кации и нормализует лабораторные показатели симптомов интоксикации.
«Галавит» применялся по следующей схеме: 1 сутки 0,2г в/м, затем 0,1г в/м 5 дней ежедневно, далее через день по 0,1 г. На курс 1,5 г препарата.
Результаты обследования больных основной группы показали, что положительные изменения в иммунной системе наступали к 5-7 суткам от начала иммунокоррекции. В эти сроки увеличивалось содержание тимусзависимых лимфоцитов, количество которых соответствовало нижней границе нормы, нормализовался уровень сывороточных иммуноглобулинов. Отмечены положительные сдвиги в лабораторных показателях крови и клинической картине заболевания.
В контрольной группе (22 больных) в аналогичные сроки количество тимусзависимых лимфоцитов было ниже чем в основной, уровень сывороточных иммуноглобулинов повысился незначительно. В лабораторных показателях крови выраженных положительных изменений не отмечалось.
Перед выпиской из стационара состояние иммунной системы больных основной группы со-
ответствовало норме, а у больных контрольной группы иммунологические параметры хотя и повышались, но находились в пределах нижней границы нормы.
В основной группе умерло 6 больных (24%), в контрольной группе умерло 8 больных (36,4%).
Сравнительная характеристика двух клинических групп больных с распространенным гнойным перитонитом позволила сделать вывод, что использование препарата «Галавит» способствовало нормализации состояния иммунной системы, уменьшению степени эндогенной интоксикации и активизации процессов регенерации в тканях, улучшению лабораторных данных, уменьшению количества нагноений лапаростомной раны (в 2 раза) и снижению числа летальных исходов по сравнению с контрольной группой.
Проведенные исследования показали, что результаты лечения больных с распространенным гнойным перитонитом зависят не только от проводимой антибактериальной и дезинтоксикационной терапии, но и от своевременной и адекватной иммунокоррекции, основанной на объективной оценке иммунного статуса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоцкий С.М. Иммунология хирургической инфекции. - М., 1980.
2. Зильбер А.П. Клиническая физиология для анестезиологии и реаниматологии. - М.: Медицина, 1984.
- 480 с.
3. Политравма. Травматическая болезнь. Дисфункции иммунной системы. Современная стратегия лечения // Под ред. Е.К. Гуманенко, В.К. Козлова. - М.: «ГЭОТАР-Медицина», 2008. - 608 с.
4. Alexander J.W., Good R.A. Иммунология для хирургов. - М.; Медицина, 1974. - 192 с.
УДК 618.3 - 06:618.33 - 001
© Л.А.Ковальчук, А.Э.Тарханова, А.А.Тарханов, 2009
Л.А.Ковальчук, А.Э.Тарханова, А.А.Тарханов РОЛЬ ДИСБАЛАНСА МАКРО- И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ БЕРЕМЕННЫХ
Средне-Уральский научный Центр РАМН и ПСО, Лаборатория проблем адаптации; Уральская
государственная медицинская академия; Центральная городская клиническая больница №1;
Институт экологии РиЖ УрО РАН, Екатеринбург
Женщины, планирующие беременность с низкими запасами железа (уровень СЖ ниже пограничного), представляют группу риска по развитию железодефицитной анемии. Показано, что дисбаланс макро- и микроэлементов в патогенезе железодефицитной анемии беременных сопровождается достоверным снижением эссенциальных (Cu, Fe, Zn, Mg, Ca) и избирательным накоплением токсических микроэлементов ^d, Pb). Антианемическую терапию следует проводить под диагностическим контролем уровня макро- и микроэлементного обмена у женщин из группы риска уже в период планирования беременности.
Ключевые слова: железодефицитная анемия, эссенциальные макро- и микроэлементы, ксенобиотики
L.A. Kovalchuk, A.E. Tarkhanova, A.A. Tarkhanov THE ROLE OF MACRO- AND MICROELEMENT DISBALANCE IN THE PATHOGENESIS OF PREGNANT WOMEN WITH IRON-DEFICIENCY ANEMIA
Women with a low content of iron at the beginning of pregnancy are at risk of developing iron-deficiency anemia. It has been shown that disbalance of macro- and microelement metabolism is accompanied by a significant decrease in the concentration of essential substances (Cu, Fe, Zn, Mg, Ca) and selective accumulation of toxic elements (С^ Pb) in the pathogenesis of pregnant women with iron-deficiency anemia. Anti-anemia therapy with the control of macro- and microelement metabolism should be done in women at risk during the period of their pregnancy planning.
Key words: iron-deficiency anemia, essential macro- and microelements, xenobiotics.
По данным МЗ РФ, за последние десять лет частота такого патологического синдрома беременных, как анемия, увеличилась в 6,3 раза [2, 5]. Рост показателей перинатальной заболеваемости и смертности у женщин с анемией свидетельствует о значимости данной проблемы. Особо следует выделить железодефицитную анемию (ЖДА), встречающуюся в 40-80% наблюдений и значительно превышающую частоту у небеременных женщин фертильного возраста (20-30%) [8, 10, 11]. Свердловская область, где каждая вторая беременность протекает с анемией, а в г. Екатеринбурге - каждая третья, не является исключением [9].
Анемия у беременных сопровождается изменениями в маточно-плацентарном комплексе [3, 4]. Дефицит железа обусловливает гипоксические изменения и нарушение обменных процессов в тканях беременных, способствует существенному ослаблению иммунитета, нарушению функций ЦНС [1, 7]. В патогенезе анемических состояний значительную роль играет и нарушение микро- и макроэлементного обмена (МЭ).
Однако на уровне современных представлений многие вопросы биохимического гомеостаза беременных с анемией остаются неразрешёнными в силу отсутствия сведений, в том числе и о динамике микро- и макроэлементного (МЭ) обмена, его адаптивной направленности [6, 12].
Материалы и методы
Проведено комплексное клинико-
лабораторное обследование 112 женщин в третьем триместре беременности в возрасте от 17 до 42 лет, включающее ретроспективный анализ индивидуальных карт беременных, историй родов. Контрольную группу - группу сравнения - составили 38 женщин с физиологически протекающей беременностью и родами. Критерием для выделения беременных с ЖДА явился уровень гемоглобина 110 г/л и ниже в соответствии с рекомендациями ВОЗ(1989). Железодефицитная анемия различной степени тяжести была выявлена у 58 (51,7 %) женщин.
Всем беременным в третьем триместре проведено полное исследование показателей крови и феррокинетики. Состав периферической крови у беременных определяли с помощью автоматического гематологического анализатора “Micro SX”. Обмен железа у беременных изучали по его содержанию в сыворотке крови (СЖ) и по общей железосвязывающей способности сыворотки крови (ОЖСС). Для спектрофотометрического определения железа и железосвязывающей способности сыворотки крови использовали наборы (TIBC) фирмы “HUMAN“ (Польша). Для исследования белка, депонирующего железо в организме, определяли концентрацию сывороточного ферритина с использованием набора фирмы “Hoecht” (ФРГ).
Определение содержания микро- и макро -элементов - Fe, Ca, Mg, Mn, Ni, Cr, Zn, Cu, Cd, Pb
- в плацентарной ткани и в сыворотке крови женщин проводили методом атомной абсорбции на спектрофотометре “AAS-3”. Пробоподготовку образцов проводили в соответствии с требования-
ми МАГАТЭ, методическими рекомендациями, утверждёнными МЗ СССР в 1989 г. и МЗ РФ в 1999 г. Плацентарную ткань и кровь для анализа на тяжёлые металлы брали во время родов у женщин. Концентрацию микро- и макроэлементов (МЭ) в биопробах определяли в мкг/г, мкг/мл, ммоль/мл. Математическая обработка полученных результатов проведена с использованием прикладных программ Statistica и Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение
В контрольной группе женщин при уровне гемоглобина (Hb) 120,0 ±2,6 г/л общая железосвязывающая способность сыворотки (ОЖСС) составляет 59,4 ±2,3 мкмоль/л, транспортный фонд сывороточного железа (СЖ) в третьем триместре снижен незначительно и в пределах нормы составляет 18,0 ±1,2 мкмоль/л, а уровень сывороточного ферритина - 35,6 - 41,4 нг/мл, что указывает на достаточный запас железа для благополучного течения гестационного периода (P < 0,05).
Распределение обследованных женщин по количеству беременностей и родов в анамнезе показало, что чаще железодефицитная анемия наблюдается у первородящих. Лёгкая степень анемии выявлена у 45 (40,1 %) женщин, средняя степень - у 23 (20,5 %), тяжёлая - у 8 (7,0 %) беременных. Во всех исследованных группах женщин с отягощённым акушерским и гинекологическим анамнезом было 76 (67,8%).
При УЗИ отмечены изменения в плаценте (изменение толщины, несоответствие степени зрелости плаценты сроку гестации). Подтверждением нарушений в системе мать-плацента-новорожденный послужили и результаты исследования состояния плацентарного кровотока (Ri артерии пуповины 0,59 ±0,02, при Р < 0,05).
Железодефицитная анемия беременных сопровождается снижением общего числа эритроцитов, цветовой показатель при ЖДА меньше 0,85. К группе беременных с анемией отнесены женщины с уровнем гемоглобина в периферической крови ниже 110,0 г/л, со средним объёмом эритроцитов (MCV) ниже 80,0 мкм3. Проявляется истинная гипохромия: отмечено снижение гематокритной величины (Hct) до 30 % у беременных с лёгкой степенью тяжести анемии и до 26 % со средней степенью.
У беременных женщин с анемией средней степени тяжести отмечена функциональная недостаточность системы эритроцитов в силу пониженного содержания в них гемоглобина (МСН = 23,7 +
0,9 пг) и снижения насыщенности эритроцитов гемоглобином (МСНС < 30,0 g/dl до 26,0+0,2 g/dl). Уровень сывороточного железа (СЖ) равен 8,9±1,1мкмоль/л (P < 0,05), уровень насыщения трансферрина железом (НТЖ) - 10 %, а содержание сывороточного ферритина (СФ) - ниже 12,0 нг/мл (P<0,05). У беременных наблюдали увеличение ОЖСС до 86,4±2,3 мкмоль/л (P < 0, 05). При ЖДА транспорт железа материнского организма в фетальный кровоток явно нарушен.
Показано наличие прямой корреляции между содержанием СЖ у матери и массой тела ново-
рожденного (Я = 0,74 при Р<0,05), количеством негеминового железа в плаценте и массой тела новорожденного (Я = 0,83, при Р<0,05). Данные корреляционные связи отражают возросший нарушенный обмен железа и связанную с ним активацию окислительно-восстановительных процессов в тканях, усугубляющих страдание плода. Средняя оценка новорожденных составила 6,0±0,34 балла по шкале Апгар.
В крови соматически здоровых беременных женщин коэффициенты корреляции МЭ отражают обратную зависимость между концентрациями Cd и ги (Я= - 0,45; Р<0,05), Cd и Си (Я = - 0,25; Р<0,05). В плаценте выявлена высокая обратная устойчивая связь между содержанием: кадмий -цинк (Я = - 0,68; Р<0,05) и прямая корреляционная зависимость: цинк - медь (Я = 0,48; Р<0,05). Отмечена достоверно выраженная сопряженность между содержанием Cd в сыворотке крови и плацентарной ткани беременных женщин (Я = 0,567 при Р<0,01).
В плацентарной ткани отмечено избыточное отложение Са, ги, Cd, РЬ, а в сыворотке крови женщин - повышенное накопление ^, Cd, РЬ. (Р<0,05). Отмечалось незначительное снижение содержания ги в 1,1 раза, а Бе в 1,8 раза (Р<0,05).
Содержание цинка в сыворотке крови беременных женщин с анемией достоверно снижено в 2 раза, меди - в 2,1 раза и железа в 2,2 раза в сравнении с соматически здоровыми женщинами (Т1-2=2,3^1^095=2,01 и Т1-2 =2,35; 2,56>Ш095=2,01 соответственно). Но на фоне дефицита эссенци-альных микроэлементов ^, ги, Бе наблюдается повышенное содержание токсических металлов Cd и РЬ. Достоверных же различий по накоплению
ионов кадмия, меди и цинка в плаценте у женщин с анемией и соматически здоровых женщин не обнаружено (Т1-2=0,1; 0,03; 1,03<Ш=2,0 при Р<0,05 соответственно). Отмечено двукратное увеличение свинца в плаценте женщин с анемией.
Возможно, что дисбаланс микро- и макроэлементов (дефицит Бе, ^, ги и повышение концентрации Cd, РЬ) является одной из причин развития анемии, что подтверждено корреляционными связями в содержании МЭ, уровнем НЬ и числом эритроцитов (Я=0,45; Я=0,62 соответственно при Р<0,05). Очевидно, что новорожденные составляют группу высокого риска развития патологических состояний, спровоцированных способностью токсичных микроэлементов к трансплацентарному переходу. В патогенезе плацентарной недостаточности при анемии выявлено как избыточное поступление экзогенных, так и дефицит жизненно необходимых химических микроэлементов.
Заключение
Наши исследования по оценке состояния микроэлементного гомеостаза беременных с ЖДА позволяет сделать вывод о его влиянии на характер гемопоэза. Установлено, что в патогенезе плацентарной недостаточности при ЖДА у беременных ведущими являются метаболические нарушения, сопровождающиеся дисбалансом МЭ, проявляющимся в дефиците эссенциальных ^и, Бе, ги, М^, Ca) и избирательном накоплении токсических микроэлементов (Сd, РЬ). Изменения в обмене микроэлементов при анемии у беременных протекают во взаимосвязи, что подтверждается выявленными корреляционными связями между уровнем в крови отдельных МЭ, а также содержанием гемоглобина и эритроцитов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркадьева Г. В. Диагностика и лечение железодефицитных анемий. - М.: Медицина, 1999. - 58 с.
2. Бегова С. В. Эффективность предгравидарной подготовки многорожавших женщин с гестозом тяжёлой степени и железодефицитной анемией // Вопросы гинек., акуш. и перинат. -2006. - Т.5, №5. - С.17-22.
3. Глебова Н. Н., Хамадеева Л. Р., КрасниковаМ. Б. Изучение влияния железодефицитной анемии беременных на состояние плода и новорожденного Актуальные проблемы акушерства, гинекологи и перина-тологии. Материалы Российского научного форума «Охрана здоровья матери и ребёнка - 2001». - М., 2001.
4. Горячев В. В. Хроническая плацентарная недостаточность и гипотрофия плода. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1994. - 86с.
5. Демихов В. Г. Анемия беременных: дифференциальная диагностика и лечебная тактика. Методические рекомендации для врачей. - М., 2003. - 41с.
6. Кудрин А. В., Скальный А. В. Жаворонков А. А. Иммунофармакология микроэлементов. - М.: КМК, 2000.
7. Мурашко, А. В. Анемия, железо и исход беременности // Гинекология. - 2002. - Т.4, №4. - С. 148150.
8. Омаров Н. С-М. Влияние гестоза в сочетании с железодефицитной анемией на лактационную функцию (профилактика и лечение нарушений: Дис. ... д-ра мед.наук. - М., 1999.
9. Региональные особенности санитарно-эпидемиологической обстановки в Свердловской области за 2004 год. - Екатеринбург: ГУСЦГМСР, 2005. - 37с.
10. Шехтман М. М. Железодефицитная анемия и беременность // Гинекология. - 2006. - №6. С.164-170.
11. Baker W. F. Iron deficiency in pregnancy, obstetrics and ginecology. //Hematol. Oncol.Clin.North. Amer. -2000. - № 14(5). - P.1061-1077.
12. Richter C., Huch A., Huch R. Eritropoiesis in postpartum period. //Perinat. Med. - 1995 - №23 - P. 51-59.