Научная статья на тему 'Роль дисциплины "анатомия ЦНС" в формировании профессиональной компетентности студентов-психологов'

Роль дисциплины "анатомия ЦНС" в формировании профессиональной компетентности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2060
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины "анатомия ЦНС" в формировании профессиональной компетентности студентов-психологов»

УДК 159.9

Брыксина З.Г.(МПГУ, Москва, Россия, zg-briksina@mail.ru) Ковалев В.В. (РАНХиГС, Москва, Россия, kovalev_v@bk.ru)

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЦНС» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Bryksina Z.G.(MPGU, Moscow, Russia, zg-briksina@mail.ru) Kovalev V.V. (RANEPA, Moscow, Russia, kovalev_v@bk.ru)

THE ROLE OF ANATOMY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Важным фактором в образовательном процессе бакалавров по направлению подготовки «Психология» в высшей школе является создание профессионально-ориентированного комплекса дисциплин, являющихся базой формирования профессиональных компетенций. В связи с этим, существенное значение принадлежит учебным дисциплинам анатомо-фи-зиологического цикла, среди которых анатомии центральной нервной системы должно отводиться первостепенное место. Являясь разделом дисциплины «Анатомия человека», анатомия ЦНС превратилась в самостоятельную дисциплину профессиональной подготовки специалистов психологов, имеющую предмет изучения, цели и задачи. Вобрав в себя современные данные функциональной нейроморфологии, анатомия ЦНС, формирует общий язык специалистов самых разных направлений. Нейроморфолог, мысля функционально, создает базу для понимания нейрофизиологии. И в настоящее время «Анатомия ЦНС» является морфо-функциональной дисциплиной, в которой значительное внимание при изложении материала уделено раскрытию неразрывного единства структуры и функций. Анатомия центральной нервной системы входит в базовую часть естественнонаучного цикла. Данная дисциплина является той материальной базой, тем фундаментом, на котором возможно дальнейшее освоение дисциплин естественно-научного и профессионального циклов: «Нейрофизиология», «Физиология ВНД и сенсорных систем», «Психофизиология», «Основы психогенетики», «Психология личности», «Клиническая психология», «Возрастная психология и психология развития», «акмеология». В связи с этим целью освоения дисциплины должно стать формирование системы знаний, умений и навыков об основных принципах функциональной организации мозга, лежащих в основе высшей психической деятельности и поведения человека, а также готовность использования полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. В процессе изучения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: знать структурно-функциональную организацию органов нервной системы на макро- и микроуровнях, лежащих в основе психических процессов, основные принципы структурно-функциональной организации головного мозга лежащих в основе психических процессов, анатомические принципы организации сенсорных систем, этапы развития нервной системы а также критические и сенситивные периоды развития ЦНС, принципы объединения отдельных анатомических образований в функциональные системы: сенсорные, двигательные, лимбическую, системы афферентных и эфферентных проводящих путей спинного и головного мозга, принципы организации ядерных и экранных структур мозга, структур ретикулярного типа, типы нейронов неокортекса и их функциональное значение, уметь применять анатомические знания

и навыки для освоения дисциплин психологического цикла, владеть понятийно-категориальным аппаратом.

УДК 159.99

Габдрахманова А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) li_88@list.ru

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА

Gabdrakhmanova A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia)

ORGANIZATIONAL SKILLS AS A WAY TO MANAGE CONFLICT OF STAFF

В рамках научного проекта «Исследование социально-психологических аспектов взаимовлияния организаторских способностей и конфликтности персонала» были проведены серии теоретических исследований, по результатам которых получены следующие выводы.

Организаторский способности как качества личности в процессе организаторской деятельности включают коммуникативность, высокий эмоциональный интеллект, лидерство, предупредительность, достигаемость поставленных целей, практическое мышление.

Конфликтность персонала представляет собой интегральное свойство личности, которое отражает частоту её вступления в межличностные конфликты. Конфликтность личности обуславливается действием следующих факторов: психологических (потребности, эмоциональное состояние, особенности темперамента личности, психологическая устойчивость, степень агрессивности, профессиональные способности, личностные ценности и др.); социальных (уровень жизни, профессиональная и личная деятельность, социальное окружение, культура и др.)

Конфликты могут возникать и развиваться на основе как ситуационных причин, так и характерологических особенностей личности. Выявить подверженность персонала к конфликтному поведению очень непросто. Немаловажным при этом является выявление субъективной значимости противоречия, лежащего в корне конфликтной ситуации. Преобразование объективного положения личности в коллективе требует изменения ее субъективных отношений. В противном случае могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, внутриличностные либо межличностные конфликты.

Причины возникновения конфликтов в коммерческих организациях разнообразны. При этом значительная часть конфликтов в организации касается взаимодействий между людьми. Многие истинные причины организационных конфликтов следует искать в сфере межличностных взаимоотношений. Главной составляющей таких причин является личностное реагирование персоналом на возникающие в организации противоречия.

Работа по изучению конфликтности персонала представляет собой применения ряда психологических и других методик. Основными методами изучения конфликтности персонала являются анализ документов, биографический метод, опрос (беседа, анкетирование), наблюдение. Анализ документов и биографический метод позволяет собрать предварительное представление о сотруднике. С помощью опроса можно получить информацию как о конфликтных явлениях в коллективе, так и о предрасположенности персонала к конфликтному решению проблем. Метод наблюдения позволяет оценить поведение сотрудника, его отношение к работе, коллегам в рабочей среде, частоту его вступления в конфликты, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.