Научная статья на тему 'РОЛЬ ДВУСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ'

РОЛЬ ДВУСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степаненкова Анна Евгеньевна

В статье рассматривается экономическая интеграция, которая в настоящее время становится тенденцией мирового масштаба и затрагивает всё больше регионов и стран. Процессы глобализации и регионализации, очевидно, воздействуют на развитие мирового хозяйства и национальных экономик в целом. Более того, в нынешних условиях интеграции и глобализации трансформируются принципы сотрудничества государств, усиливается роль транснациональных компаний и государственных институтов для обеспечения согласованности экономического развития. Процессы интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе продолжают формироваться и прогрессировать. По данным Азиатского банка развития, улучшение международных отношений, интеграция и расширение регионального сотрудничества имеют ключевое значение в минимизации экономического неравенства и бедности, повышении занятости, эффективности и производительности населения, а также ускорении экономического роста в целом. На современном этапе Республика Корея является одной из основных экономических сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ставит задачу установить многостороннее экономическое сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BILATERAL FREE TRADE AGREEMENTS AS A FACTOR IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KOREA

The article discusses economic integration, which is currently becoming a global trend and a ects more and more regions and countries. The processes of globalization and regionalization obviously a ect the development of the world economy and national economies as a whole. Moreover, in the current conditions of integration and globalization, the principles of cooperation between states are being transformed the role of transnational companies and state institutions is being strengthened to ensure the coherence of economic development. Integration processes in the Asia-Paci c region continue to form and progress. According to the Asian Development Bank, the improvement of international relations, integration and expansion of regional cooperation are of key importance in minimizing economic inequality and poverty, increasing employment, e ciency and productivity of the population, as well as accelerating economic growth in general. At the present stage, the Republic of Korea is one of the main economic forces in the Asia-Paci c region and aims to establish multilateral economic cooperation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДВУСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ»

УДК 339

А.Е. СТЕПАНЕНКОВА

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

РОЛЬ ДВУСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Степаненкова Анна Евгеньевна, студент, Челябинский государственный университет E-mail: annastep2002@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается экономическая интеграция, которая в настоящее время становится тенденцией мирового масштаба и затрагивает всё больше регионов и стран. Процессы глобализации и регионализации, очевидно, воздействуют на развитие мирового хозяйства и национальных экономик в целом. Более того, в нынешних условиях интеграции и глобализации трансформируются принципы сотрудничества государств, усиливается роль транснациональных компаний и государственных институтов для обеспечения согласованности экономического развития. Процессы интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе продолжают формироваться и прогрессировать. По данным Азиатского банка развития, улучшение международных отношений, интеграция и расширение регионального сотрудничества имеют ключевое значение в минимизации экономического неравенства и бедности, повышении занятости, эффективности и производительности населения, а также ускорении экономического роста в целом. На современном этапе Республика Корея является одной из основных экономических сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ставит задачу установить многостороннее экономическое сотрудничество.

Ключевые слова и фразы: Республика Корея, соглашение о свободной торговле, экономическое развитие, интеграция, внешняя политика.

ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш

Для цитирования: Степаненкова А.Е. Роль двусторонних соглашений о свободной торговле как фактора экономического развития Республики Корея // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 153-158.

ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмн

A.E. STEPANENKOVA

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

THE ROLE OF BILATERAL FREE TRADE AGREEMENTS AS A FACTOR IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KOREA

Anna E. Stepanenkova, student, Chelyabinsk State University E-mail: annastep2002@mail.ru

Abstract. The article discusses economic integration, which is currently becoming a global trend and affects more and more regions and countries. The processes of globalization and regionalization obviously affect the development of the world economy and national economies as a whole. Moreover, in the current conditions of integration and globalization, the principles of cooperation between states are being transformed the role of transnational companies and state institutions is being strengthened to ensure the coherence of economic development. Integration processes in the Asia-Pacific region continue to form and progress. According to the Asian Development Bank, the improvement of international relations, integration and expansion of regional cooperation are of key importance in minimizing economic inequality and poverty, increasing employment, efficiency and productivity of the population, as well as accelerating economic growth in general. At the present stage, the Republic of Korea is one of the main economic forces in the Asia-Pacific region and aims to establish multilateral economic cooperation.

Keywords and phrases: Republic of Korea, free trade agreement, economic development, integration, foreign policy.

For citation: Stepanenkova A.E. The role of bilateral free trade agreements as a factor in the economic development of the Republic of Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3. № 3. P. 153-158.

Введение

Во второй половине XX века начался не только стремительный рост экономики Республики Корея в целом, но и рост её внешней торговли. Мы рассмотрим экономическое развитие данной страны в контексте двусторонних соглашений о свободной торговле. Соглашение о свободной торговле - это многонациональное соглашение, которое соотносится с нормами международного права для формирования зоны свободной торговли между государствами. Это также одна из форм торговых соглашений, формулирующая тарифы и пошлины, которые страны налагают на импорт и экспорт для обеспечения снижения или устранения торговых барьеров, таким образом, стимулируя международную торговлю.

Результаты исследования

За последнее десятилетие в дипломатических отношениях между Республикой Корея и США инвестиционные и торговые связи стали важнейшим аспектом формирования международных экономических связей. Главное соглашение о свободной торговле между Соединенными Штатами и Южной Кореей было подписано в 2007 году, но тогда законопроект не был ратифицирован Конгрессом. Соглашение начало действовать только в марте 2012 года благодаря Ли Тэшику, послу Кореи в США, который осуществил, по меньшей мере, 300 собраний с конгрессменами, чтобы соглашение было ратифицировано [1, с. 137].

На данный момент данное внешнеэкономическое соглашение включает около 360 млн потребителей в обеих странах, при этом положения договора устранили 95 % тарифов на товары и позволили разработать принципиально новые способы защиты международных финансовых услуг [1, с. 138]. По последним подсчетам в 2020 году, импорт из Республики Кореи в США составил 57 млрд дол. США; экспорт в США - 74 млрд дол. США. Важно отметить, что по сравнению с 2019 годом импорт снизился почти на 7 %, притом, что экспорт вырос на 1,08 % [2].

В торгово-экономических отношениях Южной Кореи и США соглашение о свободной торговле представляет собой основную составляющую данного стратегического сотрудничества. Республика Корея, в свою очередь, положительно настроена продолжать усиливать экономические отношения с Соединенными Штатами, учитывая разнообразные союзные проекты, а также готова формировать продолжительную политику в сфере экономики, которая будет принимать потребности обоих государств [1, с. 144].

В контексте растущих соглашений о свободной торговле (далее - ССТ) Китай заключил ССТ с более чем двадцатью странами и регионами, охватывающими почти 30 % международной торговли Китая. Подписанный, в июне 2015 года, договор о свободной торговле между Южной Кореей и КНР, знаменует собой развитие ССТ Китая по ряду причин. Во-первых, ССТ Китая с Южной Кореей является самым крупным соглашением, подписанным Китаем на момент его подписания. Во-вторых, в связи с огромным объемом торговли, китайско-корейское ССТ считается охватывающим самую большую торговую ценность и наиболее обширные области. В-третьих, Республика Корея является третьей по величине страной - торговым партнером Китая, а Китай - крупнейшим торговым партнером Кореи. Это знаменует собой значительное развитие с точки зрения экономических размеров партнера по Соглашению о свободной торговле. Более того, объем торговли между Китаем и Кореей превышает сумму объемов торговли между Республикой Кореей и Европейским Союзом, а также между Кореей и Соединенными Штатами [3].

Более того, в будущем в данный договор могут быть включены результаты переговоров по внутренним нормам регулирования и дисциплинам субсидирования торговли услугами согласно Генеральному соглашению по торговле услугами (далее - ГАТС).

Если переговоры по услугам проходят гладко, отдельные главы могут касаться торговли услугами, предоставляемыми в разных режимах, и мо-

гут отличаться от ГАТС. Среди четырех способов торговли услугами трансграничное предложение услуг могло бы привлечь больше внимания, поскольку электронная торговля быстро развивается. В-третьих, будут согласованы различные инвестиционные положения с упором на такие вопросы, как косвенное присвоение и требования к производительности. Последующие переговоры будут касаться определения, объема и охвата, минимального стандарта режима, экспроприации, передачи и требований к рабочим характеристикам. Косвенная экспроприация, включая ее рассмотрение и исключения, также будут обсуждаться. Что касается требований к производительности, они будут содержать обязательства «высокого уровня», охватывающие этапы инвестирования до и после учреждения [4]. Таким образом, данное соглашение о свободной торговле должно поддерживать баланс между открытием товаров, услуг и инвестиций.

ССТ между КНР и Южной Кореей предусматривает дальнейшие переговоры с указанием руководящих принципов. В частности, это первый случай, когда Китай возьмет на себя обязательство вести переговоры о ССТ по подходу с отрицательным списком для услуг и инвестиций. Таким образом, данное соглашение представляет собой удивительный пример развития недавних соглашений о свободной торговле Китая.

В 2004 году Республика Корея заключила свой первый двусторонний торговый договор с Чили. На тот момент товарообращение составляло 1,8 млрд дол., а к 2011 году увеличился в 4 раза - до 7,2 млрд дол. Наряду с этим экспорт из РК в Чили вырос почти в 5 раз - до 2,4 млрд дол., а импорт в страну увеличился в 4 раза - до 4,8 млрд дол. [5, с. 152].

Это соглашение - практический пример, главным образом, торговой части интеграционной дипломатии Республики Кореи. Для Чили же наиболее существенным достижением является систематическое проникновение на аграрный рынок Кореи, что в будущем должно дать хорошие результаты.

Уже в 1960-х годах Республика Корея начала развивать торгово-экономические отношения с Австралией. В 1994 г. Корея становится вторым экспортным рынком Австралии, уступая только США. С начала установления экономических связей экспорт Австралии в Южную Корею ежегодно возрастал на 25 %, что превышало нацио-

нальный экспортный рост в целом [6]. Что касается импорта из РК, то он стабильно рос, однако торговый баланс оставался в пользу Австралии.

12 декабря 2014 года в силу вступило совершенно новое ССТ двух государств - Korea-Australia Free Trade Agreement (далее - KAFTA). Настоящее соглашение о свободной торговле оценивается как двусторонний договор мирового уровня, который существенно либерализует торговлю Австралии с ее четвертым по величине торговым партнером. KAFTA защищает и усиливает конкурентные позиции австралийских предприятий в Корее, а также обеспечит отмену тарифов почти на весь текущий экспорт Австралии в ценовом выражении, когда он будет полностью реализован.

На данный момент, благодаря KAFTA более 99 % товаров, экспортируемых Австралией в Корею, имеют право на беспошлинный или льготный доступ. Более того, данное соглашение расширяет возможности для австралийских инвесторов и инвестиций в Корею, а также способствует продвижению прямых инвестиций из Республики Кореи в Австралию [6]. Таким образом, KAFTA обеспечивает высокий уровень отмены тарифов, помогает устранять нетарифные барьеры и стремится минимизировать бюрократизм.

В июле 2011 года в силу вступило регионально-торговое соглашение нового поколения между Республикой Кореей и Европейским Союзом. Этот международный договор стал во многих отношениях историческим, так как это была первая зона свободной торговли ЕС в Азии и первая зона свободной торговли Кореи с одной из «большой тройки» экономических держав. В результате сокращения и ликвидации торговых барьеров, данное ССТ позволяет утвердить режим свободной торговли товарами, а также контролировать и регламентировать экономические отношения между участниками. Обеспечение согласованного роста международной торговли, либерализация торговли капиталом, товарами и услугами, поддержание стабильной конкуренции двух экономик - декларируются центральными задачами соглашения [7, с. 53].

Однако компании Европейского Союза, несмотря на многолетнее партнерство, время от времени всё же сталкивались с существенными трудностями, которые были связаны с проникновением товаров на рынок Южной Кореи. Чаще всего проблемы возникали из-за жестких усло-

вий и взысканий для товаров и услуг ЕС, что без сомнений создавало серьезные препятствия для беспошлинной торговли. Тем не менее, вопрос был решён после того как стороны поднялись на иной уровень экономических отношений, создав новую зону свободной транспортировки товаров. Это стало причиной увеличения объемов двусторонней торговли, а также перехода к смягчению и даже отмене многих торговых ограничений, которые действовали в начале [7, с. 54].

Таким образом, соглашение между ЕС и Республикой Корея, несмотря на сложившиеся в процессе реализации договора трудности, в этом сотрудничестве смогло принести существенные выгоды и преимущества, как например увеличение прямых иностранных инвестиций в РК, достижение сбалансированной торговли и более того стабильный ежегодный рост импорта и экспорта. Также эксперты прогнозируют, что в будущем у сторон появится возможность экономить около 1,6 млрд евро в год, так как ввозные и вывозные пошлины при пересечении товарами таможенной границы будут полностью отсутствовать [8].

Что касается Российской Федерации, то объем российско-южнокорейской торговли составил 15,1 млрд дол. в 2016 г., а в российском товарообороте Республика Корея заняла 9 место по объемам торговли, в южнокорейском - РФ не входит и в 15 основных торговых партнеров [9]. Торговое сотрудничество России и Южной Кореи с момента установления дипломатических отношений не в полной мере оправдало ожидания обеих стран.

Однако 20 июня 2019 года Министр торговли Республики Корея Ю Мёнхи и министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин подписали заявление об официальном начале переговоров, которые касаются соглашения о свободной торговле между Кореей и Россией в сфере услуг и инвестиций на встрече, состоявшейся в Москве [9]. «На этот раз мы продолжим переговоры с конкретным департаментом в отношении услуг, инвестиций и общих правил, чтобы достичь существенного соглашения по основным положениям», - пояснили в министерстве торговли Южной Кореи в 2020 году [10].

Республика Корея, Китай и Япония начали переговоры о возможном многостороннем ССТ, включающем три страны в течение 2012 года, заключив сначала двусторонние соглашения.

В декабре 2011 года три страны провели заключительное совместное совещание по изучению возможности заключения между ними зоны свободной торговли.

В январе 2012 года президенты Южной Кореи и Китая объявили, что они будут двигаться к переговорам по двустороннему соглашению между двумя странами. В марте 2012 года три страны заключили между собой инвестиционное соглашение, которое рассматривается как шаг к всеобъемлющему договору о свободной торговле. Первые переговоры по ССТ, в которых участвовали КНР и Корея, прошли в Пекине в мае 2012 года [11].

Переговоры по двустороннему соглашению о свободной торговле между Японией и Республикой Кореей, которые застопорились в 2004 году, несмотря на несколько попыток их возрождения, вынуждены бороться с нерешенными проблемами, возникшими в результате японской оккупации Южной Кореи в первой половине XX века и сопротивлением Японии снижению тарифов на сельскохозяйственную продукцию и импорт [12].

Любое возможное торговое сотрудничество между Китаем, Республикой Кореей и Японией необходимо рассматривать в контексте продолжающегося экономического и политического соперничества между Китаем и США, поскольку Вашингтон реализует планы по созданию нового регионального соглашения о свободной торговле и инвестициях, путем присоединения к Транстихоокеанскому партнерству [13].

Выводы

Подводя итог, нужно сказать о том, что избранная Республикой Корея экспортоориенти-рованная политика, активное стимулирование внешней торговли, поддержка крупных компаний-экспортеров, укрепление конкурентоспособности товаров Южной Кореи на внешних рынках вследствие участия в двусторонних преференциальных соглашениях вносили решающий вклад в экономический рост страны на протяжении всего послевоенного периода. В частности, способствовали и «экономическому чуду на реке Хан» в 1980-е годы, присоединению к странам ОЭСР в середине 1990-х годов, и достаточно быстрому преодолению кризиса в конце 1990-х годов, а также сохранению устойчивых темпов прироста ВВП, сохранению доли расходов на НИОКР, росту наукоемких производств, удержанию ли-

дирующих позиций в экспорте микросхем, полупроводников, автомобилей, судов на протяжении 2000-х годов. Можно заметить, что страны оптимистично настроены в отношении того, что пакты обеспечат быстрое восстановление экономики с обеих сторон во время и после пандемии Covid-19. Двусторонние соглашения также могут расширить либерализацию рынка за пределы положений существующих соглашений о свободной торговле, в которых участвуют две страны. Более того, это будет способствовать значительному расширению экспорта и увеличит объемы двусторонней торговли в целом [14].

Несмотря на значительные достижения во внешнеторговой деятельности перед Республикой Кореей стоят решения диверсификации экспортных и импортных товарных наименований, поскольку основными участниками внешней торговли традиционно являются крупные компании, диверсификации партнеров по экспорту и импорту для снижения зависимости и обеспечения стратегической безопасности страны, расширения доли услуг во внешней торговле, повышения эффективности участия в соглашениях о свободной торговли и в региональных блоках [15, с. 186].

Список литературы

1. Фархетдинова, Э. Т. Двусторонние отношения Республики Корея и США в экономической сфере на современном этапе / Э.Т. Фархетдинова // Казанский вестник молодых ученых. - 2019. - Т. 3, № 1 (9). - С. 135144. - Текст: непосредственный.

2. Годовая статистика международной торговли товарами (ГС02): справочно-информационный портал «Trend Economy». - 2019. - URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Korea/TOTAL (дата обращения: 29.10.2020). -Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

3. Страны АСЕАН подписали крупнейшее соглашение о свободной торговле // BBC NEWS | Русская служба. - 2020. - URL: https://www.bbc.com/russian/news-54949425 (дата обращения: 29.10. 2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

4. Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС // Всероссийская академия внешней торговли министерства экономического развития РФ». - Москва: Министерство экономического развития РФ, 2020. -URL: http://www.vavt.ru/wred/wto.nsf/wto/GenATS (дата обращения: 29.10.2020). - Режим доступа: свободный. -Текст: электронный.

5. Мудрова, Е. Б. Современные тенденции развития интеграционных связей Республики Корея / Е. Б. Му-дрова. - Текст: непосредственный // Корейский полуостров: накануне перемен. - Москва: ИДВ РАН, 2012. -С. 152-153.

6. KAFTA and trade in goods // Australian Government Department of Foreign Affairs and Trade, 2018. - URL: https://www.dfat.gov.au/trade/agreements/in-force/kafta/fact-sheets/Pages/kafta-and-trade-in-goods (дата обращения:

29.10.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

7. Кривегина, А. П. Соглашения о свободной торговле как форма интеграции на примере соглашения Европейского Союза с Южной Кореей / А. П. Кривегина, Д. В. Чермянинов. - Текст: непосредственный // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2014. - № 4 (29). - С. 53-54.

8. EU and South Korea // European Commission, 2020. - URL: https://ec.europa.eu/trade/policy/countriesand-regions/countries/south-korea (дата обращения: 06.11.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

9. FTA/Economic Cooperation: Korea, Russia announce launch of FTA talks in service, investment // Ministry of Trade, Industry and Energy, 2019. - URL: http://english.motie.go.kr/en/tp/ftaeconomiccooperration/bbs/bbsView. do?bbs_seq_n=888&bbs_cd_n=1&view_type_v=TOPIC& (дата обращения: 20.11.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

10. Jung, Suk-Yee. South Korea and Russia to have FTA talks by video conference / Jung Suk-yee. - Текст: непосредственный // Business Korea: сайт. - 2020. - URL: http://www.businesskorea.co.kr/news/articleView. html?idxno=43129 (дата обращения: 20.11.2020).

11. About TCS Overview Promoting peace and co-prosperity among China, Japan, and The Republic of Korea // Trilateral Cooperation Secretariat, 2021. - URL: https://www.tcs-asia.org/en/about/overview.php (дата обращения:

19.01.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

12. ^^^ FTA, Korean-Chinese-Japanese Free Trade Agreement // namu.wiki, 2021. - URL: https://namu.wiki/ w/%ED%95%9C%EC%A4%91%EC%9D%BC%20FTA (дата обращения: 19.02.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

13. Negotiations China-Japan-Korea // bilateral, 2012. - URL: https://www.bilaterals.org/?ChinaJapanKorea-&lang=en (дата обращения: 15.12.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

14. Thou Vireak. South Korea FTA talks conclude / Thou Vireak. - Текст: непосредственный // Bilateral: сайт. -2021. - URL: https://www.bilaterals.org/?south-korea-fta-talks-conclude&lang=en (дата обращения: 11.02.2021).

15. Синякова, А. Ф. Развитие экономики Республики Корея после освобождения через призму внешней торговли / А. Ф. Синякова // КНДР и РК-70 лет. - Москва: МГИМО МИД России, 2018. - 186 с. - Текст: непосредственный.

References

1. Farkhetdinova, E. T. Dvustoronnie otnosheniya Respubliki Koreya i SShA v ekonomicheskoy sfere na sovremennom etape [Bilateral relations of the Republic of Korea and the USA in the economic sphere at the present stage] / E.T. Farkhetdinova // 2019. - T. 3, № 1 (9). - S. 135-144. - Tekst: neposredstvennyj.

2. Godovaya statistika mezhdunarodnoy torgovli tovarami (GS02): spravochno-informatsionnyy portal Trend Economy, 2019. - URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Korea/TOTAL (data obrashhenija: 29.10.2020). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

3. Strany ASEAN podpisali krupneyshee soglashenie o svobodnoy torgovle [ASEAN countries have signed the largest free trade agreement]. BBC NEWS | Russkaya sluzhba, 2020. - URL: https://www.bbc.com/russian/ news-54949425 (data obrashhenija: 29.10. 2020). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

4. General'noe soglashenie po torgovle uslugami - GATS [General Agreement on Trade in Services - GATS]. Vserossiyskaya akademiya vneshney torgovli ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF». - Moskva: Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF, 2020. - URL: http://www.vavt.ru/wred/wto.nsf/wto/GenATS (data obrashhenija: 29.10.2020). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

5. Mudrova E. B. Sovremennye tendentsii razvitiya integratsionnykh svyazey Respubliki Koreya [Modern trends in the development of integration relations of the Republic of Korea]. Koreyskiy poluostrov: nakanune peremen [The Korean peninsula: on the eve of changes]. / E.B. Mudrova // Moskva, IDV RAN. - 2012. - P. 152-153. - Tekst: neposredstvennyj.

6. KAFTA and trade in goods. Australian Government Department of Foreign Affairs and Trade, 2018. - URL: https:// www.dfat.gov.au/trade/agreements/in-force/kafta/fact-sheets/Pages/kafta-and-trade-in-goods (data obrashhenija:

29.10.2020). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

7. Krivegina A. P., Chermyaninov D.V. Soglasheniya o svobodnoy torgovle kak forma integratsii na primere soglasheniya Evropeyskogo Soyuza s Yuzhnoy Koreey [Free trade agreements as a form of integration on the example of the European Union agreement with South Korea]. / A.P. Krivegina // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. - 2014. - no. 4 (29). - P. 53-54. - Tekst: neposredstvennyj.

8. EU and South Korea. European Commission, 2020. - URL: https://ec.europa.eu/trade /policy/countriesand-regions/countries/south-korea (data obrashhenija: 06.11.2020). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

9. FTA/Economic Cooperation: Korea, Russia announce launch of FTA talks in service, investment Ministry of Trade, Industry and Energy, 2019. - URL: http://english.motie.go.kr/en/tp/ftaeconomiccooperration/bbs/bbsView. do?bbs_seq_n=888&bbs_cd_n=1&view_type_v=TOPIC& (data obrashhenija: 20.11.2020). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

10. Jung, Suk-Yee. South Korea and Russia to have FTA talks by video conference. / Jung Suk-yee. - Tekst: jelektronnyj // Business Korea: website. - 2020. - URL: http://www.businesskorea.co.kr/news/articleView. html?idxno=43129 (data obrashhenija: 20.11.2020).

11. About TCS Overview Promoting peace and co-prosperity among China, Japan, and The Republic of Korea. Trilateral Cooperation Secretariat, 2021. - URL: https://www.tcs-asia.org/en/about/overview.php (data obrashhenija:

19.01.2021). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

12. Hanjung-il FTA, Korean-Chinese-Japanese Free Trade Agreement. Tamu.wiki, 2021. - URL: https://namu. wiki/w/%ED%95%9C%EC%A4%91%EC%9D%BC%20FTA (data obrashhenija: 19.02.2021). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

13. Negotiations China-Japan-Korea. Bilateral, 2012. - URL: https://www.bilaterals.org/?China-JapanKorea-&lang=en (data obrashhenija: 15.12.2020). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

14. Thou Vireak. South Korea FTA talks conclude. Bilateral, 2021. - URL: https://www.bilaterals.org/?southkorea-fta-talks-conclude&lang=en (data obrashhenija: 11.02.2021). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst: jelektronnyj.

15. Sinyakova A. F. Razvitiye ekonomiki Respubliki Koreya posle osvobozhdeniya cherez prizmu vneshney torgovli / A. F. Sinyakova // KNDR i RK-70 let. - Moskva: MGIMO MID Rossii. - 2018. - P. 186. - Tekst: neposredstvennyj.

Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать/Accepted 18.04.2022

© А.Е. Степаненкова, 2022 © A.E. Stepanenkova, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.