Научная статья на тему 'Роль домохозяйств в обеспечении экономической безопасности'

Роль домохозяйств в обеспечении экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1710
796
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОМОХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМО-ХОЗЯЙСТВ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушкова Ирина Алексеевна, Кулешов Алексей Александрович

В статье анализируются основные аспекты экономической безопасности домохозяйств в современной России. Раскрыта необходимость комплексного анализа основных механизмов защиты экономических интересов домохозяйств, а также необходимость административно-правовых и организационных мер и средств регулирования общественных отношений в данной сфере. Экономическая безопасность домохозяйств рассматривается в качестве одной из основополагающих предпосылок обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль домохозяйств в обеспечении экономической безопасности»

УДК 640:343

роль домохозяиств в обеспечении экономической безопасности

ROLE OF HOUSEHOLDS IN ENSURING ECONOMIC SECURITY

Сушкова Ирина Алексеевна

Sushkova Irina Alekseyevna

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: irinasushkova60@mail.ru

Кулешов Алексей Александрович

Kuleshov Alexey Alexandrovich

студент факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

student of the faculty of economic security and customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: iyamaha007@mail.ru

В статье анализируются основные аспекты экономической безопасности домохозяйств в современной России. Раскрыта необходимость комплексного анализа основных механизмов защиты экономических интересов домохозяйств, а также необходимость административно-правовых и организационных мер и средств регулирования общественных отношений в данной сфере. Экономическая безопасность домохо-зяйств рассматривается в качестве одной из основополагающих предпосылок обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, домохозяйства, экономическая безопасность домохозяйств, правовые основы безопасности, оценка экономических рисков.

The article analyzes major aspects of the economic security of households in modern Russia. The authors discuss the need for a comprehensive analysis of major mechanisms for protecting the economic interests of households as well as the need for administrative, legal and organizational measures and means for regulating public relations in this area. Economic security of households is considered as one of the basic prerequisites for ensuring national security.

Keywords: economic security, households, economic security of households, legal framework of economic security, assessment of economic risks.

Анализ научных публикаций показал, что вопросы экономической безопасности домохозяйств в наименьшей степени изучены. Можно утверждать, что сейчас сложился определённый разрыв между практикой применения государственно-организационных мер обеспечения экономической безопасности до-мохозяйств и развитием научно-методологи-

ческой базы оценки уровня её обеспечения и эффективности мер, реализуемых в данной области.

В России сформирована достаточно целостная правовая база, обеспечивающая защиту прав и интересов домохозяйств. В её структуре важная роль отводится мерам по обеспечению экономических условий жизни населения.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Соответствующие нормы права закреплены в Конституции России, в Гражданском кодексе, в Семейном и Трудовом законодательстве, в Федеральном законе «О безопасности» [1] и в Стратегии национальной безопасности России [2]. Однако, по нашему мнению, в принимаемых законодательных актах, как правило, не закладываются механизмы реализации таких мер, а также гарантии защиты тех, на кого распространяется действие законов. Так, в статье 6 Стратегии понятие «национальная безопасность» определено как «состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни» [2]. Необходимо отметить, что в статье 115 Стратегии среди основных показателей национальной безопасности на первое место поставлено: «удовлетворённость граждан степенью защищённости своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов» [2].

Следует признать, что круг научных трудов, в которых в обобщённом виде представлен анализ правовых основ обеспечения экономической безопасности домохозяйств серьёзно ограничен. Недостаточное внимание уделяется комплексному анализу основных механизмов защиты экономических интересов как самих домохозяйств, так и их членов, в качестве которых выступают права и гарантии в области права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, в также в сфере трудовой деятельности. Ещё в меньшей степени исследованным остаётся такое направление научного анализа проблем экономической безопасности домохозяйств, как административно-правовые и организационные меры и средства регулирования общественных отношений в данной сфере.

Явным недостатком в вопросах исследования экономической безопасности домохо-зяйств следует признать недостаток научных знаний в области мониторинга и оценки уровня их экономической безопасности. В базе данных Федеральной службы государственной статистики соответствующая информация рассредоточена в различных блоках показателей. Можно утверждать, что сейчас отсутствует единая научная методология комплексной оценки рисков и уровня обеспечения экономической безопасности домохозяйств. По нашему мнению, наиболее эффективным в этом случае является подход с точки зрения теории рисков.

Стандартная схема управления строится в соответствии с определённым алгоритмом, включающим следующие элементы: идентификация

рисков ^ оценка рисков ^ разработка и реали-зациямерпротиводействия рискам ^ мониторинг эффективности деятельности по обеспечению защищённости объектов, причём каждый из этих элементов дифференцирован в зависимости от типа объектов.

Можно с уверенностью утверждать, что сама по себе экономическая составляющая жизнедеятельности домохозяйств является достаточно уникальным видом экономических отношений, в котором объединены такие аспекты, как: самоорганизация потребления и производства ресурсов, внутрисемейное межличностное перераспределение ресурсов и трудовых функций, участие членов домохо-зяйств в системе общественного производства в качестве наёмных работников либо собственников бизнеса, участие в воспроизводстве новых поколений рабочей силы для экономики, участие в трансформации территориального размещения и структуры экономического потенциала страны через включение индивидов в миграционные потоки. Безусловно, по всем этим вопросам выбор решений осуществляют личность и домохозяйство, то есть действует субъективный фактор, а их совокупный результат по регионам и стране в целом является немаловажной составляющей развития экономики и способен как создавать, так и амортизировать экономические риски и угрозы.

В сложившихся кризисных условиях ещё в большей степени возрастает роль домохо-зяйств в качестве фактора, усугубляющего либо смягчающего опасность возникновения угроз экономической безопасности. Данный тезис может быть подтверждён целым рядом примеров, однако считаем целесообразным ограничиться одним из них. Не вызывает споров стратегическая значимость ускоренного развития экономики регионов Сибири и дальнего Востока с точки зрения обеспечения высокого уровня экономической и национальной безопасности России. Так, в пункте 5 статьи 20 Стратегии экономической безопасности определено, что «основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства её экономического пространства, являются: приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока...» [3].

Однако анализ данных Федеральной службы государственной статистики показывает, что коэффициент миграции по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам за последние пять лет имел отрицательные значения (см. рис. 1).

Информационная безопасность регионов. 2017. № 3-4(28-29)

Данные, представленные на рис. 1, позволяют говорить, что Сибирский и Дальневосточный федеральные округи являются лидерами по оттоку населения.

Абсолютно справедливо, что малонаселённость восточных регионов России с огромными природными ресурсами является серьёзным источником угроз экономической и национальной безопасности страны. Следовательно, необходимо формирование системы особых эффективных мер со стороны государства для экономической мотивации миграционного притока в эти регионы.

Таким образом, можно утверждать, что обеспечение экономической безопасности домо-хозяйств является основой для решения двух задач одновременно: создание достойного уровня жизни населения и формирование предпосылок для развития национальной экономики в целом.

Анализ научных публикаций позволяет говорить о крайне слабой разработке вопроса об идентификации экономических рисков до-мохозяйств. Большинство авторов, как правило, ограничиваются описательными характеристиками всего комплекса рисков, без какой-либо их систематизации. В докладе Программы развития ООН «О развитии человека» представлена концепция безопасности личности, включающая семь компонентов, в их числе находится экономическая безопасность - обеспеченность доходом, достаточным для удовлетворения насущных потребностей [7].

На наш взгляд, наиболее эффективный подход к исследованию описанной проблемы состоит в том, чтобы сосредоточить внимание именно на экономической безопасности домо-хозяйств в качестве одной из основополагающих предпосылок обеспечения национальной

безопасности. При этом домохозяйства следует рассматривать в качестве базового объекта, поскольку именно они являются первичной самоорганизующейся ячейкой общества, в которой формируется уровень благосостояния населения и обеспечивается экономическая безопасность государства.

Наиболее характерные риски домохозяйств, как и риски национальной экономики, следует разделять на внутренние и внешние. К внутренним рискам относятся: отсутствие либо низкая доля трудоспособных членов домохо-зяйств; низкий уровень получаемых социальных выплат инвалидам и пенсионерам; низкий уровень обеспеченности жильём; подрывающие экономическое благополучие домохо-зяйств действия его членов, а именно: расточительство, алкоголизм, наркомания, неоправданные и рисковые финансовые операции. К внешним рискам относятся: общая и структурная безработица; высокий уровень инфляции; незаконные действия работодателей и государственных чиновников; экономический кризис.

На сегодняшний день наименее разработанными являются вопросы оценки экономических рисков и мер по противодействию факторам, обуславливающим их возникновение на уровне домохозяйств, в отличие от ситуации в отношении предпринимательских рисков. Следует признать, что существует завершённая система методов риск-менеджмента, дифференцированная в зависимости от вида деятельности организации и иных её характеристик. Для числовой оценки предпринимательских рисков используют: экспертные оценки, статистические методы, экономико-математическое моделирование и иные методы. Организации и предприятия располагают

Рис. 1. Динамика коэффициента миграции в период 2012-2016 гг., чел. [4]

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

научно-методическим аппаратом, кадрами специалистов риск-менеджеров, выделяются финансовые ресурсы для обеспечения безопасности хозяйственной деятельности. Тем не менее, нередки случаи, когда субъекты хозяйственной деятельности, попадая в рисковую ситуацию, оказываются убыточными либо банкротами. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля убыточных организаций за период 20032016 гг. в среднем составляла 20 % (см. рис. 2).

В области оценки экономических рисков и степени противодействия им на уровне домо-хозяйств ситуация скалывается следующим образом. На сегодняшний день отсутствуют не только методики оценки экономических рисков домохозяйств, но и сама постановка подобного вопроса. На первый взгляд такая ситуация является вполне логичной, поскольку достаточно сложно обеспечить формирование всеобщей системы сбора информации для целей осуществления такого анализа. В самих домохозяйствах не принято на систематическом уровне контролировать своё экономическое и финансовое положение с использованием специальных показателей. для менталитета российских граждан крайне странным было бы, к примеру, на основе опыта японских семей ведение книг учёта расходов - kakebo, которые позволяют целенаправленно структурировать расходы, делать накопления и избегать неоправданных затрат. Следует признать, что на территории России трудно найти домохозяйства, за исключением участников федеральных выборочных обследований, которые фиксировали бы, какую часть своих доходов они тратят на питание, развлечения и т. д.

Официальные данные государственной статистики содержат обобщённую информа-

цию о размерах и структуре доходов и расходов домохозяйств, получаемую на основе материалов федеральных выборочных обследований. Это позволяет ежегодно определять ряд показателей, которые возможно интерпретировать в качестве оценки уровня экономических рисков домохозяйств.

Одним из важнейших показателей является доля лиц, живущих за чертой бедности, иными словами, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. В 2016 г. этот показатель составил 64 % при величине прожиточного минимума 9 828 руб. (рис. 3).

Несмотря на наличие ряда характеристик, которые можно рассматривать в качестве индикаторов оценки экономических рисков до-мохозяйств, на теоретико-методологическом уровне эта проблема достаточно редко становится предметом специальных научных исследований.

Немаловажную персонифицированную информацию о домохозяйствах, в наибольшей степени подверженных экономическим рискам, содержат базы данных на уровне регионов и муниципалитетов. В них содержатся сведения о: безработных; малоимущих; семьях, проживающих в ветхом и аварийном жилье и т. д. Это позволяет органам региональной и муниципальной власти оказывать адресную поддержку наименее защищённым группам населения. Тем не менее, на теоретико-методологическом уровне вопрос о правовых основах экономической безопасности домохо-зяйств, о методах оценки экономических рисков, о формировании и реализации мер по снижению опасности возникновения рисков пока не ставится.

В качестве основных мероприятий в направлении научной разработки проблем эко-

Рис. 2. Динамика доли убыточных организаций в период 2003-2016 гг., % [5]

Информационная безопасность регионов. 2017. № 3-4(28-29)

Рис. 3. Динамика величины прожиточного минимума и доли малоимущих домохозяйств [6]

номической безопасности домохозяйств можно предложить следующее:

1) провести комплексный анализ правовых основ обеспечения экономической безопасности домохозяйств;

2) сформировать систему классификации экономических рисков домохозяйств;

3) сформировать методический аппарат количественной оценки рисков, разработать проект системы индикаторов и их пороговых значений;

4) разработать систему мер по противодействию опасности возникновения рисков в области экономической безопасности домохо-зяйств, включающих два компонента: меры, реализуемые самими домохозяйствами, и меры, реализуемые органами государственной власти на всех уровнях;

5) сформировать систему оценки эффективности деятельности институтов власти в области обеспечения экономической безопасности домохозяйств.

Библиографический список (References)

1. О безопасности : Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015).

O bezopasnosti : Federal'nyy zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ (red. ot 05.10.2015) [On Security : Federal Law No. 390-FZ, December 28, 2010 (as amended on 05.10.2015)].

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683.

O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii : Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683

[On National Security Strategy of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation Decree No. 683, December 31, 2015].

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208.

O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13.05.2017 № 208 [On the Strategy for Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030 : Decree of the President of the Russian Federation No. 208, May 13, 2017].

4. Федеральная служба государственной статистики. Коэффициент миграции. URL: https://www.fedstat. ru/indicator/43696.

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Koeffitsiyent migratsii [Russian Federal State Statistics Service. Migration rate]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43696.

5. Федеральная служба государственной статистики. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBinet.cgi.

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Udel'nyy ves ubytochnykh organizatsiy v obshchem chisle organizatsiy [Russian Federal State Statistics Service. The share of loss-making organizations in the total number of organizations]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBinet.cgi.

6. Федеральная служба государственной статистики. Уровень жизни. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#.

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Uroven' zhizni [Russian Federal State Statistics Service. Standard of living]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ level/#.

7. United Nations Development Programme. The national human development report 1999. URL: http://open. undp.org/#2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.