Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рашидханова Аида Алавутдиновна, Коркмазов Алим Викторович, Мальсагов Бекхан Сулиманович

В статье выявлена роль и изучена сущность, характерные черты и основные виды и средства дистанционного обучения (учебные пособия, компьютерные обучающие системы, учебные аудиоматериалы и видеоматериалы, дистанционные практикумы, электронные базы данных и библиотеки. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение является особой формой обучения, основным признаком которого является взаимодействие участников с помощью медиа-средств в ходе образовательного процесса. Присутствие преподавателя при этом может не требоваться, поскольку дистанционное обучение является процессом самостоятельного получения знаний. Дистанционное обучение происходит в рамках индивидуализации обучения, индивидуального взаимодействия педагога и учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рашидханова Аида Алавутдиновна, Коркмазов Алим Викторович, Мальсагов Бекхан Сулиманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DISTANCE LEARNING IN MODERN EDUCATION

The article reveals the role and studies the essence, characteristics and main types and means of distance learning (textbooks, computer training systems, educational audio and video materials, distance workshops, electronic databases and libraries. It is concluded that distance learning is a special form training, the main feature of which is the interaction of participants with the help of media during the educational process. The presence of a teacher may not be required, since distance learning is a process of independent acquisition of knowledge. Distance learning takes place within the framework of individualization of training, individual interaction of a teacher and a student.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

социальных сетях, мессенджерах. Поэтому мы считаем возможным использовать этот уровень сформированности информационных компетенций при дистанционном обучении.

Выводы. Гуманитарные преимущества дистанционного обучения, таким образом, заключаются в его гибкости, высокой степени самостоятельности студентов, предоставлении возможности студентам широкого доступа к учебному материалу большого объема и разнообразия независимо от места расположения каждого студента, возможности студентов гибко планировать свое время, экономии средств на обучение и т.д.

На наш взгляд, следует признать, что цифровизация образования в форме дистанционного обучения не ведет к полному отказу от личностно-ориентированного подхода к студентам, хотя и несколько затрудняет его реализацию. Это можно объяснить тем, что ни одна из форм дистанционного обучения не может в полной мере учитывает индивидуальные особенности студентов, уровень их личностного развития, особенности восприятия информации каждым студентом. Особенно это касается студентов первых курсов. По-прежнему, серьезной проблемой дистанционного обучения остается оценка и учет психического состояния и обеспечение необходимых коммуникативных контактов для эмоционального взаимодействия.

Литература:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/70291362.

2. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2010. - 320 с.

3. Танцура Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях / Т.А. Танцура // Мир науки, культуры, образования. - № 2 (81). - 2020. - С. 355-358.

4. Козлова Д.А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования / Д.А. Козлова // Вестник ТГПИ. - №5. - 2013. - С. 36-40.

5. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе / Т.Н. Андрюхина // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2015. - № 2. - С. 6-10.

6. Андреев А.А. Очерки дистанционного обучения в России / А.А. Андреев // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 1 (13). - С. 16-31.

7. Курицына Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе / Г.В. курицына // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. -2016. - № 2. - С. 26-39.

8. Родина Е.А. Компьютерные технологии в учебном процессе и дистанционное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru] (дата обращения 31.08.2021).

9. Шуталева А.В. Гуманизация образования в цифровую эпоху / А.В. Шуталева, Ю.В. Циплакова, А.А. Керимов // Перспективы науки и образования. - 2019. - №6. - С. 31-43 URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/12/1906pno.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

10. Дударева О.Б., Таран Т.В. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://cyberleninka.ru] (дата обращения 31.08.2021)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 121. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения 2.09.2021)

12. Беликов, В.А. Педагогические аспекты цифровизации среднего профессионального образования / Беликов В.А., Николаева И.С., Тучин В.М. // Вестник Академии энциклопедических наук. - 2020. - № 1 (38). - С. 48-57.

13. Беликов, В.А. Программа «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - ориентир цифровизации образования / В.А. Беликов // Совершенствование профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16 апреля 2020 г., г. Магнитогорск. - Магнитогорск: Магнитогорский педагогический колледж, 2020. - С. 47-54.

14. Валеев, А.С. Формирование компетентного специалиста в условиях образовательного процесса высшей школы / А.С. Валеев, Е.Н. Григорьев // Профессиональное образование. - Столица. - 2019. - № 10. -С. 30-32.

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры информационных технологий, экономики и дизайна, кандидат экономических наук Рашидханова Аида Алавутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры огневой подготовки,

кандидат педагогических наук Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

ассистент кафедры бизнес-информатика Мальсагов Бекхан Сулиманович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье выявлена роль и изучена сущность, характерные черты и основные виды и средства дистанционного обучения (учебные пособия, компьютерные обучающие системы, учебные аудиоматериалы и видеоматериалы, дистанционные практикумы, электронные базы данных и библиотеки. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение является особой формой обучения, основным признаком которого является взаимодействие участников с помощью медиа-средств в ходе образовательного процесса. Присутствие преподавателя при этом может не требоваться, поскольку дистанционное обучение является

процессом самостоятельного получения знаний. Дистанционное обучение происходит в рамках индивидуализации обучения, индивидуального взаимодействия педагога и учащегося.

Ключевые слова: дистанционное обучение, средства обучения студент, интерактивные технологии.

Annotation. The article reveals the role and studies the essence, characteristics and main types and means of distance learning (textbooks, computer training systems, educational audio and video materials, distance workshops, electronic databases and libraries. It is concluded that distance learning is a special form training, the main feature of which is the interaction of participants with the help of media during the educational process. The presence of a teacher may not be required, since distance learning is a process of independent acquisition of knowledge. Distance learning takes place within the framework of individualization of training, individual interaction of a teacher and a student.

Keywords: distance learning, student learning tools, interactive technologies.

Введение. В последние годы происходит внедрение интерактивных средств обучения как в средней общеобразовательной школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель должен в процессе обучения уметь широко использовать компьютер. Использование компьютерных технологий даёт возможность значительно повысить количество информации в пределах одного занятия.

Развитие информационных технологий, повышение их доступности для широкого круга пользователей, вызвало смену прежней системы «педагог-обучающийся» новой системой «педагог - персональный компьютер - обучающийся». Современная система «преподаватель - персональный компьютер -обучающийся» является основополагающей в условиях дистанционного образования.

Преимуществами дистанционного обучения позволяет работать с широкой аудиторией, проблема дефицита помещений для обучения отпадает. Дистанционное обучение предполагает наличие в ходе обучающей деятельности педагога и учащихся, их общения, наличия учебных пособий и необходимых средств обучения [1-3].

Изложение основного материала статьи. Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие педагога и учащихся в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [5].

Наиболее полное определение дистанционного обучения дано в «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России». В этом документе дистанционное образование понимается как система образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в нашей стране и за рубежом на основе специализированной образовательной среды, использующей новейшие информационные технологии, которые обеспечивают обмен учебным материалом на расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и др.) [4].

Итак, если человек получает знания в условиях дистанционного образования процесс называют дистанционным обучением. Но есть точка зрения, в соответствии с которой дистанционное обучение считают не формой, а методом обучения. При этом подразумевается, что определение «дистанционное» говорит лишь о различном местоположении студента и преподавателя. А это означает, что этот вид обучения легко трансформируется в любую форму образования [8].

Можно привести и другие определения, более ёмкие и узкие по сравнению с приведёнными выше. Рассмотрим их.

Дистанционное обучение - обучение, при котором все или основная часть учебных занятий осуществляется на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий при территориальном разрыве между педагогом и учащимися.

В науке используются близкие термины, которые также необходимо различать. Это похожие на первый взгляд, термины «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Необходимо разобраться, в чём заключаются отличия между этими понятиями.

Дистанционное образование - образование, которое реализуется на основе дистанционного обучения. Дистанционное образование может быть средним, специальным, высшим.

Какие характерные черты присущи дистанционному обучению? Главная особенность - это интерактивность процесса обучения, взаимодействие преподавателя и учащегося, взаимодействие учащихся класса в процессе обучения.

Для данного формата образования характерна модульность, а также привлечение специфических методов и средств обучения.

В чем заключается разница между дистанционным форматом обучения и обычной, очной формой обучения?

В условиях дистанционного обучения деятельность осуществляется по месту жительства учащегося, т.е. образовательный процесс территориально разорван.

Собственно учебный процесс может проводиться в соответствии с графиком деятельности обучающегося, в то же время этот процесс имеет определенные контрольные этапы (проверочные и контрольные работы, групповые уроки и лабораторные работы).

Взаимодействие студентов с преподавателем происходит на основе интерактивных средств.

Иногда дистанционное обучение пытаются сопоставлять с заочным. Рассмотрим отличительные особенности этих двух форм обучения.

При дистанционном обучении происходит периодическое общение учащегося с педагогом. Студент всегда может обратиться к преподавателю по поводу возникающих проблем.

Дистанционное обучение предоставляет возможность проведения обсуждений, групповой работы студентов.

Учебный материал предоставляется в электронном формате и при необходимости учащемуся можно не посещать школу [9].

Всё вышесказанное позволяет считать дистанционное обучение особой формой обучения. Дистанционное обучение сокращает непосредственный контакт педагога с учащимся достаточно сильно. При этой форме обучения учащиеся получают весь необходимый материал от преподавателя в полном объеме (при заочном обучении учащийся обеспечен минимальным объемом материала). Дистанционное форма обучения предполагает использование такой образовательной среды, как Интернет, видеоисточники, аудио-

источники, телевидение. Средствами обучения при дистанционном обучении в основном являются технические устройства.

В то же время, именно заочная форма обучения выступила прародителем дистанционного образования. Некоторые исследователи предполагают, что со временем заочное образование будет непрерывно трансформироваться в дистанционное [6]. Но и существование этих двух формы параллельно также возможно.

Взаимодействие педагога с учащимся опирается на различные способы: это может быть обмен печатными материалами средствами почтовой связи и факса, аудиоконференции, видеоконференции. Дистанционное обучение может на какое-то время обеспечить процесс обучения в сельских населенных пунктах, в которых студенты не имеют возможности добираться до образовательного учреждения. Дистанционное обучение является удобной альтернативой для людей с ограниченными способностями.

Дистанционное образование как форма образование характеризуется следующими чертами:

- Территориальное несовпадение рабочих мест преподавателя и обучаемого.

- Территориальная разрозненность учащегося и учебного заведения.

- Активное взаимодействие обучаемого и обучающего.

- Необходимость подбора материалов для дистанционного изучения.

Учащиеся в условиях дистанционного обучения выполняют задания в удобное для них время, в удобном темпе, каждый студент может выполнять задания столько, сколько ему лично требуется для освоения предмета и выполнения заданий.

Специфический контроль уровня знаний, при котором используются дистанционно проводимые контрольные работы, практические, проектные работы, применяются компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

Используются присущие для этой формы обучения методы и средства обучения [3].

Большую роль в дистанционном обучении имеет мотивация обучения. Именно мотивация к приобретению действительно прочных знаний является главной движущей силой в дистанционном обучении. Дело в том, что школьник, написавший контрольную работу на основе шпаргалок, но не имеющий в действительности знаний и навыков после того, как возобновятся занятия, не имеет никаких шансов на то, что преподаватель будет удовлетворен его успехами. Высокие оценки получит тот студент, который действительно получил твёрдые знания.

Выделяют несколько категорий лиц, потенциально заинтересованных в получении знаний в условиях дистанционного обучении.

1. Наиболее распространённая категория на сегодняшний день, в условиях острой эпидемиологической ситуации - дети и молодёжь. Это те учащиеся, которые по определённым причинам не имеют возможности посещать образовательное учреждение (школу, колледж, ВУЗ и т.д.), например, по предписаниям организаций здравоохранения, физической недееспособности или в случае удаленности учащегося от образовательного учреждения.

К этому же кругу лиц принадлежат и те, кто стремится расширить рамки стандартного образования [9].

Лица, занятые работой или обучением по другим направлениям. Они могут быть заинтересованы в приобретении знаний по отдельным направлениям предметам или в долговременном образовательном процессе для получения диплома.

Студенты, проживающие или работающие далеко от ВУЗа или другого образовательного центра или по определённым причинам не имеющие возможности посещать занятия регулярно.

Дистанционное образование, существующее уже достаточно долго, неоднородно. Выделяются виды дистанционного обучения в зависимости от способа получения учебной информации:

Синхронное образование (образование online, в реальном времени), которое предполагает одновременное участие в ходе учебного занятия педагога и учащихся.

Асинхронное образование (образование off-line), которое не требует одновременной работы педагога и учащихся; при этом учащийся самостоятельно выбирает время и режим выполнения заданий.

Смешанное обучение, в процессе которого используются элементы как синхронного, так и асинхронного обучения.

В зависимости от формы проведения выделяют такие виды дистанционного обучения, как чат-занятия, форум, видео-конференция, электронная рассылка, веб-занятия, тестирование, учебная телеконференция.

- Чат-занятия - деятельность, в ходе которой учащиеся имеют одновременный доступ к чату.

- На форуме преподаватель выносит конкретные вопросы на обсуждение, студенты аргументированно отвечают на поставленные вопросы и могут взаимно дополнять друг друга.

- Видео-конференция, которая является аналогом традиционной конференции, на которой учащиеся должны предоставить доклады или проекты. Подготовленные доклады подвергаются обсуждению. Отличие видеоконференции в том, что учащиеся работают в домашних условиях.

- Электронная рассылка предоставляет возможность рассылать учащимся методические материалы, требующиеся для освоения темы (видео- или аудио-лекции).

- Веб-форум - форма деятельности пользователей по определённой теме или вопросу, которая осуществляется с помощью записей, оставляемых на сайте.

- Тестирование предполагает допуск учащихся к электронной образовательной среде.

- Учебная телеконференция проводится с использованием списков рассылки через электронную почту. Также служит для выполнения образовательных задач [7].

Для дистанционного обучения характерны как традиционные педагогические принципы обучения, так и специфические, характерные только для этой формы обучения, принципы. При всей привлекательности этой формы обучения для ее реализации требуется прочная теоретическая база.

Особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, требуемых учебной программой, происходит не в традиционных формах обучения, а в процессе самостоятельной работы учащегося с помощью информационной техники.

Главным в дистанционном обучении выступает как преподавание, так и учение, то есть процесс самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками. При этом учащийся должен уметь владеть навыками работы с компьютером, а также и со способами работы со средствами обучения - учебниками, контурными картами, способами выполнения заданий, с учебной информацией.

Для реализации дистанционного обучения учебное заведение должно иметь в своём распоряжении такие средства, как: система управления (разработанный сайт, где имеется электронный журнал), разработанный и утвержденный обучающий контент (обучающая среда); блог или сайт преподавателя; сетевые интерактивные доски, средства для создания карт знаний. Конечно, школа должна быть обеспечена возможностями хранения и редактирования документов.

Кроме того, для организации дистанционного обучения желательно иметь специальные мультимедийные интерактивные учебные курсы по предметам, программное обеспечение. Всё это требует определённой технической поддержки, а это значит, что к работе должны быть привлечены сетевые администраторы, инженеры, программисты, лаборанты, которые занимаются обслуживанием программной среды, учебного процесса и техники.

Преподаватель, ведущий дистанционное обучение, должен уметь уверенно пользоваться компьютером, ведь одной из основных его обязанностей является размещение в Интернет-сети материалов к уроку, домашнего задания, он должен будет, организовать онлайн-обсуждение изучаемой темы, осуществить контроль.

Реализация дистанционного обучения включает в себя несколько этапов.

1 этап: начальный этап внедрения системы дистанционного обучения, в ходе которого необходимо достижение определённого уровня профессиональной подготовки преподавателей; изучение преподавателями и детьми возможностей дистанционного обучения, также необходимо установить на компьютеры преподавателя и студентов необходимое программное обеспечение;

2 этап направлен на разработку основного курса. Он предполагает организованную подготовку педагога по проблемам дистанционного обучения в школе; на этом этапе происходит разработка содержания занятий, формирование электронных тестов, создание различных интерактивных упражнений. Все эти материалы подлежат дальнейшему размещению в системе дистанционного обучения;

3 этап включает разработку УМК (учебно-методических комплексов) в целях поддержки курса. Разрабатываются УМК в соответствии с утверждёнными учебными программами. В состав учебно-методических комплексов входят: учебно-тематический план, система используемых медиаматериалов, теоретические материалы, разработанная система текущего и контрольного тестирования по пройденным темам, электронная библиотека необходимых дополнительных материалов и электронные ссылки на них;

4 этап - это внедрение разработанных курсов в образовательный процесс. Параллельно может проводиться работа по созданию альтернативного дистанционного курса совместно с другими школами, происходит обмен опытом работы и материалами.

В ходе 5 этапа происходит реализация дистанционного образования. Разработка дистанционной поддержки конкретных предметов производится в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Познакомимся со средствами дистанционного обучения. Особенностью дистанционного обучения является то, что средства обучения выполняют функцию представления содержания обучения, контроля и управления деятельностью учащихся. Одна и та же информация может быть представлена разными средствами обучения (печатные издания, аудиозаписи, видеозаписи и т.д.), впрочем, то же самое происходит и с традиционными средствами обучения. Педагог должен владеть средствами обучения, уметь рационально распределить изучаемый материал по различным средствам обучения (не слишком увлекаясь при этом электронными носителями информации), формировать из них кейс - комплект средств обучения.

Однако, в процессе организации дистанционного обучения необходимо создавать условия, которые способствовали бы и широкому общению студентов посредством чатов и прочих средств коммуникации. это необходимо для того, что бы у обучаемых формировались основы социально-коммуникативной компетентности [10; 11], которая так же важна в структуре профессиональной компетентности в целом. При организации дистанционного обучения крайне важен профессионализм преподавателя, который должен владеть всеми методами и методиками [4].

Выводы. Итак, дистанционное обучение является особой формой обучения, основным признаком которого является взаимодействие участников с помощью медиа-средств в ходе образовательного процесса. Присутствие преподавателя при этом может не требоваться, поскольку дистанционное обучение является процессом самостоятельного получения знаний. Дистанционное обучение происходит в рамках индивидуализации обучения, индивидуального взаимодействия педагога и учащегося.

В условиях дистанционного обучения средства обучения могут быть следующими: учебные пособия (собственно учебники или их электронный вариант, учебно-методические пособия, справочники, хрестоматии); учебно-методические пособия в сети Интернет; компьютерные обучающие системы; учебные аудиоматериалы; учебные видеоматериалы; дистанционные практикумы; тренажеры с удаленным доступом; электронные базы данных; электронные библиотеки; интернет-сервисы, позволяющие создавать и реализовывать занятия. Для дистанционного образовательного процесса характерно комбинированное использование названных средств. При проведении занятий используется большой диапазон различных сервисов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Алиева Р.Р., Гузуева Э.Р. Роль дистанционного обучения в современном образовании. / Актуальные вопросы истории и развития литературы народов РФ. Международная научно-практическая конференция. -Грозный, 2021. - С. 18-22.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

3. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - Москва, 2021.

4. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография / Ялта, 2017.

5. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дистанционное_обучение

6. Доронина А.А. Дистанционные методы обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2021/02/16/distantsionnye-metody-obucheniya

7. Калимуллина Г.М. Формы и методы организации дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wiki.soiro.ru/

8. Плиева А.О., Гузуева Э.Р., Кучмезов Р.А. Дистанционные технологии при организации самостоятельной работы студентов. // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №1(86). - С. 85-87.

9. Хабибулина Э.М. Дистанционное образование: основные термины, принципы и модели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/12/07/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-i

10. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности / под редакцией Е.А. Шумиловой. - Челябинск, 2008.

11. Шумилова Е.А., Андреева Е.В. Организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3. - С. 101-106.

Педагогика

УДК 378.046

старший преподаватель кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки Редников Андрей Николаевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров); начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС, кандидат педагогических наук Личутина Марина Геннадьевна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам подготовки кадров пенитенциарной системы. Определенно, что наиболее оптимальным в подготовке работников для уголовно-исполнительной системы должно быть сочетание социальной компетентности с правовой подготовкой. Немаловажное значение имеет, в том числе и воспитание, в содержании которого синтезируются все направления, средств и форм воспитательного воздействия, в том числе специальные, которые объединяются целью формирования высококвалифицированного сотрудника.

Ключевые слова: сотрудник, уголовно-исполнительная система, обучение, дисциплина, подготовка, профессионализм.

Annоtation. This article is devoted to the issues of training personnel of the penitentiary system. It is certain that the combination of social competence with legal training should be the most optimal in the training of employees for the penal enforcement system. Education is also of great importance, in the content of which all directions, means and forms of educational influence are synthesized, including special ones, which are combined to form a highly qualified employee.

Keywords: employee, penal enforcement system, training, discipline, training, professionalism.

Введение. Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы в значительной мере зависит от их уровня социальной, правовой подготовки. Практикой доказано: чем лучше сотрудник разбирается в нормах права, тем чаще он соизмеряет свои действия с интересами общества и в конечном счете более активно служит общему делу.

По направлению правоприменительных действий сотрудников уголовно-исполнительной системы далее (УИС), в Кировском институте повышения квалификации работников ФСИН России, осуществляется подготовка кадров и имеет также направленность на моральный аспект. Причем директивно-нормативные акты нередко предполагают такую линию поведения, когда решения основываются на социальной категории, нормах и ценностях, и здесь многое зависит от того, как правоприменитель понимает, что такое четкое соблюдение законов и под законных актов которые регламентируют наказание за совершенное противозаконное деяние. Истинность принятого решения определяется также системностью знаний.

Изложение основного материала статьи. Наиболее оптимальным в подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы должно быть сочетание социальной компетентности с правовой подготовкой, что достигается путем преподавания дисциплин: правовые и организационные основы деятельности сотрудников УИС, основы профессиональной деятельности сотрудников УИС, огневая подготовка, физическая подготовка, нравственно-психологические основы деятельности сотрудников УИС, воспитательная работа с осужденными. При этом учитывается профиль проходящего обучения сотрудника, формируется широта и глубина профессиональных знаний. Поэтому обязательно должна быть такая формула обучения которая имеет обширную направленность, связанную со спецификой обучаемой категории сотрудников. В этом случае обеспечивается полнота ознакомления с методами фундаментальных наук, научными основами профессии и специализации, когда специалист приобретает конкретные знания, умения и навыки, необходимые для эффективной работы в сфере пенитенциарной деятельности [6, с. 101].

Таким образом, стержнем и систематизирующим фактором профессиональной подготовки пенитенциарного работника является его профессиональное мастерство, основанное на специальных знаниях, умениях и навыках и подкрепленное всеми другими дисциплинами, имеющими обязательную профессиональную направленность. Все дисциплины - должны быть ориентированы на подготовку специалистов конкретных отделов и служб. Поэтому необходимо своевременно и постоянно решать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.