Научная статья на тему 'РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
домашнее чтение / рецептивные и продуктивные навыки / анализ текста / разноуровневые задания / методика преподавания.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвин Елена Юрьевна

статья посвящена значимости и методам организации домашнего чтения в процессе изучения иностранного языка. В статье рассматриваются различные подходы к домашнему чтению для детей и взрослых на разных уровнях владения языком, начиная с начального этапа и заканчивая университетской программой, приводятся примеры заданий для разных уровней владения языком и предлагаются методы работы с текстами для развития навыков чтения, письма и говорения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Литвин Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Литвин Е.Ю.

Литвин Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра грамматики английского языка им. М.Я. Блоха, Московский государственный педагогический университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена значимости и методам организации домашнего чтения в процессе изучения иностранного языка. В статье рассматриваются различные подходы к домашнему чтению для детей и взрослых на разных уровнях владения языком, начиная с начального этапа и заканчивая университетской программой, приводятся примеры заданий для разных уровней владения языком и предлагаются методы работы с текстами для развития навыков чтения, письма и говорения. Ключевые слова: домашнее чтение, рецептивные и продуктивные навыки, анализ текста, разноуровневые задания, методика преподавания.

УДК 81'243

C того момента, как ребенок или взрослый осваивает основные правила чтения и письма на иностранном языке, целесообразно вводить в структуру учебной программы домашнее чтение. Согласно своему названию, домашнее чтение выполняется учащимся дома - самостоятельная работа учащегося составляет примерно 80% от общего времени, расходуемого на задания.

Пользу домашнего чтения трудно переоценить: оно дает студенту мотивацию, естественно вовлекает в учебный процесс и открывает мир языка с многообразием значений слов, их связей и форм, а также стилевой отнесенности. "The more someone reads, the more they pick up items of vocabulary and grammar from the texts, often without realizing it, and this widening language knowledge seems to increase their overall linguistic confidence, which then influences and improves their skills in other language areas, too." [1, с. 268]

В данной статье мы рассмотрим способы ведения домашнего чтения на уроках групп разных уровней, а также обозначим его роль в развитии практических навыков.

В раннем возрасте, на начальном этапе изучения языка, ребенку можно давать для чтения книжки-малышки - главное место на странице занимает картинка, объем текста варьируется от одного слова до предложения. Текст набран крупным шрифтом. Словарь, усваиваемый на этом уровне, включает основные глаголы, в том числе модальные глаголы, прилагательные (цвет, размер), предлоги, лексику по темам shopping, clothes, animals, food. Грамматика охватывает времена Simple Present, Present Continuous, Past Simple, повелительное наклонение, общий вопрос, специальные вопросы (What is it? Who is it?), числительные.

Самостоятельный вклад ребенка заключается в изучении картинки, что является необходимым этапом подготовки к уроку и последующему восприятию словаря, а также неосознанному запоминанию графического облика слова. Вместе со взрослым ребенок соотносит слово с картинкой, отвечает на вопросы, затем самостоятельно решает кроссворды и выполняет другие творческие задания. На базе избранной книги вокабуляр закрепляется посредством перевода слов с киданием мяча, игр типа «Я знаю пяти животных», домино, лото, и т.д. Можно разыграть ситуации, обозначенные в книге, с вербальным сопровождением действий, заснять на камеру фильм о том или ином событии, спеть с изученными словами песню. Некоторые дети предпочитают рисовать свои интерпретации происходящего в книге, другие любят писать новые слова на доске. Если ребенку очень нравится картинка, он или она может долго сидеть над книжкой, пытаясь самостоятельно прочитать текст, возвращаясь к нему снова и снова.

Следует отметить, что если на данном этапе ребенок еще не владеет навыками письма и не осведомлен о правилах письма и чтения, задания на прописывание слов по нескольку раз (строчками) не окажутся эффективными. Разнообразие в упражнения на говорение могут внести письменные задания «вставить букву» или «решить кроссворд».

С повышением уровня знания языка изменяются учебные книги по домашнему чтению.

Несомненный интерес представляют книги издательства Macmillan серии Explorers. По уровням книги разделяются на Little Explorers (levels A-B for beginning readers), Young Explorers (1-2 for developing readers) и Explorers (3-4-5-6 for confident readers).

Начиная с уровня Explorers 3, книгу сопровождает тетрадь с заданиями по каждой главе. Раз в неделю к определенному уроку ребенок самостоятельно готовит главу книги - читает, выписывает слова в тетрадь, находит их соответствия в словарях переводимого языка, указывает транскрипцию, а после выполняет ряд заданий к данной главе из рабочей тетради. Типы заданий включают следующие варианты:

1) Задания на правописание: вставить букву (буквы), вставить гласные, найти слова, начинающиеся с определенных буквосочетаний, найти слова, содержащие указанные буквосочетания, найти слова в филворде, переставить буквы правильно, чтобы получилось слово, дописать начальные и конечные буквы глаголов или существительных в предложениях, написать слова в алфавитном порядке.

2) Задания по словарю: поставить галочку напротив правильно указанного значения слова, вставить в предложение подходящее по значению слово (из двух данных на выбор), угадать слово по определению, соединить линиями слово и его значение.

3) Задания на понимание: определить истинность или ложность высказывания, поставить предложения в правильном порядке, найти правильное окончание предложения, закончить предложения самостоятельно, переписать неправильные предложения правильно, определить, кто из персонажей сказал ту или иную фразу.

Если в комплекте с книгой идет аудиодиск, ребенок получает задание не только прочитать, но и прослушать главу.

На уроке ученик читает главу вслух и переводит ее, учитель проверяет выполненные задания. Если ребенок не может перевести то или иное слово и не выписал его в тетрадь, учитель не подсказывает ему правильный ответ. Значение слова ученик должен найти сам - в бумажном или электронном словаре, возможно, в интернете.

Как правило, даже если у школьника не было домашнего чтения раньше, его можно приучить регулярно читать и самостоятельно работать с текстом. Можно оставить на домашнее чтение тридцать минут урока и дать ребенку возможность научиться находить слова в словарях самостоятельно. Дети быстро учатся пользоваться электронными источниками.

В университетской программе домашнее чтение занимает важное место. Студенты находят слова, словосочетания и грамматические формы в реальных контекстах. Чем чаще встречается то или иное слово, тем лучше оно запоминается. Чем интереснее книга, тем выше мотивация студента. С другой стороны, домашнее чтение на факультетах иностранных языков имеет целью, в том числе, и знакомство студентов с классическими произведениями художественной литературы изучаемого языка.

Вопрос, следует ли читать произведения в оригинале или пользоваться текстами, адаптированными для учащихся определенного уровня, остается открытым. В оксфордской традиции обучения взрослых широко распространено мнение, что аутентичные тексты невозможно заменить упрощенными вариантами. "Traditional simplification involves limiting syntax and vocabulary through detransformation and paraphrasing. These processes reduce information density, and also disrupt the normal system of information distribution. Further, the highly restricted syntax that is often used may be inadequate for a given information load, and so may reduce cohesion and readability. Also, in concentrating on syntax and vocabulary, simplifiers often lose sight of communicative structure. <...> All these factors may limit the effectiveness of simplified material in training learners to read unsimplified English." [2, с. 439] Задания к одному и тому же тексту могут быть разного уровня, но сам текст изменять нежелательно. Студент переживает ощущение успеха, когда ему удается справиться с заданиями по аутентичному тексту. Кроме того, работа с аутентичным текстом помогает овладевать важным навыком ориентирования в текстах, с которыми студентам, возможно, придется столкнуться в реальной жизни.

Однако студенты уровней от Beginner до Intermediate вряд ли начнут с удовольствием читать книги при подходе, когда задания сводятся к получению общего впечатления от текста (gist reading) или поиску информации (skimming, reading for details). Безусловно, это важные задания в структуре урока, посвященного совершенствованию навыков чтения, но для домашнего чтения студентам лучше дать адаптированный - или специально составленный для их уровня, новый текст.

В зависимости от уровня, студентам языковых факультетов могут быть адресованы самые разные книги по домашнему чтению. К сожалению, последние годы показывают, что студенты отстают от намеченной университетом программы. Студенты, овладевающие английским как вторым языком, начинают изучение языка с нуля. Для того чтобы студенты полюбили чтение и впоследствии легко вышли на уровень серьезной литературы, необходимо вначале взять нетрудные и интересные тексты, и работать с ними по обозначенной выше схеме. Кроме того, можно добавить вопросы для обсуждения и обучить студентов основным элементам анализа текста.

В качестве пособий по домашнему чтению на уроках английского языка для студентов третьего курса французского отделения нами были опробованы книги издательства Macmillan серии Explorers (3-6). К несомненным преимуществам использования данных комплексов по домашнему чтению (книга и рабочая тетрадь) является то, что студенты на базе интересного материала наблюдают и усваивают контекстуальное употребление словосочетаний, глаголов в разных временных формах, предлогов, а также пополняют словарь.

До того, как приступить к новой книге, студенты собирают о ней информацию, отвечая на вопросы, кто является автором книги, какое у книги название, сколько глав, какое издательство опубликовало книгу, а также прогнозируют вероятное развитие сюжета.

После прочтения (или пересказа) главы и проверки заданий из рабочей тетради можно спросить у студентов, как, по их мнению, будут развиваться события в следующей главе, одновременно затренировывая формы будущего времени и монологическую речь. Можно дать подобное задание в письменном виде для развития письменной речи.

Как только студенты начинают уверенно общаться, после каждой главы обсуждаются мотивы поступков персонажей, их характеры, чувства, личное отношение студента к персонажу. Подобные задания развивают навык говорения вместе с прорабатыванием сложного предложения.

Каждый раз учащиеся указывают время и место действия (the setting) и отмечают особенности сюжета. Иллюстрации к главам можно использовать на уроке для их описания.

Студентам уровней Upper-Intermediate и Advanced предлагаются на выбор аутентичные тексты - из списка произведений, которые изучаются на курсе Истории английской и американской литературы. К каждому занятию студенты читают одну или несколько глав (в зависимости от объема текста). На занятии преподаватель раздает студентам вопросы для обсуждения по прочитанным главам. Студенты обсуждают вопросы в группах по 7-8 человек. Если в группе 16 человек и более, целесообразно разбить группу на две подгруппы и предложить каждой подгруппе читать свою книгу. Это позволит студентам выбрать то, что они хотят, тем самым обеспечивая дополнительную мотивацию; помимо этого, появится возможность совместных обсуждений книг, сравнения главных героев, их семей, ситуаций, в которые они попадают и т.д.

В качестве книги по домашнему чтению для студентов на факультете повышения квалификации (уровень студентов - от Upper-Intermediate до Advanced) был выбран роман Ш. Бронте «Джейн Эйр». Приведем ряд вопросов, розданных студентам для обсуждения первой главы:

1. Jane Eyre's emotional state in the beginning of narrative. What does it say about the heroine?

2. Draw a parallel between the weather condition and Jane Eyre's status.

3. Mark the words/collocations describing negative feelings or emotions.

4. What does Jane like most about the book she has chosen? Why? What does it say about her character?

5. Discuss Jane's family. How would you describe each of them?

6. How do they treat her? Make up a short list of things they've done.

7. How do the relatives describe Jane? How do the servants describe her? Do you believe them? Why?

8. When does Jane rebel against them? What pushed her over the edge?

9. What is the significance of red room? What do the colours symbolize?

10. On what conditions would Aunt Reed let Jane leave the room?

Студенты обсуждают вопросы в группе (рассадка - круг). Преподаватель остается за пределами круга, внимательно наблюдая за ходом обсуждения. У более слабых и смущающихся студентов появляется возможность высказаться и учесть мнение других студентов. Для доказательства своей точки зрения студенты приводят цитаты из текста.

После обсуждения последнего пункта преподаватель присоединяется к группе и проверяет задание, при необходимости корректирует ответ, задавая наводящие вопросы.

Опыт показывает, что такой метод работы достаточно быстро раскрепощает студентов, способствуя развитию свободной речи, а также содействует совершенствованию навыков анализа текста, в том числе его символических аспектов.

В случае, если в аутентичном тексте встречаются сложные предложения со «сложным» вокабуляром, группе предлагается переформулировать предложения с сохранением исходного смысла, а также назвать наибольшее количество синонимов к тому или иному слову.

Еще один вариант домашнего чтения - организация работы в целях обучению студентов углубленным методам лингвистического анализа текста. Одним из наиболее удачных примеров для работы такого типа является роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Студентам предлагалось найти образно-выразительные средства, классифицировать их и составить таблицу с разными, уже опубликованными вариантами перевода. Студенты представляли и свой вариант, мотивируя его семным анализом метафоры и обозначая используемые ими приемы перевода. После этого студенты проводили дистрибутивный, статистический, а также компонентный и контекстологический анализ одного из понравившихся им отрывков.

Домашнее чтение представляет собой значимый инструмент в подготовке студентов любого уровня, обогащая их речь, активируя пассивные представления о грамматических формах, способствуя совершенствованию навыков письма и развитию самостоятельности в изучении языка.

Список литературы

1. Scrivener J. Learning Teaching. The Essential Guide to English Language Teaching. 3d Edition. - Macmillan

Publishers Limited, 2011. - 414 p.

2. Honeyfield J. Simplification// TESOL Quarterly. Volume 11. December, 1977. Number 4. - Pp. 431 - 440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.