УДК 331.1
РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ САМОСОХРАНЕНИЯ ВУЗА
В. А. Шастова Научный руководитель - М. М. Киселева
Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, просп. К. Маркса, 20 Е-mail: [email protected]
Рассматривается ввод эффективного контракта как инструмента стимулирования результативности труда профессорско - преподавательского состава и увеличения уровня самосохранения высшего учебного заведения.
Ключевые слова: эффективный контракт, результативность труда, закон самосохранения, профессорско - преподавательский состав, рейтингование вуза.
THE ROLE EFFECTIVE CONTRACT OF TEACHING STAFF IN IMPROVING
THE UNIVERSITY SURVIVAL
V. А. Shastova Scientific Supervisor - М. М. Kiseleva
Novosibirsk State Technical University 20, K. Marksa pr., Novosibirsk, 630073, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the article analyzes the entry of effective contract as a tool of stimulate labor efficiency of the teaching staff and increase the level of self-preservation in higher educational institution.
Keywords: effective contract, labor efficiency, law of self-preservation, teaching staff, universities ranking.
Современный рынок образовательных услуг становится все более и более интернациональным, конкуренция за подготовленных абитуриентов и квалифицированных преподавателей среди ведущих вузов стремительно растет, а у государства все острее становится вопрос выбора наиболее перспективного объекта инвестирования в сфере образования. Возросшая конкуренция высших учебных заведений приводит к необходимости в соответствии с законом сохранения организации увеличения уровня самосохранения, одним из факторов которого является модернизация профессиональных мотивационных рычагов научно - педагогических кадров [1,2]. Стимулирование результативности трудовой деятельности работников профессорско-преподавательского состава преследует три основные цели - это рост профессионализма научно - педагогических кадров, улучшение аккредитационных показателей, а также повышение статуса высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг [3, c. 182]. Совершенствование мотивационных установок сотрудников и ориентация их на достижение стратегических целей вуза связывают с введением эффективного контракта [4, с. 42].
Показатели оценки результативности труда преподавательского состава не регламентированы. Каждый вуз самостоятельно разрабатывает критерии и показатели эффективного контракта, например, образовательная деятельность сотрудников Новосибирского государственного технического университета (далее по тексту - НГТУ) измеряется количеством научных и учебно -
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
методических публикаций, результатов интеллектуальной деятельности, а также электронных образовательных ресурсов. Научно -исследовательская деятельность выражается в руководстве аспирантами и докторантами, организации научно-исследовательской работы студентов и аспирантов, производится расчет индекса Хирша с учетом самоцитирований, отмечается участие преподавателя в финансируемой научной деятельности университета и организация научных и инновационных мероприятий, а также участие преподавателей в профориентационных мероприятиях, таких как дни открытых дверей, выставки, ярмарки, ориентированные на абитуриентов.
Положительным эффектом от внедрения системы эффективного контракта и улучшения показателей результативности труда профессорско-преподавательского состава стало следующее:
1. НГТУ вошел в топ-100 университетов рейтинга QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia (Развивающаяся Европа и Центральная Азия) - EECA 2016. В общем рейтинге университетов стран Восточной Европы и Центральной Азии НГТУ занял 67 место и 15 место -среди российских вузов (в 2015 году НГТУ занимал 71 место и 18 место среди российских вузов).
2. НГТУ улучшил позиции в рейтинге высших учебных заведений России Благотворительного фонда В. Потанина за 2015-2016 учебный год, войдя в топ-20 и заняв 13 место среди 75 вузов (в 2015 году НГТУ занимал 17 - 18 места).
3. НГТУ улучшил позиции в рейтинге сайтов вузов Webometrics за второе полугодие 2016 год: он занял 22 место среди сайтов университетов России, 764 - среди сайтов европейских вузов (во втором полугодии 2015 года НГТУ занял 28 место среди российских университетов).
4. НГТУ вошел в топ - 20 и занял 16 место среди 132 российских технических вузов в «Национальном рейтинге востребованности вузов в Российской Федерации - 2016», подготовленном МИА «Россия сегодня» (в 2015 году НГТУ занимал 18 место).
Изменение позиции НГТУ в рейтинге QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia - EECA на 6 ступеней вверх обеспечивался за счет роста весов следующих индикаторов научной деятельности ППС вуза: количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава (рост на 0,05 или на 6,84% по сравнению с изменением показателя в 2014 - 2015 гг.), доля сотрудников с ученой степенью (рост на 0,08 или на 7,25% по сравнению с изменением показателя в 2014 - 2015 гг.), количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (рост на 0,03 или на 2,47% по сравнению с изменением показателя в 2014 - 2015 гг.).
Изменение позиции НГТУ в Рейтинге высших учебных заведений России Благотворительного фонда В. Потанина на 5 ступеней вверх обеспечивался за счет роста весов следующих индикаторов научной деятельности ППС вуза: количество преподавателей -участников Грантового конкурса (рост на 0,118 или на 7,12% по сравнению с изменением показателя в 2014 - 2015 гг.), баллы преподавателей - участников Грантового конкурса (рост на 0,07 или на 2,35% по сравнению с изменением показателя в 2014 - 2015 гг.), количество преподавателей, победивших в Грантовом конкурсе (рост на 0,12 или на 6,84% по сравнению с изменением показателя в 2014 -2015 гг.).
Изменение позиции НГТУ в Национальном рейтинге востребованности вузов в РФ на 2 ступени вверх обеспечивался за счет роста индекса цитирования трудов ППС вуза на 0,14 (или на 8,86% по сравнению с изменением показателя в 2014 - 2015 гг.).
Таким образом, внедренная система эффективного контракта ППС укрепила экономическое и репутационное положение Новосибирского государственного технического университета на рынке образовательных услуг, что является убедительным подтверждением повышения его уровня самосохранения.
Библиографические ссылки
1. Смирнов Э.А. Теория организации. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 248 с.
2. Межов И. С. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. Новосибирск: НГТУ, 2014. 703 с.
3. Иванов С. А. Реализация требований профессиональных стандартов педагогических и управленческих кадров как фактор перехода к эффективному контракту в вузе // Ученые записки ЗабГУ. 2016. № 3. С. 180-188.
4. Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта: приказ Минтруда России от 26 апреля 2013 г. №16. // Собрание законодательства. 2013. № 15. С. 40-68.
© Шастова В. А., 2017