В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 5(60). 2016г_
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
^ СибАК
www.sibac.mto
СЕКЦИЯ
«ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»
РОЛЬ ДРЕВНЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ УКРАИНСКОГО АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА
Дубривна Антонина Петровна
доц. Киевского Национального университета технологий и дизайна, соискатель Национальной академии руководящих кадров
культуры и искусств, Украина, г. Киев E-mail: [email protected]
THE ROLE OF ANCIENT VISUAL CULTURE IN THE FORMATION OF UKRAINIAN ABSTRACT ART
АНотна Dubrivna
аssociate Professor of Kyiv National University Technology and Design,
PhD-candidate of National Academy of Managerial Staff of Culture and Arts, Ukraine, Kiev
АННОТАЦИЯ
Цель статьи - исследование истоков абстрактного искусства Украины на примерах материальной и художественной культуры первобытной эпохи, поиск первоосновы и выявление исходных художественно-символических компонентов. Методы исследования: конкретно-исторический, компаративный. Анализ древней изобразительной культуры Украины позволил констатировать наличие абстрактной знаковости, воплощенной через орнаментальные фигуры,
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibac.mfo_№5(60). 2016г
символы, схемы, образы, что демонстрирует своеобразие и уникальность развития художественной культуры Украины и обоснованность ее составляющей - современного абстрактного искусства.
ABSTRACT
The paper explores the origins of abstract art in Ukraine on the examples of the material and artistic culture of the primitive era. The object of the study is that abstract art as manifestations in simple geometric symbols and forms Paleolithic, Mesolithic, Neolithic, Chalcolithic is the oldest manifestation of human artistic activity and the first attempts of self-awareness and knowledge of the world. The purpose of the paper is to present the search of the first basic characters and symbols in abstract art. The author comes to the conclusion that primitive art in form and substance were abstract. Initial signs are abstract line, dot, cross, circle, square, triangle broadcast global historical connection, embedded in the memory of generations, embodied later in the ornamentation of folk decorative arts and contemporary artists use it in modern stage of abstract art for solve creative problems.
Ключевые слова: абстрактное искусство, первобытная эпоха, древняя изобразительная культура, абстрактная знаковость.
Keywords: abstract art, primeval era, ancient visual culture, abstract signees.
Художественная культура Украины имеет давнюю историю и построена совместным трудом поколений. Древнее изобразительное творчество - синтез сознательной деятельности и реализации творческого потенциала первобытного человека. Простые изобразительные символы и формы палеолита, мезолита, неолита, энеолита, являются давним проявлением человеческой художественной деятельности, первичной попыткой самосознания и познания окружающего мира. Осмысление генезиса абстрактного искусства Украины требует изучения древней изобразительной культуры, на примере артефактов, и проведения кросскультурных исторических связей, с целью глубокого понимания его сути. Исследование истоков абстрактного искусства проводилось в фондах и экспозиции «Национального музея истории Украины» в Киеве, который является уникальным хранителем памятников этнографии, археологии, исторических и культурных произведений, а также ведущим научным центром. Были изучены артефакты отдела древнейшей истории: палеолит - 344 экспоната (на 13 из них были обнаружены графические изображения); неолит - 424 экспоната (54 имеют отпечатки
В мире науки и искусства: СибАК
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии
№ 5(60). 2016г_www.sibac.mto
орнаментальной символики); энеолит - 538 экспонатов (174 демонстрируют различные виды древней орнаментики), на которых отразились трансформации и эволюционные вехи абстрактных знаков.
Цель проведенного исследования сводилась к поиску первоосновы изобразительного искусства, что позволит понять особенности современной абстрактной практики украинских художников. Основное внимание было сосредоточено на выявлении исходных абстрактных элементов и форм для воспроизведения единого смыслового цепи эволюции художественно-символических компонентов, связанных между собой наследственностью изобразительной практики.
Первобытное искусство, абстрактное по своим признакам, для древнего человека было неотъемлемой частью реалистичного единого мира, в котором гармонично и неразрывно уживались люди, их представления о мире и природе [4; 315]. Первобытное искусство характерно двумя особенностями выражения: стремлением к реалистичности, которая определяется чрезвычайной натуралистичностью, и тяготением к абстракции, где последняя проявляется в петроглифах, различных символах, рисунках, символических и загадочных орнаментах.
Исследуя, на примерах аутентичных экспонатов, предпосылки и причины становления абстрактного искусства в Украине, отмечаем: древнейшие произведения материальной культуры, найденные на ее территории, характеризуются уникальностью и определенными особенностями относительно древней культуры Западной Европы, что объясняется своеобразием эволюционных процессов. Европейские древние артефакты известны сложными пещерными росписями, поражают своей реалистичностью и высоким мастерством рисунка. В отличие от этого, на территории Украины археологами открыты уникальные образцы предметов культа, быта и инвентаря, где отмечены первые проявления абстрактной знаковости - линии и геометрические фигуры - это позволяет констатировать факт зарождения древнейшей формы творчества, которая по своей сути является абстрактной.
Анализируя предметы палеолитической материальной культуры, находим абстрактные рисунки, которые демонстрируют исторически обусловленный характер развития знаковой формы, аргументированный зарождением абстрактного мышления первобытного человека. В поисках истоков абстрактного искусства, выделяем характерные знаки и элементы древней изобразительной культуры: параллельные
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии тги\иЬ«с.1н/о_№5(60). 2016 г
линии, зигзаги, ромбы, треугольники, которые образуют сложные символические сплетения, закодированный древний месседж.
В контексте изучения истоков абстрактного искусства Украины, представляет интерес неолитическая орнаментированная, сделанная от руки, керамическая посуда и петроглифы древних могильников, которые демонстрируют дальнейший этап развития абстрактной знаковости. Керамическое производство эпохи неолита на территории Украины одно из древнейших в Европе, возникло в VII тыс. до н. э. Основой декорирования посуды данной эпохи является способ гравировки - метод прорезывания и штампования, позволяющий наносить нарезки, линии, ямки, проколы, образуя сложные орнаментальные композиции: «паркетные», «елочные», «сетчатые», «волнистые» мотивы.
Самым ярким проявлением художественной культуры эпохи энеолита - является общность, которая обозначается термином Триполье-Кукутени [1; 167]. Ученые считают, что трипольская орнаментика транслировала мировоззренческие аспекты религиозных культов и имела магический смысл. Каждый элемент сложной декоративной композиции является носителем определенной информации или понятия. Богатый материальный мир древней цивилизации проявляет мир сакральный, наполненный верованиями и поклонением сверхъестественным силам, олицетворяет воплощение священных представлений [2; 274-305]. В артефактах трипольской культуры, особенно раннего периода, прослеживается тенденция воспроизведения реалистичных образов, которые постепенно видоизменяются в абстрактные символы. Эти знаки распределить будет целесообразно на две группы: условно-реалистические (зооморфные, антропоморфные, синкретические) и абстрактные (геометрические, схематично-знаковые). Исследователь Т. Ткачук доказал, что трипольская орнаментика - не случайное декорирование, а сложные символические композиции, которые имели определенный смысл и служили средством передачи информации, что демонстрирует зарождение письменности [3; 104]. Орнаментальная культура Триполья и Кукутени позволяет утверждать, что абстрактное искусство Украины имеет глубокие исторические предпосылки и демонстрирует эволюционное развитие абстрактных символов и элементов.
В бронзовом веке (II-! тыс. до н. э.) орнамент на керамических изделиях носит исключительно углубленный характер, с использованием линий, штрихов и их сопоставлений. Орнаментика характеризуется разнообразием: налепной декор и прочерчивание,
В мире науки и искусства: СибАК
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии
№5(60). 2016г_www.sibac.mto
в графическом языке которых встречаются знаки, кресты, схематические изображения животных, прямоугольники, часто неорганизованные в единую композицию, что придает им вид пиктографического письма. Период железного века Украины (I тыс. до н. э.) представлен киммерийской, чернолесской, высоцкой и лужицкой археологическими культурами, керамические изделия которых, характеризуются тюльпановидной формой и углубленным геометрическим орнаментом, канелюрами, «елочками», схематичными и зооморфными символами.
Итак, изучая материалы первобытной эпохи на научной базе Национального исторического музея Украины в г. Киеве с целью поиска первоосновы изобразительного искусства, что позволило понять особенности современной абстрактной практики украинских художников, мы установили, что древняя изобразительная культура на территории Украины по своей форме и сути была абстрактная, вышла из реальных потребностей древнего человека, имела магически-религиозное содержание и была главным способом осмысления окружающего мира с попыткой собственной идентификации. Древняя изобразительная деятельность демонстрирует факт зарождения абстрактного мышления, особой формы познания действительности, главного фактора эволюционного процесса, которая проявляется через уход от передачи конкретных объектов к осмысленному созданию обобщенных образов, с последующей их стилизацией и трансформацией в знак-схему.
Древняя изобразительная культура демонстрирует закономерную направленность генезиса и генетическое единство развития человеческой цивилизации, что подтверждается широким ареалом нахождения подобных артефактов. Нами установлен выходной элемент изобразительности - линия и ее трансформации, который является первым носителем самосознания человека, символом связи с мирозданием, знаком наследственного единства, прошедший через все периоды первобытной эпохи. Первичные абстрактные знаки -линия, точка, крест, круг, квадрат, треугольник - транслируют глобальную историческую связь, заложенную в памяти поколений, в дальнейшем воплощаясь в орнаментике народного декоративного искусства, и используются современными художниками абстрактного направления для решения творческих задач.
Анализируя материальную и художественную культуру древнего периода истории Украины, приходим к выводу о том, что ее первобытное искусство отмечается именно абстрактными проявлениями, которые воплощены через орнаментальные знаки, символы, схемы, образы, что отлично от европейской исторической
^Г^ СибАК
www.sibac.info
В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии _№ 5 (60), 2016 г.
линии развития, выражающееся в реалистично-натуралистических изображениях. Все это позволяет говорить о своеобразии и уникальности развития художественной культуры Украины, что исторически обосновывает ее составляющую - современное абстрактное искусство.
Список литературы:
1. Археология СССР. Энеолит СССР / [Под ред. Б.А. Рыбакова]. - М.: Наука, 1982. - Т. 4. - 359 с.
2. Бурдо Н.Б., Вщейко М.Ю. Трипшьська культура. Спогади про золотий вш. - Харкв: Фолю, 2007. - 415 с.
3. Ткачук Т.М. Семютичний анатз трипшьсько-кукутенських знакових систем (мальований посуд). - 1вано-Франювськ: Плай, 2000. - 238 с.
4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе: пер. с фр. -М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 553 с.
АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ СОВЕСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ И. КАНТА
Егоров Александр Владимирович
канд. филос. наук, доц. Иркутского Государственного университета путей сообщения,
РФ, г. Иркутск E-mail: eia6608@mail. ru
ASPECT OF CULTURALISTE IN THE VIEWS OF I. KANT
Alexander Egorov
сandidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема совести как внутренняя духовная форма культуры в этике И. Канта. Совесть Кант отсылает в трансцендентное поле, она, по Канту, своеобразный дар Бога