Научная статья на тему 'Роль диалогового общения в изучении английского языка'

Роль диалогового общения в изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ / ДИАЛОГ / ОБЩЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салиева Сурайё Мансуржоновна

В статье показана роль диалогового общения в процессе изучения английского языка в вузе. Обращено внимание на современный подход в этом вопросе. Перечислены ценностные параметры в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль диалогового общения в изучении английского языка»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Салиева С.М.

Салиева Сурайё Мансуржоновна - старший преподаватель, кафедра практических дисциплин английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показана роль диалогового общения в процессе изучения английского языка в вузе. Обращено внимание на современный подход в этом вопросе. Перечислены ценностные параметры в обучении.

Ключевые слова: английский язык, студент, преподаватель, вуз, диалог, общение, обучение.

Язык живёт только в диалогическом общении пользующихся им.

ММ.Бахтин

В связи с расширением международных контактов в Республике Узбекистан во всех сферах производства изучение иностранных языков становится все более востребованным и поэтому качество подготовки этих специалистов становится неотложной проблемой. Важнейшим условием успешного обучения студентов является совершенствование учебного процесса, разработка методологии, а также необходимости реализации творческого подхода к обучению, активизируя индивидуальные способности студентов к повышению их педагогического мастерства.

Ныне сложившиеся в Узбекистане общественно-политические и социально-экономические условия диктуют необходимость подготовки специалистов, способных и готовых к установлению взаимосвязи и взаимопонимания между государствами и народами, обеспечению доступа к многообразию мировой политики и культуры. В контексте сказанного, особую актуальность приобретает социальный заказ общества на подготовку специалистов в рамках языкового образования [1, с. 1], которое обеспечивало бы достижение поставленных задач в минимальные сроки с наименьшей затратой сил и средств. Применительно к высшему образованию начинают цениться, прежде всего, такие его параметры, как: доступность, предполагающая максимальное сокращение интеллектуальных и физических усилий для получения требуемого результата; инновационность, направленная на преобразование учебной деятельности; представление о профессиональных знаниях, умениях и навыках. Приоритетными становятся функции, связанные с формированием профессиональной направленности учебного процесса, что делает выпускников вуза конкурентоспособными на рынке труда.

С учетом этих преобразований формулируются новые задачи и разрабатываются иные подходы к подготовке современного специалиста.

Актуальными для теории и методики преподавания иностранных языков в контексте обучения являются проблемы формирования умений иноязычного межкультурного общения. Это обусловлено следующими факторами: 1) в теории и методике преподавания иностранных языков не выделены творческие речевые умения иноязычного общения; 2) в теории и методике преподавания иностранных языков не выделены творческие речевые умения иноязычного общения; 3) отсутствуют критерии отбора текстов, на основе которых осуществляется формирование творческих речевых умений иноязычного межкультурного общения в условиях языкового вуза. В современной литературе широко обсуждается вопрос о внедрении интерактивных форм и методов обучения и компьютерных технологий в учебный процесс. Последовательная и четкая теоретически обоснованная концепция формирования профессиональной компетенции в процессе лингводидактического обучения студентов требует учета психологических особенностей у студентов языковых вузов.

Использование оптимального электронного учебно-методического комплекса, поиск и внедрение новых подходов к решению методических проблем профессиональной компетенции студентов способствует формированию умений и навыков будущего специалиста.

Анализ содержания диалога или диалогического общения позволяет назвать следующие методические рекомендации:

* у обучаемых необходимо сформировать, прежде всего, базовые диалогические умения, без которых невозможна реализация элементарных циклов речевого общения (сообщение - отношение к нему, вопрос - ответ, побуждение - и его выполнение);

* студентов следует научить чёткому интонированию составляющих названных элементарных циклов, чтобы правильно определить тему и отреагировать на неё;

* нужно постепенно увеличивать смысловую нагрузку в диалогах для практики развёртывания и свёртывания мыслей в высказываниях на изучаемом языке (русском, английском и других языках мира);

* воспроизведение готовых диалогов лишь способствует развитию разговорной речи, для устного же овладения ею нужно тренировать обучающихся в самостоятельных диалогах творческого характера.

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова № 1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» // Народное слово. Т., 2012 года. 10 декабря. С. 1-2.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧИЯ НАЦИИ

Землянкина Ю.И.

Землянкина Юлианна Искандаровна - преподаватель английского языка, кафедра теоретических дисциплин, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье освещаются такие вопросы, как главные факторы здоровья человека и значение здорового образ жизни. Также рассматриваются способы формирования мотивационно-ценностного отношения к сохранению и укреплению здоровья, физической культуре, здоровому стилю жизни, физическому и психическому эстетическому развитию и совершенствованию и привычки регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура здоровья, умственная и физическая активность, работоспособность головного мозга, интеллектуальная деятельность, мышечная система, нервная система.

Мы с гордостью и огромной благодарностью можем отметить, что за годы независимости в нашем государстве были проведены огромные по возрождению многовекового культурного наследия нашего народа, национальной самобытности и народных традиций, по развитию высокой духовности и патриотизма, а главное, по формированию общества всесторонне воспитанных и образованных, гармонично развитых, физически здоровых и духовно зрелых личностей. Как подчеркивает глава нашего государства Ш.М.Мирзиёев, «осуществляемые в нашей стране реформы и масштабные программы направлены на достижение одной единственной и великой цели. Этой целью является благоустройство и улучшение жизни нашего народа, воспитание наших детей всесторонне и гармонично развитыми личностям» [1, с. 1]. Также, в своих выступлениях, посвященных реформам по системе общего среднего, среднего специального и профессионального образования, глава государства призывает педагогов нашей страны организовать педагогический процесс на основе новых форм и методов, направленных на воспитание молодежи гармонично развитыми личностями, в духе патриотизма и преданности идее национальной независимости, а также на развитие духовных и нравственных качеств учащихся на основе нашего богатого научного, культурного и духовного наследия, уважения национальных и общечеловеческих ценностей. Поэтому, мы, педагоги, считаем своим наиважнейшим долгом следовать призывам нашего президента и прививать нашим воспитанникам высокоразвитое чувство наивысших человеческих ценностей и постоянного стремления к прекрасному и лучшему. Наивысшей человеческой ценностью является здоровье -физическое, психическое и духовное. Во многом состояние нашего здоровья зависит от образа жизни, который мы ведем. Соответственно, для того, чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. Как считает Р.А.Абзалов, «здоровый образ жизни это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья» [2, с. 45]. Мы придерживаемся определения З.Ф. Дудченко, который объясняет здоровый образ жизни как «достижение максимальной работоспособности, хорошего самочувствия, настроения, ощущения комфорта, благополучия, хорошего внешнего вида, долгой жизни» [3, с. 55].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.