Научная статья на тему 'Роль единой воспитательной среды в развитии детей в детском образовательном учреждении'

Роль единой воспитательной среды в развитии детей в детском образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ / INTERACTION OF CHILDREN EDUCATIONAL INSTITUTION PSYCHOLOGIST WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухина О. П., Васильева В. А.

В образовании под партнерством понимается система взаимообусловленных педагогических действий. Каждое действие одного из участников образовательного процесса способствует ответным действиям другого. Результатом взаимодействия родителей и психолога дошкольного образовательного учреждения является единая система общих представлений и ценностей, являющаяся основой для разработки совместных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полухина О. П., Васильева В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of a partnership means a system of interrelated educational activities. Every action of one of the participants in the educational process contributes to response actions of another. The result of the interaction of parents and the psychologist of preschool educational institution is a unified system of common ideas and values, which is the basis for the development of joint actions.

Текст научной работы на тему «Роль единой воспитательной среды в развитии детей в детском образовательном учреждении»

Итак, социальная сеть - это виртуальная коммуникационная среда позволяет человеку формировать специфическую структуру отношений, где в едином процессе происходит социализация и самореализация личности, где получение новых знаний и накопление опыта органично увязываются с нравственными нормами, идеями патриотизма и ответственного поведения. В этом сложном и многогранном пространстве закрытые социальные сообщества студентов являются одним из важных каналов воспитательного воздействия, который в недостаточном объеме используется современной высшей школой.

Список литературы

1. Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи // Диссер. на соиск. канд. психол.наук. М., 2016.

2. Дружинин А.М. Формы виртуального взаимодействия участников Проекта // Ценности и смыслы. 2011. № 7. С. 162.

3. Ефимов Е. Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования). - Волгоград, 2015. - 169 с.

4. Колпина Л.В. Проблемы функционирования региональных социальных сетей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. №. 2 (132).

5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2001. - 377 с.

6. Катерный И.В. Современная социальная философия: от "системы" к "среде" // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. III. № 1 (7). С. 215-228.

Полухина О.П., Васильева В.А.

РОЛЬ ЕДИНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: взаимодействие психолога детского образовательного учреждения с родителями

Аннотация: В образовании под партнерством понимается система взаимообусловленных педагогических действий. Каждое действие одного из участников образовательного процесса способствует ответным действиям другого. Результатом взаимодействия родителей и психолога дошкольного образовательного учреждения является

единая система общих представлений и ценностей, являющаяся основой для разработки совместных действий.

Keywords: interaction of children educational institution psychologist with parents

Abstract: The formation of a partnership means a system of interrelated educational activities. Every action of one of the participants in the educational process contributes to response actions of another. The result of the interaction of parents and the psychologist of preschool educational institution is a unified system of common ideas and values, which is the basis for the development of joint actions.

В настоящее время современная образовательная политика государства в сфере дошкольного образования динамично развивается. Характерной особенностью данного развития является организация продуктивного взаимодействия психолога детского учреждения с родителями. Учитывая образовательные, социокультурные запросы общества и родителей, особенности развития и здоровья детей, в настоящее время в нашей стране учеными разрабатываются разнообразные организационные модели дошкольного образования (Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/ 23-16). Современная система дошкольного образования ориентирована на реализацию права каждого ребенка на качественное образование, что приводит ученых к пониманию, переосмыслению и развитию идей об участии родителей в жизни образовательного учреждения. Сотрудничество педагогов с семьей стало решающим фактором полноценного образования ребенка в дошкольном образовательном учреждении (Т.Н. Доронова, И.М. Исаченкова, Т.И. Оверчук и др.).

В отечественной педагогической и психологической науке имеются научные труды, посвященные взаимодействию детского сада и семьи (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.). В современной педагогике в исследованиях Г.М. Андреевой, А.С. Белкина, В.А. Ляудиса и др. также показано многообразие факторов, оказывающих влияние на процесс взаимодействия образовательного учреждения и среды. В трудах Ш.А. Амонашвили, Г.В. Гатальской, Т.Г. Григорьевой, И.А. Зимней, П.И. Пидкасистого и др., мы видим осмысление педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

Современными исследователями Е.П. Арнаутовым, О.Л. Зверевым, В.П. Дубровым, И.Ф. Дементьевым, Т.Н. Дороновым, З.И. Тепловым О.А. Куревиным, О.В. Огородновым, и др. отмечается важность сотрудничества психолога и родителей в воспитании и развитии детей

дошкольного возраста. Семья, являясь партнером и субъектом в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения, способна качественно изменить условия, используя собственные стратегические интересы в дошкольном образовании ребенка.

Исследования показывают, что проблема процесса взаимодействия психологов и родителей успешно разрешается на основе единых подходов к планированию совместной деятельности. Противоречие возникает между наличием возможностей совместного участия в образовательно-воспитательном процессе психологов и родителей, и недостаточной их готовностью к взаимодействию в дошкольном образовательном учреждении.

Семья определяет не только развитие ребенка, но и развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем первый опыт взаимодействия с окружающим миром, который закрепляется и формирует модели поведения во взрослой жизни с другими людьми.

Психолого-педагогические исследования подтверждают тот факт, что безущербное развитие личности невозможно без семейного воспитания. Сила и действенность семейного воспитания несравнимы ни с каким, пусть даже сверх квалифицированным воспитанием. Однако наблюдения за воспитанием ребенка, особенно в молодой семье, указывают на тот факт, что проблемы семейного воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, который должен быть восполнен психологом детского дошкольного образовательного учреждения [4].

Детский сад, является первым общественным воспитательным учреждением, где начинается социализация ребенка, с которым вступают в контакт родители, поэтому именно в нем и должно начинаться их психологическое и педагогическое просвещение. Согласно Закону РФ «Об образовании», согласно «Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях» основной задачей дошкольного образования является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Воспитательные функции двух важнейших институтов социализации детей семьи и дошкольных учреждений различны, но невозможно обойтись без их взаимодействия для всестороннего развития ребенка. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, учится организовывать собственную деятельность, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми. Эффективность овладения ребенком этими навыками будет зависеть от правильно построенных отношений семьи и дошкольного учреждения. Как показывает практика, гармоничное

развитие воспитанника детского дошкольного учреждения без активного участия родителей в образовательном процессе невозможна.

В связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми признан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность личности формируется в семье, поэтому воспитательный процесс в детском образовательном учреждении должен строиться с учетом семейного фактора. Единая воспитательная среда необходима для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника [2].

В настоящее время психолог детского дошкольного учреждения должен обладать определенными профессиональными качествами. В профессиональной деятельности ему потребуются такие инструменты, как знание методов убеждения, умение аргументировать свою позицию, умение устанавливать контакты с воспитанниками и их родителями, с лицами их замещающими. В обязанности психолога дошкольного учреждения входит оказание консультативной помощи детям и родителям, составление психолого-педагогических заключений с целью ориентации родителей в проблемах личностного и социального развития детей. Участие психолога дошкольного учреждения необходимо и в формировании психологической культуры родителей, в подготовке и в проведении родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, психолог должен организовывать и оказывать методическую и консультативную помощь родителям. Обо всем вышесказанном говорится в Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где содержится информация о требованиях к психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса. В эти требования включено: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка; создание для детей равных условий образования независимо от материального положения семьи, их места проживания, их языковой и культурной среды, их этнической принадлежности, также в этом документе сказано, что «Воспитатели и педагог-психолог находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцент делается на создании психолого-педагогических условий, которые должны включать «...поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей

воспитанников непосредственно в образовательный процесс». Данными документами определяется роль психолога в дошкольном образовательном процессе и в обеспечении психологического благополучия, в создании благоприятных условий для участия всей семьи в образовательном процессе. От профессиональной подготовленности психолога, а также от особенностей родителей, от их образования, материального положения, степени заинтересованности ребенка, от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в детском образовательном учреждении, объединяющего усилия педагогов, родителей и администрации, зависит результат воспитательного процесса [2].

При работе с родителями психолог исполняет просветительскую функцию в вопросах обучения детей; решает частные проблемы ребенка в обучении, в его подготовке к школе; психолог разрабатывает для родителей индивидуальные программы занятий в домашних условиях; проводит индивидуальную диагностику умственного развития детей, их специальных способностей в сенсомоторике, пространственном ориентировании, математических представлениях; проводит диагностику воспитательного, эмоционального и терапевтического потенциала семьи; создает социально-психологические условия для интеграции семей с детьми с отклонениями в развитии, в общество; оказывает психологическую поддержку семьям с детьми с проблемами в развитии, имеющих нормально развивающихся детей [1].

«Взаимодействие» психолога с родителями способствует решению задач в практическом, научно-исследовательском, прикладном направлении. В научно-исследовательском направлении исследуются законы обучения взрослых, проводятся исследования по проблемам методологии, по разработке оптимальных методов и форм совместной работы, научно обосновываются, подвергаются операциональной разработке психодиагностические, психопрофилактические, психокоррекционные и развивающие программы. Что касается прикладного аспекта - даются психологические знания родителям, организуется их сотрудничество с психологом, изучаются психологические закономерности развития ребенка, решаются его проблемы в образовательном учреждении. На основе психологических научных знаний и методов решаются конкретные проблемы ребенка, а изучение проблем ребенка становится дополнительным поводом и для личностного роста родителей и в целом способствует укреплению их сотрудничества с детским образовательным учреждением [3].

Итак, деятельность психолога в дошкольном учреждении организуется в направлении психологического просвещения, заключающегося в повышении психологической культуры педагогов и родителей, для чего организуются тематические выставки психологической литературы, родителей информируют о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, о психологической готовности к поступлению в детские дошкольные учреждения, о психологической готовности к обучению в школе, проводят с ними семинары, беседы, организуют родительские клубы.

Целенаправленная систематическая совместная работа психолога и родителей является хорошим основанием для решения психологических проблем, создает благоприятный эмоционально -психологический климат [5-6].

Задачей психолога детского дошкольного учреждения является психологическая коррекция, представляющая собой систематическую целенаправленную работу психолога с детьми в форме индивидуальных и групповых занятий, касающихся коррекции и развития, в форме психологических тренингов, специально разработанных для детей, с поведенческими проблемами.

Психолог современного дошкольного образовательного учреждения должен владеть методами психологического консультирования, чтобы оказывать конкретную помощь взрослым и детям в анализе и решении психологических проблем, в развитии личности ребенка и родителей. На сегодняшний день имеются научные разработки оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях учебного заведения. Имеющиеся инструменты являются частью общей задачи организационной работы с родителями. Практика показывает, что мобилизация совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога способствует эффективному решению задач сопровождения развития детей.

Список литературы

1. Алгушаева В.Р. Формирование и развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности // Образование: традиции и инновации Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Уварина Н.В.. 2014. С. 25-28.

2. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников // Начальная школа. 2008. № 6. С. 15-18.

3. Бутко С.С. Создание полифункциональной развивающей среды для обучения иностранному языку // Синергия Наук. 2018. № 21. С. 722-729.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А., Полковникова Н.Б., Лобза О.В., Ракушина А.В. Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка. - Москва, 2011. - 160 с.

5. Маякова Е.В. Взаимодействие взрослого и ребенка в условиях современного образования // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; Под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 545-549.

6. Bezborodova L.A., Maximova E.V. The current state of the problem of diction development in psychological and pedagogical researches // Школа будущего. 2015. № 2. С. 136-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.