Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСВОЕНИИ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСВОЕНИИ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Л.И., Ган Н.Ю., Обухова К.А.

В представленном исследовании авторами ставится вопрос о необходимости включения в образовательный процесс дошкольного учреждения ознакомления детей с некоторыми философскими категориями. Система образования, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенного и непрерывного вхождения в познание окружающего мира. Именно в дошкольном детстве ребенку раскрываются различные взаимосвязи, ценности культуры и здоровья, многообразные закономерности в области разных знаний. Это способствует более широкому взаимодействию ребенка-дошкольника с окружающим миром, что, в свою очередь, обеспечивает усвоение не разрозненных представлений об объектах и явлениях, а закономерную их интеграцию и взаимопроникновение, а значит, понимание целостности картины мира. Авторами доказывается мысль, что усвоение детьми философских категорий способствует пониманию устройства окружающего мира. Приводится анализ исследований, доказывающий, что детская художественная литература понятным и доступным языком, жизненными примерами и яркими образами способна объяснить детям законы функционирования природы и общества, а также раскрыть мир человеческих отношений и чувств. Художественная литература окружает ребенка с первых лет его жизни. Именно она способствует развитию мышления и воображения, обогащает чувственный мир, дает образцы для подражания и учит находить выход в разных ситуациях. Философские категории, такие как «любовь и дружба», «красивое и безобразное», «добро и зло» представлены в детской литературе весьма широко, а от мастерства взрослого человека в донесении содержания произведения, от правильно расставленных акцентов зависит эффективность усвоения философских категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHILDREN’S ARTISTIC LITERATUR IN THE ASSIMILATION OF PHILOSOPHICAL CATEGORIES BY PRESCHOOL CHILDREN

N the presented study, the authors raise the question of the need to include in the educational process of a preschool institution to familiarize children with some philosophical categories. The educational system in which the child is included, starting from preschool childhood, provides him with the opportunity to gradually and continuously enter the knowledge of the world around him. It is in preschool childhood that the child is exposed to various relationships, values of culture and health, diverse patterns in the field of different knowledge. This contributes to a broader interaction of the preschooler with the world around him, which, in turn, ensures the assimilation not of disparate ideas about objects and phenomena, but their natural integration and interpenetration, which means understanding the integrity of the picture of the world. The authors prove the idea that the assimilation of philosophical categories by children contributes to the understanding of the structure of the surrounding world. The analysis of research is presented, proving that children’s fiction in an understandable and accessible language, life examples and vivid images is able to explain to children the laws of the functioning of nature and society, as well as to reveal the world of human relations and feelings. Fiction surrounds the child from the first years of his life. It is she who contributes to the development of thinking and imagination, enriches the sensory world, provides role models and teaches you to find a way out in different situations. Philosophical categories such as "love and friendship", "beautiful and ugly", "good and evil" are represented in children’s literature very widely, and the efficien cy of mastering philosophical categories depends on the skill of an adult in conveying the content of a work, on correctly placed accents.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСВОЕНИИ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 372.03

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-20-24

THE ROLE OF CHILDREN'S ARTISTIC LITERATUR IN THE ASSIMILATION OF PHILOSOPHICAL CATEGORIES BY PRESCHOOL CHILDREN

Ponomareva L.I., Gan N. Yu., Obukhova K.A.

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

РОЛЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСВОЕНИИ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пономарева Л.И., Ган Н.Ю., Обухова К.А.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. In the presented study, the authors raise the question of the need to include in the educational process of a preschool institution to familiarize children with some philosophical categories. The educational system in which the child is included, starting from preschool childhood, provides him with the opportunity to gradually and continuously enter the knowledge of the world around him. It is in preschool childhood that the child is exposed to various relationships, values of culture and health, diverse patterns in the field of different knowledge. This contributes to a broader interaction of the preschooler with the world around him, which, in turn, ensures the assimilation not of disparate ideas about objects and phenomena, but their natural integration and interpenetration, which means understanding the integrity of the picture of the world. The authors prove the idea that the assimilation of philosophical categories by children contributes to the understanding of the structure of the surrounding world. The analysis of research is presented, proving that children's fiction in an understandable and accessible language, life examples and vivid images is able to explain to children the laws of the functioning of nature and society, as well as to reveal the world of human relations and feelings. Fiction surrounds the child from the first years of his life. It is she who contributes to the development of thinking and imagination, enriches the sensory world, provides role models and teaches you to find a way out in different situations. Philosophical categories such as "love and friendship", "beautiful and ugly", "good and evil" are represented in children's literature very widely, and the efficiency of mastering philosophical categories depends on the skill of an adult in conveying the content of a work, on correctly placed accents.

Аннотация. В представленном исследовании авторами ставится вопрос о необходимости включения в образовательный процесс дошкольного учреждения ознакомления детей с некоторыми философскими категориями. Система образования, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенного и непрерывного вхождения в познание окружающего мира.

Именно в дошкольном детстве ребенку раскрываются различные взаимосвязи, ценности культуры и здоровья, многообразные закономерности в области разных знаний. Это способствует более широкому взаимодействию ребенка-дошкольника с окружающим миром, что, в свою очередь, обеспечивает усвоение не разрозненных представлений об объектах и явлениях, а закономерную их интеграцию и взаимопроникновение, а значит, понимание целостности картины мира. Авторами доказывается мысль, что усвоение детьми философских категорий способствует пониманию устройства окружающего мира. Приводится анализ исследований, доказывающий, что детская художественная литература понятным и доступным языком, жизненными примерами и яркими образами способна объяснить детям законы функционирования природы и общества, а также раскрыть мир человеческих отношений и чувств. Художественная литература окружает ребенка с первых лет его жизни. Именно она способствует развитию мышления и воображения, обогащает чувственный мир, дает образцы для подражания и учит находить выход в разных ситуациях. Философские категории, такие как «любовь и дружба», «красивое и безобразное», «добро и зло» представлены в детской литературе весьма широко, а от мастерства взрослого человека в донесении содержания произведения, от правильно

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

Keywords: children's fiction, philosophical categories, preschool age. расставленных акцентов зависит эффективность усвоения философских категорий. Ключевые слова: детская художественная литература, философские категории, дошкольный возраст.

REFERENCES [1] Federal State Educational Standard for Preschool Education. - M .: Center for Pedagogical Education, 2014 . - 32 p. [2] Ponomareva, L.I. The relationship between man and nature: a philosophical aspect / L.I. Ponomareva, O.V. Krezhevskikh // Bulletin of the Ural State University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture. Issue 24. - Yekaterinburg: Publishing house of the Ural University, 2008.- P. 155-162. [3] Poddyakov, N.N. Development of a preschooler's child / N.N. Poddyakov // Pedagogy. №. 5. - 1996.- P. 15-19. [4] Davydov V.V. Theory of developing education: monograph / V.V. Davydov. - Moscow: Intor, 1996. - 544 p. [5] Yulina, N.S. Pedagogical strategy of philosophy for children / N.S. Yulina. - In the book: Philosophy for Children. M., 1996.- p. 3-89. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с. [2] Пономарева, Л.И. Взаимоотношения человека и природы: философский аспект / Л.И. Пономарева, О.В. Крежевских // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 24. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008.- С.155-162. [3] Поддьяков, H.H. Развитие ребенка дошкольника / Н.Н. Поддъяков // Педагогика. №5. -1996.- С. 15-19. [4] Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544 с. [5] Юлина, Н.С. Педагогическая стратегия философии для детей / Н.С. Юлина. - В кн.: Философия для детей. М., 1996.- с. 3-89.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Authors Сontributions. Ponomareva L.I.— literature review, text writing; Gan N.Yu. - collection and processing of material; Obukhova K.A. - research concept and design.

Ponomareva L.I. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115 Gan N.Yu. - SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341 Obukhova K.A. - SPIN ID: 7511-8250; ORCID ID: 0000-0003-1078-9028

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов. Пономарева Л.И. - обзор литературы, написание текста; Ган Н.Ю. - сбор и обработка материала; Обухова К.А. - концепция и дизайн исследования.

Пономарева Л.И. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115 Ган Н.Ю. - SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341 Обухова К.А. - SPIN ID: 7511-8250; ORCID ID: 0000-0003-1078-9028

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одной из ведущих задач современной дошкольной дидактики «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1]. Анализ психолого-педагогических зарубежных и отечественных исследований убедительно доказывает тот факт, что именно дошкольное детство является сензитив-ным периодом в развития разных сторон личности. Следует заметить, что ребенку-дошкольнику, в силу своего возраста, свойственны: высокая чувствительность, отзывчивость и способность сопереживать, подражать взрослым, копировать

поступки героев мультфильмов. Педагоги дошкольных организаций должны использовать эти особенности в формировании у детей таких представлений, которые будут адекватно отражать законы функционирования природы и социальные отношения в обществе, что в свою очередь способствует пониманию целостной картины мира.

Основная часть. Система образования, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенного и непрерывного вхождения в познание окружающего мира [2].

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

Именно гуманистическая парадигма образования, определяет отражение в нем разных точек зрения человека на мир, совокупности способов изучения принципов построения природного и социального окружения, усвоение представлений которые обеспечивают раскрытие ценности как самой личности, так и богатства окружающего мира. Дошкольному образованию, как закрепленному Законом «Об образовании РФ» первому уровню общего образования, в этом процессе принадлежит приоритетная роль. Именно в дошкольном детстве ребенку раскрываются различные взаимосвязи, ценности культуры и здоровья, многообразные закономерности в области разных знаний. Это способствует более широкому взаимодействию ребенка-дошкольника с окружающим миром, что, в свою очередь, обеспечивает усвоение не разрозненных представлений об объектах и явлениях, а закономерную их интеграцию и взаимопроникновение, а значит, понимание объективной картины мира [2].

По мнению Н.Н. Поддъякова, категориальная структура мышления углубляет познание реального мира и обусловливает глобальные изменения в психическом и личностном развитии ребенка, где знание выступает интенсивным фактором изменения познавательного опыта ребенка

[3].

Проблеме изучения подходов к построению современного образования, в котором человек мыслит категориально, посвящены исследования таких отечественных педагогов и психологов, как Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, В.Т. Фоменко, Д.Б. Элько-нин и другие.

Согласно научным трудам С.Л. Рубинштейна, категории - это наиболее общие понятия, отражающие основные свойства, взаимосвязи и закономерности реального мира. Самыми широкими категориями, как отмечает В.В. Давыдов, являются философские категории, служащие методологической основой научного познания во всех областях человеческой деятельности, где знания трактуются как результат мышления (отражение действительности) и процесс его получения (мыслительные действия), когда личность присваивает способы учебной деятельности как особую форму социальной активности, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры [4]. В своих исследованиях В.А. Петровский отмечал, что ребенок с раннего возраста усваивает начальные понятийные формы, то есть категории, в определенной логике, изменяющей структуру

мыслительной деятельности, характер взаимодействий с миром и отношение к нему. Начальные формы категориальных знаний несут в себе мировоззренческую функцию, а их аккумуляция обеспечивает развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных ценностей ребенка. Именно усвоение категорий ставит дошкольника в позицию исследователя, когда диффузное, размытое представление о мире становится четким, приобретает ясность, целостность и системность. Это и помогает детям дошкольного возраста, с одной стороны, дифференцировать имеющиеся представления, а, с другой, - на основе аналитико-син-тетической деятельности самостоятельно устанавливать взаимосвязи в окружающем мире.

У детей дошкольного возраста достаточно интенсивно происходит формирование начальных форм следующих философских категорий: живое и неживое; пространство и время; количество и качество; добро и зло; любовь и дружба и др. Несмотря на то, что эти начальные представления дошкольников еще несколько разрозненны, а некоторые свойства и отношения объективного мира еще слабо осознаются, тем не менее, даже в таком виде они определяют ведущую роль в понимании и последующем объяснении устройства окружающего мира [5].

Огромная роль в освоении вышеперечисленных философских категорий дошкольниками принадлежит художественной литературе. Именно благодаря детской книге расширяется кругозор, дети в доступной и понятной форме узнают, что такое смелость, совесть, ответственность, справедливость...

При чтении сказки или рассказа взрослый должен обращать внимание детей не только на содержание произведения, но, что особенно важно, делать акцент на нравственных качествах героев (их поступках). При чем, чем старше дошкольник, тем сложнее становится сюжет, и любимыми произведениями становятся уже волшебные сказки с превращениями и путешествиями, победой добра над злом. Старшие дошкольники способны понимать и выделять главную идею литературного произведения, способны понимать юмористические произведения, которые вызывают у них положительные эмоции, активное обсуждение.

Важным, по мнению А.В. Запорожца, считается то, что взрослый должен помочь ребенку эмоционально правильно воспринять поступки литературных героев, это постепенно способствует овладению набором эталонов добрых поступков. Следовательно, художественная литература позволяет детям дошкольного возраста познавать социальные взаимоотношения людей,

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

усваивать позитивное отношение к окружающему миру. При этом, чем ярче и сильнее переживания при чтении сказок и рассказов, тем устойчивее и богаче его чувства и представления, т.е. легче усвоение той или иной философской категории: забота, сочувствие, любовь, дружба.

Не менее важной функцией детских книг в развитии личности подрастающего поколения является функция социализации - процесса передачи накопленного опыта от одного поколения последующему. В процессе социализации происходит постепенное становление индивидуальности ребенка, развитие его самосознания и формирование личности.

В дошкольной дидактике термин «социализация» рассматривается как процесс формирования и развития личности, происходящий под влиянием воспитательной и учебной деятельности. В зависимости от степени (высокая или низкая) социализации, зависит дальнейшая адаптация ребенка к жизни в обществе.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен ряд требований к социально-личностному развитию воспитанников в ДОО:

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [1]. Реализовать эти требования на практике способна художественная литература. Литературные сюжеты и персонажи при-

общают ребенка к жизни в социуме, предлагают стереотипные правила поведения в определенных ситуациях, помогают разобраться в поступках окружающих людей, усвоить оптимальные способы общения и взаимодействия с окружающими, знакомят с миром профессий и взаимоотношений взрослых, дальними странами, природой, дают образцы мужского и женского поведения, закладывают основы мировоззрения и др. Все это определяет важную роль детской литературы - способствовать усвоению философских категорий в простой и доступной форме. При этом детские произведения должны соответствовать следующим требованиям:

1. четкое соответствие произведения возрасту детей;

2. простое и лаконичное изложение текста, обычная и доступная лексика;

3. интересный, захватывающий сюжет произведения (путешествие, приключение, волшебство);

4. динамичное общение персонажей (диалоги между героями, советы, поступки);

5. наличие иллюстраций и рисунков, соответствующих пониманию текста;

6. в конце сказки (рассказа) добро всегда побеждает зло.

Важную роль в усвоении философских категорий играет последующий анализ содержания литературного произведения после его прочтения. В запланированной беседе по содержанию прочитанного текста, педагогу необходимо выделить главную идею произведения, помочь понять мотивы поступков героев, сделать акцент на качествах тех или иных героев. Далее, по ходу беседы педагог задает детям вопросы, отвечая на которые они самостоятельно находят выход из разных проблемных ситуаций. Беседы с дошкольниками по анализу прочитанного, педагогу необходимо проводить после каждого прочтения сказки или рассказа.

Для лучшего усвоения философских категорий «Добро и зло», «Любовь и Дружба», мы рекомендуем использовать в практике работы дошкольного учреждения следующие сказки и рассказы: «Аленький цветочек» С. Акскаков, «Мо-розко» р.н.с., «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкин, «Мойдодыр» К. Чуковский, «Цветик семицветик» В. Катаев, «Огурцы», «Фантазеры» Н. Носов, «Кошкин дом» С. Маршак и др.

Заключение. Детям дошкольного возраста доступны некоторые философские категории: добро и зло, красивое и безобразное, любовь и дружба и другие. Способствует пониманию содержания

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

данных категорий детская художественная литература. Именно художественная литература является сильным эмоциональным средством, которое может воздействовать на мысли и сознание детей, формировать определенные нравственно ценные качества, воспитывать чувства и отношения дошкольников к окружающей действительности, обогащать их социальный опыт. Усвоение философских категорий помогает детям в доступной

форме понять сложные социальные взаимоотношения, принять образцы положительного поведения (поступков). Использование в практике работы детских садов запланированных бесед по анализу художественных произведений способствует пониманию целостной картины мира.

Ответственный за переписку: Пономарева Людмила Ивановна - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация, E-mail:

ldm1020@mail.ru

^rresponding Author: Ponomareva Lyudmila Ivanovna - doctor of pedagogical Sciences, professor of «Shadrinsk State Pedagogical University», Shadrinsk, Russian Federation, E-mail: ldm1020@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.