Научная статья на тему 'Роль доминантов в городской среде'

Роль доминантов в городской среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДОМИНАНТЫ / ДИЗАЙН / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Киримлеев Г.В.

Применение архитектурных доминантов в современном мире и потенциал их использования. Понимание их значения в истории. Анализ эпох и особенностей общественного строя в зависимости от доминантных сооружений. Доминанты могут способствовать гармонизации и объединению между собой разных культур и эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль доминантов в городской среде»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

АРХИТЕКТУРА

УДК 69

Киримлеев Г.В.

ученик 2-ого курса СКФУ г. Пятигорск, РФ

РОЛЬ ДОМИНАНТОВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Аннотация

Применение архитектурных доминантов в современном мире и потенциал их использования. Понимание их значения в истории. Анализ эпох и особенностей общественного строя в зависимости от доминантных сооружений. Доминанты могут способствовать гармонизации и объединению между собой разных культур и эпох.

Ключевые слова:

Доминанты, дизайн, культура, общество, история.

Проблемы развития среды обитания человека всегда будут актуальны, так как каждая новая эпоха и этап развития общества рождают новые требования к архитектурной среде. При этом каждое привнесение должно опираться и сохранять традиции того или иного народа для поддержания исторического облика и самобытного уклада жизни.

Для большего понимания сути вопроса можно привести в пример цитату историка-теоретика дизайна Н. А. Ковешниковой - «В сфере дизайна формируется культурологический подход, рассматривающий дизайн-деятельность как закономерный продукт развития человеческой культуры». Проанализировав это высказывание можно с уверенностью сказать, что художественное проектирование, в особенности проектирование композиционных центров (доминантов), подразумевает деятельность, направленную на интеграцию материальной и духовной культуры общества. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизни: работа, отдых, спорт, мышление... Культура все время обновляется, подвергается сомнениям и пересмотру целей. При всем этом речь идет об универсальном, стратегическом проектном подходе, рассматривающем специфику дизайна и архитектуры как проектную культуру. Его можно назвать новым видением мира, как явления проектной деятельности в современных условиях.

В 60-х годах прошлого века Английский Королевский колледж искусств предложил рассматривать дизайн как отдельную, «третью культуру». До того момента в европейской системе образования при наличии двух независимых направлений (гуманитарного и технологического), третьей просто пренебрегали. И уже с 80-х готов дизайн рассматривали как новый средовой подход, который имеет в своей основе проектирование не только отдельных вещей, но и всех элементов искусственно созданной человеком окружающей среды. С тех пор мир уже не воспринимается как совокупность каких-то отдельных элементов, а как композиция, которой необходим доминант, концентрирующий на себе внимание.

Окружающая среда меняет архитектуру ровно так же, как и архитектура меняет окружающий мир. Архитектурно-дизайнерское проектирование включает проектную и художественные совокупности. Такая профессия возлагает огромную ответственность за формирование структурной среды общества. От рассуждений перейду к конкретным примерам, эффект монументальных сооружений использовался еще со времен Древнего Египта. Суть Монументализма в том, чтобы показать превосходства кого или чего-либо над человеческим естеством. Огромный размер пирамид заставлял обычного человека чувствовать себя ничтожеством перед могуществом фараонов. Этот же прием используется и в сооружениях религиозного предназначения, высокие сводчатые потолки в соборах вызывают чувство смирения и благоговения, стремления к небу. Такие сооружения возводились, как правило, в центре городов и становились не просто доминантом, а культурным и архитектурным центром города. Каждый элемент дизайна фасадов и внутреннего убранства показывал уникальность и неповторимость религиозных сооружений. Но с

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

развитием общества и усилением влияния частного капитала показ своей исключительности стал заключаться в роскоши отделки интерьера и экстерьера, роль монументальности ушла на второй план, доминантами в городской среде стали богато декорированные здания, привлекающие всеобщее внимание. Также не малую роль в формировании среды играл ландшафтный дизайн, для предания помпезности архитектурному ансамблю, перед главным сооружением разбивался парк или сад, а само здание строилось на возвышенности и становилось полноценным центром композиции. Но основной период применения доминантов в городской среде пришелся на XX век. СССР был страной с абсолютно новым подходом и пониманием общества как единого целого, где общие интересы были выше личностных. Искоренялось понятие частной собственности, в следствии чего, можно было легко осуществлять масштабные перестройки городов, обустройство которых соответствовала бы интересам нового общества. В центре любого советского города была площадь, на которой роль доминанта играл белый дом, чаще всего он был выполнен в стиле, который позже окрестили «Сталинский Ампир», и завершал эту композицию памятник Ленину.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что промышленное проектирование улавливает социокультурные импульсы через дизайн, а также осуществляется связь господствующей культуры, общества и техники.

В конце двадцатого века дизайн перерос в глобальное явление и стал неотъемлемой частью постиндустриального общества и уже охватывал все области в проектной практике. При этом проблемы с формообразованием в дизайне становятся все более острыми. Это вызвано изменением городской среды под влиянием мультикультурализма и точечной застройки в разных стилях и с применением разных материалов. Поэтому так сложно выделиться и при этом вписать что-либо в облик современного города. Это актуализирует потребность в гармонизации облика среды человеческого существования. В двадцать первом веке роль дизайна переросла из организатора вещного наполнения в способ преодоления разрыва между технической цивилизацией и духовной культурой, а дизайнерское проектирование можно смело назвать средством гармонизации жизни человека в постиндустриальном мире.

Список использованной литературы: 1. [http://rosdesign.com/design_materials3/rus.htm].

© Киримлеев Г. В., 2018

УДК 712

С.А. Китов

студент 2-го курса магистратуры РУДН,

г. Москва, РФ Е-mail: sa-kitov@yandex.ru М.М. Лицарева студентка 2-го курса магистратуры РУДН,

г. Москва, РФ Е-mail: litrita@yandex.ru Е.А. Ермошина студентка 2-го курса магистратуры РУДН,

г. Москва, РФ Е-mail: lizonchi93_@mail.ru

ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР Аннотация

Профессия архитектор тесно связана со строительством, поэтому эта профессия является одной из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.