УДК 332.142
РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Ольга Владимировна Грицкевич
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент, кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)361-01-24, е-mail: [email protected]
Ключевые слова: образование, инновации, регион, экономическое образование, технопарки, предпринимательство.
На методологическом уровне раскрыта проблематика влияния экономического образования на инновационное развитие регионов. Основой эффективного экономического образования является принципиально новый подход к подготовке будущих специалистов для региональной экономики основанный на принципах технопарковой организации образования и взаимодействии с реальным сектором экономики.
THE ROLE OF ECONOMIC EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY REGION
Olga V. Gritskevich
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor, chair of business process Management, tel. (383)361-01-24, е-mail: [email protected]
At the methodological level the perspective of influence of economic education on innovative development of regions is opened. A basis of effective economic education is essentially new approach to training of future experts for regional economy based on the principles of the technopark organization of education and interaction with real sector of economy.
Key words: education, innovations, region, economic education, science and technology parks, business.
Исследование инноваций в образовании выявляет отсутствие достаточного теоретико-методологического обеспечения и неполноту технологического инструментария, что существенно затрудняет как обоснование, проектирование, так и реализацию системных инновационных образовательных проектов в социуме.
По мере развития общества достаточно хорошо просматривается тот факт, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.
Формирование информационного общества принципиально изменяет роль знаний в его социальном и экономическом развитии. Основной экономической деятельностью становится производство информации и ее использование для эффективного функционирования хозяйства.
Инновационная деятельность в РФ характеризуется низким результатом при значительном научном потенциале. В концепции государственной иннова-
ционной политики РФ указано, что в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только 10 % промышленных предприятий.
Чтобы окончательно не превратиться в сырьевой придаток более развитых держав, Россия должна создать свою инновационную систему. Обсуждаются различные подходы к созданию такой системы в условиях федерального государства, ясно одно - процесс создания инновационной системы должен проходить взаимосвязано с федеральными и региональными органами.
В настоящее время Минобразование, РАН и Совет безопасности проводят целенаправленную работу, связанную с созданием национальной инновационной системы образования [2].
Существует точка зрения, в соответствии с которой создание единой инновационной системы - дело далекого будущего, поскольку для этого необходимы следующие условия: развитая мощная экономическая система, система защиты интеллектуальной собственности, в основе инновационной системы должна быть крупная корпорация, ориентированная на наукоемкую технологию. Таких условий пока нет.
В центре развития инновационной политики регионов может стать университет. Это объясняется рядом обстоятельств, а именно: большинство регионов сами не способны строить экономику, основанную на знаниях и инновациях, поскольку они долго еще будут оставаться сырьевыми; процесс создания инноваций носит нелинейный характер и зависит от общественных потребностей, платежеспособного спроса может быть даже в большей степени, чем от технологических инноваций.
Большую роль в развитии региональной экономики основанной на инновациях играют структуры, способные довести инновационный продукт, услугу или технологию до потребителя. Важно заметить, что лидирующую роль в создании инновационных структур в 90-х годах сыграло Минобразование, в системе которого впервые появились технопарки.
Под педагогическими инновациями понимается не только все новое, что возникает и продуктивно функционирует в образовательном пространстве, но вместе с тем имеет будущее, способствует прогрессивному и созидательному развитию образования. Таким образом, инновационное развитие региональной системы образования рассматривается нами как процесс качественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие.
Назовем следующие принципы инновационного развития образования:
- принцип опережающего развития образования;
- принцип проектирования инновационного развития;
- принцип открытости образования и общественного участия.
Инновационная деятельность вузов занимает особое место в большинстве
регионов страны по нескольким причинам:
- значительный научный потенциал, высококвалифицированные научные кадры;
- университетская среда, выстраивая инновационную политику, ориентируется на потребность регионов;
- университеты являются интеллектуальными центрами, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов;
- потенциал значительной части разработок достаточно высок, имеются уникальные разработки, вызывающие большой интерес за рубежом.
Роль высшей школы состоит в активном участии в реализации инновационных проектов в научно-технической сфере. В вузах обеспечивается:
- создание цикла от проведения исследований до реализации их результатов в промышленности;
- использование результатов инновационной деятельности в подготовке специалистов;
- инвестиции в инновационную деятельность из внебюджетных источников;
- создание инновационных инфраструктур в вузе и регионе.
В вузах РФ действуют около 100 различных инновационных структур, при участии вузов создано более 2 000 малых инновационных предприятий, осуществляющих выпуск наукоемкой технологии [1].
В вузах предусмотрено создание учебно-научно-инновационных комплексов, которые должны осуществить интеграцию образования, науки и производства. В настоящее время создано 15 таких комплексов и все они при технических университетах России.
Исследования, проводимые Минобразованием, показали, что только 25% вузов активно развивают инновационную деятельность, создают инновационные структуры.
В настоящее время в Минобразовании рассматривается вопрос о внесении в аккредитационные показатели вузов показателей, характеризующих инновационную деятельность, инновационный потенциал и инновационную активность.
Вместе с тем, потенциал вузов предприятиями и организациями используется недостаточно:
- результаты исследований используются редко для создания новых товаров, технологий и услуг;
- российскими учеными недооценивается роль менеджмента;
- коммерциализацией научных разработок занимаются ученые, это ошибка, поскольку данная сфера отлична от научной и должна быть организована на высокопрофессиональном уровне.
Традиционно инновационную деятельность определяют как совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов.
Научно-исследовательская деятельность в условиях высшей школы имеет свою специфику, которая обусловлена основным видом деятельности вуза -
образовательным. Следовательно, инновационная деятельность вуза также имеет свою специфику, среди перечисленных выше составляющих появляется еще одна - образовательная.
Именно в совокупности элементов, включающей как компонент образовательную деятельность, видится естественная возможность обеспечения конкурентного преимущества высшей школы в области инновационной деятельности. Усиливает такие позиции тенденция развития рынка услуг, в том числе образовательных.
Съезд научной общественности, проходивший в Санкт-Петербурге свидетельствовал также о большей активности технических университетов в области инновационной деятельности.
В области инновационной деятельности за счет средств Фонда содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. 73,6 % поддержанных инновационных проектов предоставлены техническими университетами, всего 16,5 % - классическими, другими вузами - 9,9 %.
Судя по названию и краткому описанию проектов технические университеты предоставляют разработки улучшенных товаров, предлагают автоматизировать технологические процессы, улучшенные приборы и оборудование для различных отраслей промышленности. Что касается классических университетов, то они предлагают принципиально новые технологии, материалы. Создается некоторое впечатление, что глубина проработки и теоретическая основа малочисленных проектов классических университетов серьезнее, нежели технических [3].
Закономерно появился вопрос - в чем причина низкой активности классических университетов в области инновационной деятельности, каков инновационный потенциал классических университетов в экономике региона, можно ли активизировать их деятельность в данном направлении, учитывая, что лозунги в силу инерционности (а это и не всегда плохо) среды классического университета не помогут.
Анализ инновационных проектов, предоставленных кафедрами позволил прийти к следующим выводам:
- большинство научных школ, привыкли к чисто теоретическим разработкам, их интересует результат исследований сам по себе, а производство и продажа инновационного продукта - это совершенно не знакомое для них дело.
- научным коллективам, постоянно занимавшихся исследовательскими проектами сложно перейти даже на формулировки инновационных проектов, предусматривающих создание и реализацию продукта, услуги, технологии.
- отсутствие структур в большинстве классических университетов, которые занимались инновационной деятельностью, тормозит ее развитие (в отличие от технических университетов, которые создавали такие структуры - технопарки с начала 90-х годов).
- предложения глубоко продуманных принципиально новых технологий, которыми занимаются естественно-математические кафедры классических университетов, в своей основе опираются на хорошо проработанную фунда-
ментальную базу. Для производства такой технологии или продукта нужно дорогостоящее принципиально новое оборудование, технологии, материалы. Промышленность и фирмы региона не готовы предоставить такие возможности.
- научные школы, осознавшие слабость региональной экономики предложили варианты создания инновационных структур, ориентированных на региональный рынок, таких как региональный центр нанотехнологий (наиболее перспективные технологии нашего времени), институт проблем информационной безопасности (до сих пор область, ориентированная на оборонную промышленность, за услугами и разработками по проблемам информационной безопасности обращалась в другие регионы) и другие.
- ученые классического университета обращают внимание не только на инновационные продукты и технологии, но и услуги. Представляется, что в настоящее время, когда наблюдается востребованность духовной составляющей в жизни регионов области, когда в относительной стабилизации экономического развития России население вспомнило о том, что не хлебом единым жив человек, классический университет предложил региону создание на его базе ресурсного культурно-образовательного центра, который будет обслуживать районные поселки и малые города Тамбовской области.
- отсутствие законодательной базы в области защиты интеллектуальной собственности в России заметно снижает мотивацию, связанную с рекламой той или иной разработки, в силу востребованности таких разработок за рубежом и наличия возможности продавать их там. При этом известен факт наибольшего интереса зарубежных фондов именно к « финансовой поддержке» классических университетов России.
Если рассматривать приоритеты инновационной деятельности на различных уровнях:
- федеральном (устанавливающие стратегические ориентиры развития страны);
- региональном (устанавливающие стратегические ориентиры развития региона);
- отраслевом (отражающие специфику развития конкретной отрасли);
- рынка научно-технической продукции (отражающие конъюнктуру на инновационный продукт в различных секторах рынка);
- научного сообщества (отражающие взгляды на важность развития тех или иных научных направлений).
Задачи экономического образования при развитии региона:
- развитие инновационных структурных подразделений вузов, совместных инновационных комплексов образовательных заведений ориентированных на развитие новых экономических механизмов хозяйствования. Направления деятельности таких структурных подразделений представляют собой совокупность научно-исследовательской, образовательной и коммерческой деятельности в тесной взаимосвязи.
- отработка новых экономических механизмов социального партнерства: венчурное финансирование НТП, лизинг, кредитование, страхование, средства международных финансов и благотворительных организаций).
- разработка нормативно-правовой и методической базы в сфере научно-инновационной деятельности системы образования.
- формирование и развитие информационного обеспечения инновационной деятельности высшей школы.
Для реализации инновационного потенциала университету необходимо обратить внимание на:
- создание системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного предпринимательства;
- создание структуры, занимающейся маркетингом инновационных продуктов и услуг;
- обеспечение экономических условий развития инноваций, производство и их продвижения на рынке;
- привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств для развития инновационной деятельности;
- участие ученых в создании наукоемких технологий.
Полностью исчерпала себя идея, что вуз может продавать лишь то, что создали его ученые без учета рынка этой продукции или услуг. Это предполагает усиление роли маркетинга, спроса рынка, быстрой адаптации управления вузом на всех уровнях под новые задачи, наукоемкую технологию и услуги.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грицкевич О. В. Особенности формирования имиджа организаций на современном этапе // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 3, ч. 1. - С. 34-38.
2. Робинсон Б. В., Татаренко В. И. О месте России в современном геоэкономическом пространстве // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 209-213.
3. Маркеев А. И. О правах на объекты интеллектуальной собственности, подлежащих охране и защите в России // Вестник СГГА. - 2006. - Вып. 11. - С. 228-232.
© О. В. Грицкевич, 2015