Указанное Главное управление является подразделением МВД России и осуществляет полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции.

Среди ключевых задач данного подразделения МВД России необходимо выделить организацию предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Список основных функций Главного управления достаточно внушителен, в связи с чем остановимся на наиболее значимых:

♦ анализ и мониторинг оперативной обстановки, прогнозирование ее изменения и разработка мер по оперативному реагированию на ее изменения;

♦ участие в перспективном и текущем планировании деятельности МВД России, разработке концепций, государственных программ, нормативно-правовых актов в сфере борьбы с преступностью экономической и коррупционной направленности;

♦ проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МВД России;

♦ взаимодействие с территориальными органами МВД России по борьбе с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе проведение в полном объеме оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности;

♦ организация и осуществление борьбы с организованной преступностью экономической направленности. Выявление и пресечение деятельности транснациональных и межрегиональных организованных групп и преступных сообществ экономической направленности, в том числе преступных сообществ (преступных организаций), сформированных по этническому принципу;

♦ анализ эффективности мер, принимаемых органами внутренних дел по вопросам деятельности Главного управления, оценка результативности деятельности подразделений экономической безопасности, оказание им практической и организационно-методической помощи.

Для выполнения указанных задач и осуществления названных функций, ГУЭБиПК МВД России располагает соответствующей структурой и штатом, который утверждается Министром. В связи с существенным изменением оперативной обстановки в сфере борьбы с преступлениями в сфере экономики и противодействия коррупции, структура ГУ претерпела изменения по отношению к БХСС; так, в состав Главка входят управления в соответствии с отраслевым принципом, в том числе: по борьбе с организованной преступностью экономической направленности; по борьбе с коррупцией; в бюджетной сфере, в сферах машиностроения и металлургии; сферах финансовой деятельности и банкротства и др.

Управления и отделы экономической безопасности и противодействии коррупции в субъектах РФ имеют примерно аналогичную структуру, а также задачи и функции. Они являются самостоятельными структурными оперативными подразделениями территориальных органов МВД России на региональном уровне. Структура и штатная численность этих управлений (отделов) зависит от социально-экономического статуса субъекта РФ.

На местах, в городах и районах, функционируют территориальные органы системы МВД РФ, которые полномочны осуществлять деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, в том числе и

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

осуществлять оперативно-розыскную деятельность [3]. В составе данных органов функционируют оперативно-розыскные части (ОРЧ) и отделы или группы ЭБиПК, задачами которых является выявление преступлений экономической и коррупционной направленности на территории своего обслуживания.

Функция ГУ в сфере анализа оперативной обстановки на территории России по линии борьбы с преступностью в сфере экономики и противодействия коррупции предполагает оценку количественного и качественного состояния преступности как на территории страны в целом, так и в отдельных субъектах.

На основании указанного анализа имеется возможность осуществить прогноз изменения состояния преступности и, соответственно, принимать своевременные меры. Так, по инициативе ГУЭБиПК в последние годы внесены соответствующие изменения в уголовное законодательство, в связи с чем введена ответственность за общественно опасные деяния, актуальные на данный момент. В связи с изложенным, Главным управлением осуществляется подготовка предложений по совершенствованию правоприменительной практики органов внутренних дел РФ по вопросам, отнесенным к своей компетенции.

Судебно-следственная практика показывает, что лица, имеющие криминальные намерения обогащения за счет других лиц, постоянно находят новые способы их совершения. Особенно актуально это для хищений путем обмана или злоупотребления доверием, незаконного предпринимательства, незаконных операций с ценными бумагами, незаконной банковской деятельности, а также в разных сферах проявления коррупции.

В связи с изложенным, российский законодатель постоянно дополняет действующий УК РФ составами преступлений, ранее неизвестных гражданам и правоприменителям. При этом объективная сторона этих составов часто носит весьма сложный характер и для полноценного юридического анализа требуются, нередко, специальные познания в сферах экономики, финансов, медицины и др. Достаточно назвать деяния, ставшие в последние годы уголовно наказуемыми: организация финансовой пирамиды (ст. 172-2 УК РФ), фальсификация решения хозяйственных обществ (ст. 185-5 УК РФ), незаконное получение средств на долевое строительство (ст. 200-3 УК РФ) и др. В последнее время, в связи с обстоятельствами медико-социального характера в стране, стали массовыми преступные деяния, направленные на завладение чужими денежными средствами с использова-

нием QR-кодов граждан. Данные обстоятельства ставят перед органами внутренних дел вопросы необходимости постоянного повышения профессионального уровня сотрудников подразделений ЭБиПК.

Российская Федерация является участником международных программ по борьбе с преступностью экономической и коррупционной направленности. Это связано с тем, что экономическая деятельность в принципе, не имеет границ. Так, на территории РФ существуют тысячи предприятий с участием иностранного капитала, а российский бизнес, в свою очередь, осуществляет свою деятельность за рубежом. При этом речь идет не только о торговле, но и полноценном производстве. В связи с изложенным появляются возможности злоупотреблений на межгосударственном уровне, что предполагает развитие международного законодательства, направленного на борьбу с преступностью названной направленности. Кроме этого, высокие результаты достигаются и на межведомственном уровне. Так, сотрудники ГУ выезжают в другие, в первую очередь, соседние государства, где проводятся рабочие встречи и совещания по названной тематике, а в отдельных случаях осуществляются совместные мероприятия по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений.

Важной функцией ГУЭБиПК является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МВД России. Все указанные документы, которые издаются в системе МВД России (приказы, инструкции, наставления, распоряжения и др.) подвергаются антикоррупционной экспертизе со стороны ГУЭБиПК, что является дополнительным фактором юридической чистоты правовых актов.

Учитывая дополнения в Конституцию РФ, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, на подразделения ГУЭБиПК, а также их нижестоящие аппараты возлагается функция по осуществлению мероприятий по противодействию коррупции в выборных органах публичной власти, в сфере управления негосударственным сектором экономики, в государственных корпорациях, внебюджетных фондах и общественных организациях с государственным участием. Речь идет о том, что в соответствии с дополнениями Конституции РФ сенаторам и депутатам Государственной Думы, а также ряду высших должностных лиц государственной власти РФ запрещено открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. В связи с изложенным, подразделения

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭБиПК, в том числе во взаимодействии с органами ФСБ России, должны выявлять указанные факты и принимать соответствующие решения в отношении всех лиц, имеющих соответствующие ограничения.

Однако, наиболее значимой функцией подразделений ГУЭБиПК в целом и подразделений на местах является — осуществление оперативно-розыскной деятельности, которая обеспечивает исполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений указанной направленности.

Органы внутренних дел являются структурой, полномочной осуществлять оперативно-розыскную деятельность для исполнения возложенных на них задач по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших [4].

Подразделения ЭБиПК, начиная с ГУ и заканчивая отделениями и группами нижнего уровня, обладают полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности в полном объеме. Более того, подразделения Главного управления зачастую осуществляет организацию и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, в наиболее значимых сферах.

Весьма значимой для ГУЭБиПК является организация и осуществление борьбы с организованной преступностью экономической направленности, а также выявление и пресечение деятельности транснациональных и межрегиональных организованных групп и преступных сообществ экономической направленности, в том числе преступных сообществ (преступных организаций), сформированных по этническому принципу.

В связи с изложенным, ГУЭБиПК МВД России осуществляет ОРМ в наиболее значимых сферах экономической деятельности, например, оборонном комплексе, ТЭК и др. Кроме того, они могут осуществлять ОРМ на территории не оного, а двух или более регионов России в случае, например выявления, пресечения и раскрытия деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ в названной сфере. Более того, сам начальник Главка и его заместители полномочны участвовать в проведении отдельных и наиболее значимых мероприятий оперативно-розыскного характера. Усилиями ГУ в послед-

ние годы разоблачались крупнейшие преступные группировки на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, золотопромышленности, рыбной промышленности, лесопромышленном комплексе и др. Управления и отделы ЭБиПК на уровне субъектов РФ осуществляют оперативно-розыскную деятельность на территории соответствующих республик, краев и областей, а также городов федерального значения. Нижний уровень подразделений ЭБиПК осуществляет ОРД в соответствующих городах и районах.

Об эффективности работы рассматриваемых подразделений органов внутренних дел в сфере обеспечения национальной безопасности свидетельствуют статистические данные. Так, в период с января по ноябрь 2022 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 0,7 % уменьшилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. В целом выявлено 106,3 тыс. преступлений данного типа, общее количество этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 5,8 %. Материальный ущерб от указанных преступлений составил 322,5 млрд руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 61,3 % [5].

Для более эффективного обеспечения экономической безопасности, как одного из приоритетных направлений национальной безопасности, представляется необходимым решить ряд вопросов в области организации данных подразделений органов внутренних дел. Руководителям ОВД на местах и подразделений ЭБиПК необходимо принимать дополнительные меры к тому, чтобы оперативные сотрудники были избавлены от исполнения несвойственных обязанностей, например, составления ненужных процессуальных документов и отчетов, исполнения фактических обязанностей помощника следователя и др., что существенно снижает результативность их деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности, особенно, замаскированных и совершенных организованными группами. Структура подразделений ЭБиПК должна соответствовать экономическому и промышленному потенциалу конкретного района, города или объекта. Также требуются меры, направленные на повышение оперативного правосознания сотрудников подразделений ЭБиПК, что предполагает повышение уровня законности в их деятельности и исключение фактов провокации преступлений и иных злоупотреблений. Одним из направлений реа-

JURISPRUDENCE

лизации этих мер является повышение уровня воспитательной работы с подчиненными со стороны руководителей и их личная ответственность за злоупотребления по службе сотрудников, не говоря об их преступном поведении. В настоящий момент актуальной является и необходимость дальнейшей социальной защищенности сотрудников названных подразделений.

Таким образом, в системе МВД России сформирована и действует специальная служба, осуществляющая борьбу с преступлениями в сфере экономики и противодействия коррупции, реализующая функции по обеспечению важного направления национальной безопасности — экономической. Подразделения службы имеют строгую иерархию и так называемую «двойную» систему подчинения. Их деятельность напрямую направлена на противодействие коррупции и обеспечение безопасности экономической основы конституционного строя, которые являются одними из важнейших элементов национальной безопасности России.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 (ред. от 10 января 2022 г.) «Об утверждении Типового

положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (с изм. и доп. от 18 февраля 2022 г.).

4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 28 декабря 2022 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

5. Статистика ГИАЦ МВД России «Состояние преступности в России за январь-ноябрь 2022 г.». М., 2022.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SZ RF. 2021. No. 27 (Part II). St. 5351.

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 dated May 13, 2017 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030».

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 5, 2017 No. 355 (ed. dated January 10, 2022) «On approval of the Model Regulations on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the district level» (with amendments and additions, intro. effective from February 18, 2022).

4. Federal Law No. 144-FZ of August 12, 1995 (as amended on December 28, 2022) «On operational investigative activities» // SZ RF. 1995. No. 33. St. 3349.

5. Statistics of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia «The state of crime in Russia for January-November 2022». M., 2022.

Информация об авторах

Ш. М. Нурадинов — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации;

С. Л. Нечай — старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук.

Information about the authors

Sh. M. Nuradinov — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Employee of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation;

S. L. Nechay — Senior Lecturer of the Department of the Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Historical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.01.2023; одобрена после рецензирования 27.03.2023; принята к публикации 15.05.2023.

The article was submitted 16.01.2023; approved after reviewing 27.03.2023; accepted for publication 15.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.