УДК 81'42 ББК 81.432.1
РОЛЬ ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРА АНГЛОЯЗЫЧНОЙ
ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I С.Г. Иняшкин
Аннотация. В статье описываются преимущества дискурсивного анализа для определения жанра художественного произведения. Для иллюстрации данного вида анализа была выбрана фантастическая литература. Автор приводит особенности каждого из жанров фантастики -научной фантастики, фэнтези и мистики. В статье даются определение и классификация фантастического дискурса, а также выделяются его компоненты. Описывается развитие содержательного и диспози-тивного компонентов научно-фантастического, фэнтезийного и мистического дискурсов в историческом контексте, роль данных компонентов для определения жанра фантастического произведения. Автор разделяет научно-фантастический содержательный компонент на ин-вентивный и социальный и описывает их взаимодействие в рамках научно-фантастических произведений. В качестве иллюстрации автор приводит ряд ключевых английских и американских фантастических произведений Х1Х-ХХ веков всемирно известных авторов: А. Азимова, Р. Брэдберри, Э.А. По, К.С. Льюиса и др.
399
Ключевые слова: дискурсивный анализ, фантастический дискурс, научная фантастика, фэнтези, мистика, содержательный компонент, инвентивный компонент, социальный компонент, диспозитив-ный компонент.
ROLE OF DISCOURSE ANALYSES
IN DEFINING THE GENRE OF ENGLISH SPECULATIVE FICTION
I S.G. Inyashkin
Abstract. The article describes advantages of the componential analysis for defining literature genres. Speculative fiction is chosen for demonstrating this king of analysis. The author names peculiarities of speculative fiction genres, such as science fiction, fantasy and mystery. The article has the definition and the classification of speculative fiction discourse and points out its components. Historical development of contensive and dispositive compo-
nents of science fiction, fantasy and mystery discourses as well as their role for defining speculative fiction genres is given. The author also divides science fiction contensive component into inventive and social and describes their interaction within a science fiction stories. As an example the author names a number of English and American speculative fiction stories of the XIX-XX centuries by world famous writers such as I. Asimov, R. Bradbury, E.A. Po, C.S. Lewis etc.
Keywords: discourse analysis; speculative fiction discourse; science-fiction; fantasy; mystery; contensive component; inventive component; social component; dispositive component.
Проблема определения жанра художественной литературы всегда интересовала ученых. Несмотря на существование науки жан-рологии, определение жанра того или иного литературного произведения нередко вызывает затруднение. Фантастические произведения не являются исключением, а отсутствие общепринятой классификации фантастических жанров и субжанров лишь усложняют ситуацию.
Например, Н.В. Маркина приводит следующую классификацию жанров фантастики, называя ее об-400 щепринятой: научная фантастика, социальная фантастика (утопия и анти(дис)утопия) и фэнтези [1]. В то же время Р. Хайнлайн в своей статье "On the Writing of Speculative Fiction" (1948) разделяет фантастику на научную, фэнтези и хоррор. Другие исследователи выделяют такие жанры, как мистика, альтернативная история, историческая фантастика и т.д. [2].
Главная проблема заключается в субъективности тематических классификаций, а также многообразии фантастических тем. Например, Г. Альтов создал регистр современных научно-фантастических идей и
ситуаций, который он разбил на 10 классов, 73 подкласса, 326 групп и 2034 (!) подгруппы [3, с. 124].
Выходом из сложившейся ситуации может стать дискурсивный анализ, который заключается в исследовании особенностей компонентов фантастического дискурса. Стоит отметить, что фантастический дискурс является многогранным понятием, говоря о котором, следует в первую очередь учитывать специфику фантастической литературы.
Фантастика является видом художественной прозы [4, с. 97], внутри которого можно выделить следующие жанры: научная фантастика, фэнтези и мистика.
В свою очередь под фантастическим дискурсом понимается совокупность дискурсивных практик, представляющих собой микроконтексты, в рамках которых по определенным правилам реализуются фантастические концепты.
Выделяется два компонента фантастического дискурса: диспозитив-ный и содержательный.
Остановимся на каждом из компонентов подробнее.
Содержательный компонент включает в себя фантастические кон-
цепты, условие реализации которых зависит от жанра фантастического дискурса (научно-фантастический, фэнтезийный или мистический).
Научная фантастика — это жанр, в котором необыкновенное создается материальными силами (природой или человеком с помощью науки и техники).
Представляется возможным разделить содержательный компонент научно-фантастического дискурса на два: инвентивный (различные изобретения (военные, бытовые, транспорт и др.), а также биологические (виды растений и животных), физические, астрономические и др. особенности) и социальный, заключающийся в особенностях общества, таких как политическая система, законодательство, культура и д.р.
Инвентивный компонент является изначальным и базовым для научно-фантастического дискурса. Отметим, что в первых американских научно-фантастических произведениях, написанных Э. Эллисом (1840-1916), Л. Сенаренсом (1863-1939), выделяется всего один фантастический концепт, отраженный в заглавии романа. Например, «паровой человек» в "The Steam Man of the Prairies" (1865), «электрическая черепаха» в "Jack Wright and His Electric Turtle' (1881), «подводная лодка» в "Jack Wright's Submarine Catamaran" (1881) и др.
Первым американским автором, описавшим несколько изобретений в одном произведении, является Х. Гернс-бек (1884-1967). В романе "Ralph 124C 41+ (1911) выделяется 30 фантастических концептов, относящихся к инвентивному компоненту, например, «космический корабль», «электромобиль», «видеотелефон» и др.
Социальный компонент является не менее любопытным с научной точки зрения. Как было упомянуто ранее, некоторые исследователи выделяют социальную фантастику как жанр фантастики наряду с научной фантастикой и фэнтези, что не является корректным, с нашей точки зрения.
«Социальная фантастика» или «социальная научная фантастика» звучит в английском языке как "social science fiction^'. Данный термин изначально использовался в противовес "hard science fiction'' (точная (научно-достоверная) фантастика) для определения области научно знания, являющийся основой для того или иного произведения. Таким образом, социальная научная фантастика является субжанром научной фантастики.
Пионерами американской социальной научной фантастики являются Э. Беллами (1850-1898) и Д.А. Инг-лэнд (1877-1936). При этом отметим, что, не смотря на то, что романы приведенных выше авторов относятся к социальной научной фантастике, наряду с социальными концептами в них реализуются инвентивные концепты. Например, в романе Э. Беллами "Looking backward: 2000-1887' (1888) описываются особенности общества 2000 г.: политическая и судебная системы, система образования, здравоохранения и многое другое. Роман насчитывает 48 фантастических социальных концептов, например «отсутствие политических партий». При этом в произведении выделяются также 13 инвентивных концептов, например «кредитная карта». Данный факт может быть обусловлен тем, что при описании фантастических социальных особенностей автор
401
ВЕК
402
прибегает к описанию средств их технологической поддержки.
Похожая ситуация наблюдается и в более современных произведениях. Так, в антиутопическом романе Р. Брэдберри (1920-2012) "Fahrenheit 451" (1953) 14 социальных концептов, например «запрет на чтение», сочетаются с 25 инвентивными, например, «телевизионная стена».
Отметим, что первым автором, в работе которого реализуются инвен-тивные и социальные концепты, является Э.А. По (1809-1849). В рассказе "Mellonta Tautd' (1849) реализуется 14 инвентивных («гайдроп» (воздушный шар, летящий со скоростью 100 миль в час); «магнитный катер» и т.д.) и 5 социальных концептов, связанных с государственным строем и религией.
Главным правилом реализации научно-фантастических концептов является иллюзия достоверности. Концепты должны вписываться в знакомую картину жизни и не должны разрушать представлений читателей о мире.
Авторы прибегают к разнообразным приемам для поддержания иллюзии достоверности:
1) кольцевого обрамления сюжета нефантастическими эпизодами;
2) сопоставления фантастического будущего с реальным прошлым, которое для читателя является настоящим;
3) апелляции к научным источникам и документальным материалам, а также к художественным источникам, среди которых технические описания, геометрические и геофизические описания планет, развернутые социальные характеристики и т.д. [5, с. 283].
А. Азимов (1920-1992) прибегает к другому приему. В романе "The Robots of Dawrt', написанном в 1983 г., действие которого происходит в далеком будущем, автор ссылается на свое более раннее произведение "Liarf (1941), как на древнюю легенду.
"I told you it was a legend - and undoubtedly untrue!... The robot, according to the tale, could read minds" [6].
Авторы также использует обороты «известно, что», «все знают, что»; прилагательные «известный», «привычный» и т.д. при описании тех или иных научно-фантастических концептов.
По мнению известного писателя Р. Хайнлайна, научная фантастика основывается на реальном мире. Все предположения, в основном связанные с будущим, связаны с реальным миром, в котором наука является важным аспектом произведения. «Фэнтези — это сказка для взрослых. Оно не основано на реальном мире» [7, с. 32].
Таким образом, в романе К.С. Льюиса (1898—1963) "The Magician's Nephew" описываются магические предметы: «волшебные кольца», «волшебные деревья», «волшебная пыль» и др.; магические существа: ведьмы, фавны, гномы, летающий конь и др. В романе реализуется 26 фэнтезийных концептов.
При этом отметим, что приведенные концепты не являются фантастическими для жителей волшебной страны «Нарния». Все они являются частью волшебного мира и описываются как таковые. Автор использует лексические единицы «волшебство», «колдовство», «магия» и т.д.
Мистика - вера в существование сверхъестественных сил, с которыми способен общаться человек. Первыми произведениями, в кото-
рых реализуются мистические концепты, принято считать готические романы, имевший большой успех во второй половине XVIII века. Примерами таких первых романов, содержащих в себе мистические элементы, можно назвать "The Castle of Otranto" (1764) Х. Уолпола (18171887), "The Mysteries of Udolpho" (1794) Анны Радклиф (1764-1823). В готических романах выделяются следующие черты: сюжет строится вокруг тайны; повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини [8].
Особого внимания заслуживает Э.А. По. Мистические элементы прослеживается во многих его работах, в том числе в "A Tale of the Ragged Mountains" (1844), "The Facts in the Case of M. Valdemar" (1845) и др.
Говоря о современных мистических произведениях, отметим, что к мистическим концептам можно отнести «астрал», «переселение душ», «призраки» и т.д, описанные Д. Брауном (род. 1964) в романе "The Lost Symbol". Роман насчитывает 75 мистических концептов, связанных с религией, эзотерическими явлениями, а также параллельными мирами.
Отметим, что одни и те же концепты могут являться частью разных фантастических содержательных компонентов. Например, призраки в романах о Гарри Поттере, написанных Дж.К. Роулинг (род. 1965), являются частью фэнтезийного содержательного компонента, будучи неотъемлемой частью волшебного мира. При этом призраки, упомянутые Д. Брауном в романе "The Lost Symbol", являются частью мистического содержательного
компонента, так как описываются как нечто сверхъестественное.
Диспозитивный компонент является ключевым для определения жанра фантастического произведения и заключается в том, что действие происходит в нереальном пространственно-временном континууме.
Научно-фантастический диспо-зитивный компонент подразумевает, что события происходят либо на Земле в будущем, альтернативном прошлом или настоящем, либо на других планетах.
Одним из первых произведений, в которых реализуется научно-фантастический диспозитивный компонент, является упомянутый ранее рассказ Э.А. По "Mellonta Tauta", действие которого происходит в 2848 г.
Расцвет диспозитивного компонента связан с Э. Смитом (18901965), основателем субжанра научной фантастики «космическая опера». Действие произведений, подобных "The Skylark of Space" (1938) происходит на других планетах в условном будущем [9].
Некоторые ученые, например, Х. Гернсбек, Д. Ливингстон, Л. Дел-Рей, Т.А. Чернышева и др. полагают, что диспозитивный компонент является обязательным для научно-фантастических произведений [10]. Данное убеждение представляется нам некорректным. Так, герои упомянутых ранее романов Э. Эллиса и Л. Сенаренса являются современниками писателей. Говоря о современных произведениях, действие которых происходит в реальном времени, отметим роман М. Крайтона (19422008) "Jurassic Park' (1990).
Любопытным произведением с точки зрения диспозитивного компо-
403
ВЕК
404
нента является рассказ А. Азимова "Nightfall' (1941). Действие произведения происходит на планете, освещенной шестью солнцами. Раз в 2049 лет, когда все солнца и луна планеты выстраиваются в ряд, на ней происходит лунное затмение. Данное явление сводит жителей планеты с ума, так как они никогда не видели темноты. Все «изобретения», например факелы, описанные в рассказе, не являются фантастическими для читателей. Таким образом, единственным научно-фантастическим элементом в романе является именно диспозиция.
Научно-фантастическому диспози-тивному компоненту, как и двум упомянутым ранее компонентам, применима «иллюзия достоверности». Не смотря на отдаленность будущего или планет, на которой происходит действие произведения, диспозиция должна казаться реальной. Таким образом, авторы прибегают к упоминанию реальных планет, звезд или, в крайнем случае, к описанию планетарных систем. Например, в рассказе А. Азимова "Nightfall' описывается строение солнечной системы, теория всемирного тяготения и прочее.
Данный прием отличает диспози-тивный компонент научно-фантастического дискурса от фэнтезийного диспозитивного компонента. Так, события в произведениях, относящихся к жанру фэнтези, происходят в волшебных мирах, никак (или лишь косвенно) не связанных с миром читателя. Например, Киммерия — родина Конана-Варвара, описанная Р. Говардом (1906—1936) в начале ХХ века. При этом фэнтезийный диспозитив-ный компонент не всегда однороден. Так, действие романа К.С. Льюиса
"The Magician's Nephew", помимо волшебной страны — Нарнии, происходит в «пустом мире», «старом мире», «живом лесе» и т.д.
Мистический диспозитивный компонент подразумевает, что действие происходит в неком необъяснимом пространстве (параллельные миры и т.д.) либо в местах, связанных с религией (рай, ад и тд.). Например, беседа героев рассказа "The Colloquy of Monos and Una" (1841) Э.А. По происходит после их смерти.
Отметим, что принципиальное отличие мира мистической истории от мира, описываемого в других жанрах фантастики (научной фантастике и фэнтези), заключается в двойственности (дуализме). Мир мистической истории всегда делится на две части — мир реалистичный (в соответствии с представлениями обитателей этого мира о реалистичности) и мир сверхъестественный (потусторонний). Эти миры соприкасаются, входя в контакт, но продолжают существовать раздельно.
В заключение отметим, что для определения жанра фантастического произведения в первую очередь необходимо обратить внимание на диспозитивный компонент. Если фантастический диспозитивный компонент отсутствует (действие происходит в реальном пространственно-временном континууме), на первый план выходит содержательный компонент. Преобладание научно-фантастических, фэнтезийных или мистических концептов является условием для отнесения фантастического произведения к научной фантастике, фэнтези или мистике.
Данное исследование показало, что дискурсивный анализ может быть
успешно использован для определения жанра фантастической литературы, а также перспективность данного анализа для определения других жанров художественной литературы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркина, Н.В. Художественный мир Рэя Брэдбери: традиции и новаторство [Текст] / Н.В. Маркина: дис. ... канд. филол. наук.
- Самара, 2006. - 222 с.
2. Lilly, N.E. What is Speculative Fiction? [Электронный ресурс] / N.E. Lilly. - URL: http://www.greententacles.eom/articles/5/26 (дата обращения: 12.10.2015).
3. Осипов, А.Н. Библиография фантастики: опыт. ист.-аналит. и метод.-теорет. характеристики [Текст] / А.Н. Осипов. - М.: Изд-во МПИ, 1990. - 224 с.
4. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Под ред. С.П. Белокуровой. -СПб.: Паритет, 2006. - 320 с.
5. Ковтун, Е.Н. Поэтика необычайного, художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины ХХ века) [Текст] / Е.Н. Ковтун. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 308 c.
6. Asimov, A. The Robots of Dawn [Электронный ресурс] / A. Asimov. - URL: http:// www. e-reading.by/book.php?book=71162 (дата обращения: 12.10.2015).
7. Schulman, J.N. The Robert Heinlein Interview and Other Heinleiniana [Text] / J.N. Schulman.
- Pulpless.com, inc., 1999. - 200 p.
8. Summers, М. The Physical Phenomena of Mysticism [Text] / M. Summers. - Kessinger Publishing, 2010. - 280 p.
9. Kyle, D. A Pictural history of science fiction [Text] / D.A. Kyle. - London: Hamlyn, 1977. - 173 p.
10. Чернышева, Т.А. Природа фантастики [Текст] / Т.А. Чернышева. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1984. - 331 с.
REFERENCES
1. Asimov A., The Robots of Dawn, available at: http://www.e-reading.by/book.php?book =71162 (assessed: 12.10.2015).
2. Chernishova T.A., Priroda fantstiki, Irkutsk, 1984, 331 p. (in Russian)
3. Kovtun E.N., Poetika neobichainogo, hudo-gestvennie miri fantastiki, djkshebnoy skazki, utipii, pritchi i mifa (na materiale evropeys-koy literaturi pervoy polovini XX veka), Moscow, 2012, 308 p. (in Russian)
4. Kyle D., A Pictural history of science fiction, London, Hamlyn, 1977, 173 p.
5. Lilly N.E., What is Speculative Fiction? available at: http://www.greententacles.com/ articles/5/26 (assessed: 12.10.2015).
6. Markina N.V., Hudojestvenniy mir Reya Bradbury: traditsii I novatorstvo: PhD dissertation (Philology), Samara, 2006. (in Russian)
7. Osipov A.N., Bibliografiya fantastiki: opit. ist.-analit. i metod.-teoret. harakteristiki, Moscow, 1990, 224 p. (in Russian)
8. Schulman J.N., The Robert Heinlein Interview and Other Heinleiniana, Pulpless.com, 4Q5 inc., 1999, 200 p.
9. Slovar literaturnih terminov, ed. S.P. Be-lokurova, Saint Petersburg, 2006, 320 p. (in Russian)
10. Summers М., The Physical Phenomena of Mysticism, Kessinger Publishing, 2010, 280 p.
Иняшкин Станислав Геннадьевич, кандидат филологических наук, доцент, кафедра английской филологии, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, [email protected] Inyashkin S.G., PhD in Philology, Associate Professor, English Philology Department, Institute of Foreign Languages, Moscow City Teacher Training University, [email protected]