Научная статья на тему 'Роль Э. Л. Юманса в популяризации идей Герберта Спенсера в культуре США'

Роль Э. Л. Юманса в популяризации идей Герберта Спенсера в культуре США Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВИЗМ / ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС / Э.Л. ЮМАНС / E.L. YOUMANS / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / POSITIVISM / EVOLUTIONISM / CULTURAL PROGRESS / SCIENCE PROMOTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кутеева Неля Эдуардовна

Статья посвящена исследованию процесса распространения философско-культурологических идей Герберта Спенсера в американской культуре и науке второй половины XIX в. Американские ученые, общественные деятели, писатели, воспринимавшие эволюционную теорию Спенсера как апофеоз прогресса индустриальной эры, стремились применить ее к реалиям страны для поиска путей дальнейшего культурного развития. В работе рассматривается деятельность одного из первых последователей и сподвижников Г. Спенсера в Америке - ученого и издателя Э.Л. Юманса, сыгравшего важную роль в популяризации спенсеровской теории эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E. L. Youmans''s contribution to expansion of Herbert Spenser''s ideas in the USA culture

The article studies the process of expansion of Herbert Spenser's philosophical and cultural ideas in the American culture and science of the 2nd half of the XIXth century. American scientists, public figures, writers who regarded Spencer's evolutionary theory as an apotheosis of progress industrial era, tried to apply it to the realia of the country in order to find the ways of further cultural development. It investigates works of E.L. Youmans, scientist and publisher, one of Spencer's first followers, who contributed much to the popularity of Spencer's evolutionary theory.

Текст научной работы на тему «Роль Э. Л. Юманса в популяризации идей Герберта Спенсера в культуре США»

Notes

1. Gaidarenko V.A. Cimvoly v pechatnoj reklame kommercheskih obrazovatel'nyh uslug [Symbols in print advertising of commercial educational services] // Vestnik RUDN - Herald of PFUR. 2006, No. 1(9), p. 51.

2. Lebedev S.G. EHtnonacionalizm v sisteme politicheskih processov transformiruyushchihsya obshchestv: avtoref. dis.... kand. polit. nauk [Ethnic nationalism in the system of political processes transforming societies: autoref. dis. ... cand. Polit. Sciences]. Ivanovo, 2004.

3. Suklinova M.V. Krizis identichnosti kak problema nacional'no kul'turnogo samoopredeleniya individa [Identity crisis as a problem of national and cultural self-determination of the individual] // Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Ability. 2009, No. 4. Available at: http://www.zpu journal.ru/e zpu/ 2009/4/Shuklinova/ (in Russ.)

4. Popova S.V. Filosofsko kul'turologicheskie aspekty analiza ehtnicheskoj identichnosti: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Philosophical cultural aspects of the analysis of ethnic identity: autoref. dis. ... cand. Phil. Sciences]. Stavropol. 2003.

5. Kortunov S. V. Globalizaciya i nacional'naya identichnost' [Globalization and national identity]. Available at: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&host=s&source=web&cd=1&ved= 0CCcQFjAA&url= http%3A%2F%2Fpravoslavie.chestisvet.EN%2Fdownload%2Fs224%2Fs6.doc&ei=VQAXU7vfOMiV4wSNhYC 4Cw&usg=AFQjCNFPQJCKjqK8If4eTCGabrDxDGZDbq&bvm=bv.62286460,d.bGE&cad=rjt (in Russ.); Ivanov R. N. [Formation of identity in terms of mass culture: author. dis. ... cand. Phil. Sciences]. Omsk. 2012.

6. Kortunov S. V. Globalizaciya i nacional'naya identichnost' [Globalization and national identity]. P. 1. Available at: https://www.google.ru/ url?sa=t&rct=j&q=&host=s&source=web&cd=1&ved=0CCcQFjAA&url= http%3A%2F%2Fpravoslavie.chestisvet.EN%2Fdownload%2Fs224%2Fs6.doc&ei=VQAXU7vfOMiV4wSNhYC 4Cw&usg=AFQjCNFPQJCKjqK8If4eTCGabrDxDGZDbq&bvm=bv.62286460,d.bGE&cad=rjt; (in Russ.)

7. Kostina A. V. Massovaya kul'tura: aspekty ponimaniya [Mass culture: aspects of understanding] // Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Ability. 2006, No. 1(9), p. 31.

8. Gaidarenko V.A. Op. cit. Pp. 51-54.

9. Glukhov A. P. Messedzh nacional'noj identichnosti v mediume reklamy [Message of national identity in the medium of advertising] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Tomsk state University. 2010, No. 332, p. 32.

10. Ibid. P. 35.

УДК 008 (091)

Н. Э. Кутеева

Роль Э. Л. Юманса в популяризации идей Герберта Спенсера

в культуре США

Статья посвящена исследованию процесса распространения философско-культурологических идей Герберта Спенсера в американской культуре и науке второй половины XIX в. Американские ученые, общественные деятели, писатели, воспринимавшие эволюционную теорию Спенсера как апофеоз прогресса индустриальной эры, стремились применить ее к реалиям страны для поиска путей дальнейшего культурного развития. В работе рассматривается деятельность одного из первых последователей и сподвижников Г. Спенсера в Америке - ученого и издателя Э. Л. Юманса, сыгравшего важную роль в популяризации спенсеровской теории эволюции.

The article studies the process of expansion of Herbert Spenser's philosophical and cultural ideas in the American culture and science of the 2nd half of the XlXth century. American scientists, public figures, writers who regarded Spencer's evolutionary theory as an apotheosis of progress industrial era, tried to apply it to the realia of the country in order to find the ways of further cultural development. It investigates works of E. L. Youmans, scientist and publisher, one of Spencer's first followers, who contributed much to the popularity of Spencer's evolutionary theory.

Ключевые слова: позитивизм, эволюционизм, культурный прогресс, Э. Л. Юманс, популяризация

науки.

Keywords: positivism, evolutionism, cultural progress, E. L. Youmans, science promotion.

© Кутеева Н. Э., 2014

Философско-культурологические идеи Герберта Спенсера (1820-1903) оказали существенное влияние на развитие мировой науки и культуры и во многом сыграли определяющую роль в формировании культурного облика Соединенных Штатов Америки конца XIX-начала XX в. Пристальное внимание американских ученых и художников второй половины XIX в. к философии позитивизма и эволюционизма можно считать одной из отличительных черт культуры того времени.

Г. Спенсер выработал собственную целостную культурологическую концепцию единого мироздания, которое движется к «далекому божественному результату» совершенствования мира и человека. Английский философ заложил теоретические основы концепции культурных систем, которая рассматривала культуру как развивающуюся, обновляющуюся синтетическую систему, находящуюся в постоянном процессе адаптации к внешним и внутренним условиям. Закон прогресса и сопутствующие ему процессы интеграции, дифференциации, вторичных изменений, превращение «простого в сложное», «низшего в высшее», «однородного в разнородное» совершаются во всей Вселенной: в неорганической и органической материи, в растительном и животном мире, «в сознании, обществе, во всех продуктах социальной деятельности» [1]. Культурный прогресс и развитие человеческого сообщества, как и развитие биологических организмов, в понимании философа зависит от внешних условий и внутренних предпосылок.

Поставленная Спенсером в его «синтетической» философии задача - найти общие закономерности развития всего живого, представить человека как равноправную часть природы - была важнейшим шагом вперед и определила основное направление естественнонаучных, философских, социальных и литературных поисков США на рубеже веков. Если, по мнению ряда ученых, в начале XIX в. «взаимоотношения человека и мироздания не поддавались рационалистическому осмыслению, а приобретали сложный мистифицированный характер» [2], то теперь эмпирическая методология позволяла философу уподобить культуру природе, явленному миру, подлежащему наблюдению и описанию.

Американских ученых заинтересовала попытка английского философа материалистически истолковать человеческое бытие как закономерную эволюцию «гомогенного» в «гетерогенное», а также идеи мирового прогресса и универсальности законов культуры. Показательно, что в Америке многие идеи позитивизма и эволюционизма нашли больше сторонников, нежели в Европе. Историк Джон Фиск писал: «Ни в какой другой англоязычной стране философия Герберта Спенсера не находила такого всеобщего и радушного приема, как в Соединенных Штатах» [3]. Причины «популярности» Спенсера в Новом Свете следует искать в своеобразии исторического и социально-политического развития США. Во второй половине XIX в. Америка переживала стремительный экономический и промышленный рост и становилась страной банков, трестов и монополий, биржевых спекуляций, концентрации капитала и невиданной конкуренции. По этой причине эволюционная теория английского философа как апофеоз прогресса индустриальной эры нашла в США благодатную почву для дальнейшего развития.

В области философии, социологии, культурологии, естественных наук, истории, психологии закономерным итогом распространения эволюционной теории Спенсера стало возникновение таких направлений, как культурная антропология, этнологический эволюционизм, прагматизм, инструментализм, бихевиоризм, функционализм, диффузионизм, этология. Спенсеровская концепция повлияла не только на развитие науки в США, но и на исторические, социально-политические и экономические процессы: идея survival of the fittest («выживания сильнейшего») определенным образом была интерпретирована последователями философа в «биологической социологии»; идеи свободной кооперации стали основой развития политэкономической концепции laissez-faire (политики «невмешательства»); в области художественного творчества идеи Спенсера способствовали утверждению эстетических принципов реализма и натурализма.

Спенсерианство сыграло важную роль в формировании мировоззрения целого ряда выдающихся американских философов и ученых: Э. Л. Юманса, Д. Фиска, Э. Тейлора, У. Г. Сам-нера, У. Джеймса, Р. С. Джордана, Г. Джорджа, У. М. Уилера, Б. Ф. Скиннера, Л. Уайта.

Процесс рецепции спенсеровских идей в США проходил в несколько этапов, связанных с изменением культурного облика страны. На начальном этапе сторонники и последователи Спенсера считали своим долгом всячески способствовать распространению идей английско-

го философа: университетские профессора выступали с лекциями об эволюционизме, издатели публиковали его труды.

Первый период рецепции спенсеровских идей (1860-1870-е гг.) был связан с восприятием естественнонаучных и социальных теорий английского философа, объединяющих принципы функционирования биологического и социального сообществ. К этому периоду относится деятельность таких ученых-биологов, эмбриологов, физиологов, геологов, химиков, как Ч. Чайльд, Ч. Уитмен, У. Крег, Дж. Леконт, Р. Джордан и Э. Юманс, в многочисленных опытах и открытиях которых нашли подтверждение идеи Спенсера в области естественных наук. Это было время восторженного приятия оптимистической и телеологической концепции прогресса культуры как бесконечного и необратимого процесса совершенствования.

В ряду первых сторонников теории эволюции Спенсера в США можно назвать публициста и философа Джорджа Рипли (1802-1880), одного из создателей колонии Брук Фарм; религиозного проповедника и издателя религиозных журналов Генри Уорда Бичера (18131887), брата Гарриет Бичер-Стоу, аболициониста, реформатора, убежденного в том, что даже религия должна адаптироваться к современным культурным условиям; Эдварда Огастеса Силсби (1826-1900), Джорджа Робертса, Джозефа Леконта (1823-1901), профессора геологии, горячего сторонника и «проповедника» теории эволюции, и, конечно, Эдварда Ливинг-стона Юманса (1821-1890), ставшего первым популяризатором идей Спенсера в США.

Эдвард Л. Юманс, талантливый физиолог и химик, стал не только издателем работ Спенсера в Соединенных Штатах, но другом и соратником английского философа на долгие годы. Моральная и материальная поддержка Э. Юманса позволила Спенсеру полностью посвятить себя научной работе.

Еще задолго до знакомства со Спенсером Юманс заинтересовался работами Ч. Лайеля по геологии, доктриной корреляции сил и последовательного развития природы, что уже в достаточной степени подготовило американского ученого к восприятию теории всеобщей эволюции. В 1856 г. он прочитал в британском журнале Medico-Chirurgical Review заметку об «Основаниях психологии» Спенсера и выписал интересующую его книгу из Лондона. «Основания психологии» произвели на Юманса огромное впечатление, в них он увидел воплощение своих мыслей и оценил книгу английского философа как труд, в котором был сделан важный шаг на пути к теории всеобщей эволюции.

В скором времени Юманс прочитал «Социальную статику» и другие работы Спенсера. Когда же в его руки случайно попал большой проспект работ философа с предложением автора напечатать их по подписке [4], то он с радостью откликнулся.

По свидетельству самого Спенсера, он познакомился с Юмансом в 1860 г., когда основоположник эволюционизма испытывал серьезные финансовые затруднения. Английский философ обратился к американскому издателю с вопросом о возможности опубликования своих работ в Соединенных Штатах. Юманс, будучи редактором Appleton'sJournal, с большим воодушевлением воспринял эту идею и сумел заинтересовать издателей братьев Эпплтон в распространении сочинений Спенсера. Так завязалась переписка, перешедшая в тесное сотрудничество единомышленников и дружбу, длившиеся без малого тридцать лет.

К этому времени Спенсер уже имел неудачный опыт издания своих произведений в Новом Свете, когда тираж книги об образовании, изданный в Бостоне, остался нераскупленным и издательство Ticknor & Fields, убежденное, что научные книги не вызовут интереса публики, отказалось переиздавать ее. Поэтому вмешательство Юманса оказалось спасительным для Спенсера. Юманс сумел заинтересовать Уильяма Генри Эпплтона в предложении Спенсера и договориться с издательским домом D. Appleton & Company об издании его трудов. Братья Эпплтон впоследствии называли предложение Юманса об издании трудов английского философа одним из самых благоприятных событий в их летописи. С легкой руки Юманса Эпплтоны издали работы не только Спенсера, но и Ч. Дарвина, Дж. Беркли, Д. Тиндала, Т. Гексли и других ученых, что позволило им занять исключительное место в среде американских коллег.

По мнению историка Джона Фиска, Соединенные Штаты в интеллектуальном плане отставали от Европы на пятьдесят лет, так как новые веяния попадали за океан много позже. Юманс, будучи научным советником братьев Эпплтон, способствовал тому, что Америка, получившая возможность быть в курсе актуальных научных событий, стала передовой не только в технологическом, но и в научном смысле.

В 1861 г. Юманс совершил поездку в Европу, где впервые лично встретился с английским философом. Теперь работы последнего издавались в США повсеместно. Юманс писал к ним предисловия и составлял синопсисы. Американское издание спенсеровских «Опытов», выпущенное с другим порядком расположения статей, нежели на родине философа, на долгое время стало, по словам самого Спенсера, «стереотипным» и эталонным. Наибольшим успехом в США пользовался третий том его «Опытов», который переиздавался неоднократно.

Однако ввиду серьезных финансовых затруднений в 1861 г. Спенсер сообщил своим заокеанским друзьям, что не сможет больше продолжать издание своих трудов. К лету 1865 г. долг философа по издательству достигал тысячи фунтов. И тогда Джон Стюарт Милль (18061873), давний коллега и оппонент Спенсера, предложил за собственные деньги продолжить подписное издание. Э. Гексли, Дж. Лаббок и другие ученые присоединились к предложению Милля и увеличили число подписчиков за счет своих друзей и знакомых. Это помогло несколько исправить положение. Кроме того, для продолжения издания не хватало большой суммы (85 тысяч долларов), Юманс собрал необходимую сумму, превратил ее в ценные бумаги и положил на счет Спенсера.

За тридцать лет Юманс посетил Британию множество раз, но самый важный визит к Спенсеру состоялся в 1871 г., когда американский ученый обратился к английскому философу с просьбой составить краткое изложение основных положений его теории. У Юманса был давний замысел - издать популярные научные книги, адресованные массовому читателю, написанные не третьесортными интерпретаторами, как это было обычно, но выдающимися учеными XIX столетия. Он считал, что никто так хорошо не может написать научно-популярную книгу, как сам создатель научной теории.

Юманс, проявляя завидную настойчивость, сумел договориться с целым рядом ученых с мировым именем и стал учредителем International Scientific Series. Целью этого издания была публикация на разных языках небольших книг научного характера для популяризации научного знания и ввода массового читателя в широкий научный контекст. В конечном счете, около пятидесяти подобных книг было издано в Англии, Германии, Франции. Именно в рамках этой программы были изданы первые работы Спенсера и в России.

Через год Юмансом был основан журнал Popular Science Monthly, первый номер которого вышел в мае 1872 г. Кроме работ Спенсера в нем печатались статьи Ч. Дарвина, Э. Гексли, Л. Пастера, Ч. Пирса, У. Джеймса и многих других ученых. Данный журнал имел высокую образовательную ценность для широкого круга читателей. Синопсис основных положений спенсеровской философии был также впервые издан в США в журнале Popular Science Monthly, и только спустя некоторое время в Англии в журнале Athenaeum от 22 июля 1882 г. Постепенно имя Спенсера становилось всемирно известным, спрос на его книги рос, к 1875 г. он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль.

В речи, произнесенной перед Конгрессом США, Спенсер благодарил Соединенные Штаты за поддержку, оказанную ему в деле распространения своих идей, и персонально выделял профессора Э. Л. Юманса, способствовавшего изданию его сочинений и популяризации теории эволюции.

Во многом благодаря деятельности Э. Л. Юманса Спенсер получил в США огромное признание и приобрел множество друзей «по всей стране», которые хотели «увидеть его, пожать ему руку и выразить ему свое восхищение и благодарность» [5]. Юманс, как и другие последователи эволюционизма в Америке, считали своей задачей раскрыть телеологические и гуманистические основы эволюционизма. Преданность Эдварда Л. Юманса делу распространения эволюционных идей позволила Д. Фиску назвать его проповедником «Евангелия Эволюции» и «заокеанским Альтер эго» Спенсера [6].

Примечания

1. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские: пер. с англ. / под ред. Н. А. Рубакина. Минск: Соврем. литератор, 1999. С. 630.

2. Морозкина Е. А., Камалов Р. И. Художественная реализации модели «внутреннее - внешнее» в композиции романа Н. Готорна «Дом о семи фронтонах» // Вестник Башкирского университета. 2013. № 1. С. 89.

3. FiskeJ. Edward Livingston Youmans. The Man and his Work // Popular Science Monthly. Vol. 37. May, 1890. P. 11.

4. Ibid. P. 13.

5. Youmans E. L. Herbert Spencer on the Americans and the Americans on Herbert Spencer: Being a full report of his interview, and of the proceedings of the farewell banquet of Nov. 11, 1882. N. Y.: D. Appleton and Company, 1884. P. 6.

6. Fiske J. Op. cit. P. 14.

Notes

1. Spencer G. Opyty nauchnye, politicheskie i filosofskie [Experiments, scientific, political and philosophical]: transl. from Eng. / Ed. by N. A. Rubakin. Minsk. Sovremenny literator. 1999. P. 630.

2. Morozkina E. A., Kamalov R.I. Hudozhestvennaya realizacii modeli «vnutrennee vneshnee» v kompozicii romana N. Gotorna «Dom o semi frontonah» [Artistic realization of model "internal - external" in the composition of the novel N. Hawthorne "House of the seven gables" // Vestnik Bashkirskogo universiteta -Herald of Bashkir State University. 2013, No. 1, p. 89.

3. Fiske J. Edward Livingston Youmans. The Man and his Work // Popular Science Monthly. Vol. 37. May, 1890. P. 11.

4. Ibid. P. 13.

5. E. L. Youmans Herbert Spencer on the Americans and the Americans on Herbert Spencer: Being a full report of his interview, and of the proceedings of the farewell banquet of Nov. 11, 1882. N. Y.: D. Appleton and Company, 1884. P. 6.

6. Fiske J. Op. cit. P. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.