Научная статья на тему 'Роль дистанционного обучения в развитии умений самостоятельной работы'

Роль дистанционного обучения в развитии умений самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / FORMATION EN LIGNE / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного обучения в развитии умений самостоятельной работы»

А.Л. Яковлева, Н.В. Кольцова Роль дистанционного обучения в развитии умений самостоятельной работы

Современное общество напрямую зависит от информации. Многие ученые уже говорят о едином информационном пространстве, в котором мы с вами находимся. Информационные ресурсы подчас приравниваются к уже привычным нам энергии, сырью и т.д. Зачастую очень многое зависит от вовремя поступившей информации, как говорится, «владеешь информацией -владеешь миром». Но чтобы правильно аккумулировать, синтезировать и анализировать информацию, необходимы знания, как ею верно и быстро воспользоваться. В государственном стандарте нового поколения для высших учебных заведений отмечено, что государству нужны выпускники, обладающие «способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие при этом процессе... готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией» [ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что государству требуется самостоятельная личность, способная к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Именно для этого человеку необходимо непрерывное образование, один из принципов которого и есть ориентация на самообучение. Как отмечают ученые, самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, оно выражается в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Хочется дополнить, что студенты с навыками самостоятельной работы успешнее овладевают теоретическими знаниями и более умело затем

© Яковлева АЛ, Кольцова Н.В., 2012

применяют их на практике. Дистанционное обучение с этой точки зрения получает все привилегии.

Но, чтобы рассуждать на эту тему, первоначально нужно определиться, что под этим термином понимается. В современной литературе по проблеме дистанционного обучения очень часто можно встретить такие его варианты (синонимы), как дистанционное образование и дистанционное обучение. По мнению вьетнамского ученого Нгуен Тхи Донга, это связано с тем, что данные термины еще не до конца устоялись в литературе. По этой причине следует дать четкое определение дистанционному образованию и дистанционному обучению.

Вероятно, следует обратиться к определениям дистанционного образования и дистанционного обучения, данным отечественными и зарубежными учеными. Итак, рассмотрим, какие определения дистанционного обучения и дистанционного образования даны во Франции. Во Франции принята следующая терминология: formation en ligne - дословно переводится как образование по Интернету (является полным эквивалентом русскому термину «дистанционное образование»), auto-apprentissage -самообразование, в данном контексте самообразование с использованием Интернета. Другими словами, термин formation en ligne включает в себя дистанционное самообразование и дистанционное обучение.

formation en ligne

/

/

Дистанционное обучение

auto-apprentissage

\

enseignement à distance

formation à distance

formation ouverte et à ; distance

Formation en ligne включает в себя такие формы, как: enseignement à distance, formation à distance, formation ouverte et à distance. Сегодня все более часто эти три термина употребляются как слова-синонимы или как слова, очень близкие по значению. Во французском дидактическом словаре они уже обозначены как взаимозаменяющие слова, при этом особое внимание уделяется термину formation ouverte et à distance. Из этого можно сделать вывод, что на данный момент разница между тремя понятиями существует, но постепенно идет наложение семантических полей этих терминов, что в перспективе сделает их абсолютными синонимами. Они объединены общим признаком - наличием тьютора или куратора. Различия же здесь не столь значительны: enseignement à distance - первое образование на любой ступени обучения: школа, колледж, университет; a formation à distance и formation ouverte et à distance - это повышение квалификации, только в системе первого следует записываться (регистрироваться на сайте) и по его окончании выдается сертификат, а во втором регистрироваться не надо, так что процент выдаваемых сертификатов, подтверждающих прохождение этих курсов, при данной форме дистанционного образования почти равен нулю.

Если обратимся к понятиям «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» в России, то мы также найдем в них некоторые различия. Существует очень много точек зрения по поводу определения дистанционного обучения и дистанционного образования. Как уже говорилось выше, некоторые ученые считают их синонимами. Однако большинство все же разграничивают эти два термина. В данной же статье эти два понятия будут рассматриваться как два абсолютно разных явления. Понятие дистанционного образования значительно шире: «Под системой дистанционного образования понимается комплекс образовательных услуг...» [Приказ министерства образования РФ от 18 декабря 2002 г. №4452]. Другими словами,

дистанционное обучение является лишь составляющей дистанционного образования, так как «само понятие «обучение» по определению предполагает взаимодействие учителя и учащихся...» [Полат, 1998, с. 7], а дистанционное образование может проходить и без наличия обучающего. В этом случае оно будет являться дистанционным самообразованием.

Как было уже сказано выше, в состав дистанционного образования входит как дистанционное обучение, так и дистанционное самообразование, выступающее здесь как отдельный, самостоятельный вид образования. Однако в дистанционное обучение также входит самообразование, но уже не как вид образования, а как средство получения знаний. Иначе говоря, при любом обучении, в том числе и дистанционном, самообразование является неотъемлемым средством (методом) образования, что отражено в государственном стандарте по высшему профессиональному образованию.

Дистанционное образование

Дистанционное обучение

!

самообразование

\

самообразование

Следовательно, можно сделать вывод, что проблема определения дистанционного образования и дистанционного обучения волнует ученых в разных странах, что свидетельствует о развитии глобализации в данной сфере. В дайной же статье нас будет интересовать именно дистанционное обучение. Говоря о нем, многие ученые выделяют такие его отличительные черты, как наличие расстояния (физического или временного) между обучаемым и обучающимся, отражение всех компонентов учебного процесса, использование информационных технологий и средств коммуникаций, самостоятельная познавательная деятельность.

Как мы знаем, дистанционное обучение невозможно представить без самостоятельной работы - самостоятельная работа при данной форме получения образования является ведущим средством получения информации. Это отмечает в своей работе Н.И. Пак: дистанционное обучение - это «преимущественно самостоятельная познавательная деятельность обучаемых при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучаемого и обучающего между собой и со средствами обучения в условиях специальной информационной образовательной среды, включающей в себя элементы всех форм обучения, средства обучения и средства обмена учебной информацией, причем обмен происходит синхронно или асинхронно, на расстоянии, независимо от времени, основывается на информационных и телекоммуникационных технологиях и их технических средствах» [Пак, 2007, с. 84]. Однако дистанционное обучение в России пока еще не «узаконено» как самостоятельная форма получения образования (как известно, наше законодательство предусматривает только четыре формы: очную, заочную, очно-заочную, или вечернюю, и экстернат), законодательно оно приравнено к понятию «дистанционные технологии», к использованию и качеству которых государство предъявляет все же определенные требования.

До сих пор многие зарубежные и отечественные ученые уверенно доказывают, что дистанционное обучение - это лишь обучение по экстернату с использованием современных технологий для передачи информации. Но стоит обратить внимание, что дистанционное обучение - это не только современные технологии, но и СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ занятия - это основное отличие дистанционного обучения от экстерната. Это доказывает, что дистанционное обучение базируется на педагогическом процессе, который, как мы знаем, образуют следующие компоненты: обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, направляемое и самостоятельное творчество, обучение передаче опыта и передача опыта

(В.В. Кузнецов). Наглядно представим педагогический процесс в виде схем и проанализируем его.

Обучение передаче опыта и '

Направляемое творчество Обучение

Воспитание

Развитие

Саморазвитие

Самовоспитание

Самообучение

Самостоятельное творчество Передача опыта и знаний

Саморазвитие \ Самовоспитание . \ Самообучение \ \\ Творчество \\\\ Передача опыта ч \\\\

\\\\\ / ' т

/ / / >Л\"

I )

Развитие

Воспитание

Обучение

Направляемое творчество .Обучение передаче опыта

/////

I ///;

\ \

Л \

\ 1

Анализ этих схем показывает: каждый компонент структурной модели педагогического процесса связан с предыдущим: одно является средством реализации другого, таким образом, «стрела» получается трехмерной (В.В.Кузнецов). Но так как речь в нашей статье идет о дистанционном обучении в сфере высшего образования, левая часть стрелы будет превалировать в деятельности учащихся, так как лишь 25% информации разбирается вместе с педагогом, а остальная часть предполагает самостоятельную работу.

Отсюда появилась проблема выбора модели дистанционного обучения. Во Вьетнаме и в большей части Европы ученые сходятся во мнении, что существуют лишь две модели:

«британская» - асинхронная модель* она исходит из понимания, что дистанционная форма обучения это особая форма заочного обучения;

«американская» - синхронная, в основе которой лежит трактовка обучения как очной формы образования с применением современных технологий.

В нашей стране под руководством Е.С. Полат группой методистов была проведена серьезная работа по обоснованию и внедрению дистанционного обучения в педагогический процесс. На основе проведенных экспериментов они выделили четыре модели, которые применяются на данный момент в отечественной и зарубежной практиках:

1. Интеграция очного и дистанционного обучения. Модель, предполагающая систематические встречи обучающего и студента, таким образом позволяя самые важные моменты разобрать очно и отработать их в группе, оставляя на дистанционное самостоятельное изучение предметы, не требующие участия обучающего или не вызывающие трудности, а также интересную проектную деятельность, осуществляемую в сети Интернет.

2. Сетевая модель. Это либо автономные сетевые курсы (базовые или дополнительные), либо информационно-образовательная среда (виртуальные школы, кафедры, университеты). При реализации данной модели все дистанционное обучение ведется виртуально. Здесь роль обучающего отдается не только преподавателю-консультанту, но и составителям программы и сайта. В связи с этим появляется проблема структурной организации учебного материала, которая из-за отсутствия очной формы сложно корректируется педагогом-куратором.

3. Интеграция дистанционного обучения и кейс-технологий.

Все необходимые материалы (кейс) студенты получают по электронной почте. Контакты с преподавателем - систематичны. Однако они носят скорее консультативный характер, нежели обучающий. При реализации данной модели педагогу-куратору очень проблематично до стадии контроля отследить степень усвоенности материала.

Дистанционное

шшютерная программа,

Вмнмоденствю с учил ли®

Конгрш, тестирование

Вишюде йгане учащихся

ИнфирмацмняыЕ рее умы Интернет

Телеконференций

ИТ, юб-шсш

УчеЗикк (печатный или электронный

на СО)

---

Вндеозалясь аудиозапись,

мемд. рекомендации, пр.

4. Дистанционное обучение на основе интерактивного видео.

Требует специального оборудования. Данная модель имеет огромный минус с точки зрения деятельности обучающего: он все равно ведет занятия на всю группу. Обычно такие занятия проводятся онлайн и обучающий получает дополнительную нагрузку: помимо обычной деятельности, присущей ему по любому педагогическому процессу, он вынужден испытывать некие трудности из-за наличия дистанции между ним и группой, нередко занятия даются сразу на несколько дистанционно расположенных групп. Также самостоятельность студента по данной модели сведена к минимуму. Хочется отметить, что такая модель уместна при чтении лекций.

Удаленный класс 1

Занятие в очной

> далекиын класс 2

форме

ч

\

■■--А. Удаленный класс 3

Есть необходимость привести цитату из статьи Е.С. Полат: «Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать: гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации...оперативное и систематическое взаимодействие сведущим преподавателем курса...групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса...» [Полат, 1998, с. 20].

Проанализировав модели дистанционного обучения со стороны

деятельности обучающего и студента, можно прийти к выводу, что при

дистанционном обучении у преподавателя появляются новые функции

(обязанности): координирование познавательного процесса, корректировка

преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами

и т.д. (Нгуен Тхи Донг). Однако изменяется деятельность не только

обучающего, но и обучаемого. Благодаря дистанционным технологиям

учащийся получает возможность «высказывать в диалоге собственные позиции

по определенным вопросам, приобретает индивидуальный опыт работы

с дистанционным образовательным ресурсом... Помимо овладения навыками

и знаниями по изучаемому предмету при дистанционном обучении

достижениями становится формирование творческой личности, развитие

149

личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности» [Мазничевская, 2008, с. 59]. Хочется также отметить, что в большинстве курсов дистанционного обучения уже предполагается, что обучаемый владеет определенными навыками работы с компьютером, а, значит, пояснения по технической стороне обучения не содержат, что заставляет «неподготовленных» развивать данные навыки самостоятельно. Поскольку написание этой статьи связано с исследованием по выпускной квалификационной работе, наши интересы направлены на определение модели для курса развивающего иноязычного образования. Модуль развивающего иноязычного образования читается для студентов пятого курса, имеющих уже достаточно глубокие теоретические знания методики обучения иностранного языка и имеют некий практический опыт работы в школе (первая педагогическая практика). С этой точки зрения мы приходим к выводу, что для нас наиболее приемлемой моделью будет являться интеграция очного и дистанционного обучения, так как эта модель способствует реализации самостоятельной деятельности обучаемых, успешному взаимодействию с преподавателем курса и совершенствованию навыков работы с компьютером и Интернетом.

Подводя итог нашей статье, хочется отметить, что проблемы, рассмотренные в ней, очень актуальны и их решение обусловлено социальным заказом общества на данный момент. В ходе проведенного нами анализа педагогической и методической литературы мы разграничили такие понятия, как дистанционное образование и дистанционное обучение; пришли к выводу, что дистанционное обучение - это, прежде всего, самостоятельная деятельность обучаемых с интеграцией взаимодействия с обучающим: мы выделили наиболее приемлемую модель для студентов: интеграция очного и дистанционного обучения.

Список литературы

1. Кузнецов В.В. Обучение в образовательном пространстве системы дистанционно распределенных учебных групп гибридного интеллекта: методический и практический аспекты. - Воронеж, 2007.

2. Мазничевская Л.И. Деятельность педагога-куратора в системе дистанционного обучения // Информатика и образование. - 2008. - № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Нежурина М.И., Моисеева М.В, Полат Е.С. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. - М., 2004.

4. Нгуен Тхи Донг. Дистанционное образование как корреляция традиций и инноваций в подготовке библиотечного дела // Научно-техническая информация: сер.1 организация и методика информационной работы. - 2007. -№5.

5. Пак Н.И., Гринберг Г.М. Представление открытого и дистанционного обучения в контексте информационного обмена // Информатика и образование. -2007,- №9.

6. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций //иностранные языки в школе. - 1998. - № 5,6.

7. Приказ министерства образования РФ от 18 декабря 2002г. № 4452.

8. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации //Информатика и образование. - 2005. - № 4.

9. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.

10. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в системе непрерывного образования // Инновации в образовании. - 2008. - № 9.

11. Jean-Pierre Cuq. Dictionnaire de didactique du français: langue étrangère et seconde.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.