РОЛЬ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА Д.С. Аюпов, студент
Научный руководитель: И.Е. Козырева, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-2-26-28
Аннотация. Роль детской психологии является существенной в становлении личности человека, так как будущее становление личности человека и его реализация в жизни напрямую зависит от того какое воспитание получил человек в детском возрасте. Именно детская психология является основным фундаментом современного общества. В данной статье рассматривается понятие, основные задачи детской психологии и место детской психологии в современном мире, благодаря которой станет ясно, насколько важна данная тема.
Ключевые слова: детская психология, детский возраст, задачи детской психологии, индивидуальность, социализация ребёнка.
Начнем с того, что необходимо раскрыть понятие детской психологи. Детская психология - это раздел психологии, которая в первую очередь занимается исследованием закономерностей психического развития ребенка. Данная отрасль тесно связана с таким разделом психологии, как педагогическая психология и с такой наукой как педагогика.
У каждого ребенка есть определенные базовые предпочтения, которые вызывают у него определенный интерес. Он стремится узнать, что-то новое в жизни, но не всегда интересы являются положительными.
Дитя, находясь в обществе, постоянно учится и плохому и хорошему поведению. Именно отсюда в последующем он становится сторонником добра или зла, создания или разрушения, правды или лжи [1, с. 60]. В детском возрасте человеку гораздо сложнее понять, что является положительным, а что отрицательным, так как ребёнок ещё не понимает, как ему необходимо поступать в конкретных ситуациях. Ребёнку нужно заложить такие знания, которые помогут ему в будущем стать морально устойчивым и законопослушным гражданином. И в связи с этим у детской психологии имеются определённые задачи, которые помогут решить данную проблему.
Важной задачей детской психологии является выявление закономерностей раз-
вития, поиск причин, влияющих на него [2, с. 60]. Детская психология, в первую очередь, оказывает помощь родителям, опекунам, различным организациям в становлении личности, а также, в воспитании ребенка.
Одним из важнейших факторов социализации была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив [3, с. 64]. Направляющая активность близкого взрослого создает условия для формирования познавательных процессов, для развития различных сторон личности в первичных моделях самореализации [4, с. 71].
Появлению детской психологии, как отрасли науки, способствовали проблемы физического и материального характера, с которыми сталкиваются дети в каждом из периодов своего развития.
Под материальными проблемами (недостатками) понимаются вопросы, связанные с вещами (предметами), которые имеет при себе ребёнок. Не каждый родитель или опекун может подарить самокат или новый гаджет. С таких моментов, которые взрослым кажутся малозначительными, для ребенка являющимися весомыми, начинаются проблемы. Я считаю, что именно в таких моментах самооценка или поведение ребенка может ухудшиться.
Под физическими недостатками понимается то, что не все дети рождаются с равными физическими возможностями. Каждый ребёнок индивидуален по-своему, что заметно усложняет задачу детской психологии. Так, например, ребенку с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с умственными отклонениями, будет гораздо сложнее социализироваться в обществе, так как дитя становится особенным, не похожим на других детей. Одной из задач детской психологии является нахождение выхода из ситуации и решение вопросов, связанных с данной проблемой. Для начала будут проводиться беседы для того, чтобы устранить проблемы. Нужно понимать, что вопросы, которые могут быть не значительными с точки зрения взрослых, может быть весьма значимой и в сознании ребенка занимают определенное место и являются значительной проблемой.
Так, благодаря детской психологии, ребёнок сможет социализироваться в различных учебных заведениях, без каких-либо проблем и быть готовым к различным жизненным трудностям, которые будут его сопровождать по детскому пути.
Подводя итоги всему вышесказанному роль детской психологии в жизни ребёнка - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы становится понятно, что ребёнок является особенным и даже не при равных возможностях всем придется пройти путь к становлению личности. У каждого родившегося ребенка есть определённые способности и определённые недостатки и к каждому ребёнку необходим свой подход, которым занимается такая наука, как детская психология.
Библиографический список
1. Байкин С.А. Детская психология в воспитательном процессе // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №12.
2. Акишева А.К., Тлеухановна Б. Детская психология // Sciences of Europe. 2021. №62-2.
3. Гаджиева У.Б. Психология детско-родительских отношений // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2004. №3.
4. Авдулова Т.П. Психология младших школьников в контексте детско-родительских отношений // Образовательная политика. 2014. №2 (64).
THE ROLE OF CHILD PSYCHOLOGY IN A CHILD'S LIFE D.S. Ayupov, Student
Supervisor: I.E. Kozyreva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. The role of child psychology is essential in the formation of a person's personality, since the future formation of a person's personality and its implementation in life directly depends on what kind of upbringing a person received in childhood. It is child psychology that is the main foundation of modern society. This article examines the concept, the main tasks of child psychology and the place of child psychology in the modern world, thanks to which it becomes clear how important this topic is.
Keywords: child psychology, child age, tasks of child psychology, personality, socialization of the child.