педагогические Бусыгин Александр Георгиевич, Макеева Екатерина Дмитриевна, Павловский Василий Алексеевич
науки РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ» ...
УДК 378.147
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ ВТОРОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ (МАГИСТРОВ)
© 2016
Бусыгин Александр Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор Макеева Екатерина Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент Павловский Василий Алексеевич, доктор технических наук, профессор
Самарский государственный социально-педагогический университет, (Самара, Россия) Аннотация. Одной из наиболее острых и сложных проблем, стоящих перед современным обществом, является проблема поиска пути выхода из глобального экологического кризиса, существующего на Земле. В связи с этим весьма востребованной в наше время является профессия эколога широкого профиля. Деятельность специалистов в данной области должна опираться на интегрированный подход к решению экологических проблем, рассматриваемых как единое целое и с учетом многостороннего влияния на них деятельности человека. Авторы статьи рассматривают некоторые аспекты методики вузовской подготовки экологов широкого профиля на базе магистратуры с применением десмоэкологического подхода. Представлена разработанная авторами программа дисциплины «Экологические организации и движения», изучение которой способствует формированию у магистрантов ряда общенаучных и профессиональных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом, описана методика ее преподавания. Значимость данной дисциплины для подготовки будущих экологов подтверждается результатами исследования, проведенного авторами статьи.
Ключевые слова: магистратура; двухуровневая система образования; эколог широкого профиля; общенаучные и профессиональные компетенции; десмоэкологический подход; экологические организации и движения.
THE ROLE OF THE DISCIPLINE «ENVIRONMENTAL ORGANIZATIONS AND MOVEMENTS IN THE FORMATION OF COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS-ECOLOGISTS OF THE SECOND LEVEL OF TRAINING (MASTERS)
© 2016
Busygin Alexander Georgievich, doctor of pedagogical sciences, professor Makeeva Ekaterina Dmitrievna, candidate of historical sciences, associate professor Pavlovskiy Vasily Alekseevich, doctor of technical sciences, professor Samara State University of Social Sciences and Education, Samara (Russia) Abstract. One of the most pressing and complex problems facing modern society is the problem of finding the way out of global ecological crisis exists on Earth. In this regard, it is highly demanded in our time is the profession of environmental generalist. The activities of specialists in this field should be based on an integrated approach to solving environmental problems, considered as a whole and with regard to multilateral influence on them of human activities. The authors discuss some aspects of methods of University training for environmental generalist on the basis of graduate applying desmoralizado approach. The authors developed and presented the program of the discipline "Environmental organizations and movements," the study of which contributes to the formation of graduates number of General scientific and professional competences stipulated by the Federal state educational standard, described method of teaching. The importance of this discipline for the training of future ecologists is confirmed by the results of a study conducted by the authors.
Keywords: master's degree; two-tier system of education; the environmental generalist; General scientific and professional competence; desmoralizado approach; ecological organizations and movements.
Характерной чертой настоящего времени является всего оно понимается экстенсивно, как практически без-
усложнение проблемы взаимоотношений общества и брежное расширение возможных функций специалиста
природы. Прямым следствием развития современной и столь же безбрежное расширение содержания учебных
модели цивилизации, основу которой составляют массо- планов его подготовки. Такое представление о широком
вое производство и потребление, является глобальный профиле подготовки специалиста, имея в своей основе
экологический кризис. Разрушительное воздействие бесспорно важную задачу обеспечить быстрой адапта-
антропогенных факторов на природу постепенно при- цией специалиста к меняющимся условиям работы, яв-
обретает необратимый характер, о чем свидетельствуют ляется нереалистичным в своем практическом аспекте
такие явления, как парниковый эффект, опустынивание [10, с. 25].
земель, сокращение биологического разнообразия и др. Интенсивный вариант профессиональной подготов-
Путь выход из кризиса возможен только один - ради- ки экологов широкого профиля возможен на основе дес-
кальная перестройка деятельности человека в соответ- моэкологического подхода (от греч. desm - связь), кото-
ствии с законами жизни биосферы. рый исходит из идеи целостности образования, предпо-
В этих условиях все более востребованной становит- лагающей, что общие естественнонаучные дисциплины
ся профессия «эколог», однако специалистов в данной как носители фундаментальных знаний представляют
области пока еще не хватает. собой не арифметическую совокупность традиционных
Экологи сегодня должны иметь широкий профиль курсов учебного плана, освещающих обобщенные пред-
подготовки [1-4], который позволит им внедрять инте- ставления о природе и профессии, а трансдисциплинар-
грированный подход к решению проблем охраны приро- ные естественнонаучные идеи описания взаимосвязи
ды, сохранения и рационального использования природ- природы - техники - человека - общества [9, с. 134-135;
ных комплексов, рассматриваемых как единое целое и с 12, с. 5].
учетом многостороннего влияния на них деятельности Введение в России двухуровневой системы высшего
человека [5-8]. Такой специалист должен обладать уни- образования позволило в некоторой степени применить
версальными знаниями и умением глубоко проникать на практике десмоэкологический подход в процессе под-
в исследуемые вопросы, целеустремленностью, ориги- готовки квалифицированных экологов на базе профиль-
нальностью мышления, творческими способностями, ной магистратуры, тем самым повысив качество этой
желанием постоянно знакомиться с новыми фундамен- подготовки. Был разработан и утвержден Федеральный
тальными идеями и научными открытиями [9, с. 118]. государственный образовательный стандарт высше-
Понятие «специалист широкого профиля» существу- го профессионального образования по направлению
ет давно, однако до сих пор не имеет однозначной трак- 020400 «Биология», в соответствии с которым, в рос-
товки. В.П. Беспалько и Ю.Г. Татур считают, что чаще сийских вузах реализуется магистерская программа
Бусыгин Александр Георгиевич, Макеева Екатерина Дмитриевна, Павловский Василий Алексеевич педагогические
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ» ... науки
«Экология». Учебный план по этой программе включает в себя ряд дисциплин интегративного характера, позволяющих сформировать необходимые экологам компетенции, такие как «Философские проблемы естествознания», «Экологическая этика», «Математическое моделирование биологических процессов», «Факторы среды и генетическое здоровье человека», «Современная экология и глобальные экологические проблемы», «История экологии» и др.
Важное место в программе профессиональной подготовки экологов занимает курс «Экологические организации и движения», построенный на материале сразу нескольких наук: социальной экологии, политологии, истории, социологии, глобальной экологии, психологии, философии [13-17]. Данная дисциплина входит в вариативную часть учебного плана магистерской программы «Экология», которая реализуется в Самарском государственном социально-педагогическом университете. Ее программа, разработанная нами, в значительной степени опирается на краеведческий материал (по Самарской области) и рассчитана на 18 аудиторных часов [18, с. 235-238]. Процесс ее изучения вносит значительный вклад в формирование у магистрантов нескольких общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, таких, например, как: ОК-1 - способен к творчеству и системному мышлению; ОК-4 - понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания; ОК-5 - проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, способен брать на себя всю полноту ответственности, способен к поиску решений в нестандартных ситуациях; ПК-1 -понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; ПК-2 - знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению; ПК-5 - демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов; ПК-7 - понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения; ПК-8 - использует навыки организации и руководства работой профессиональных коллективов, способен к междисциплинарному общению и к свободному деловому общению на русском и иностранных языках, работе в международных коллективах; ПК-11 - умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия; ПК-14 - планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией.
Содержание дисциплины «Экологические организации и движения» структурировано по пяти темам, каждая из которых ориентирована на формирование одной или нескольких из перечисленных компетенций:
1. Современная экологическая обстановка в мире. Сущность и причины глобального экологического кризиса второй половины ХХ - начала XXI вв. Специфика российских экологических, проблем. Экологическая ситуация в Самарской области как отражение общемировых процессов в сфере экологии (ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5).
2. Социальная природа и идеология экологического движения. Сущность и задачи общественного природоохранного и экологического движения, его характерные особенности. Причины возникновения экологического движения в мире, его социальная база. Философские, политические и социально-экономические основания идеологии современного экодвижения, его основные идеологические течения: традиционализм, экорефор-100
мизм, экорадикализм, экоалармизм, антинуклеаризм и др. (ПК-2, ПК-7).
3. Эволюция экологического движения в России. Деятельность первых российских общественных организаций и научных обществ, занимающихся охраной природы во второй половине XIX - начале ХХ вв. Основные черты природоохранной политики советского государства в различные периоды истории страны и общественные природоохранные организации в СССР: Всероссийское общество охраны природы (ВООП), краеведческое движение, дружины охраны природы, юннатское движение и др. Зарождение экологического движения современного типа в СССР в эпоху Перестройки и его место в современной России (ОК-4, ПК-2, ПК-5).
4. Становление и развитие общественного движения за охрану природы в Самарской области. Первые самарские общества, занимающиеся охраной природы в 1920-е - 1930-е гг., деятельность Куйбышевского областного отделения ВООП и студенческих дружин охраны природы. Резкий взлет экологического движения в период Перестройки, появление его новых направлений и организаций в 1988-1990 гг. («Альтернатива», «Хранители радуги», «Инициатива» и др.) и результаты их деятельности. Создание политического крыла движения (партии «зеленых»). Современные экологические организации и движения в Самарской области (ОК-4, ПК-2, ПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-14).
5. Организационные формы и методы деятельности российского экологического движения. Основные участники экодвижения в современной России: их особенности и организационные формы, типы экологических организаций. Политизированное и неполитизированное экодвижение. Основные формы и методы работы, их результаты (акции протеста, митинги, пикеты, субботники, конференции, семинары и т.д.) (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-14) [19].
Заданием для самостоятельной работы магистрантов, предусмотренной учебным планом, является разработка и реализация проекта общественного мероприятия экологической направленности, итоги которого освещаются в выступлениях на семинарском занятии, проводимом в форме учебно-методической конференции. Таким образом происходит формирование профессиональных компетенций ПК-8, ПК-11 и ПК-14, которые необходимы будущим экологам для работы по организации и проведению экологических мероприятий.
Результаты апробации программы показывают, что дисциплина «Экологические организации и движения», построенная на основе трансдисциплинарных идей о человеке, обществе и природе, может считаться одним из компонентов десмоэкологического подхода к профессиональной подготовке экологов широкого профиля и играет важную роль в формировании их компетенций. Проведенные в ходе исследования опрос и анкетирование магистрантов свидетельствуют о том, что 218 человек из 230 (95%) считают дисциплину «Экологические организации и движения» для себя необходимой, так как ее изучение позволило им получить те знания, умения и навыки, которые лежат в основе компетенций, обозначенных в образовательном стандарте и необходимых для будущей профессиональной деятельности экологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Соловьева В.В. Особенности реализации магистерской программы «Экология» // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2 (3). С. 100-102.
2. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Теоретические основы формирования общих компетенций у студентов-экологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 29-32.
3. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29._
педагогические науки
Бусыгин Александр Георгиевич, Макеева Екатерина Дмитриевна, Павловский Василий Алексеевич РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ» ...
4. Голохвастова Е.Ю., Шендерей П.Э. Моделирование процесса формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 3740.
5. Малышева А.В., Козина Л.Н. Основные направления рационального использования водных ресурсов // Вестник НГИЭИ. 2015. № 6 (49). С. 52-60.
6. Трифонова Т.А. Психологические установки школьников в отношении природных объектов // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 105-108.
7. Волков С.Н. К социальным аспектам проблем природных катастроф // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 228-232.
8. Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г. Формирование экосистемных услуг на территории Самарской области // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 116-119.
9. 1Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. 2-е изд. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2003. 216 с.
10. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
11. Большакова Е.А. Интеграция в современном образовании как необходимое условие устойчивого развития общества // Труды VII Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». Самара: Сам ГТУ, 2002. С. 85-86.
12. Бусыгин А.Г., Лизунова Е.В. Стрессоустойчивость инспектора ГИБДД. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. 122 с.
13. Галкин Ю.Ю. «Зеленые» в России, кто они?: (Краткий аналитический обзор состояния и перспектив развития экологического движения - взгляд философа). М.: Экоинформ, 1992. 140 с.
14. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. 339 с.
15. Хесле В. Философия и экология. М.: «Ками», 1994. 192 с.
16. Фомичев С.Р. Разноцветные зеленые: стратегия и действие. М.: Центр охраны дикой природы СоЭС,1997. 160 с.
17. Яницкий О.Н. Экологическое движение в России: критический анализ. М.: Институт социологии РАН, 1996. 216 с.
18. Макеева Е.Д. Становление и развитие природоохранного и экологического движения в Самарской области. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2002. 238 с.
19. Макеева Е.Д. Организационные формы и методы деятельности российского общественного экологического движения // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук материалы XXVIII международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». М., 2016. С. 29-35.