Федотова Лилия Анатольевна,
Волгоградский государственный технический университет,
Доцент
Павлова Елена Станиславовна,
Волгоградский государственный технический университет, старший преподаватель
Роль довузовской подготовки по информатике в процессе адаптации первокурсников к обучению в вузе
Одной из важнейших задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, на освоение ими новой роли студентов. Трудности, ожидающие первокурсника любой специальности, связаны с резкой сменой содержания и объема учебного материала; специфичными для вуза видами занятий; с новой профессиональной и предметной терминологией; отсутствием навыков самостоятельной работы; неумением конспектировать, работать с первоисточниками; иными нормами поведения в вузе и взаимоотношениями «преподаватель-студент»; слабой профессиональной ориентацией и т.д.
Адаптация первокурсников - это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий студентов, преподавателей, деканата, профкома студентов, а также семьи. В настоящее время существует множество подходов к решению этой проблемы, включающих в себя применение инновационных моделей образования, вовлечение студентов в общественную жизнь вуза, работу кураторов академических групп, разработку системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы со студентами младших курсов.
В структуре вуза одним из подразделений является факультет довузовской подготовки, призванный не только систематизировать знания абитуриентов, но и, на наш взгляд, облегчить вхождение в дальнейшем молодых людей в вузовскую систему обучения. Во многом, это определяется тем, что старшеклассник, оставаясь в привычной для него социальной среде школы, постепенно осваивает новую среду вуза, иные требования высшей школы к учебному процессу, учится выстраивать систему отношений с преподавателями и слушателями. К сожалению, с введением ЕГЭ, популярность довузовской подготовки упала, но мы считаем, что она по-прежнему актуальна.
Довузовская подготовка позволяет школьникам:
- получить дополнительные знания по общеобразовательным предметам;
- приобрести новый опыт в общении со сверстниками и преподавателями вуза;
- приобрести опыт самостоятельной работы.
Как видим, задачи системы довузовской подготовки на современном этапе гораздо шире «подготовки к вступительным экзаменам», что являлось основной задачей различного вида подготовительных курсов в последние десятилетия.
В настоящее время одной из главных задач довузовской подготовки становится адаптация слушателей к условиям обучения в вузе [1, с.23]. Поскольку адаптация проходит до поступления старшеклассников в вуз, то можно говорить об упреждающей или превентивной адаптации [2, с.45]. Как показывают исследования, упреждающая адаптация формируется при реализации всех компонентов педагогического процесса факультета довузовской подготовки, включая систему организации занятий, систему контроля, формирование содержания образования. Для реализации адаптирующей функции довузовской подготовки в учебный процесс следует включать не только предметы, по которым выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ (в настоящее время для технических вузов это математика, физика и русский язык), но и предметы, с изучением которых студентам предстоит встретиться на младших курсах вуза, в частности, информатику.
В качестве примера рассмотрим процесс проведения занятий по предмету «Информатика» в Лицее при факультете довузовской подготовки ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ).
Изначально процесс проведения занятий по информатике в Лицее был ориентирован на подготовку школьников к обучению технических вузах, в которых в процессе обучения ос-
новное внимание уделяется таким разделам информатики, как «Алгоритмизация» и «Программирование».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 19 учебных часов в IX классе для обязательного изучения алгоритмизации и программирования в курсе «Информатика и информационные технологии» на ступени основного общего образования. Как показывает практика, для успешного обучения вчерашних школьников в технических вузах по предмету «Информатика» такого количества учебных часов недостаточно. В Х-Х1 классах (базовый и профильный уровни) программированию также не уделяется должного внимания: на базовом уровне только четыре часа отводится изучению алгоритмов, а в тематику практических работ профильного уровня включены только работы на программирование роботов и разработку дискретных алгоритмов.
Поэтому в Лицее при ВолгГТУ при подготовке школьников к обучению в вузе основное внимание уделяется обучению программированию. Старшеклассники изучают информатику два семестра, общий объем курса - 76 часов. Занятия в Лицее проводятся по вузовской системе: теоретический материал вычитывается на лекциях, а при проведении лабораторных работ каждый учащийся имеет возможность получить практические навыки в области программирования.
Поскольку лабораторные работы проходят в малочисленных группах (по 8-15 человек), то преподаватели Лицея имеют возможность для каждого обучаемого выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Это достигается путем подготовки систем задач, соответствующих способностям, возможностям, мотивации и интересам каждого из учащихся.
Выполняя лабораторные работы, старшеклассники знакомятся с действующей в ВолгГ-ТУ рейтинговой системой оценки знаний студентов. В семестре на дисциплину отводят 100 баллов. В течение семестра студент может заработать 60 баллов за счет выполнения лабораторных работ, семестровых заданий, контрольных работ и других видов работ, оставшиеся 40 баллов отводится на экзамен (или зачет) по дисциплине. По такому же принципу выставляются баллы для старшеклассников, обучающихся в Лицее: учащиеся могут получить 60 баллов в семестре за выполнение лабораторных работ и активную работу при разборе задач на теоретических занятиях, на зачете учащийся может заработать до 40 баллов. Полученная итоговая оценка выставляется в зачетную книжку лицеиста
Таким образом, слушатели факультета довузовской подготовки знакомятся с повсеместно применяемой в высшей школе, но новой для них системой рейтингового контроля. При этом рейтинговый контроль не вызывает какого-либо сопротивления или отрицательных эмоций: результаты анкетирования показывают, что учащиеся считают, что рейтинг объективен, справедлив и дает возможность легко сравнивать уровень учебных достижений. Кроме того, популярным был ответ, что рейтинг - это возможность привыкнуть к вузовским условиям обучения. Сравнивая рейтинговый контроль с традиционным, более 90% учащихся отдают предпочтение рейтингу.
Наши многолетние исследования показывают, что слушатели системы довузовской подготовки, прошедшие обучение, том числе по информатике, с использованием рейтингововго контроля, в дальнейшем лучше адаптируются к вузовским условиям обучения и имеют большие учебные достижения.
Все это позволяет сделать однозначный вывод об эффективности довузовской подготовки как средства адаптации к обучению в вузе.
Литература
1. Федотова Л.А. Рейтинговый контроль обучающихся на факультете довузовской подготовки/ Л.А. Федотова// Перспективы науки. 2010. №11(13). С. 23-26.
2. Мирзаямова Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения)/ Л.Ф. Мирзаянова. - Минск: Белорусская наука, 2003. 271 с.