Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (14). Сентябрь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 372.878 ББК 28.081 Т771
3. И. Трубина Нижний Тагил, Россия
РОЛЬ ЭКОЛОГИИ ЗВУКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
В статье сделана попытка выявить связь между психо-эмоциональным состоянием людей и окружающей средой, поскольку состояние внутреннего мира человека - это одна из причин экологических изменений среды.
Экология - это не только сохранение природы. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Под воздействием звуков человек может воспитать себя и настроить на такую волну, что он захочет вести себя экологично.
О музыкальной культуре как экологической системе и о связи человека как субъекта природы с ней писали американский ученый Джефф Тодд Титон и российский исследователь Евгений Назайкинский.
Во многих российских городах существует не мало способов приобщиться к музыкальной культуре, участвовать в решении общих проблем методами музыкальной экологии - это и детские музыкальные школы, колледжи искусств, ансамбли при филармонии, дворцах, которые способствуют воспитанию экологического сознания жителей города и улучшают их психо-эмоциональное и физическое здоровье благодаря классической музыке.
Ключевые слова: экология звука, экологическое сознание, классическая музыка.
Z. I. Trubina Nizhniy Tagil, Russia
© Трубина 3. И., 2017
THE ROLE OF ECOLOGY OF SOUND IN MUSICAL EDUCATION
The article tries to reveal the relationship between psycho-emotional state of people and the environment, as the condition of the human inner world is one of the reasons for the ecological changes in the environment.
The environment is not only the preservation of nature. The environment created by the culture of our ancestors and ourselves is not less important. Under the influence of sounds people can educate and adjust themselves to the environmentally friendly behaviour.
The American scientist J. T. Titon and the Russian researcher Eugene Nazaikinskii wrote about musical culture as an ecological system and the relationships of man as the subject of nature with it.
In many Russian cities there is a number of ways to join musical culture, to participate in solving common problems with the help of music ecology. These are children's musical schools, art colleges, ensembles at the Philharmonic palaces that foster environmental consciousness of townspeople and improve their psycho-emotional and physical health through classical music.
Keywords: ecology of sound, environmental awareness, classical music.
Современный человек живет во все более уплотняющемся потоке информации. Характер этого потока настолько многообразен, что мы просто не способны многое из него усвоить и пропустить через сознание. Музыка - это тоже информационный поток. Большинство людей любят слушать музыку, до конца не осознавая, какое она имеет воздействие на человека. Иногда музыка вызывает излишнюю энергию, а порой оказывает расслабляющее действие. Но какова бы ни была реакция слушателя на музыку, она, безусловно, имеет свойство оказывать влияние на психику человека. Еще древние философы утверждали, что музыка способна гармонично развивать и наполнять человека. Кроме того, она обладает функциями созидания и разрушения.
Основой для изучения проблем музыкальной экологии послужила статья Е. Назайкинского «Экология и музыка». В ней выделяются три сферы взаимодействия музыки и экологии: 1) музыка как шум, как загрязнение окружающей среды; 2) сфера художественных и эстетических норм и идеалов, где требование чистоты прямо связано с экологией и нравственностью; 3) внутренний духовный мир человека как поле экологического воздействия, художественного, психологического, социального, биологического» [Назайкинский, 1995, с. 5].
Уничтожить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, уничтожить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культуры.
Состояние внутреннего мира человека есть не только следствие, но и одна из причин экологических изменений среды. По этому поводу Д. С. Лихачев считает, что экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим [Лихачев, 1998].
Музыкальную культуру Джефф Тодд Титон рассматривает как экологическую систему, находящуюся в динамическом равновесии, имеющую свои идеи, социальную организацию, репертуар, развитие [Titon, 2013].
Экология звука, как мы полагаем, имеет отношение к окружающей среде, к этому пространству, которое формирует звук. Мы говорим про отношение к нашей Земле. Это отношение начинается с души, и музыка очень способствует формированию сознания человека. Под воздействием звуков человек может воспитать себя и настроить на такую волну, что он захочет вести себя экологично.
Проблемой экологии культуры посвящено значительное количество работ. Этой проблемой занимались К. М. Петров, Ю. П. Ожегов, Е. В. Холодилова, Б. Н. Бессонов, Д. С. Лихачев, И. А. Воедилова, Д. Бакирова, А. А. Григорьев и др. По мнению исследователей, человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достичь гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. Проблема экологии занимает значительное место также в трудах по
музыкальной педагогике, музыковедению и музыкальной психологии. Взаимосвязь музыки и экологии рассматривается в работах Е. Назайкинского, Ю. Евсю-ковой, Н. А. Митиной, А. М. Гилярова; музыку как психо-экологический фактор современности изучает психолог М. В. Леви.
Термин «экология» [от греч. oikos - жилище, дом и logos - слово, учение] более 100 лет назад ввел в научный обиход немецкий биолог Эрнст Геккель. В его трактовке экология - «это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с окружающей средой» [Ситаров, 2000, с. 9]. Экология - это наука, которая позволяет выявить и проанализировать основные природные взаимосвязи и законы, учитывающиеся в природоохранной деятельности предприятий и государства. Она учит, как человеку вписаться в окружающую его среду и сочетать свои потребности с ее возможностями [Крепша, 2006].
В 21-м веке стали употребительны следующие словосочетания: экология отношений, экология души, экология сознания, экология быта, экологический продукт, экология звука.
Что такое экология звука? Это наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и их звуковым окружением. Её задача - привлечь внимание к нездоровому дисбалансу в их отношениях, улучшить акустическую экологию. Это необходимо, поскольку акустические загрязнения приводят к психическим расстройствам и заболеваниям.
М. В. Леви считает, что любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего, психологически. Экологическим же фактором то или иное искусство становится тогда, когда оно достаточно широко представлено в той среде, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность, и в силу этого значительно влияет на состояние и поведение людей [Леви, 2004].
Среди других видов искусства наибольшими возможностями в формировании экологической культуры обладает музыка. Имея способность проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, музыка вызывает восхищение
и трепет перед красотой и вечностью природы. «Музыка при нынешних возможностях звуковоспроизведения давно является психо-экологическим фактором» [Леви, 2004]. Мария Анна Харлей говорит о том, что музыкальная экология специализируется на связи музыки с жизнью нашей планеты. При этом исследователь делает акцент на связи между природой и культурой, как противоположными, но позволяющими друг другу находиться во взаимоотношениях [Harley, электронный ресурс].
Общеизвестно, что музыка воздействует на сознание человека, она является символическим выражением духовных и социально-психологических тенденций своего времени. На основе мнений, знаний, концепций формируется экологическое сознание, которое создает свои ценности, отражающие двойственность человека как субъекта, противопоставляющего себя природе, и как субъекта, являющегося неразрывной частью этой природы.
Считается, что ухо самый важный орган, через который звуковая информация поступает в мозг. Но у нас есть еще некоторые анатомические возможности для приема-передачи звуковых волн. Череп человека - это большая мембрана, сквозь которую звук напрямую идет к мозгу. Доктор медицинских наук Сергей Шушарджан в своих исследованиях о воздействии музыки установил, что даже кожа является проводником звуков в организм [Шушараджан, 1998]. Ученые отметили, что чем раньше ребенок начинал заниматься музыкой, тем больше специфических возможностей впоследствии он имел. Такие дети отличаются большей коммуникативностью, энтузиазмом, способностью к специфическим навыкам. Среди исследуемых, самые низкие показатели по скорости мозговой активности были у людей, не слушающих музыку и никогда ею не занимавшихся.
Американский ученый-исследователь Джон Кэмпбелл написал 9 книг, рассказывающих о результатах исследования влияния музыки на сознание человека. Самой известной из них стала «Эффект Моцарта» [Кэмпбелл, 1999]. 20-летние исследования показали, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека.
Особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние больных оказывает звучание струнных инструментов, и, в первую очередь, скрипки. Такая музыка способствует нормализации давления, регулирует работу сердца, поднимает жизненный тонус, снижает болевые ощущения. С помощью различных ритмов и звуков можно эффективно регулировать функции мозга и даже восстанавливать его пораженные участки; стимулировать работу отдельных систем, в частности, нервных - центральной и вегетативной, а также ускорять процессы регенерации клеток в поврежденных тканях и многое другое.
Скрипка, в частности, лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию.
В классической музыке изначально заложена духовность и нравственность, она настроена на созидание. В лучших образцах классической музыки композиторы прославляли красоту окружающего мира, оживляя в человеке лучшие душевные качества.
Иеромонах Игнатий (Лукович), кандидат богословия, отзывался о классической музыке следующим образом: «Научные опыты показывают, что во время ее звучания даже растения развиваются лучше. Музыка является непременным условием воспитания не только верующего, но и просто культурного человека. Я знаю родителей, которые с пеленок приучают своих детей к слушанию классической музыки, а также церковных песнопений. Постепенно человек научится отличать вечное от временного, настоящее от фальшивого» [Музыка и христианство, электронный ресурс].
Звуковые вибрации классической музыки оказывают благотворное воздействие на все системы организма человека. Следует отметить, что произведения разных композиторов оказывают различное влияние в той или иной области. Например, произведения Моцарта рекомендуется слушать будущим мамам. Они имеют феноменальное влияние не только на человека, но и на все живые орга-
низмы. Один из экспериментов проводился среди групп студентов, которым давали слушать фортепианную музыку Моцарта. В итоге их коэффициент интеллекта повысился на несколько баллов. Причем даже у тех, кому музыка композитора не нравилась. В свою очередь, израильские ученые доказали положительное влияние музыки Моцарта на развитие недоношенных детей.
Медленная приятная музыка Баха, Вивальди и Генделя даст ощущение безопасности и создаст гармонию души и тела. Под такую музыку легко выполнять какие-либо занятия и работу, она призывает к порядку и устойчивости.
Окружающий нас мир - это мир звучащий. «Звучит» природа, «звучит» человек, издает таинственные звуки космос... Мы в этом мире живем, а значит, и участвуем в его звуковой симфонии. Экологическое музыкальное воспитание -самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души. Изучение музыкальной экологии способствует гармоничному взаимодействию музыки и природы, воспитанию личности в гармонии с природой.
Воздействия музыки в современном мире избежать не может практически никто. Никакое из искусств, включая и самые массовые на сегодняшний день -кино, телевидение, несоизмеримо с музыкой по масштабам распространения, а значит, и по масштабам «потребления».
Музыка - такой же продукт человеческой мысли, как и всё, созданное человеком. Это вид искусства, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта.
Исследуя воздействие музыки на человека, можно сказать, что музыка есть нечто большее, чем эстетический феномен. Звук оказывает влияние на каждого человека. О целебном влиянии звука знали ещё в глубокой древности. Существуют звуки, которые могут вызвать дегенерацию, или, наоборот, регенерацию органов человеческого тела. Это подтверждено экспериментально. Увлечение ритмами нашего времени пошло в ущерб тому глубинному и первоначальному, что в человеке заложено. А вот Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский всегда будут
актуальны, так как затрагивают некие глубинные, общечеловеческие проблемы, которые не могут не волновать.
В любом российском городе существует много способов приобщиться к музыкальной культуре, участвовать в решении общих проблем методами музыкальной экологии. Инструментарием могут служить и многочисленные детские музыкальные школы, колледжи искусств, ансамбли при филармонии, дворцах, театры и т. п., которые станут началом внутреннего изменения жителей городов, как их субъектов, положительного влияния звуков классической музыки на психо-эмоциональное состояние горожан.
Библиографический список
1. Крепша Н. В. Экология. Общая, социальная, прикладная: учебное пособие. Томск: ТПУ, 2006. 149 с.
2. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта. Мн.: ООО «Попурри», 1999. 320 с.
3. Леей М. В. Музыка как психо-экологический фактор современности. Материалы 4-й всероссийской науч.-практ. конф. по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям «Эхолот» [Электронный ресурс] / М. В. Леви. - Режим доступа: - http://www.echo-net.ru/echolot2004/reports/doklad 170.doc, 2004. (Дата обращения: 29.05.2017).
4. Лихачев Д. С. Экология культуры [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев. - Режим доступа: http://hram-puchkovo.me-ga.ru/articles/98/ (Дата обращения: 29.05.2017).
5. Музыка и христианство. Авторитетные суждения // Ступени. - 2001. - № 2[3] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2001-god/ctupeni-2-3-muzy-ka-i-hristianstvo/avtoritetnye-suzhdeniya#.WK8-FqChqko (Дата обращения: 29.05.2017).
6. Назайкинский Е. Экология и музыка // Музыкальная академия. 1995. № 1. С. 8-18.
7. Ситаров В. А. Социальная экология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. М.: «Академия», 2000. 280 с.
8. Шушараджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: изд. «Ан-тидор», 1998. 363 с.
9. Harley, M. A. Notes On Music Ecology: As A New Research Paradigm file [Электронный ресурс] / M. A. Harley. - Режим доступа: http://studylib.net/doc/8836149/notes-on-music-ecology-as-a-new-research-paradigm (Date accessed: 29.05.2017).
10. Titon, J. T. Music and Sustainability: An Ecological Viewpoint. The World of Music [Электронный ресурс] / J. T. Titon // Ecology, Economy, and Music. - 2013. - Режим доступа:
https://www.academia.edu/30685656/Music and Sustainability An Ecological Viewpoint 2009 (Date accessed: 29.05.2017).
References
1. Campbell D. J. (1999). The Mozart Effect [Text] / D. J. Campbell.— Minsk: OOO "Potpourri", 1999. - 320 p. (in Russian)
2. Harley M. A. Notes On Music Ecology: As A New Research Paradigm file [Electronic resource] / M. A. Harley. - Access mode: http://studylib.net/doc/8836149/notes-on-music-ecology-as-a-new-research-paradigm (Date accessed: 29.05.2017).
3. Krepsh, N. V. (2006). Ecology. General, social, applied: textbook [Text] /N. V. Krepsha. — Tomsk: TPU, 2006. — 149p. (in Russian)
4. Levi M. V. (2004). Music as a psycho-environmental factor of modernity. Materials of the 4th all-Russian scientific.-pract. conf. in audioculturology, audioarchival science and new technologies, "Sounder" [Electronic resource] / M. W. Levy. - Access mode: - http://www.echo-net.ru/echolot2004/reports/doklad 170.doc, 2004. (in Russian)
5. Likhachev D. S. The Ecology of culture [Electronic resource] / D. S. Likhachev. - Mode of access: http://hram-puchkovo.me-ga.ru/articles/98/ (in Russian)
6. Music and Christianity. Authoritative judgments // Steps. - 2001. - № 2[3] [Electronic resource]. - Access mode: http://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2001-god/ctupeni-2-3-muzy-ka-i-hristianstvo/avtoritetnye-suzhdeniya#.WK8-FqChqko (in Russian) (Date accessed: 29.05.2017).
7. Nazaikinskii E. (1995). Ecology and music [Text] / E. Nazaikinskii // Musical Academy. — 1995. — No. 1. — Pp. 8-18. (in Russian)
8. Shusharajan S. V. (1998). Music therapy and the reserves of human body [Text] / S. V. Shusharajan. - M.: Publishing house "Antidor", 1998. - 363 p. (in Russian)
9. Sitarov V. A. (2000). Social ecology: Textbook: a manual for students of higher pedagogical institutions [Text] / V. A. Sitarov, V. V. Pustovoitov. — Moscow: "Academy", 2000. — 280 p. (in Russian)
10. Titon J. T. (2013). Music and Sustainability: An Ecological Viewpoint. The World of Music [Electronic resource] / J. T. Titon // Ecology, Economy, and Music. - 2013. - Access mode: https://www.academia.edu/30685656/Music and Sustainability An Ecological Viewpoint 2009 (Date accessed: 29.05.2017).