Научная статья на тему 'РОЛЬ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ'

РОЛЬ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ / АПЕЛЛЯЦИЯ / ЖАЛОБА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермошина Т.В., Бибанина Ю.М.

В статье рассмотрена роль досудебного урегулирования налоговых споров, выделены преимущества и недостатки. Проанализированы итоги обязательной процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Рассмотрены основные интерактивные сервисы, которые созданы для совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ»

ошибках. И самым страшным в этой ситуации является то, что в большинстве случаев окружающие люди встают на сторону критикующего, чтобы не оказаться униженным самому. У человека из-за этой критики может развиться так называемый комплекс неполноценности -психопатологический синдром, выражающийся совокупностью психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой, и ведущий к невротическим отклонениям.

Нами было проведено эмпирическое пилотное исследование в виде анкетного опроса среди студентов, целью которого стало изучение отношения к критике. Нами получены следующие данные:

- 45% опрошенных людей спокойно относятся к критике, признавая свои ошибки и промахи, стараясь извлечь из критики пользу;

- 50% опрошенных, терпимо относятся к критике, считая ее допустимым элементом жизни, однако при случае, у них может возникнуть желание насолить критикам;

- 5% опрошенных негативно воспринимают любую критику в свой

адрес.

Полученные данные показывают, что студенты обладают достаточной рефлексивностью, чтобы использовать критические замечания в свой адрес продуктивно, извлекая из них пользу для себя. Способность анализировать критические замечания без аффективного к ним отношения характеризует зрелость личности, наличие у нее коммуникативной культуры.

Критикующему полезно думать о последствиях его замечаний и облекать критику в соответствующую, принятую в обществе, приемлемую форму.

Ермошина Т.В., к. э.н.

доцент Бибанина Ю.М. студент 3 года обучения ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» Россия, Республика Мордовия, г. Саранск РОЛЬ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Аннотация: В статье рассмотрена роль досудебного урегулирования налоговых споров, выделены преимущества и недостатки. Проанализированы итоги обязательной процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Рассмотрены основные интерактивные сервисы, которые созданы для совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Ключевые слова: досудебное урегулирование налоговых споров, налоговое законодательство, обжалование актов, апелляция, жалоба, совершенствование механизмов.

В настоящее время каждый налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права.

Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства.

Налоговое законодательство Российской Федерации гарантирует юридическим и физическим лицам право на отстаивание своих законных прав и интересов в случае их нарушения должностными лицами налоговых органов. Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в главах 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Досудебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящих налоговых органах было установлено более 10 лет назад - с момента принятия части первой НК РФ. Стоит отметить, что данную процедуру налогоплательщики применяли редко, так как предпочитали ей обжалование решений в судебном порядке.

1 января 2009 года появился институт обязательного досудебного урегулирования налоговых споров по решениям налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, в вышестоящих органах с возможностью последующего судебного контроля.

Досудебное урегулирование налоговых споров имеет определённые преимущества по сравнению с судебным разбирательством:

1. Представляет собой более простую и менее формализованную процедуру обращения; меньшие сроки рассмотрения жалобы; отсутствие расходов, которые связанны с оплатой государственной пошлины и других судебных издержек;

2. Введение обязательного порядка досудебного обжалования актов налоговых органов привело к попыткам разрешения споров посредством подачи апелляционных жалоб. Это означает, что увеличилась ответственность налоговых органов, и произошло сокращение налоговых споров в судах различных инстанций.

В процедуре досудебного урегулирования существуют следующие минусы:

1. Вышестоящий налоговый орган имеет право приостановить исполнение обжалуемых решений (за исключением жалоб на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок), не уточняя сроки и основания данного решения;

2. Время, потраченное на разрешение спора, так как оно

включает в себя время, необходимое суду на разрешение спора и время, требующееся вышестоящему налоговому органу;

3. Пени в любом случае будут рассчитаны за все календарные дни, когда обязанность по уплате налога была просрочена и за налогоплательщиком числилась недоимка. Поэтому отсрочка исполнения не всегда может быть в пользу заявителя.

К минусам можно отнести и то, что вышестоящие налоговые органы не всегда бывают объективны.

Акт ненормативного характера - документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование невступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Наиболее типичные претензии о нарушении прав лица, рассматриваемые в жалобах:

1. Нарушение сроков исчисления имущественного налога;

2. Требование об уплате налога, пени или штрафа;

3. Отказ в предоставлении налоговых вычетов;

4. Вынесение решения о приостановлении операций по

банковским счетам;

5. Отказ в возврате налога.

Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Задачами налоговых органов являются формирование единой правоприменительной практики и создание условий для защиты интересов

налогоплательщиков, которая решается с помощью института досудебного урегулирования споров.

В целом в результате деятельности налоговых органов по направлению досудебного урегулирования достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, что является одним из преимуществ административного порядка обжалования. Рассмотрим некоторые итоги.

В 2,5 раза увеличилось число желающих использовать досудебный порядок урегулирования споров в сфере регистрации. Таковы итоги опроса представителей предпринимательского сообщества, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) по продвижению новых проектов.

До введения обязательной процедуры досудебного урегулирования всех налоговых споров только 18% предпринимателей выбирали такой способ разрешения споров. Благодаря активной разъяснительной работе ФНС России предприниматели оценили преимущества досудебного способа урегулирования конфликтов с регистрирующим органом, среди которых оперативность, прозрачность и отсутствие дополнительных затрат.

По результатам исследования 47% предпринимателей при отказе в государственной регистрации выберут в качестве способа урегулирования спорной ситуации обжалование решения в вышестоящем налоговом органе.

ФНС России отмечает, что количество отмененных судами решений об отказе в государственной регистрации в 2014 году по сравнению с 2013 годом стало меньше в 1,6 раза.

Более двух миллионов человек посетили в 2014 году интерактивный сервис ФНС России «Узнать о жалобе», который создан для совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

С помощью этого сервиса любой налогоплательщик может получить информацию о ходе рассмотрения жалобы, поданной им в Федеральную налоговую службу или управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, как в письменном, так и в электронном виде. Из сервиса «Узнать о жалобе» мы можем получить следующую информацию: дата поступления обращения в налоговый орган, его статус, сроки рассмотрения, результаты рассмотрения обращения, включая реквизиты ответа.

Кроме того, на официальном сайте Службы с декабря 2013 года действует интернет-сервис «Решения по жалобам», который содержит важные решения вышестоящих налоговых органов и правовую позицию по многочисленным вопросам в налогообложении.

Опыт в рассмотрении жалоб других налогоплательщиков показал, что пользователи сервиса могут оценивать налоговые риски и скорректировать свои обязательства перед налоговыми органами еще до подачи налоговой декларации. Что в дальнейшем поможет избежать налоговых споров.

Изучение правовой позиции вышестоящих налоговых органов таюке поможет оценить перспеютивность обращения с жалобой.

Интернет-сервис «Решения по жалобам» простой в использовании и не требующий регистрации, доступен всем посетителям официального сайта ФНС России. Информация, содержащаяся в сервисе, ежемесячно аютуализируется и пополняется новыми решениями.

Сервис является униюальным и достаточно информативным, поэтому пользуется особой популярностью у налогоплательщиюов. Об этом свидетельствует число обращений ю нему, юоторое с юаждым месяцем увеличивается в среднем на 15-20%. За год существования этого сервиса было зарегистрировано более 100 тысяч обращений.

Положительным моментом является введение усюоренной процедуры рассмотрения жалобы на иные аюты налоговых органов (за исюлючением решений по результатам налоговых проверою), а таюже действия (бездействие) их должностных лиц - в течение 15 рабочих дней со дня получения.

Порядою досудебного обжалования доюазал свою эффеютивность и позволил существенного союратить юоличество налоговых споров в суде.

Можно сделать вывод, что процедура досудебного урегулирования налоговых споров является необходимой в работе ФНС России, и поэтому не стоит отюазываться от ее использования. Но для дальнейшего повышения юачественного осуществления мероприятий досудебного урегулирования налоговых споров необходимо совершенствование его механизмов. Это позволит исюлючить имеющиеся пробелы и неясности в заюонодательной базе, а их действенное применение участниюами налоговых правоотношений позволит достичь высоюой эффеютивности правосудия.

Использованные источники:

1. №146-ФЗ (НК РФ) [Элеютронный ресурс] : ( с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : [сайт информ.-правовой юомпании].

2. Федеральный заюон от 2.07.2013 №153-Ф3 "О внесении изменений в часть первую Налогового юодеюса Российсюой Федерации"

3. Досудебное урегулирование налоговых споров / брошюра. Режим доступа: http://www.nalog.ru/files/broshura/dosud brochure final i.pdf

4. Официальный сайт УФНС России по Республиюе Мордовия [Элеютронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn 13/apply fts/pretrial/

5. Ермошина Т.В., Егорцева Ю.Ю. Об эффеютивности досудебного разрешения налоговых споров / Т.В.Ермошина, Ю.Ю.Егорцева // Финансы.-2015. - №1.С.49-52

6. Предприниматели стали более информированными в вопросах заюонодательства о досудебном урегулировании. Официальный сайт УФНС России по Республиюе Мордовия [Элеютронный ресурс] - 2015. - Режим доступа: http://www.nalog. ru/rn 13/apply fts/pretrial/5410253/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.