Научная статья на тему 'Роль добровольчества в образовательном и профессиональном становлении молодежи (на примере регионального отделения Красного Креста)'

Роль добровольчества в образовательном и профессиональном становлении молодежи (на примере регионального отделения Красного Креста) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
438
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ (ВОЛОНТЕРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / СОЦИАЛЬНАЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITIES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PREDISPOSITIONS / SOCIAL AND GEOGRAPHICAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шорохов Константин Юрьевич

Цель исследования, проведенного в Новгородском региональном отделении Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» в 2014 году, показать связь образовательно-профессиональных установок и карьерных траекторий молодых волонтеров с их добровольческой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of volunteerism in the educational and professional formation of young people (by the example of a regional branch of the Red Cross)

The purpose of the research carried out at the Novgorod Regional Branch of the Russian Non-Governmental Organization Russian Red Cross in 2014 is to show the correlation of young volunteers’ educational and professional predispositions and trajectories with their volunteer activities.

Текст научной работы на тему «Роль добровольчества в образовательном и профессиональном становлении молодежи (на примере регионального отделения Красного Креста)»

Women in the composition of the researchers of the Republic of Belarus: statistical data analysis for 2013

Tatyana A. Antonova

Researcher,

Monitoring Centre for scientific Migration and scientific-pedagogical personnel of the GNU "The Institute of Sociology of NAS, Belarus", Minsk, Belarus; e-mail: snantonov1@yandex.ru

The article analyzes the quantitative characteristics and qualification structure of women in the composition of scientific personnel in the Republic of Belarus. A conclusion is made based on the analysis of the data of the state statistics on the distribution of female researchers by areas of science that at the moment in all areas of science, apart from technical ones, the number of women exceeds the number of men, with medical, agricultural, humanitarian, socioeconomic and social studies areas having become the most feminized ones. The comparative analysis of the structure of scientific personnel in 2003 and 2013 is indicative of the growth among researchers in practically all areas of science of the ratio of women with scientific degrees of candidate and doctor of sciences as well as of the increase of the share of women researchers among the scientists of the National Academy of Sciences of Belarus.

Keywords: researcher, doctor of sciences, candidate of sciences, scientists, science area.

Константин Юрьевич Шорохов

координатор международного сотрудничества, Новгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»,

Великий Новгород, Россия, аспирант Университета города Нант, Франция; e-mail: konstantin.shorokhov@gmail.com

Роль добровольчества в образовательном и профессиональном становлении молодежи (на примере регионального отделения Красного Креста)

Цель исследования, проведенного в Новгородском региональном отделении Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» в 2014 году, — показать связь образовательно-профессиональных установок и карьерных траекторий молодых волонтеров с их добровольческой деятельностью.

Ключевые слова: добровольческая (волонтерская) деятельность, профессиональное становление, образовательные установки, социальная и географическая мобильность.

Дискуссия о факторах, располагающих население к добровольческой деятельности, вызвала много откликов в исследовательской литературе. Вопрос о мотивациях волонтеров в ходе дискуссии поднимался не единожды, при этом сами добровольцы

чаще всего декларировали мотивы альтруистического характера: желание помогать другим, быть полезным обществу и др. (Мерсиянова, 2009: 45; Dubost, 2007; Prouteau, Wolff, 2004). Согласно Л. А. Кудринской, «для большинства волонтеров в России характерно преобладание альтруистических мотивов над эгоистическими». В то же время исследователь говорит о мотивации социально-экономической адаптации, характерной для неопытной молодежи, которой «статус добровольца дает возможность получить новые связи, информацию, опыт, знания, что позволит в будущем найти работу, войти в новую социальную или профессиональную группу, сохранить или приумножить социальные связи» (Кудринская, 2011). В этой связи интересным представляется вопрос о стратегической роли1 добровольчества в представлениях молодых волонтеров и в действительности, в том числе, о влиянии волонтерской деятельности на образовательные и профессиональные установки молодежи.

Исследование проводилось на базе Новгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (далее — НРО РКК)2. Формализованные интервью проведены с 50 наиболее активными волонтерами из нескольких районов Новгородской области в возрасте от 14 до 22 лет, вступившими в молодежное движение Красного Креста от 3 месяцев до 3 лет тому назад. Кроме того, полуформализованное интервью проведено с руководителем и молодежным лидером НРО РКК, который лично знаком со всеми волонтерами и ежедневно работает с волонтерскими группами. В исследование также включено изучение отчетных документов организации, содержащих информацию о деятельности добровольцев.

Общий контекст деятельности молодежного движения

Ссылаясь на данные различных научных центров, авторы Доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год отмечают, что 40—60 % россиян так или иначе участвуют в волонтерской деятельности (включая неформальное добровольчество) и более 75 % российских НКО в той или иной мере используют труд волонтеров. По данным 2008 года, 3,02 % экономически активного населения вовлечены в добровольчество в некоммерческом секторе. Там же, со ссылкой на фонд «Общественное мнение», указывается, что в качестве инсти-туциализированных, то есть связанных организационно-правовыми отношениями с НКО, добровольцев выступают 4 % россиян. Для сравнения авторы доклада приводят данные о среднеевропейском уровне социальной активности — «от 65 до 70 % участвовавших в акциях волонтеров» — и справедливо замечают, что уровень вовлеченности в добровольчество в Российской Федерации ниже, но сопоставим с ним (Доклад о состоянии гражданского общества в РФ, 2013: 30).

Что касается молодежи, то в 2008 году доля студентов, вовлеченных в благотворительную деятельность, составила 39 % (Мерсиянова, 2011: 43). Там же отмечено, что в группе 18-30-летних 33 % занимались за последние два-три года добровольной

1 В первую очередь, для будущего образовательного и профессионального развития.

2 Общество попечения о больных и раненых, впоследствии переименованное в Губернское общество Красного Креста, было создано 17 мая 1868 года. Деятельность НРО РКК распространяется на все районы Новгородской области. Численность членов РКК в Новгородской области по данным 2014 года составляет более 3500 человек.

и безвозмездной работой на благо других людей. По данным всероссийского исследования НКО, проведенного в 2007 году, доля граждан в возрасте до 25 лет, вовлеченных в формальное добровольчество, составляет 22 %.

В другой своей работе И. В. Мерсиянова выделяет шесть групп российских регионов по степени благоприятности предпосылок для развития гражданского общества. Новгородскую область автор относит к группе с предпосылками, определяемыми как «скорее неблагоприятные, чем благоприятные»: «В этой группе отмечается заметный прирост значения индикатора участия населения в общественных объединениях и других некоммерческих организациях, гражданских инициативах, но при этом оно не превышает средних величин». В частности, в целом по группе индикатор добровольчества также находится на среднем уровне (Мерсиянова, 2009: 31).

Факторы, влияющие на привлечение и удержание волонтеров

В среднем за пять лет в НРО РКК до 70 % от общего числа добровольцев составляют учащиеся старших классов школы и студенты первого и второго курсов университета. На возраст 14—18 лет приходится около 60 %, 18—22 — до 20 %, около 10 % составляют участники в возрасте 22—50 лет, 10—12 % приходится на волонтеров пенсионного возраста. По данным на июль 2014 года, в молодежном движении НРО РКК участвуют 450 юношей и девушек, что является довольно высоким результатом для отделения даже без учета более взрослых добровольцев, так как только 10 % российских НКО имели более чем по 100 регулярно работающих волонтеров в 2009 году (Бархаев, 2005: 79).

С учетом всех возрастов на долю женской половины приходится приблизительно 65 %3 добровольцев НРО РКК, при этом число юношей и девушек в возрасте 14—18 лет примерно одинаково, а мужчин в возрасте 30—50 лет на июль 2014 года — всего 10 %. Результаты социологических наблюдений свидетельствуют о преобладании женщин в большинстве волонтерских организаций, что сопряжено, возможно, с тем, что они более альтруистичны. Помимо этого, работа добровольца может восприниматься как расширение ролей жены и матери (Мерсиянова, 2011: 43).

Говоря о детерминантах добровольческой деятельности, необходимо отметить, что семейная традиция, упоминаемая в литературе (Prouteau, Wolff, 2004), совершенно не представлена в такой роли в данном случае. Ни для кого из опрошенных студентов и школьников добровольчество в Красном Кресте не является «семейным делом»4, и лишь трое вспомнили о том, что один из родителей был когда-то вовлечен в добровольческую деятельность некой (другой) организации. Таким образом, наблюдается контраст с твиннинговым партнером НРО РКК — Красным Крестом Ауст-Агдера (Норвегия), где многие взрослые волонтеры приводят своих детей в качестве юных добровольцев и, как следствие, целые семьи занимаются волонтерскими практиками в одной организации.

Несоответствие может объясняться тем, что добровольческое движение Красного Креста в Новгородской области существует недавно5 и население довольно

3 По данным Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), в 2013 году для женщин в России равнялась 54 %.

4 В кавычках без указания источника цитируются слова волонтеров либо их руководителя.

5 Активная работа с волонтерами началась в отделении в 2000 году.

слабо информировано о его деятельности. Это является общей проблемой некоммерческих организаций (Бархаев, 2005: 79). Помимо того, кампании по привлечению добровольцев направлены в основном на молодежь. Высокий процент молодых людей также связан с отсутствием необходимости обеспечивать материально себя и свою семью. Важно отметить и разницу в представлениях о добровольчестве у родителей и детей. По словам волонтеров, в большинстве случаев отношение отца и/или матери к волонтерской деятельности положительное, сами же родители в ней не заинтересованы. Некоторые из родителей склонны воспринимать добровольческую активность как «бесполезную». В то же время наличествуют примеры молодых, 22—23 года, но уже опытных новгородских волонтеров, присутствующих на мероприятиях Красного Креста вместе со своими маленькими детьми.

Положительное влияние на набор и удержание добровольцев может оказывать школа. Особенно это заметно в тех случаях, когда волонтерские группы формируются на базе учебного учреждения: социальные педагоги, психологи, действующие волонтеры мотивируют школьников к вступлению в ряды добровольцев, предоставляя информацию, как о социальной значимости волонтерского труда, так и о его полезности для саморазвития и образования. Это один из путей привлечения добровольцев. Кроме того, с этой целью используются мероприятия, организуемые для местных сообществ Красного Креста, но открытые для всех, а также общегородские и общерайонные акции, в которых принимают участие представители молодежного движения. Вдобавок, молодые люди, изначально заинтересованные в благотворительной деятельности, получают информацию о Красном Кресте в других организациях или в Интернете и сами проявляют инициативу. Наконец, действующие добровольцы приглашают своих друзей и одноклассников, желающих присоединиться к движению.

Молодым добровольцам предлагаются следующие программы: «Профилактика негативных явлений среди молодежи: равный обучает равного»6, «История и принципы Красного Креста»7, «Первая помощь»8, «Сапсе4ИГе (Танцуй ради жизни)»9, «Все вместе»10. Для новобранцев проводятся вводные лекции об этике работы и будущих обязанностях, строго соответствующих целям и принципам деятельности организации.

Интенсивность кампаний по набору добровольцев, в том числе соответствующая активность молодежных лидеров в областном центре и в районах, отражается на динамике пополнения добровольческих рядов НРО РКК. Рассмотрим в качестве примера период с 2000 по 2014 год. В 2000—2006 годах наблюдался медленный рост, работа велась в основном с волонтерами из Великого Новгорода. Далее до 2009 года — резкий взлет, который объясняется «первыми выездами в районы», после чего следует «стабильная ситуация» в 2010 году. Постепенное снижение, начиная с 2011 года,

6 Волонтеры проводят информационные профилактические семинары по темам «Наркомания», «ВИЧ/СПИД», «Алкоголизм», «Табакокурение» (около 250 семинаров в год) и проводят областные акции (3 раза в год).

7 Распространение информации об истории и принципах Красного Креста и Международном гуманитарном праве посредством проведения акций, семинаров, лекций и конкурсов.

8 Добровольцы обучаются и обучают навыкам оказания первой помощи.

9 Международный проект, направленный на сохранение здоровья молодежи.

10 Реализуется в рамках программы поддержки социально ориентированных НКО Новгородской области, цель: повышение квалификации и организационное развитие молодежных объединений.

обусловлено отсутствием активной деятельности по привлечению волонтеров. Постепенный рост с начала 2014 года связан с возобновлением такой деятельности.

Для периода с 2011 по 2013 год также характерно снижение общего числа молодых волонтеров в отделении: целые группы одновозрастных волонтеров оканчивают школу и переезжают в другие населенные пункты с целью учебы11, студенты-добровольцы заканчивают учебу и устраиваются на постоянное место работы, в связи с чем у них становится меньше свободного времени. В некоторых районах в то же время наблюдается преемственность между «поколениями волонтеров». В качестве примера можно привести группу из Любытинского района, которая действует с 2007 года и постоянно пополняется новыми добровольцами: перед тем как покинуть волонтерскую группу, опытные добровольцы (в среднем, в возрасте 20—22 лет) приводят на свое место школьников и обучают их необходимым знаниям и умениям.

Стоит отметить, что практики представителей молодежного движения Красного Креста, выходящие за рамки школьной программы, не ограничены волонтерской деятельностью. В них также включаются досуговые занятия творческой и спортивной направленности, изучение иностранных языков. Комбинирование навыков, приобретенных в организации, представляется волонтерам выгодным делом. К примеру, предполагается, что знание иностранного языка на уровне «выше среднего» и организационный опыт, полученный в Красном Кресте, обеспечит успешное интервью при трудоустройстве. Неудивительно, что все они в тех или иных терминах говорят как о возможности помогать другим людям, так и о возможности развиваться в личностном и образовательном плане в рамках проектов Красного Креста. Лидирующие позиции в их представлениях занимают новые знакомства, опыт общения и, собственно, приобретаемые знания и умения. Почти половина опрошенных указывают на развитие ораторских навыков в качестве одного из мотивов увлеченности волонтерской деятельностью. По их мнению, наличие таких умений не останется незамеченным будущими работодателями.

Помимо прочего, многие волонтеры воспринимают преимущества волонтерской деятельности, учитывая при этом пример ряда европейских стран, где добровольческий опыт засчитывается в качестве (пред-)профессионального и предоставляет возможность увеличить трудовой стаж, а также учитывается при приеме в вуз. В большинстве своем они ведут волонтерские книжки12, собирают сертификаты и грамоты и надеются, что их собственный официально зарегистрированный опыт будет воспринят «как плюс при приеме на учебу и на работу».

Добровольчество как досуг и как инструмент социального продвижения

Остановимся более подробно на распределении волонтеров по географическому признаку и социальному происхождении. В НРО РКК областной центр представлен 15 % юношей и девушек, в то время как остальные 85 % — это представители малых

11 Как правило, студенты, переезжающие в Санкт-Петербург и Москву, выходят из активного волонтерского состава НРО РКК.

12 Волонтерские книжки появились в НРО РКК в 2009 году.

городов и сельской местности13. Наиболее успешно пополнение рядов добровольцев — до 80 % от общего числа — происходит за счет учащихся школ из районов, проживающих в семьях со средним (по региональным меркам) доходом, где родители имеют среднее специальное, реже — высшее образование14. Около 15 % добровольцев — из малообеспеченных семей, в которых родители имеют среднее специальное или среднее общее образование15. Некоторые из этих ребят (20 действующих волонтеров на июль 2014 года) в прошлом — бенефициары программы Красного Креста «Социальная защита детей»16. От 5 до 7 % молодых людей — из высокоресурсных семей17, где родители имеют высшее образование и/или занимаются предпринимательской деятельностью18.

Социально-географические характеристики среды происхождения обусловливают мотивации добровольцев. Помимо регулярной работы «на местах» весьма интересными им видятся поездки в Великий Новгород (для проживающих в районах) и Санкт-Петербург: волонтеры путешествуют и принимают участие в мероприятиях областного и межрегионального масштаба. Наиболее успешные из них также получают возможность съездить в Норвегию19 в рамках международного сотрудничества, что является дополнительным стимулом к активной деятельности для опытных волонтеров, но при этом слабо проявляется в качестве мотивации на стадии приема в Красный Крест. Отдельные волонтеры (в особенности ребята из малообеспеченных семей, проживающих в сельской местности) также подчеркивают важность таких «бонусов» добровольчества в Красном Кресте, как бесплатные развлечения (экскурсии, походы в кино, организованные праздники) и обеды. Тем, кто изучает английский язык, важной и интересной представляется возможность языковой практики в общении с коллегами из Норвегии, приезжающими с целью обсуждения общих проектов и участия в семинарах и тренингах.

Тот факт, что доля молодых новгородцев среди волонтеров НРО РКК довольно невысока, вступает в противоречие с результатами других исследований. К примеру, согласно И. В. Мерсияновой, «в крупных городах люди больше участвуют в добровольчестве, чем жители малых городов и сельской местности» (Мерсиянова, 2011: 44). На наш взгляд, причины более высокой степени вовлеченности молодежи из

13 Для сравнения: численность населения Новгородской области (по данным 2014 года) — 622 430 человек, Великого Новгорода (по данным 2013 года) — 219 925, что составляет около трети жителей области.

14 Примеры: отец — электрик и мать — продавец, отец — автомеханик и мать — медсестра, отец — ветеринар и мать — медсестра, отец — маляр и мать — связист.

15 Примеры: отец — водитель и мать — домохозяйка, нетрудоустроенный отец и мать — продавец, матери-одиночки, трудоустроенные в сфере обслуживания.

16 Реализуется с 2001 года, бенефициарам программы (по данным 2014 года, около 1000 детей из семей, находящихся в кризисной ситуации) предоставляются: ежедневное горячее питание, досуговые занятия и психолого-педагогическая помощь.

17 При этом процент таких семей среди вносящих пожертвования на программы Красного Креста значительно выше.

18 Примеры: отец — предприниматель и мать, занимающая должность в администрации школы, отец -предприниматель и мать — заведующая детским садом, отец — руководитель организации и мать — бухгалтер.

19 Все поездки, включая дорогу и питание, осуществляемые в рамках проектов Красного Креста, для добровольцев бесплатны.

районов состоят в том, что Красный Крест предоставляет районным волонтерам возможность заниматься благотворительной деятельностью в качестве досуга20 (включая основные составляющие добровольческого труда, а также поездки в другие населенные пункты, походы в кино, музеи и др.). Кроме того, вовлеченность в деятельность организации позволяет обогащать социальный капитал и способствует социальной и географической мобильности молодежи из районов. Участники движения открывают областной центр в качестве будущего места учебы, заводят новые знакомства, получают быстрый и надежный доступ к разного рода информации, впоследствии переезжают в Великий Новгород, имея друзей и некоторые знания о жизни в городе.

Мотивации к переезду и поступлению в вуз у значительной части добровольцев из районов формируются и закрепляются именно в процессе подготовки и проведения мероприятий в Великом Новгороде, во время участия в обучающих семинарах и тренингах, проводимых в областном центре. По словам одного из волонтеров, «это немножко другая жизнь, и Красный Крест помогает нам с ней познакомиться».

Добровольческая деятельность и образование: есть ли связь?

Все школьники, участвующие в добровольческой деятельности в НРО РКК, продолжают обучение после окончания школы. За редким исключением21 абсолютное большинство районных волонтеров переезжают на учебу в Великий Новгород (~ 60 %) и Санкт-Петербург (~ 40 %). Около 60 % добровольцев из Великого Новгорода продолжают учебу в Санкт-Петербурге и Москве. Доля получающих высшее образование составляет 75—80 %. Что касается получения высшего образования сельскими школьниками, эти данные не противоречат результатам исследования, проведенного Т. В. Абанкиной, А. Н. Красиловой и Г. А. Ястребовым в Московской области, Алтайском крае и Республике Саха (Якутия). Исследователи утверждают: «В семьях, где ни один из родителей не имеет соответствующего образования, 70 % (!) детей хотели бы после окончания школы учиться в институте или университете» (Абанкина и др., 2011: 101). Можно сделать вывод, что в среде сельских волонтеров (как, впрочем, и городских) установки на получение высшего образования преобладают безотносительно к уровню образования родителей. Важным показателем является и учеба большинства опрошенных на «хорошо» и «отлично».

Чаще всего участников молодежного движения НРО РКК привлекают педагогические, юридические, управленческие специальности. Они также желают стать специалистами в области медицины, психологии, в социальной сфере, причем профессиональные устремления молодых добровольцев часто перекликаются с их непосредственными волонтерскими функциями22. Данные нашего исследования аналогичны выводам Л. А. Кудринской, говорящей о том, что

20 Выбор досуговой деятельности в районах более ограничен, чем в областном центре.

21 Некоторые ребята из г. Боровичи и Боровичского района продолжают учебу в Борови-чах, где есть свои суз и филиал вуза. Очень небольшое число школьников выбирает для учебы Москву.

22 В качестве примера: специализации в программе первой помощи и выбор медицинской специальности.

большая часть молодых омских волонтеров видят себя «педагогами, психологами, социальными работниками, специалистами в сфере медицины, управления, права, связей с общественностью» (Кудринская, 2011). Это также позволяет в определенной степени обобщить вывод о преобладании гуманитарно ориентированной молодежи в среде добровольцев.

Некоторые волонтеры не только расположены к повышению образовательного уровня, но и выбирают специальность с привязкой к своим волонтерским практикам либо, уже будучи студентами, обращаются к исследовательской теме, навеянной деятельностью в Красном Кресте.

Рассмотрим в качестве примера образовательные траектории двух добровольцев.

Жанна, 21 год, новгородка, получает высшее образование в Великом Новгороде. У обоих родителей среднее специальное образование, отец — механик, мать обучалась и работает по химической специальности. Брат Жанны также имеет среднее специальное образование. Жанна вступила в молодежное движение Красного Креста в 2009 году. Основная причина вступления — «чтобы было, чем заняться». Несмотря на несерьезность формулировки, Жанна быстро втянулась в деятельность организации и преуспела в качестве волонтера. На данный момент она официально трудоустроена в качестве координатора одной из программ. По словам Жанны, то, что когда-то было для нее любимым хобби, в настоящее время стало работой, «и это то, о чем можно мечтать». «Я являюсь сотрудником отделения, — говорит она, — и это теперь является составляющей всей жизни». Образование Жанны связано с ее деятельностью в качестве добровольца («социальная педагогика и психология»), причем специальность была выбрана под влиянием организации: «Я хотела стать учителем рисования, а в мае, перед экзаменами, решила стать социальным педагогом-психологом <...>. В Красном Кресте я пробовала работать с молодежью, с разной молодежью, и пришла к выводу, что мне нужно обучаться по этой специальности».

Вячеслав, 21 год, новгородец, получает высшее образование в Санкт-Петербурге. Отец имеет высшее техническое образование, мать — два высших по специальностям «экономика» и «иностранный язык». Сестра получила высшее образование по специальности «управление инновациями». Вячеслав узнал об организации от знакомого волонтера. Первый раз он участвовал в деятельности Красного Креста в качестве фотографа: «Я поехал на одно мероприятие выездное, которое организовывал Красный Крест, и мне понравилась атмосфера, которая была между участниками <...>, и решил потом просто сходить на еще одно мероприятие. На встречу. А потом встреча, встреча, и так меня затянуло». Получив необходимый опыт, Вячеслав стал координатором программы «История и принципы Красного Креста». В связи с переездом в Санкт-Петербург он больше не координирует это направление, однако остался верен организации в качестве волонтера. Другое направление волонтерской деятельности — профилактика ВИЧ/СПИД — помогло Вячеславу определиться с его исследовательской специализацией: «Для меня, как для биофизика, пока я не пришел в Красный Крест, проблема ВИЧ-инфекции была где-то очень далеко, но после того, как я начал разбираться в этом вопросе, разбираться, почему это происходит, как и на каком уровне, мне стало интересно именно с точки зрения моей профессии разобраться, как же это можно остановить. Красный Крест дал мне идею, с которой можно углубиться в мою профессию».

Заключение

Можно констатировать, что в своей деятельности опрошенные добровольцы движимы как ярко выраженными альтруистическими мотивами, так и мотивами, которые можно назвать прагматическими. Организация обеспечивает приобретение и развитие знаний, умений и навыков, которые представляются волонтерам полезными для их будущего профессионального становления. Речь идет, в том числе, о навыках общения, управления, выступления на публике, организационном опыте. Информация о возможности саморазвития предоставляется во время кампаний по привлечению волонтеров, в том числе в учебных учреждениях, через сети друзей и знакомых. Другая важная функция волонтерства в Красном Кресте — досуговая — обеспечивает учащимся занятость во внеучебное время. Поездки, празднества и другие мероприятия поддерживают интерес к обозначенной деятельности. Помимо этого, необходимо рассматривать и социализирующую роль волонтерской организации, благодаря которой обогащается социальный капитал участников движения и запускается процесс адаптации к условиям жизни в крупном городе при планируемом переезде. Другие факторы —установка на продолжение учебы, в том числе получение высшего образования — способствуют социально-географической мобильности добровольцев из малых городов и сельской местности. Профессионально-образовательские практики могут формироваться и изменяться под влиянием волонтерской деятельности, о чем свидетельствуют примеры жизненных траекторий, приведенные в статье.

Литература

Абанкина Т. В., Красилова А Н., Ястребов Г. А. Образовательный выбор сельских школьников в современной России // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 6 (106). С. 96—107 [Abankina T. V., KrasilovaA. N., Yastrebov G. A. Obrazovatel'nyy vybor sel'skikh shkol'nikov v sovremennoy Rossii // Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2011. № 6 (106). S. 96—107].

Бархаев А. Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодежи в волонтерскую деятельность // ЛЕФ. 2005. № 25. С. 77—95 [Barkhayev A. B. Imidzh obshchestvennoy organizatsii kak faktor vovlecheniy studencheskoy molodezhi v volonterskuyu deyatel'nost' // LEF. 2005. № 25. S. 77-95].

Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2013. 132 с. [Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii za 2013 god. M. : Obshchestvennaya palata Rossiyskoy Federatsii, 2013. 132 s.].

Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006 [Kudrinskaya L. A. Dobrovol'cheskiy trud: opyt teoreticheskoy rekonstruktsii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2006].

Мерсиянова И. В. Факторы вовлеченности россиян в добровольческую деятельность // Гражданское общество в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 39-45 [Mersiyanova I. V. Faktory vovlechennosti rossiyan v dobrovol'cheskuyu deyatel'nost' // Grazhdanskoye obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2011. № 2. S. 39-45].

Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2009. 201 с. [Mersiyanova I. V., Yakobson L. I. Praktiki filantropii v Rossii: vovlechennost' i otnosheniye k nim naseleniya / Gos. un-t — Vysshaya shkola ekonomiki. M.: Izd. dom Gos. un-ta — Vysshey shkoly ekonomiki, 2009. 201 s.].

Мерсиянова И. В. Российское гражданское общество в региональном изменении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 4 (92). С. 23—55 [Mersiyanova I. V. Rossiyskoye grazhdanskoye obshchestvo v regional'nom izmenenii // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny. 2009. № 4 (92). S. 23-55].

Dubost N. Motivations des bénévoles : une revue de la littérature // Laboratoire Orléanais de Gestion, I.A.E. d'Orléans, Cahier de recherche. 2007. № 1. P. 1-25.

Prouteau L., WolffF.-Ch. Donner son temps: les bénévoles dans la vie associative // Economie et statistique. 2004. № 372 (1). P. 3-39.

The role of volunteerism in the educational and professional formation of young people (by the example of a regional branch of the Red Cross)

Konstantin Yu. Shorokhov

Coordinator of international cooperation Novgorod Regional Branch of the Russian Non-Governmental Organization Russian Red Cross

(Veliky Novgorod, Russia), PhD student at the University of Nantes (France); e-mail: konstantin.shorokhov@gmail.com

The purpose of the research carried out at the Novgorod Regional Branch of the Russian Non-Governmental Organization Russian Red Cross in 2014 is to show the correlation of young volunteers' educational and professional predispositions and trajectories with their volunteer activities.

Keywords: volunteer activities, professional development, educational predispositions, social and geographical mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.