Научная статья на тему 'Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления'

Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2446
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глобализация / экологическое мышление / экологическое воспитание / экологическое образование / globalization / ecological thinking / ecological upbringing / ecological education

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Маркова Марина Николаевна

Обосновывается потребность современного общества в экологическом мышлении. Экологическое воспитание и образование анализируются как составные части экологического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity for the ecological thinking in the modern society is substantiated. Environmental upbringing and education are analyzed as the components of ecological thinking.

Текст научной работы на тему «Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА СОЦИУМА: ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, МНЕНИЯ

M.N. Markova

The Role of Ecological Education and Upbringing in the Ecological Thinking Formation

The necessity for the ecological thinking in the modern society is substantiated. Environmental upbringing and education are analyzed as the components of ecological thinking.

Key words and word-combinations: globalization, ecological thinking, ecological upbringing, ecological education.

Обосновывается потребность современного общества в экологическом мышлении. Экологическое воспитание и образование анализируются

мышления.

Ключевые слова и словосочетания: глобализация, экологическое мышление, экологическое воспитание, экологическое образование.

УДК 1:316:172/179 ББК 60.023:87.75

М.Н. Маркова

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

^В своих отношениях с окружающей средой человек выступает не только как биологическое, но и как социальное существо. Вероятно, именно поэтому анализ экологических проблем и противоречий, характеризующих отношения между человеком и природой, стал одной из насущных задач социальной философии. Границы и масштабы соответствующих исследований расширяются, чему в немалой степени способствуют процессы глобализации.

Ряд специалистов, занятых экологическими проблемами, утверждают, что развитие общества становится несовместимым с сохранением природы, противоречия между ними усиливаются в условиях научно-технического прогресса; возможен вариант полного разрушения окружающей природной среды и в итоге - гибель самого человечества (Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хайлбронер, П. и А. Эрлих). Подобная оценочная пози-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

199

ция характеризуется как «экологический пессимизм». Другие ученые (Д. Белл, Г. Кан, А. Тоффлер, Б. де Жувенель, Ж. Фурастъе, О. Флетхейм, К. Фримен, Д. Габор) считают, что все глобальные проблемы, в том числе и связанные с экологией, разрешимы с помощью научно-технического прогресса - их принято относить к лагерю «научно-технических оптимистов».

Несомненно, установки людей по отношению к природе изменяются с развитием общества. Онтологическим основанием для новых экологических идеалов выступают происходящие структурные изменения в системе «человек - общество - природа». В свою очередь экологические идеалы как структурные элементы экосознания влияют на ценности техногенного бытия [1, с. 265-269].

Человек активно вмешивается во многие процессы, происходящие в окружающей среде, и антропогенное воздействие на природу усиливается с каждым годом. Требование обязательно учитывать экологические аспекты при принятии экономических решений сегодня становится более чем актуальным. Знания и техника позволили человеку более успешно регулировать природные процессы, «совершить разрыв с природой как со своим «неорганическим телом», противопоставить себя природе» [2, с. 33]. Созданная промышленным обществом искусственная среда превратилась в буферную зону между природой и человеком; она оказывает непрерывное и весьма существенное влияние на экологическое сознание индивида и социума.

Современная экологическая ситуация представляет собой систему взаимосвязанных критических конфликтов, разворачивающихся во всех основных областях взаимодействия общества, человека и природы. Экологическая проблема в ее глобальном масштабе есть плата за технологический взлет человечества.

Оценивая концепции разрешения экологических проблем, следует иметь в виду, что последствия научно-технического прогресса зависят не от науки и техники, а от характера использования их достижений, что, в свою очередь, связано со спецификой той социальной системы, в которой они функционируют. Чтобы предотвратить разрушительное воздействие общества на природу, необходимо не только осознать экологическую ситуацию, но и преобразовать само общество. Рациональное использование природных ресурсов должно осуществляться в интересах всего человеческого общества, а не отдельного человека или социальных групп.

Научные основы взаимодействия человека с биосферой начали разрабатывать с XVIII в. Современные ученые-экологи признают, что движущими механизмами изменения существующей парадигмы мышления являются интеграция, универсализация и интенсификация [3, с. 86]. Интеграция выражается в объединении всех стран, всего человечества для решения экологических проблем; универсализация - в разработке и применении универсальных методов стабилизации экологической ситуации; интенсификация - в повышении экологической активности, внедрении новых экологически щадящих систем человеческой деятельности, реальном снижении экологических рисков.

Природа и человечество в наши дни тесно взаимосвязаны, но развиваются рассогласованно: темпы эволюции общества значительно опережают темпы саморазвития и воспроизводства природы Земли [4, с. 158]. Вот почему экологи-

200 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ческому императиву как в мировоззрении, так и в технологии альтернативы нет. Экологические ориентиры должны лечь в основание деятельностных установок человека [5, с. 274-275]. У людей следует формировать определенные экологические ориентации, стратегически направленные на реальное преобразование социоприродных отношений через экологизацию общественного сознания, установление высокого уровня экологической культуры и экологической предусмотрительности человека. В связи с этим актуальной задачей становится формирование экологического мышления, средством же ее решения представляется развитие экологического образования и воспитания.

Экологическое мышление должно проявляться в умении на практике реали-зовывать имеющиеся в области экологии специальные знания и навыки. Экологически культурная личность должна уметь устанавливать и правильно анализировать причинно-следственные связи экологических проблем, а также прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в условиях производственной деятельности и отдыха должно стать экологически оправданным и целесообразным.

Целью экологического образования и воспитания представляется формирование человека, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и способного жить в относительной (рационально допустимой) гармонии с природой.

Основными задачами экологического образования и воспитания следует определить:

формирование научных представлений о взаимодействии человечества с миром природы, о закономерностях эволюции природы как глобальной системы;

воспитание ценностных ориентаций и нравственно-эстетических идеалов экологического характера;

развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации; формирование умений и навыков экологической деятельности, понимаемой в категориях целесообразного практического взаимодействия человека с природой.

Экологизация национальной системы образования, предполагающая решение задач экологического воспитания, предусматривает реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и проблемности.

Экологическая ситуация в стране и мире такова, что современное образование должно не только обеспечивать возможности для раскрытия личностных способностей, но и прививать обучаемым поисковые склонности к овладению знаниями, усвоению их в максимально полном объеме, научить мыслить широко и комплексно, без чего не может быть сформирована экологическая компетентность как необходимое условие преодоления бесхозяйственного, безответственного и бездумно-безалаберного отношения к природной среде [6, с. 42-44].

В настоящее время в экологическом образовании граждан наших стран преобладает информационно-справочный подход, основанный на передаче обучаемым фактически невостребованных ими знаний из области фундаментальной и прикладной экологии. При этом учебные экологические курсы мало связаны с каждодневным опытом педагогов и учащихся; они не дают понятия о том, что

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 201

и как можно изменить в повседневной жизни, чтобы уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду и снизить связанный с этим риск. Образовательные методики, нацеленные на решение экологических проблем как в учебных заведениях, так и в работе с широкой общественностью, отсутствуют.

По нашему мнению, экологическое воспитание должно представлять собой целостную систему, во временном масштабе охватывающую всю жизнь человека. Целью его является формирование у человека мировоззрения, основанного на представлении о своем единстве с природой, о направленности культуры и всей практической деятельности не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на развитие, способное содействовать процветанию общества. В этом - реализуется принцип современного антропоцентризма, суть которого в понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразием и богатством.

Итак, главной целью современного образовательного процесса должна стать деятельность по формированию экологического мышления и распространению экологической культуры, а ее основой - распространение чувства ответственности за сохранение жизнепригодности природной среды и благополучия биосферы, что влечет за собой необходимость привлечения обучаемых к конкретным видам деятельности, связанным с природоохранной работой.

В настоящее время беспредел в нарушении экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, понимаемую как комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой и высшая стадия экологизации сознания. Центральная идея экологической культуры - научно обоснованное гармоническое развитие природы и человека; отношение к природе не только, как к материальной, но и как к духовной ценности.

Сегодня характеризующим общество признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и социума, образующих в своей совокупности социо-природную систему. Таким образом, экологическое мышление напрямую связано не только с внедрением системного подхода во все области нашей жизни, но и с развитием духовности человечества. От уровня зрелости экологического мышления зависит успешность природопреобразующей и природоохранной деятельности. Через отношение к природе формируется нравственное отношение к социальному окружению - ведь природа - это общий дом всего человечества, и забота о нем предполагает учет интересов как ныне живущих, так и будущих поколений.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных вли-

202 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

яний хозяйственной деятельности человека на Земле, но и вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, установления сознательно, целенаправленно, планомерно развивающегося взаимодействия с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологического и нравственного сознания, эколого-нравст-венной культуры, становление которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Формирование экологического мышления является основанием качественного развития экологической культуры, гражданственности и патриотизма: нельзя быть гражданином и патриотом и не заботиться о сохранении качества природной среды - колыбели всего человечества и каждого человека в отдельности.

Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с осознанием бесперспективности и гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфера истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответственен за нее ровно так же, как и за самого себя. Экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поколений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть демократичным, основываться на общечеловеческих ценностях, направленных на историческую перспективу, а не на сегодняшний корыстный интерес.

Экологические противоречия, достигшие глобального уровня, привели к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры и экологической предусмотрительности человека, поэтому посредством экологического воспитания должна сформироваться новая экологическая культура, а с ней и новое отношение людей к окружающей их природной среде.

Библиографический список

1. Устьянцева Г.Г. Экологические идеалы и культура: историко-сравнительный экскурс // Социальные идеалы в стратегиях общественного развития. Саратов, 2005. Ч. 1.

2. ГудожникГ. С. Научно-техническая революция и экологический кризис. М., 1975.

3. Мамашашров С.М. Роль социально-политических факторов в формировании экологической активности и ответственности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ташкент, 1997.

4. Белов Л.П. Мировоззрение и образ жизни: социально-философские проблемы / под ред. В.Н. Гасилина. Саратов, 2006.

5. ВасильеваВ.Н. Формирование экологического мышления в процессе образования // Инновации и образование: сб. мат-лов конф. СПб., 2003. Сер.: «Symposium», вып. 29.

6. ПлатоноваИ.Л. Формирование экологической компетентности как фактор социализации личности // Инновации в образовании: опыт и перспективы. Новокуйбышевск, 2009.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.