Научная статья на тему 'Роль дисциплины «Физическая культура» в профессиональной подготовке специалистов сферы обслуживания в ссузе'

Роль дисциплины «Физическая культура» в профессиональной подготовке специалистов сферы обслуживания в ссузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF MID-LEVEL SPECIALIST OF SERVICE SECTOR / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PHYSICAL EDUCATION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворская Анастасия Александровна

Рассматриваются возможности физической культуры в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов сферы обслуживания среднего звена. Автор, используя методы анализа научно-педагогической литературы и педагогического эксперимента, проверил эффективность разработанной технологии формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по специальностям сферы обслуживания в ссузе средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яворская Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of physical education in the professional training of specialists of the service sector at vocational secondary education institutions

This article focuses on the opportunities of physical education in the formation of professional competencies of future mid-level specialists of service sector. Through an analysis of the research and pedagogical literature and a pedagogical experiment, the author tested the effectiveness of the developed technology for the formation of professional competencies in students of services fields at vocational secondary education institutions by means of physical education.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины «Физическая культура» в профессиональной подготовке специалистов сферы обслуживания в ссузе»

УДК 796/799, 377.3

А. А. Яворская

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ССУЗЕ

Рассматриваются возможности физической культуры в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов сферы обслуживания среднего звена. Автор, используя методы анализа научно-педагогической литературы и педагогического эксперимента, проверил эффективность разработанной технологии формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по специальностям сферы обслуживания в ссузе средствами физической культуры.

This article focuses on the opportunities of physical education in the formation of professional competencies of future mid-level specialists of service sector. Through an analysis of the research and pedagogical literature and a pedagogical experiment, the author tested the effectiveness of the developed technology for the formation of professional competencies in stu-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 159-164.

160

dents of services fields at vocational secondary education institutions by means of physical education.

Ключевые слова: профессиональная компетентность специалиста сферы обслуживания среднего звена, профессионально важные качества, средства физической культуры.

Key words: professional competence of mid-level specialist of service sector, professionally important qualities, physical education techniques.

Актуальность исследования роли дисциплины «Физическая культура» обусловлена необходимостью применения компетентностного подхода в общем физкультурном образовании при подготовке специалистов в средних специальных учебных заведениях, в том числе по специальностям сферы обслуживания.

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения (ФГОС СПО-3) по специальностям профиля 100000 «Сфера обслуживания» указывается, что дисциплина общеобразовательного цикла «Физическая культура» направлена на формирование общих компетенций, таких как «вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения» и др. [6]. При этом в исследованиях ведущих специалистов в области физической культуры и спорта В. В. Белиновича, В. И. Ильинича, В. А. Кабачкова, Л.П Матвеева, В. Г. Стрельца, В. К. Пель-менёва, А. А. Зайцева, А. А. Горелова и многих других [1—5; 7] обоснованы возможности использования средств физической культуры для эффективного решения задач, связанных с подготовкой специалиста к профессиональной деятельности. Мы же рассматриваем более конкретную проблему — обоснование возможностей средств физической культуры в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов сферы обслуживания в ссузе.

Применив унифицированный подход к исследованию профессиональных компетенций, обозначенных во ФГОС СПО-3 по 17 специальностям сферы обслуживания, мы пришли к выводу, что в общепрофессиональные компетенции специалиста входят способности организовывать деятельность, непосредственно выполнять трудовые операции, а также управлять собственной деятельностью и деятельностью других людей в избранной сфере услуг.

Формирование общепрофессиональных компетенций обеспечивает приобретение профессионально важных качеств, в том числе физических. Учитывая широкие возможности профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в развитии профессионально важных качеств, можно предположить, что ее средства способствуют и формированию общепрофессиональных компетенций.

Однако, чтобы развивать то или иное качество у студента в процессе ППФП, необходимо освоение им знаний, умений и навыков по

---------------------------------------------------------

применению средств физической культуры для успешного осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, наличие ценностных ориентаций и положительных мотивов как к учебной, так и самостоятельной физкультурной деятельности способствуют более эффективной реализации процесса развития профессионально важных качеств. Общая схема формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальностям сферы обслуживания в ссузе, средствами физической культуры представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Общая схема реализации возможностей физической культуры, содействующих формированию профессиональных компетенций у студентов — будущих специалистов сферы обслуживания среднего звена

В ходе исследования была разработана технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы обслуживания, которая включает:

— теоретическое обоснование модели процесса такого формирования;

— учебно-методический комплекс ППФП.

161

162

В технологическом процессе были использованы научно-методические, учебно-материальные, морально-психологические и организационно-педагогические средства. При этом в комплекс средств физического воспитания вошли нетрадиционные для обычных занятий виды физической культуры — художественная гимнастика, настольный теннис, дартс, дыхательная гимнастика и упражнения на релаксацию.

После проведения формирующего эксперимента по применению разработанной технологии в группах студентов, обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)», были получены следующие результаты.

В экспериментальной группе у студентов обнаружен достоверный прирост результатов в показателях уровня развития профессионально важных физических и психологических качеств (^Нь х2р>х2к; p<0,05), в контрольной группе — его отсутствие (^<^, х2р<х2к; p<0,05) (рис. 2, 3).

10

8

6

4

2

0

7,6

3,7

6,3

1,5

Общая

выносливость

Быстрота

6,8

2,1

Способность к ориентации в пространстве

□ КГ после

□ ЭГ после

2,9

0,8 '_

Способность к согласованию движений

Рис. 2. Прирост физических качеств в контрольной и экспериментальной группах после проведения эксперимента (%)

25

20

15

10

5

10,1

7,3

1,9

□ КГ после

□ ЭГ после

6,2

3,2

Нервно-психическая Коммуникабельность Быстрота реакции

устойчивость

3

Рис. 3. Прирост психологических качеств в контрольной и экспериментальной группах после проведения эксперимента (%)

--------------------------------------------------------------- СЭ*

Различия между контрольной и экспериментальной группами после эксперимента оказались достоверными во всех показателях уровня развития исследуемых качеств ^р>&, х2р>х2к; р<0,05).

Поскольку физическая работоспособность рассматривается нами в качестве одного из значимых интегральных показателей сформи-рованности профессиональной компетентности специалиста, было проведено тестирование, в ходе которого получены следующие результаты.

В экспериментальной группе был обнаружен достоверный прирост ^рНк; р<0,05) в уровне развития физической работоспособности, составивший 10,7 %. На основании полученных результатов уровень физической работоспособности у студентов экспериментальной группы характеризуется как средний, в то время как у студентов контрольной группы он достоверно не изменился (^<^; р<0,05) и оценивается ниже среднего (рис. 4).

95 85 75 65 55 45

71,3

62,9 64,9 64,6

□ До

□ После

>90 — высокий 80—89,9 — выше среднего 65—79,9 — средний 55—64,9 — ниже среднего <55 — низкий

КГ

ЭГ

Рис. 4. Прирост физической работоспособности в контрольной и экспериментальной группах до и после проведения эксперимента

(в баллах)

Результаты исследования показали, что общеобразовательная дисциплина «Физическая культура» в ссузе может рассматриваться как вспомогательное средство профессиональной подготовки специалистов сферы обслуживания, поскольку ее средства имеют определенные возможности для содействия формированию профессиональной компетентности студентов.

Список литературы

1. Белинович В. В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки. М., 1967.

2. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов : науч.-метод. и организац. основы. М., 1978.

3. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ : метод. пособ. М., 1991.

4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

163

1б4

5. Стрелец В. Г., Зайцева В. Ф., Зайцев А. А. Профессиональная ориентация школьников на уроках физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1990. № 7. С. 31—33.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/докумен-ты/923. Дата занесения: 01.03.2012 (дата обращения: 01.03.2012).

7. Физическая культура : учеб. пособие / под ред. В. К. Пельменёва, О. Б. То-машевской. Калининград, 2010.

Об авторе

Анастасия Александровна Яворская — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: ya.nastasiya@rambler.ru

About author

Anastasiya Yavorskaya, PhD. student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: ya.nastasiya@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.