Научная статья на тему 'Роль экологической эстетики в развитии эколого-эстетических норм современного общества'

Роль экологической эстетики в развитии эколого-эстетических норм современного общества Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
681
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / ECOLOGICAL AESTHETICS / ЗЕЛЕНЫЙ ДИЗАЙН / GREEN DESIGN / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ПРИРОДЫ / PRACTICAL AESTHETICS OF NATURE ECOLOGYAESTHETICS NORMS / ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / AESTHETIC OBJECT / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ПРОЕКТ ХАЙ-ЛАЙН / HIGH LINE

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Койнова Н.В.

В данной статье рассматривается определение экологической эстетики как новой научной сферы и выявляется ее практическое применение в развитии эколого-эстетических норм современного общества на конкретном примере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ENVIRONMENTAL AESTHETICS IN DEVELOPMENT OF ECOLOGY-AESTHETIC NORMS OF MODERN SOCIETY

This article discusses the definition of environmental aesthetics as a new scientific area and identifies its practical application in the development of ecology-aesthetic norms of modern society at a particular example.

Текст научной работы на тему «Роль экологической эстетики в развитии эколого-эстетических норм современного общества»

Н.В. Койнова

аспирант, ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В данной статье рассматривается определение экологической эстетики как новой научной сферы и выявляется ее практическое применение в развитии эколого-эстетических норм современного общества на конкретном примере.

Ключевые слова: экологическая эстетика, зеленый дизайн, практическая эстетика природы, эколого-эстетические нормы, эстетический объект, нью-йоркский проект Хай-Лайн.

N.V. Koynova, Ural State Academy of Architecture and Arts

THE ROLE OF THE ENVIRONMENTAL AESTHETICS IN DEVELOPMENT

OF ECOLOGY-AESTHETIC NORMS OF MODERN SOCIETY

Abstract. This article discusses the definition of environmental aesthetics as a new scientific area and identifies its practical application in the development of ecology-aesthetic norms of modern society at a particular example.

Keywords: ecological aesthetics, green design, practical aesthetics of nature ecology- aesthetics norms, aesthetic object, High Line.

Сегодня наука как социальная сила занимает важное место в решении разных проблем общества, широко применяя теоретические знания и методы. Научно-технический прогресс, повлекший за собой все большее потребление природных ресурсов и ископаемых, явился одной из главных причин развивающегося экологического кризиса на планете. Ухудшение экологической ситуации, вымирание редких видов животных и растений заставляют переосмыслить отношение к окружающей среде и природным ресурсам, а также найти новые пути взаимодействия человека и природы. Понимание экологических проблем, как научно осмысленных, усиливающийся интерес к взаимодействию современного социума с миром природы привели к развитию новой научной отрасли - экологической эстетики. В связи с этим целями данной статьи являются рассмотрение определения экологической эстетики как новой научной сферы и выявление ее практического применения на конкретном примере.

Эстетика - (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию [2].

Экологическая эстетика исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры и формообразования. Современный этап ее развития связан с попытками построения концептуальной философской модели эстетики природы. Цель экологической эстетики - выработка оправданных в экологическом, социальном, культурологическом и эстетическом отношении норм, критериев, ценностей, рекомендаций, касающихся природы и человека как органической его части. За-

дачи экологической эстетики формулируются и реализуются в процессе комплексного проектно-художественного моделирования среды с учетом экологических факторов -сохранения баланса между живым миром, природой и историко-культурными общечеловеческими и национальными ценностями.

Практическая эстетика природы рассматривает эстетическое, экологическое, правовое воспитание личности как комплексную проблему. На первый план здесь выдвигаются категории эстетического вкуса, вопросы взаимосвязей эстетики и этики, эстетики и научно-технического прогресса [1].

Современная экологическая эстетика в целом направлена на поиск общечеловеческих ценностей в природопользовании, общественной жизни, технике и искусстве. Общие принципы исследования - гуманизм и научность противопоставляются технократизму мышления, утилитаризму и эстетизму, которые приводят к дегуманизации личности, общества, окружающей среды. В связи с этим внимание концентрируется на проблеме традиций и инноваций как в эстетике в целом, так и в экологической эстетике в частности, выдвигается ряд новых концепций.

Сердцевиной эстетики окружающей среды является проблема эстетического объекта. Финский исследователь Ю. Сепанма разделяет эстетические объекты на три вида. К первому базовому виду, он относит произведения искусства, ко второму - естественную и искусственную окружающую среду, к третьему виду - гибридный, возникающий из сочетания двух предыдущих как искусство окружающей среды. Искусственной окружающей средой является среда полностью созданная человеком - интерьеры, городская среда, ландшафтный дизайн.

Экологическая эстетика проявляется в такой прикладной сфере ее применения, как эколого-эстетическое воспитание, главной целью которого является развитие эко-лого-эстетических норм современного общества. Понимание эстетической природы окружающей среды лежит в основе ее охраны и определяет экологическое поведение. Изменение природы включает в себя эстетический аспект, благодаря которому человек перестал восприниматься как разрушитель естественной гармонии.

Ярким примером эстетического объекта искусственной окружающей среды является Нью-йоркский проект High Line (Высокая линия), открывшийся в июне 2009 года. Благодаря совместной работе ландшафтных дизайнеров Джеймса Корнера (James Corner) и Пита Оудольфа (Piet Oudolf), а также компании Field Operations, архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro и множества волонтёров - заброшенная надземная железнодорожная линия западной части Манхеттена превратилась в городской висячий парк. Теперь памятник промышленного бума в Нью-Йорке в 1930-х годах, приобрел вторую жизнь. Уютная зеленая зона отдыха сохранила ауру далёкого индустриального прошлого. На многих участках High Line намеренно оставлены рельсы, на которых установлены, передвигающиеся на колесиках, деревянные скамейки. Открытые зеленые лужайки для пикников и загара с деревянными шезлонгами и столами, оборудованные зоны отдыха и смотровые площадки, места для проведения образователь-

ных и художественных программ, спортивные площадки, сцены выполненные из дерева, пешеходные дорожки с колоритно подобранными деревьями и полевыми цветами, оформленные ландшафтными дизайнерами на старом промышленном, вышедшем из применения объекте, помогают воплощать в жизнь главные задачи экологической эстетики, развивая эстетические и этические нормы отношения современного общества к природе.

Для поддержания High Line в эстетическом виде, в качестве культурного общественного места для всех жителей и гостей Нью-Йорка, работает организация «Друзья Хай-Лайн» (Friends of the High Line) - некоммерческий партнер Нью-йоркского департамента парков и отдыха. Под руководством Friends of the High Line развивается множество бесплатных и недорогих государственных программ, которые способствуют привлечению общественности к участию в инновационном проекте High Line, а также подчеркивают его своеобразие. Постоянно действующие культурно-просветительные программы, проводимые дизайнерами и сотрудниками High Line, помогают посетителям узнать о высоких инновационных линиях дизайна, а так же познакомиться с целями, задачами и принципами экологического дизайна.

Богатая флора High Line является благоприятным местом для плодотворной работы научно-исследовательской лаборатории и презентации учебных пособий для тех, кому интересен ландшафтный и зеленый дизайн. Беседы, лекции, семейные программы Friends of the High Line при участии ландшафтных дизайнеров Пита Оудольфа и Джеймса Корнера и приглашенных гостей High Line дают возможность посетителям больше узнать об истории High Line, ландшафтном дизайне High Line, а также о важности зеленых насаждений в городских условиях и искусстве на High Line.

Рисунок - Нью-йоркский проект High Line

Сильная связь High Line Art с миром искусства остается в центре государственных программ. High Line Art в сотрудничестве с другими учреждениями регулярно организуют крупномасштабные общественные художественные выставки, привлекая арт-организации, галереи, художников и дизайнеров. Так, например, 4 марта

2011 года на крышах промышленных зданий расположенных рядом с High Line открылась выставка Space Available (Полезные пространства), где американский дизайнер Ким Бек (Kim Beck) представил серию из трех скульптур изображающих каркасы не оформленных рекламных щитов. Эта инсталляция напоминает об экономическом спаде, пустых витринах и вывесках «Продается». Глядя на эти экспонаты, создаются иллюзии глубины при виде спереди, но на самом деле, они совершенно плоские, вырезанные из перспективного рисунка и построенные как театральные декорации [3]. Можно добавить, что скульптуры Бека чем-то напоминают металлические конструкции художников-авангардистов конца XIX - начала XX вв. Они легко интегрируются в окружающую среду High Line, и приглашают посетителей переосмыслить логику изображаемых объектов.

5 ноября 2011 года нью-йоркский художник Тайлер Эшли (Tyler Ashley) и танцевальная группа SARAHS представили публике оригинальный перфоманс «Настоящий полумифический, полулегендарный американизм», где Тайлер при помощи видео-инсталляций показывает влияние русского конструктивизма на становление дизайна, одновременно артисты SARAHS в костюмах разработанных дизайнерами Алисой Танг (Alyssa Tang) и Соли Салво (Sole Salvo), воодушевленных работами Варвары Степановой, представляют спортивно-массовые демонстрации, проходившие в Советском Союзе в конце XIX - начале XX вв., в которых конструктивисты заявляли о принципах конструктивизма на примере расположения и силы тела в пространстве с помощью уникальной массовой аэробики. Динамичные движения, живая музыка, вовлекают зрителей в активное взаимодействие, тем самым, делая культурно-образовательную программу Тайлера в области конструктивизма доступной и понятной для общественности.

Выводы:

1. Сегодня в период экономического и развивающегося экологического кризиса эстетика природы является актуальной и востребованной отраслью философии и науки.

2. Прикладная экологическая эстетика помогает не только создавать эстетические объекты окружающей среды, но и воспитывает эколого-эстетические нормы отношения человека к природе.

3. Понимание экологических проблем как научно осмысленных, закрепленных в индивидуальном и массовом сознании, должно занять важное место в социокультурной системе образования современного общества.

Список литературы:

1. Эстетика природы / К. М. Долгов, П. Д. Тищенко, Т. Б. Любимова и др.; РАН. Ин-т философии. - М., 1994. - 230с.

2. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энцикл. 1989. URL: http://www.terme.ru/dictionary (дата обращения 08.12.2011)

3. High Line // The official Web site of the High Line and Friends of the High Line. URL: http://www.thehighline.org/about/park-information (дата обращения 22.11.2011).

4. Leonel Ponce. EXCLUSIVE PHOTOS: Section 2 of the High Line Officially Opens // Inhabitat New York City. 2011. URL: http://inhabitat.com/nyc/ exclusive-photos-of-new-york-citys-high-line-park-section-2/ (дата обращения 22.11.2011).

List of references:

1. The aesthetics of nature / К. М. Dolgov, P. D. ^schenko, Т. B. Lubimova and others; RАN. Institute of Philosophy. - М., 1994. - 230 p.

2. The Encyclopedic Dictionary of Philosophy. М.: The Soviet. encyclopedia. 1989. URL: http://www.terme.ru/dictionary (access date 08.12.2011).

3. High Line // The official Web site of the High Line and Friends of the High Line. URL: http://www.thehighline.org/about/park-information (access date 22.11.2011).

4. Leonel Ponce. EXCLUSIVE PHOTOS: Section 2 of the High Line Officially Opens// Inhabitat New York City. 2011. URL: http://inhabitat.com/nyc/ exclusive-photos-of-new-york-citys-high-line-park-section-2/ (access date 22.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.