Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИЗАЙНА В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА'

РОЛЬ ДИЗАЙНА В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
architectural environment design / problems of design in historical cities / role of designer in creating harmonic city environment

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мирпулатова Мунис Акмаль Кизи

This article discusses the problem of the relationship between the “old” and “new” in the architectural environment of the historical cities of Uzbekistan. Great importance is attached to the role of the designer in creating a harmonious urban environment and meeting the sociocultural needs of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИЗАЙНА В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА»

ART

РОЛЬ ДИЗАЙНА В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА

Мирпулатова Мунис Акмаль кизи,

магистрант Ташкентского архитектурно-строительного института, Узбекистан DOI: https://doi.org/10.31435/rsglobal_wos/31032019/6395

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 12 January 2019 Accepted: 23 March 2019 Published: 31 March 2019

KEYWORDS

architectural environment design, problems of design in historical cities,

role of designer in creating harmonic city environment.

This article discusses the problem of the relationship between the "old" and "new" in the architectural environment of the historical cities of Uzbekistan. Great importance is attached to the role of the designer in creating a harmonious urban environment and meeting the sociocultural needs of the population.

Citation: Мирпулатова М. А. (2019) Rol' Dizajna v Formirovanii Arhitekturnoj Sredy v Istoricheskih Gorodah Uzbekistana. International Academy Journal Web of Scholar. 3(33). doi: 10.31435/rsglobal_wos/31032019/6395

Copyright: © 2019 Mnpny^aTOBa M. A. This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (CC BY). The use, distribution or reproduction in other forums is permitted, provided the original author(s) or licensor are credited and that the original publication in this journal is cited, in accordance with accepted academic practice. No use, distribution or reproduction is permitted which does not comply with these terms.

Исторические города Узбекистана сегодня, как никогда раньше, представляют огромный интерес для мировой общественности. Об этом говорит не только большой поток туристов в наши регионы, но и интерес специалистов, таких как архитекторы и дизайнеры. В период строительного бума, который наблюдается сейчас в стране, мы сталкиваемся с определенными проблемами социального, культурного, архитектурного характера. В решении данных проблем большая ответственность лежит на дизайнерах архитектурной среды.

Такие города как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент обладают историко-культурным потенциалом и нуждаются в защите и сохранении архитектурно-пространственных и художественных качеств исторической среды. Современная среда исторических городов зачастую не отвечает требованиям современной жизни, что снижает ее функциональную и эстетическую нагрузку. Как следствие, возникает проблема конфликтного взаимодействия исторически-сложившейся застройки и новых современных построек и элементов среды. Решить данную проблему возможно при помощи элементов дизайна. Городской дизайн способствует формированию ценностной картины мира, поддерживает традиции, формирует новые тенденции, создает комфорт и уют, придает городской жизни стабильность и делает ее более динамичной.

Сегодня дизайн городской среды играет роль посредника между исторически сложившейся городской средой и новой архитектурой, отвечающей требованиям современной жизни. Нужно понимать, что порой контраст между старым городом и новым строящимся превращается в конфликт. Это способствует дисгармонии городской среды, появляется некомфортное ощущение дисбаланса у тех, кто находится в данной среде. Грамотный дизайн

городской среды - это комплексное формирование предметно-пространственной среды, создание с помощью художественно-технических решений наполнения городского пространства, учитывающего современные градостроительные, архитектурные, ландшафтные решения городской среды. Дизайн предполагает формирование элементов городской среды с точки зрения пользы, эстетических качеств, современного функционирования городского пространства. Задачи городского дизайна формулируются в зависимости от градостроительного, архитектурного, ландшафтного решения городской и интерьерной составляющих городской среды.

Дизайнеры и архитекторы сегодня сталкиваются с рядом проблем при проектировании. В настоящее время актуальны вопросы реконструкции и реставрации фасадов исторических зданий центральной части города без нарушения их целостности и с сохранением гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Современные тенденции в отношении культурного наследия предусматривают мероприятия по сохранению первоначального облика исторического здания, его взаимосвязи с окружающей средой, повышению его значимости в социальной жизни города. Основной тезис заключается в том, что здания, реконструируемые сегодня, будут служить будущим поколениям, когда востребованность в эстетике и уровне комфорта станет выше. Большинство памятников архитектуры находятся в центральной части города, где сосредоточена культурная и деловая жизнь. Чтобы сохранить структуру и масштаб исторической среды, при проектировании дизайна центра города необходимо уделять внимание историческим зданиям. Нарушение облика архитектурных фасадов старинных зданий -проблема российского масштаба, которая нуждается в повсеместном решении.

Одним из факторов, формирующих комфортную визуальную среду города является цвет. В исторической среде города цветовая гамма зданий очень разнообразна. Фасады в центре города выкрашены в бежевый, красный, жёлтый, голубой, белый, серый и другие цвета. Вдоль центральной проезжей части улицы Семеновской (главной улицы города) располагаются киоски, палатки, ларьки, остановки автобусов и витрины магазинов. Их цветовая гамма характеризуется красным, коричневым, оранжевым, голубым, синим и другими цветами. На улице Семеновской расположено много наружной рекламы, здания пестрят разноцветными вывесками, первые этажи большей частью отданы под магазины, офисы, парикмахерские. Их колорит определяет лоскутная покраска наружных стен здания, выделяющая расположение магазина в конкретной части здания. Это лишает здания архитектурной целостности, нарушает пропорции, вносит диссонанс в сформированное ранее колористическое решение фасадов зданий.

С помощью малых архитектурных форм можно решить проблему комфортности и качества пространственных характеристик городской среды. Находясь в городском пространстве, малые архитектурные формы насыщают среду эмоционально, информационно, повышают комфортность, гармонизируют среду, несут сведения, необходимые для быстрой и удобной ориентации. Они практически постоянно находятся в поле зрения человека, воздействуя на формирование его эстетического вкуса, поэтому они должны быть ненавязчивыми и технически совершенными, пластичными и удобными, простыми и выразительными, красивыми по форме, цвету и фактуре материала, легкими, долговечными и экономичными, с хорошими пропорциями и должны соответствовать масштабу человека. В городе недостает такого оборудования.

Стирание границ между интерьерной и экстерьерной средой. Сегодня визуально разрушены традиционные границы между интерьерной и экстерьерной средой города. В исторической части города появились выносные витрины, декоративные формы и визуальные коммуникации, которые выводят интерьер наружу, и, напротив, уличные фонари и мощение включаются в интерьер. Иногда нет даже ступеней (уровни интерьера и экстерьера в одной плоскости) на границе внешнего и внутреннего пространств, граница перестает существовать.

Гармоничный городской дизайн играет важную роль в частной жизни человека. Дизайн может стать не только эстетически предметным выражением духовной и материальной жизни человека, но и инструментом управления и контроля над обществом. Он способствует формированию ценностной картины мира, поддерживает традиции, формирует новые тенденции, создает комфорт и уют, придает городской жизни стабильность и делает ее более динамичной. Далеко не всегда горожанин отдает себе отчет в том, насколько его

жизнедеятельность (времяпрепровождение, стиль жизни) в городской среде зависит от объектов дизайна и насколько они определяют облик и образ города.

Современную среду многих малых исторических городов можно назвать дискомфортной и дисгармоничной. Такие характеристики обосновываются явно выраженными признаками разрушения средовых качеств. Это:

• утрата архитетурно-ландшафтных качеств, видовых точек, панорам;

• несоответствие масштабов новой и сложившейся городской среды исторического центра (например, включение неэстетичных, в большинстве случаев типовых зданий в застройку центра);

• несоответствие реальных размеров и визуальных качеств городских площадей и улиц их функциональному использованию (крупные, несоразмерные с масштабом окружающей застройки, неиспользуемые площади при современных административных и общественных зданиях);

• отсутствие благоустроенных улиц - разрушенное покрытие, «размытые» границы уличных профилей, запущенное озеленение;

• обветшалые фасады большинства зданий, непродуманное колористическое решение как отдельных объемов, так и улицы в целом; использование неприемлемых средств реконструкции и реставрации фасадов;

• перенасыщенность и не структурированность информационно-рекламных элементов; недопустимо низкое качество рекламы, несовершенный графический дизайн;

• отсутствие малых форм, символики, знаков и, в частности, брендового, знакового дизайна.

В современных условиях с развитием города увеличиваются его потребности в новых

площадях и функциях. Так как историческое ядро зачастую является культурным, деловым и торговым центром, основная нагрузка ложится именно на него. Основной задачей является сохранение целостности исторической застройки и гармоничного взаимодействия старого и нового.

Пол Голдбергер, отмечает тот факт, что исторические городские улицы теряют чувство места, черты своей истории в угоду коммерческим интересам, и подчеркивает необходимость единой стратегии градостроительных и архитектурно-дизайнерских мер на этих территориях, нацеленной на сохранение колоссального значения исторических центров городов в американской культуре.

Аллан Джейкобс в своих исследованиях центральных американских и европейских улиц подчеркивает, что единая стратегия должна быть направлена на сохранение не только объектов культурного наследия, но и элементов их взаимосвязей, определяющих уникальность среды, на основе привлечения всех компонентов ресурсного обеспечения.

Американский культуролог В. Папанек в своих работах проанализировал не только теоретические концепции городского дизайна, но и практику их реализации, и подчеркивал необходимость понять и выявить основные приоритеты аксиологического подхода в средовом дизайне через духовную осмысленность и ценностную значимость создаваемого городского пространства.

Как видно, исследования этих ученных нацелены на поиск алгоритма действия при решении проблемы разрушения исторических пластов городского ландшафта за счет нахождения инструментария бесконфликтного проникновения в естественный исторически сформировавшийся контекст.

ЛИТЕРАТУРА

1. Месенева Н.В. Значение Дизайна в Сохранении Исторической Среды Центра Города Владивостока // Современные наукоемкие технологии.

2. Михайлов, С.М. Дизайн города в историческом аспекте [Электронный ресурс] / С.М. Михайлов. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2011_9 (дата обращения: 12.06.2014).

3. Папанек, В. Дизайн для реального мира [Текст] / В. Папанек. М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.