Научная статья на тему 'Роль детско-взрослых объединений в воспитании подрастающего поколения'

Роль детско-взрослых объединений в воспитании подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛИДЕР / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курило С. Н.

В статье анализируется роль детско-взрослых объединений в воспитании подрастающего поколения в тесной связи с переменами, происходившими в стране. Молодежная организация рассматривается как важный индикатор совер шенствования социально-экономических, духовно-нравственных отношений в обществе, политической социализации молодежи, воспитания ответственности и патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль детско-взрослых объединений в воспитании подрастающего поколения»

АДМИНИСТРА ТИВНОЕ ПРАВО_

ленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Решение о выдаче судье разрешения на хранение и ношение служебного оружия принимается начальником органа внутренних дел в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день именно из-за недостаточной регламентации в законодательных актах данная мера практически не работает.

Таким образом, при совершенствовании российского законодательства об обороте служебного оружия следует,

•к А А

прежде всего, обратить внимание именно на указанные направления, а также учитывать международный опыт в данной сфере, наглядно показывающий эффективность того или иного механизма или метода регулирования. Исходя из опыта большинства развитых и развивающихся стран в области правового регулирования оборота служебного оружия, можно сделать вывод о наибольшей эффективности метода регулирования данных отношений с точки зрения установления состояния безопасности в государстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (БТ8 N 101) // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.

2. Об оружии : федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 10.07.2012) // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.

гц 3. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к

^ нему на территории Российской Федерации (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ^ ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов а к нему» : постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 04.09.2012) // СПС ^ «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.

4. О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного ору-^ жия судьям : постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 (ред. от 06.12.2012) // ^ СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013. а

| © Султанов У. З

Ц © Шарафутдинов А. Ш.

I _

«

а

§ ФИЛОСОФИЯ

©

и

* УДК 13 С. Н. КУРИЛО, старший научный сотрудник

% научно-исследовательского и редакционно-

Ц исследовательского отдела Уфимского

о

^

0 «

и

1

юридического института МВД России РОЛЬ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ

4 ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Ц Аннотация. В статье анализируется роль детско-взрослых объединений в вос-

§ питании подрастающего поколения в тесной связи с переменами, происходившими в стране. Молодежная организация рассматривается как важный индикатор совер-

шенствования социально-экономических, духовно-нравственных отношений в обществе, политической социализации молодежи, воспитания ответственности и патриотизма.

Ключевые слова и словосочетания: молодежные общественные организации, подрастающее поколение, молодежное движение, лидер, молодежная среда, социальная система.

Возникновение и функционирование молодежных организаций в современной России необходимо рассматривать в тесной связи с глубинными переменами, происходившими в стране, со спецификой нынешнего этапа ее развития, как следствие процесса демократизации общества, строительства гражданского общества и правового государства. Завершился переход от монополии в молодежном движении к множеству объединений, ассоциаций, групп различной направленности. Образование многообразных молодежных организаций, стоящих на разных социально-политических и духовно-нравственных позициях, обусловлено наличием в нашем обществе разнообразных социальных, национальных, социально-профессиональных и социально-демографических групп, что порождает политический и идейный плюрализм [1].

Деятельность существующих сегодня молодежных общественных организаций тесно связана с ростом самосознания молодежи. Участники общественных объединений и организаций одновременно выступают и субъектами жизнедеятельности своего коллектива, и участниками процесса социально-культурной жизни.

«Молодым людям больше присуще стремление к новому, неизвестному и они меньше рефлексируют по поводу возможных последствий от соприкосновения с неопределенностью, а потому смелее идут на риск. Можно сказать, что доминанта в моделях поведения молодежи является общей характеристикой современных молодых поколений» [2]. Преодолеть противоречия в

молодежной среде с учетом национальных, исторических и других особенностей - значит способствовать благоприятному развитию молодежи.

Таким образом, молодежные организации образуют активная часть молодежи, лидеры политических партий с целью не только удовлетворения определенных социальных, политических, личных потребностей юношей и девушек, подготовки новой элиты, но и для создания условий для социального самоутверждения личности, ее самореализации, развития коллективизма, формирования социально-психологической общности людей.

«Участие в деятельности молодежных объединений может ускорить процесс социализации молодого человека, преобразования социального опыта в ценности ориентации, усвоения социальных норм и ролей, способствовать становлению гражданина и, наконец, дает дополнительную возможность для социального самоутверждения личности, ее самореализации» [3].

Стремление молодежи к объединению носит объективный характер. В молодежной среде имеются определенные предпосылки для становления и формирования единого молодежного объединения, которое бы учитывало интересы всех групп молодежи и выработало бы понятную для всех философию и миссию молодежной организации. Поэтому молодежное движение призвано реализовать социальные устремления и интересы молодежи в куль-турно-досуговой сфере, в политической и экономической деятельности общества.

<ч а а

и и

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

§

и

Молодежная организация является важным индикатором совершенствования социально-экономических, духовно-нравственных отношений в обществе, политической социализации молодежи, воспитания ответственности и патриотизма.

В современном понимании ценности воспитания представляют собой «...человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях» [4] Большинство молодежных организаций включают в воспитательную (духофор-мирующую) функцию формирование и развитие у молодежи прежде всего духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности, патриотизма.

К сожалению, ценностные ори-^ ентации в обществе сейчас размыты. ^ Они различны, как показывают социологические опросы, у обучаемых и обу-^ чающих, в различных регионах, у представителей разных социальных групп, ^ этносов, религий. Должна произойти выборка тех ценностей, которые будут приняты всеми слоями гражданского общества. Духовно- нравственные ценности должны быть признаны общест-

8'

а вом «изнутри», а не продиктованы | «сверху». В противном случае может а произойти отторжение духовно-^ нравственных основ, которое в свою | очередь повлечет углубление духовно-а нравственного кризиса в обществе и по-Ц ставит вопрос о существовании целост-2 ности Российского государства. | Главной функцией любого объело динения является стремление к само-1 реализации, субъектному воплощению ^ его членов. У молодежи это ориентация а на определенные социально значимые Ц цели, общение с единомышленниками, ^ построенное на взаимопонимании и

взаимодоверии, а именно этих качеств многим молодым в жизни не хватает. Л. И. Геращенко пишет: «Под самореализацией понимается наиболее полное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека, осуществляемые путем включения его в социальные структуры. Процессы самореализации и самоосуществления человека раскрываются под влиянием разнообразных факторов в разных сферах жизнедеятельности человека... Потребность в самореализации рассматривается в качестве высшей потребности человека. Выделяются две группы факторов, оказывающих влияние на процесс самореализации: внешние (наличие или отсутствие социального заказа на способности человека, его потенции, мера востребованности их со стороны социальных структур) и внутренние (степень развитости способностей, качества характера, воли, привычки человека, гибкость мышления и т. д.)» [5].

Молодежная организация как социальная группа является одной из форм проявления социальной инициативы детей и подростков, позволяющая удовлетворить присущую им потребность в социально преобразующей деятельности. В них не только создается поле для социальной деятельности, но и возможность для проявления социальных и гражданских чувств, общих переживаний, стремления к преобразованию.

Сила молодежного движения трактуется М. Карватом и В. Миляновским как «его общественное влияние, обусловленное целостью молодежи, ее внутренней сплоченностью и четкостью собственной деятельности и, следовательно, ее единством» [6].

Общественные объединения также различаются по территориальной сфере деятельности. В частности, они могут быть общероссийскими, региональными, межрегиональными и местными. В членстве же молодежных и детских общественных объединений могут состоять лица следующего возрастного критерия: 14 лет (молодежные

общественные объединения), 10 лет (детские общественные объединения).

Под организацией, как известно, понимается социальная система, которая порождается в соответствии с определенной идеологией, общей целью и частными задачами. Организация создается в рамках уже существующей иерархии организаций («сверху» и «снизу» от существующих, как их продолжение, или «сбоку», с самостоятельной структурой целей, задач и функций); имеет свою структуру, которая, как правило, не подвержена особым изменениям; создается в соответствии с уставом, положением или инструкцией, которые предписывают ей цели, задачи, принципы строения и функционирования; имеет административно-распорядительный и исполнительный механизм (аппарат).

Для становления ребенка как личности большое значение имеет, в какую среду он попадет. Будет ли это среда, где будут присутствовать взрослые и он будет находиться всегда под чьим-нибудь влиянием; или это будет коллектив, где ребенок будет выступать как равный среди равных?

Если исходить из той точки зрения, что у детей есть потребность в объединении с себе подобными, то наличие детского коллектива помогает каждому из участников осознавать себя как личность и способствует формированию объективных представлений о своих качествах, способностях, общественной значимости.

Если утверждать, что «коллектив -это группа людей, объединенных общей работой, общими учебой, общими интересами» [8], то можно прийти к мнению, что коллектив можно организовать при наличии цели и стремление к ней является необходимым условием развития как детского коллектива, так и коллектива вообще. Организация детского коллектива усложняется еще и тем, что необходимо, как и во взрос-

лом коллективе, выбрать такой тип управления отношений, который бы именно позволял ребенку ощущать себя на равных со своими сверстниками. Таким образом, наиболее приемлемым оказывается коллективный тип управления - когда члены группы взаимодействуют друг с другом в процессе управления своими действиями, совместно управляют действиями каждого, «вмешиваются в дела друг друга». Такая группа представляет собой коллектив, члены которого непосредственно связаны друг с другом в процессе управления своими действиями: все вместе принимают единые решения, т. е. коллектив становится единым субъектом с единым сознанием, волей и действием.

Подведем итоги. Молодежное движение в современной России развивается сложно и противоречиво. Оно проявляется как форма социальной активности молодежи, как совокупность молодежных организаций, как способ самодеятельного участия молодежи в культурно-духовном и социально- политическом развитии общества. Возникнув как ответ на конкретные социальные потребности общества, оно может ^ рассматриваться как своего рода специфическое явление социализации молодежи в ^ условиях общественных трансформаций, а поиска и смены ценностных ориентиров и смыслов жизни. По своему содержанию ^ молодежная организация отражает объек- ^ тивные и субъективные процессы развития « молодежной среды в поисках своей иден- Ц. тичности и социальных условий жизнедея- Ц тельности и имеет свои специфические осо- § бенности, связанные с мировоззрением, а культурой, образованностью и профессио- | нальной подготовкой, степенью организа- | ции, уровнем поддержки извне, состоянием § материальной базы, численностью молоде- Ц жи и участников молодежных групп и орга- 2

низаций и др. §

«

и

6 * Л

£

а «

I

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Грибанов В. В., Грибанова В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения. Л., 1991. С. 11.

2. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в обществе риска. М., 2001. С. 6.

3. Грибанов В. В., Грибанова Г. И. Инициативные самодеятельные молодежные движения. Л., 1991. С. 24.

4. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1996. С. 216.

5. Геращенко Л. И. Проблема целостности человека в социологии // Проблема теоретической социологии: межвуз. сб. Выпуск 5. СПб., 2005. С. 295.

6. Луков В. А. Молодежное движение в социалистическом обществе. М., 1987. С. 16.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2007. С. 283.

© Курило С. Н.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

УДК 159.9:34

Э. Р. ИСХАКОВ, профессор кафедры криминологии и психологии Уфимского юридического института МВД России, доктор медицинских наук, профессор

<ч а а

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и Д

В

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

О. А. ЦЕПИЛОВА, психолог Центра психодиагностики Медико-санитарной части МВД по РБ

И. В. ПРОКОПЕНКО, начальник Центра психодиагностики Медико-санитарной части МВД по РБ

О. Р. НАУШИРВАНОВ, начальник Медико-санитарной части МВД по РБ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА

РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аннотация. В статье представлено исследование психологической и психофизиологической сфер сотрудников правоохранительных органов, согласно которым установлены различия ряда показателей среди лиц, имеющих или не имеющих такой фактор риска развития заболеваний, как курение.

Ключевые слова и словосочетания: здоровье сотрудников правоохранительных органов, факторы риска, психология здоровья, здоровый образ жжизни.

В настоящее время актуальным остается высокая распространенность среди населения лиц, неприверженных к ведению здорового образа жизни, имеющих так называемые поведенче-

ские факторы риска развития хронических неинфекционных (соматических) заболеваний таких как курение, недостаточная физическая активность, несбалансированное питание (недостаточное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.