Научная статья на тему 'Роль экологических общественных объединений в охране природы (правовые вопросы)'

Роль экологических общественных объединений в охране природы (правовые вопросы) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6906
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ENVIRONMENT / VOLUNTARY ASSOCIATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ECOLOGICAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Капицкий Виталий Николаевич

В условиях перехода к устойчивому развитию предполагается широкое вовлечение в охрану окружающей среды институтов гражданского общества, в частности, экологических общественных объединений. Автор рассматривает некоторые вопросы охраны окружающей природной среды в деятельности экологических общественных формирований. Поскольку экологические права могут реализовываться гражданами не только индивидуально, но и коллективно, важное значение имеет права, которое закон предоставляет общественным объединениям. На основе анализа экологического законодательства и законодательства об общественных объединениях дается перечень прав экологических общественных объединений. Выделяется три группы экологических общественных объединений: международные объединения, глобальные неправительственные организации и локальные объединения (общества). Роль объединений каждой из этих групп различна. В статье приводятся примеры взаимодействия общественных формирований с органами государства в решении экологических проблем. В то же время делается вывод о необходимости дальнейшего развития государственной поддержки экологических общественных объединений и партнерских отношений между ними и органами публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Ecological Voluntary Associations in Environmental Protection (Legal Issues)

In conditions of transition to sustainable development environmental protection suggests wide involvement of institutions of civil society, in particular, ecological voluntary associations. In the article, some issues of environmental protection in ecological voluntary associations’ activity are considered. As ecological rights can be realized by citizens not only individually but also collectively, it is important to know the rights granted to associations by the law. On the basis of analysis of Russian ecological legislation as well as legislation on voluntary associations a list of rights of ecological associations is formulated. The author distinguishes three groups of ecological associations: interna-tional associations, global non-governmental organizations and local associations (societies). The roles of the three groups are different. In the article, examples of interaction between associations and public authorities are studied. At the same time, the author concludes that further development of governmental support of ecological associations and partner relationships between them and state institutions is necessary.

Текст научной работы на тему «Роль экологических общественных объединений в охране природы (правовые вопросы)»

В. Н. Капицкий

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОХРАНЕ ПРИРОДЫ (ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ)

В условиях перехода к устойчивому развитию предполагается широкое вовлечение в охрану окружающей среды институтов гражданского общества, в частности, экологических общественных объединений.

Автор рассматривает некоторые вопросы охраны окружающей природной среды в деятельности экологических общественных формирований. Поскольку экологические права могут реали-зовываться гражданами не только индивидуально, но и коллективно, большое значение имеют права, которые закон предоставляет общественным объединениям. На основе анализа экологического законодательства и законодательства об общественных объединениях дается перечень прав экологических общественных объединений.

Выделяется три группы экологических общественных объединений: международные объединения, глобальные неправительственные организации и локальные объединения (общества). Роль объединений каждой из этих групп различна. В статье приводятся примеры взаимодействия общественных формирований с органами государства в решении экологических проблем. В то же время делается вывод о необходимости дальнейшего развития государственной поддержки экологических общественных объединений и партнерских отношений между ними и органами публичной власти.

Ключевые слова: окружающая среда, общественное объединение, устойчивое развитие, охрана природы, экологическое законодательство

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались глобальными переменами, затронувшими все сферы человеческой деятельности. Больше полувека люди ради своих призрачных целей развивали производство, участвовали в гонке вооружений, осваивали космос, уничтожали друг друга в мировых и локальных конфликтах, не обращая внимания на разрушение окружающей среды [Воронин 2012: 19].

Сегодня экологическая ситуация на планете вызывает тревогу: с каждым годом увеличивается число масштабных эколого-технологиче-ских катастроф, угрожающих жизни и здоровью миллионов людей; происходит загрязнение продуктов питания; растет опасность экологического терроризма; из-за расточительного использования природных ресурсов и гонки за прибылью резко сокращается биоразнообразие окружающей природной среды и т. п. [Круглов, Дорожкин 2012: 63]. Урбанизация привела к истощению природных ресурсов. Среда обитания как людей, так и животных в большинстве регионов становится все более вредной и не пригодной для жизни и здоровья человечества, а также животного и растительного мира [Капиц-кий 2008: 132].

Лишь в последнее десятилетие ХХ в. человечество начало всерьез задумываться о том, что

наша жизнь на Земле обусловлена природой, разрушая ее своей деятельностью, радиоактивными и химическими выбросами, мы уничтожаем природные объекты, которые создавались тысячелетиями, и ставим под угрозу собственное существование.

В связи со сложившейся критической ситуацией во всех странах возрастает необходимость формирования природоохранной политики, в которой будет предусмотрена большая забота

0 сохранении окружающей природной среды, ее качестве, рациональном природопользовании, а также поддержка экологического равновесия в природных системах.

Совместными усилиями ученых, работающих в разных сферах, начали разрабатываться проекты мирного сосуществования человека и природы, нашедшие отражение, в частности, в Декларации по окружающей среде, принятой в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и содержащей принципы так называемого устойчивого развития. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ от

1 апреля 1996 г. № 440.

Огромную роль в реализации данной Концепции (в частности, в сохранении и защите окружающей среды) играют экологические об-

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

щественные объединения. Они представляют собой добровольные, некоммерческие самоуправляемые формирования, которые создаются по инициативе самих граждан, объединяющихся на основе общих интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Их главные задачи - предотвращение истощения, загрязнения и уничтожения природных объектов; внедрение и развитие новых безотходных технологий и экологически чистых производств; использование разных видов природной энергии (например, солнца, ветра и т. п.).

В настоящее время в России активно действует около 500 экологических общественных объединений. Их основные цели и задачи во многом совпадают, но имеют разную направленность (к примеру, экологические проблемы при строительстве и эксплуатации автомагистралей, предприятий, организаций, учреждений, атомных электростанций; охрана животного и растительного мира; пропаганда экологических знаний; привлечение молодежи к охране окружающей природной среды (так называемые голубые и зеленые патрули) и т. п.) [Воронин 2012: 21].

Деятельность экологических общественных объединений на территории РФ основывается на ст. 30 (право на объединение) и 42 Конституции РФ (право на благоприятную окружающую среду), ряде других конституционных положений, закрепленных, в частности, в ст. 29 (право на информацию) и 31 (право на публичные мероприятия), других статьях. Среди основных правомочий граждан, связанных с функционированием экологических общественных формирований, такие права, как: право создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды; вступать в них; принимать участие в их деятельности, в собраниях, митингах и других публичных мероприятиях, проводимых ими; высказывать свое мнение по экологическим проблемам; обращаться с заявлениями, предложениями или жалобами в органы публичной власти и т. д. [Капицкий 2015].

Поскольку граждане могут реализовывать свои экологические права как индивидуально, так и во взаимодействии друг с другом, немаловажно то, как Закон решает вопрос предоставления права общественным объединениям. Анализ российского законодательства (об общественных объединениях, об общественном контроле, об охране окружающей среды и т. д.) и научной литературы показывает, что в сфере охраны окружающей среды общественные объединения вправе:

получать достоверную, своевременную и полную информацию о состоянии окружающей природной среды, о принятых мероприятиях по локализации экологически опасных последствий

в природной среде, аварий либо катастроф, о принятых мерах по возмещению вреда, причиненного природной среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

свободно распространять любую информацию о своей деятельности и достигнутых результатах в области использования и охраны природы (за исключением информации, распространение которой запрещено законом);

разрабатывать, внедрять и пропагандировать экологические программы;

проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирования, сбор подписей граждан под обращениями в защиту окружающей среды;

принимать участие в различных кампаниях, направленных на охрану и использование природных ресурсов;

представлять и защищать экологические интересы граждан в органах государственной власти;

за счет собственных средств, а также пожертвований и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов, улучшению качества окружающей природной среды, оказывать любое содействие органам государственной власти в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;

ставить вопросы и требовать от государственных органов принятия решений, при осуществлении которых любая хозяйственная деятельность не допускается, если выгоды от ее реализации нет, а есть только ущерб;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по улучшению деятельности, направленные на использование и охрану окружающей природной среды; по устранению правонарушений природоохранительного законодательства, защите прав и интересов граждан; по обеспечению экологической безопасности, разработке и принятию правовых актов, направленных на охрану окружающей природной среды и рациональному природопользованию;

в необходимых случаях добиваться проведения государственной экологической экспертизы, рекомендовать своих представителей к участию в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования экологически опасных либо вредных объектов и сооружений;

обжаловать в суде заключения государственной экологической экспертизы, если есть на то основания;

участвовать в осуществлении общественного контроля [Литвинова 2015], в общественных слушаниях по результатам оценки воздействия

планируемой деятельности на окружающую среду;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически опасных либо причиняющих вред промышленных объектов, о полном либо частичном ограничении и прекращении любой хозяйственной деятельности;

ставить перед компетентными органами вопросы о привлечении виновных должностных лиц к ответственности, предъявлять в суде иски о возмещении вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и природной среде.

Реализуя свои права, общественные объединения вносят большой вклад в охрану окружающей среды. С нашей точки зрения, все экологические общественные объединения можно условно разделить на три группы, для каждой из которых характерен определенный набор перечисленных выше прав.

1. Международные объединения. В них входят и межгосударственные организации, которые совместно с правительством разрабатывают программы взаимодействия и реализации политики в сфере охраны окружающей среды. Важную роль в их деятельности играет Организация Объединенных Наций (ООН). Под эгидой ООН создана ЮНЕП - Программа ООН по охране окружающей среды (United Nations Environment Programme). Хотя ООН и ЮНЕП формально нельзя отнести к общественным объединениям, они проводят большое число акций с привлечением добровольцев. Например, в 2007 г. проведенная силами ЮНЕП кампания «Миллиард деревьев» собрала средства на посадку одного миллиарда деревьев по всей планете для сокращения количества углекислого газа в атмосфере. Несмотря на то что данные мероприятия подвергались критике, в том числе со стороны представителей науки, столь грандиозное событие не осталось незамеченным.

В целях развития современных возобновляемых источников энергии ЮНЕП оказывала финансовую помощь жителям Индии и некоторых государств в приобретении солнечных панелей. В результате солнечную энергию получили около 100 тыс. человек.

2. Глобальные неправительственные организации: Greenpeace International (GPI), World Wide Fund for Nature (WWF), Международный Зеленый Крест и др. По всему миру они проводят акции в защиту природы и отдельных ее объектов, служат своеобразным катализатором правовых преобразований; заставляют государства и их органы власти обратить внимание на наиболее актуальные проблемы в экологической сфере.

Активисты «зеленых» организаций осуществляют масштабные пиар-акции (к примеру, штурм буровой платформы «Приразломная» в августе 2012 г., манифестация на международном автосалоне в Париже), однако в таких мероприятиях эффектность преобладает над эффективностью. Одна из наиболее известных акций - «Час Земли», проводимая ежегодно 26 марта (ее задача - обратить внимание на проблему изменения климата). Суть акции -отключение всех электроприборов на один час и массовая пешая прогулка по улицам города при свечах. Благодаря своей популярности она вовлекает в WWF сотни новых участников и благотворителей.

С двумя основными целями данных организаций - привлечением общества к наиболее важным экологическим проблемам и нахождением спонсоров для их решения - они успешно справляются. Так, в 2010 г. WWF начата кампания по защите тигра, ставшая, возможно,

Чтобы добиться более ощутимых результатов в охране природы, необходимо развивать государственную поддержку экологических общественных объединений и партнерские отношения между ними и органами публичной власти

самой успешной: за год в ней участвовали Николай Дроздов, Илья Лагутенко, Жанна Фриске и др., наиболее известные сети торговых центров, а также рядовые граждане, большинство из которых не являлись активистами движения. Итог кампании - проведение в ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге саммита стран ареола обитания тигра, в котором приняли участие представители 14 государств, а также учреждение Фонда для защиты тигров. На поступившие средства созданы новые охраняемые природные территории (на сегодня их шесть), проведена борьба с незаконными рубками леса ареале обитания тигра, подготовлено и обеспечено всем необходимым снаряжением семь пожарных команд. Для борьбы с браконьерством образована специальная инспекция «Тигр», состоявшая из семи антибраконьерских бригад. В тесном взаимодействии с Госохотслужбой и правоохранительными органами она занималась пресечением браконьерства на территориях обитания тигра.

3. Локальные общества охотников, рыболовов, туристов, защитников природы и т. д. Данные общества подталкивают законодателя к преобразованиям, но их основная задача -

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

это практическая помощь своим членам и участникам в осуществлении деятельности по охране окружающей среды. Например, в летний и осенний периоды участники обществ защиты диких животных, охотников и туристов устраивают кормушки, солонцы, шалашики, вышки и другие сооружения, для того чтобы дикие животные могли пережить зимние холода без ущерба для популяции. Активисты подобных объединений проводят учет объектов животного и растительного мира, регулируют популяции путем отлова или отстрела больных животных, борются с браконьерством и незаконной вырубкой лесов. В 2017 г. во время лесных пожаров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке основу противопожарных команд составляли именно добровольцы из числа охотников, рыболовов и туристов, так как профессиональных пожарных оказалось явно недостаточно.

Деятельность объединений рассматриваемой группы чаще всего представляет собой во-лонтерство. Финансовая поддержка мероприятий, проводимых ими, со стороны государства минимальна, значительная часть работы выполняется активистами (в отличие от первых двух групп) на добровольных началах. Однако именно здесь максимально проявляются качества человека и его любовь к природе.

Итак, роль общественных объединений в деле охраны природы весьма существенна, хотя для каждой из групп она различна. По нашему мнению, для того чтобы добиться более ощутимых результатов в охране природы, необходимо развивать государственную поддержку экологических общественных объединений и партнерские отношения между ними и органами публичной власти, а также осуществлять реформирование законодательства об общественных объединениях и охране окружающей среды.

Список литературы

Воронин Б. А. Формирование экологического мировоззрения и экологической культуры как фактор обеспечения экологического правопорядка // Эколого-правовые проблемы рационального использования в сельском хозяйстве земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 31 мая - 1 июня 2012 г.). Екатеринбург: Урал. аграр. изд-во, 2012. С. 17-23.

Капицкий В. Н. Человек, природа, будущее... // Права человека: регулирование, реализация, защита: материалы конф. (Екатеринбург, 14 декабря 2007 г.). Екатеринбург: Филантроп, 2008. С. 132-136.

Капицкий В. Н. О праве граждан на благоприятную окружающую среду // Правовая реформа в России: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 6 ноября 2015 г.). Екатеринбург: Издат. дом Урал. гос. юрид. ун-та, 2015. Ч. 2. С. 81-83.

Круглое В. В., Дорожкин Е. М. Правовая охрана окружающей среды как фактор социально-экономического развития Российской Федерации // Эколого-правовые проблемы рационального использования в сельском хозяйстве земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 31 мая - 1 июня 2012 г. Екатеринбург: Урал. аграр. изд-во, 2012. С. 63-68.

Литвинова И. Н. Проблемы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды // Российское право: образование, практика, наука. 2015. № 1. С. 29-32.

Виталий Николаевич Капицкий - доцент кафедры земельного и экологического права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, Комсомольская, 21. E-mail: ecoland@usla.ru.

The Role of Ecological Voluntary Associations in Environmental Protection

(Legal Issues)

In conditions of transition to sustainable development environmental protection suggests wide involvement of institutions of civil society, in particular, ecological voluntary associations.

In the article, some issues of environmental protection in ecological voluntary associations' activity are considered. As ecological rights can be realized by citizens not only individually but also collectively,

it is important to know the rights granted to associations by the law. On the basis of analysis of Russian ecological legislation as well as legislation on voluntary associations a list of rights of ecological associations is formulated.

The author distinguishes three groups of ecological associations: international associations, global nongovernmental organizations and local associations (societies). The roles of the three groups are different. In the article, examples of interaction between associations and public authorities are studied. At the same time, the author concludes that further development of governmental support of ecological associations and partner relationships between them and state institutions is necessary.

Key words: environment, voluntary association, sustainable development, environmental protection, ecological legislation

References

Kapitskii V. N. Chelovek, priroda, budushchee... [Man, Environment, and the Future], Prava cheloveka: regulirovanie, realizatsiya, zashchita: materialy konf. (Ekaterinburg, 14 dekabrya 2007 g.) [Human Rights: Regulation, Realization, Protection: conference papers (Yekaterinburg, 14 Dec. 2007)], Ekaterinburg, Filantrop, 2008, pp. 132-136.

Kapitskii V. N. O prave grazhdan na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu [On the Citizens' Rights to Favourable Environment], Pravovaya reforma v Rossii: materialy XI Vseros. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 6 noyabrya 2015 g.) [Legal Reform in Russia: materials of the XI all-Russia scientific and practical conference (Yekaterinburg, 6 Nov. 2015)], Ekaterinburg, Izdat. dom Ural. gos. yurid. un-ta, 2015, pp. 81-83.

Kruglov V. V., Dorozhkin E. M. Pravovaya okhrana okruzhayushchei sredy kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Legal Protection of Environment as a Factor of Social and Economic Development of the Russian Federation], Ekologo-pravovye problemy ratsional'nogo ispol'zovaniya v sel'skom khozyaistve zemel', nedr, vod, lesov i drugikh prirodnykh resursov: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 31 maya - 1 iyunya 2012 g. [Environmental-Law Problematic Issues of Management of Lands, Subsoil, Water, Forests, and Other Natural Resources in Agricultural Industry: materials of international scientific and practical conference (Yekaterinburg, 31 May - 1 June 2012)], Ekaterinburg, Ural. agrar. izd-vo, 2012, pp. 63-68.

Litvinova I. N. Problemy obshchestvennogo kontrolya v sfere okhrany okruzhayushchei sredy [Problems of Public Control in the Field of Environment Protection], Rossijskoe Pravo. Obrazovanie, Praktika, Nauka, 2015, no. 1, pp. 29-32.

Voronin B. A. Formirovanie ekologicheskogo mirovozzreniya i ekologicheskoi kul'tury kak faktor obespecheniya ekologicheskogo pravoporyadka [Forming Ecological Worldview and Ecological Culture as a Factor of Maintaining Ecological Legal Order], Ekologo-pravovye problemy ratsional'nogo ispol'zovaniya v sel'skom khozyaistve zemel', nedr, vod, lesov i drugikh prirodnykh resursov: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 31 maya - 1 iyunya 2012 g.) [Environmental-Law Problematic Issues of Management of Lands, Subsoil, Water, Forests, and Other Natural Resources in Agricultural Industry: materials of international scientific and practical conference (Yekaterinburg, 31 May - 1 June 2012)], Ekaterinburg, Ural. agrar. izd-vo, 2012, pp. 17-23.

Vitalii Kapitskii - assistant professor of the land and environmental law department, Ural State Law University (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: ecoland@usla.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 15.01.2018

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 22.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.