ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ДЫХАТЕЛЬНОГО СТИМУЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АТАКИ ЗВУКА ФЛЕЙТИСТА Соболева О.М.
Соболева Ольга Михайловна - старший преподаватель, кафедра музыкознания и инструментального исполнительства, Институт культуры и искусств Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина
Аннотация: в статье рассматривается проблема овладения флейтистом атакой звука как важным исполнительским навыком. Автор статьи уделяет внимание роли диафрагмы и мышц брюшного пресса, благодаря которым формируется правильный дыхательный стимул для звукоизвлечения, роли языка и губ, а также в целом процессу согласования всех перечисленных компонентов атаки.
Ключевые слова: духовые инструменты, флейта, атака звука, дыхательный стимул, исполнительский аппарат, артикуляция.
Современная практика игры на духовых инструментах выдвигает к исполнителю очень высокие требования. Важно не только правильно озвучить нотный текст, но и достичь максимально возможной выразительности исполнения и качественного звучания инструмента. Чтобы соответствовать этим требованиям, исполнитель должен иметь сформированный исполнительский аппарат, в частности, овладеть навыками атаки звука.
В методической литературе роли атаки при игре на духовых инструментах уделяется значительное внимание. Почти в каждом пособии для различных духовых инструментов имеется раздел, посвященный вопросам атаки. Основоположник советской методики обучения игре на духовых инструментах С.В. Розанов, выдающиеся педагоги В.Н. Цыбин, И.Т. Ниман, В.М. Блажевич, Н.И. Платонов, Г.А. Орвид, Н.В. Назаров, М.И. Табаков и другие заложили теоретические основы техники атаки.
Многие исполнители на духовых инструментах склонны переоценивать роль языка в технике атаки звука, связывать успех или неуспех атаки только с правильной или неправильной его работой. Столь же большое значение для успеха атаки имеет соответствующая упругость губ, тесситурные настройки полости рта, положение языка и, в частности его корня, опора дыхания и другие элементы тесситурной техники.
Недостаточно раскрытым в отечественном научном пространстве, на наш взгляд, является вопрос значения роли дыхания в процессе формирования атаки звука.
Поэтому основной задачей этой статьи является определение роли техники дыхательного стимула и поиск средства развития этой техники в сочетании с навыками артикуляции.
Как известно, для того, чтобы духовой инструмент начал звучать, в него необходимо послать струю воздуха. В этом - первое условие атаки. Однако, в духовом исполнительстве к извлечению звука (его атаке) выдвигаются достаточно высокие требования. Атака должна быть ясной и четкой, лишенной каких-либо паразитических шумовых примесей, точной во времени и чистой в интонационном смысле. Обеспечить такую атаку одной подачей дыхания нельзя, для этого необходима помощь языка. К ней и прибегают современные исполнители на профессиональных духовых инструментах. В этом случае язык играет роль своеобразного клапана. В момент атаки он, отодвигаясь, открывает щель; воздух, исходя из щели, рассекается об острый край отверстия, в результате чего возникает звук. Так выглядит элементарная схема атаки.
Для получения нужного характера атаки педагоги рекомендуют ученикам имитировать произношение разных слогов: "ти", "ту", "тё", "да", "ду", "дё" и других. В этих слогах согласные определяют степень твердости атаки. Согласный «т» дает наиболее твердую атаку, "д" - более мягкую. Твердая атака достигается четким, достаточно быстрым и решительным движением языка, который находится в собранном упругом состоянии, и таким же характером подачи дыхания. Для понимания сущности необходимой в этом случае работы языка, учащимся предлагается в момент атаки будто произносить твердо и решительно слоги "то" или "ти" [1, 199]. Устойчивый навык мнимого произношения различных языковых фонем при игре на духовых инструментах называется артикуляцией.
На базе уверенного и четкого извлечения звуков твердой атакой строится техника и все другие типы атаки. Акцентированная атака требует упругого состояния губ, очень резкой, импульсивной подачи воздуха в инструмент и такого же быстрого и резкого движения упругого языка.
Для получения мягкой атаки рекомендуется посылать в инструмент плавный, эластичный поток воздуха с одновременным плавным и мягким движением языка.
Наиболее сложно сделать на флейте атаку звуков верхнего регистра мягкой и тихой. Мягкое извлечение звуков в тихих нюансах требует высокой техники атаки. В ее основе лежит правильная тесситурная настройка амбушюра, сравнительно свободное состояние губ, обеспеченное соответствующей опорой дыхания и активный дыхательный стимул.
Успех атаки в значительной степени зависит от состояния физической и психической свободы исполнителя. Для достижения такого состояния не следует прибегать к основательной предварительной подготовке. В частности, губы и язык перед атакой должны быть расслабленными, напрягаясь в соответствии с высотой и силой струи воздуха в момент атаки.
Для достижения свободы атаки и создания предпосылок развития техники языка на начальном этапе обучения, мы рекомендуем игровые имитационные упражнения "Капает дождик", "Ливень стучит по крыше", "Барабанная дробь".
Особое место в различных способах атаки звука занимает вспомогательная атака. Термин «вспомогательная атака» вошел в профессиональный лексикон духовиков во времена возникновения проблемы двойного стаккато. Для воспроизведения вспомогательной атаки музыкант спинкой языка касается неба, как бы произнося слоги "ку" или "ка". Работая над вспомогательной атакой, ученик должен стремиться к тому, чтобы она ясностью и четкостью возникновения звука не отличалась от простой атаки.
Ни в коем случае не следует начинать атаку без достаточной дыхательной поддержки. Одним из первых эту идею высказал более четверти века назад советский валторнист, профессор А. Усов: "... тот, кто играет, должен в момент атаки не только вовремя оттолкнуть язык от губ и открыть доступ воздуха в инструмент, но и как бы "вдуть" его туда» [4, 114]. Той же точки зрения придерживается американский трубач и педагог Л. Дэвидсон, который считает, что в момент атаки музыкант должен "дуть не в ноту, а как бы через нее". По мнению Л. Дэвидсона, "духовик может поддерживать звук в инструменте без продолжения выдоха не более, чем струнник без продолжения движения смычка по струне» [1, 197].
Активность дыхания в момент атаки не означает сильного вдувания воздуха в инструмент. Она достигается техникой дыхательного стимула (термин В. Апатского) [1, 198]. Сущность ее заключается в следующем. В момент атаки музыкант, как бы нажимая, делает дыхательный стимул, который выталкивает. При этом напрягаются мышцы брюшного пресса и диафрагмы, а мышцы диафрагмы, сокращаются, как бы слегка выталкивают напряженный брюшной пресс наружу (эффект выталкивания можно зафиксировать, положив ладонь на переднюю стенку брюшной полости).
Дыхательному стимулу не следует придавать характер резкого толчка. У исполнителя при этом должно возникнуть ощущение энергичного, но сравнительно плавного выталкивания звука мышцами брюшного пресса (подобного тому, как выдавливается немного загустевшая паста из тюбика). Правильно выполненная атака с дыхательным стимулом ни в коем случае не приводит к "подъездам" в момент возникновения звука, звуковой образ подобной атаки не будет нести в себе каких-либо следов выдавливания. В восприятии слушателя звук будет возникать свободно и непринужденно, будто естественно исходя из инструмента. Аналогия с выдавливанием необходима лишь для первоначального уяснения сущности этого приема учеником. В дальнейшем, благодаря упражнениям, процесс автоматизируется. У музыканта возникает ощущение того, что звук в его инструменте появляется в результате подведения к губам упругой струи воздуха ("воздух высокой позиции"), которая плавно подается мышцами брюшного пресса в инструмент.
Когда исполнитель извлекает звук без активной поддержки дыхания, у слушателя создается впечатление, что часть звука, которая атакируется, как бы "шлепается" сверху на его стационарную часть. Иначе воспринимается атака на дыхательном стимуле. В этом случае создается впечатление, что звук, атакируемый снизу опорой дыхания, поднимается вверх подобно ртутному столбику термометра.
Для освоения техники дыхательного стимула мы рекомендуем начинающим флейтистам следующее упражнение. Оно выполняется без инструмента. Для контроля движений мышц брюшного пресса, руки следует положить на живот. Активно выдыхать так, будто мы одну за другой задуваем свечи на праздничном торте. Затем выдыхать, открыв рот и шепотом произнося звук «ха», что способствует открытию горла.
Дальше начинаются упражнения на инструменте, объединяющие технику языка и дыхательного стимула. Выполняя эти упражнения, нужно сосредоточить внимание на равноценном качестве звука и сохранении одинакового дыхательного стимула при изменении артикуляционных элементов. Упражнения необходимо выполнять всеми длительностями (от четвертей до тридцать вторых) и во всех регистрах. Особенно плодотворными являются такие упражнения в 3 октаве, где без дыхательного стимула, исключив поддержку языка, извлечь звук практически невозможно.
Тесситура звуков, которые атакируются, требует соответствующего характера подачи дыхания в инструмент. Звуки верхнего регистра извлекаются на сравнительно плотной опоре. Поэтому в этом регистре целесообразной является следующая техника атаки. Музыкант набирает в легкие воздух и на мгновение раньше атаки фиксирует сопротивление, которое соответствует высоте извлекаемого звука. В момент атаки он на фоне предыдущей опоры делает дополнительный стимул выталкивающими мышцами брюшного пресса и диафрагмы.
В нижней половине звукоряда, которая не требует большой опоры, более оправдан другой прием атаки. Набрав в легкие воздуха, музыкант фиксирует сопротивление только в момент атаки. Легкий дыхательный стимул, возникающий при этом, существенно повышает ее надежность.
Также мы предлагаем изучение учебного материала (гамм, этюдов) сначала раздельным штрихом без участия языка, что, при наличии дыхательного стимула, дает возможность сосредоточиться на этом элементе. Далее следует ввести в гамму или этюд нужный артикуляционный элемент, сохраняя дыхательный стимул.
В итоге отметим, что успех атаки связан с правильным формированием струи воздуха. Активность дыхания в момент звукоизвлечения достигается техникой дыхательного стимула и имеет огромное значение для качества атаки. Формирование навыков согласованной работы дыхания и артикуляционного аппарата флейтиста способствует развитию яркого звука и выразительного исполнения.
Перспективным направлением дальнейшей работы является изучение особенной роли резонаторов флейтиста во время атаки звука.
Список литературы
1. Апатский В.Н. Основы теории и методики духового исполнительского искусства. К.: НМАУ имени П.И.Чайковского, 2006. 432 с.
2. Должиков Ю.Н. Артикуляция и штрихи при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1991. № 10. С. 28-41.
3. Должиков Ю.Н. Техника дыхания флейтиста // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1983. № 4. С. 63 75.
4. УсовА.И. Вопросы теории и практики игры на валторне. М.: Музыка, 1965. 178 с.