Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕТСКИХ МУЗЕЕВ И ЭКСПОЗИЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ'

РОЛЬ ДЕТСКИХ МУЗЕЕВ И ЭКСПОЗИЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕНИКА / ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ И ЭКСПОЗИЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО МУЗЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Марина Владимировна

Статья посвящена педагогическому анализу детских музеев и экспозиций в реализации коммуникативного подхода в музейной педагогике. Автор предлагает свой взгляд на проблемы восприятия музейного предмета ребенком в силу его возрастных психологических особенностей и определяет педагогическую природу этого восприятия. Важность современного детского музея и экспозиций школьного музея заключается в том, что именно на этих площадках реализуются два вида познавательной деятельности: учебная и внеучебная (досуговая) или дополнительное образование. Поэтому в статье рассматриваются принципы и приемы создания детских музеев и экспозиций, а также формы реализации на этой базе коммуникативного подхода в образовательной деятельности со школьниками. Среди приемов современного процесса обучения автор выдвинула усиление интерактивности экспозиции, включение элементов театрализации, вхождение ребенка в историческую ситуацию и создание творческого продукта на экспозиции. Все эти приемы соответствуют познавательным возможностям учащихся, вовлекают их в активный диалог в музейном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHILDREN MUSEUMS AND EXPOSITIONS IN REALIZATION OF COMMUNICATIVE APPROACH IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the pedagogical analysis of children museums and expositions in the realization of the communicative approach in museum pedagogic. The author suggests her view on the problem of children perception of a museum object depending on their age and psychological peculiarities and determines the pedagogical nature of this perception. The significance of modern children museums and expositions of school museums is that they realize two types of knowledge activity: curricular and extra-curricular activities. So the article considers the principles and methods of the creation of children museums and expositions and forms of realization of the communicative approach in the learning activity of schoolchildren. The author highlights such methods of modern education as the intensification of interaction of expositions, inclusion of drama elements, inclusion of children into historic situations, making a creative product in expositions. These methods correspond to learning abilities of schoolchildren and involve them into active dialogue in the museum space.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕТСКИХ МУЗЕЕВ И ЭКСПОЗИЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ»

УДК 069(37) DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-4-67-74

ББК 79.1

РОЛЬ ДЕТСКИХ МУЗЕЕВ И ЭКСПОЗИЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ

М. В. Короткова

Аннотация. Статья посвящена педагогическому анализу детских музеев и экспозиций в реализации коммуникативного подхода в музейной педагогике. Автор предлагает свой взгляд на проблемы восприятия музейного предмета ребенком в силу его возрастных психологических особенностей и определяет педагогическую природу этого восприятия. Важность современного детского музея и экспозиций школьного музея заключается в том, что именно на этих площадках реализуются два вида познавательной деятельности: учебная и внеучебная (досуговая) или дополнительное образование. Поэтому в статье рассматриваются принципы и приемы создания детских музеев и экспозиций, а также формы реализации на этой базе коммуникативного подхода в образовательной деятельности со школьниками. Среди приемов современного процесса обучения автор выдвинула усиление интерактивности экспозиции, включение элементов театрализации, вхождение ребенка в историческую ситуацию и создание творческого продукта на экспозиции. Все эти приемы соответствуют познавательным возможностям учащихся, вовлекают их в активный диалог в музейном пространстве.

Ключевые слова: музейная педагогика, познавательные возможности ученика, детский музей и экспозиция, музейный предмет, принципы и приемы создания детского музея.

Для цитирования: Короткова М. В. Роль детских музеев и экспозиций в реализации коммуникативного подхода в образовательной деятельности со школьниками // Наука и школа. 2021. № 4. С. 67-74. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-4-67-74.

© Короткова М. В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE ROLE OF CHILDREN MUSEUMS AND EXPOSITIONS IN REALIZATION OF COMMUNICATIVE APPROACH IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

M. V. Korotkova

Abstract. The article is devoted to the pedagogical analysis of children museums and expositions in the realization of the communicative approach in museum pedagogic. The author suggests her view on the problem of children perception of a museum object depending on their age and psychological peculiarities and determines the pedagogical nature of this perception. The significance of modern children museums and expositions of school museums is that they realize two types of knowledge activity: curricular and extra-curricular activities. So the article considers the principles and methods of the creation of children museums and expositions and forms of realization of the communicative approach in the learning activity of schoolchildren. The author highlights such methods of modern education as the intensification of interaction of expositions, inclusion of drama elements, inclusion of children into historic situations, making a creative product in expositions. These methods correspond to learning abilities of schoolchildren and involve them into active dialogue in the museum space.

Keywords: museum pedagogy, learning abilities of pupils, children museum and exposition, museum object, principles and methods of creation of children museums.

Cite as: Korotkova M. V. The role of children museums and expositions in realization of communicative approach in the educational activity of schoolchildren. Nauka i shkola /Science and School. 2021, No. 4, pp. 67-74. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-67-74.

Современный детский музей - явление не новое, но постоянно развивающееся и стремящееся к обоснованию своего места в музейном пространстве. Современный детский музей включает постоянно обновляющиеся интерактивные экспозиции, специальные игровые зоны и мастерские. Для того чтобы прочно занять свое особое место среди «взрослых» музеев, детский музей должен быть оригинальным, эксклюзивным и открытым к детской аудитории. Каждый ребенок в этом музее должен стать желанным гостем, другом музея, для которого его посещение должно стать жизненной потребностью.

Первым шагом по созданию детского музея является организация детского пространства во «взрослом» музее. Б. А. Столяров выделил особенности реализации детского музея в рамках

«взрослого» музея. Одна из особенностей - организация в пространстве «взрослого» музея детских выставок игрового (приключенческого) характера и их совмещение со взрослыми выставочными проектами. Другая черта - создание в пространстве «взрослого» музея интерактивных игровых зон, насыщенных разнообразными копиями музейных предметов. В этих зонах все можно трогать, изучать, использовать и наблюдать в действии. Третья черта - включение в экспозицию «взрослого» музея этикеток к экспонатам с пояснениями, вопросами и творческими заданиями [1, с. 119].

Организации детских музеев в 19902000-е гг. способствовала организация выставок с детской проблематикой -«Мир детства в традиционной культуре» в Государственном музее этнографии, «Детский портрет в русской живописи»

в Государственном Русском музее, «Мир и образы детства» в Государственной Третьяковской галерее, «Детский костюм XVIII- XIX вв.» в Государственном историческом музее. Эти выставки и экспозиции способствовали погружению в среду детства, в детский мир и интересы, осмыслению дефиниции детства в прошлые исторические эпохи.

Постепенно в структуре государственных музеев стали появляться особые детские музеи, например, в Петербурге появились Детский исторический музей (ДИМ) в структуре Государственного музея политической истории России, Интерактивный детский музей «Вселенная воды» в структуре музея «Мир воды Петербурга», детский музей «Улица времени» в Музее истории г. Петербурга. В Смоленском государственном музее-заповеднике был создан детский музей «В мире сказок», а в Государственном литературно-мемориальном музее «Ка-рабиха» появился Музей деда Мазая.

Организаторам детского музея в школе или во «взрослом» музее необходимо знать особенности детской психологии и восприятия детьми музейных экспонатов. Дети практически не видят различий между понятиями «вещь» и «музейный предмет». Они понимают, что вещь - это очень конкретная часть жизни человека, она удобна и практична. Дети уверены, что музей собирает вещи людей и для людей. Если ребенок устал, то он не видит разницы между стулом смотрителя и стулом прошлого века. Дети с трудом усваивают, что музейный предмет извлечен из жизненного обихода, включен в музейное собрание и не может быть кем-либо использован, он должен сохраняться для будущих поколений.

При изучении музейного предмета школьники различают «полезные» вещи, которые могли быть использованы человеком в те или иные эпохи, и вещи «без пользы», то есть музейные экспонаты, «непригодные» для быта и повседневной жизни. Поэтому в детских

экспозициях важно раскрывать функциональную роль музейного предмета в эпоху ее бытования. Например, ребенок увидел в музее рыцаря. Его вряд ли будет интересовать художественные достоинства и вес доспеха, но как рыцарь мылся, как ходил в туалет, как он надевал такой костюм и сражался в нем, практически всегда интересует детей.

Известно, что пространственные и объемные экспонаты лучше воспринимаются детьми, чем плоскостные. Наиболее значимые объемные экспонаты детских экспозиций предпочтительно помещать в центре зала, чтобы ребенок мог несколько раз обойти экспонат по кругу, учитывая его моторику. В детских экспозициях необходимо расположение предметов мебели и декоративно-прикладного искусства таким образом, чтобы ребенок мог заглянуть внутрь или рассмотреть его со всех сторон.

Свойства музейного предмета подлежат корректировке с учетом восприятия психологических и возрастных особенностей учеников. Детей мало интересует внутреннее информативное поле музейного предмета, его размеры и клейма. Школьник нацелен больше на внешнее информационное поле предмета - историю его бытования, причастные к нему события и лица. Для ребенка вряд ли важна древность или уникальность музейного предмета, но причастность экспоната к известным лицам и событиям вызывает бурные эмоции детей. Например, блокадный паек хлеба. В меньшей степени детей занимает ценность музейного экспоната. Его привлекает необычная форма, величина, или, наоборот, миниатюрность, цветовые сочетания экспоната.

Оптимальное сочетание уникального и типичного в музейном предмете - это далекая для ребенка субстанция. Им интересны те экспонаты, за которыми стоит интересная история. Так, школьник уверен, что все веера в музее, несмотря на их красоту, - это утилитарные предметы, которые защищали владельцев от

духоты. Это они знают и по своему опыту, когда сегодня в жару мы иногда используем веер. Однако, когда школьникам показывают веер со сломанным остовом и рассказывают историю, как из данного предмета в революционное время украли бриллиант, это меняет восприятие детьми утилитарного предмета.

К сожалению, жизненный опыт детей всегда маловат. Поэтому при осмотре музейного предмета необходимо максимально подключать набор ассоциаций соответственно его возрасту и жизненному опыту. Например, предмет мебели с резными деталями лебедей, орлов, львов и диковинных животных предполагает ассоциации со сказочными сюжетами.

Ключевым вопросом создания детского музея или экспозиции и реализации коммуникативного подхода в работе со школьниками являются принципы и приемы создания детских музеев и экспозиций.

Экспозиция в детском музее - это «страна грез», которая появляется в результате тщательного отбора и манипуляции информацией и которая предлагает заранее спланированный результат посещения. В этом смысле экспозиция детского музея является закрытой коммуникационной системой. Для ребенка в экспозиции существует три типа реальности: действительность (экспонат, вещь эпохи), вымышленный контекст (панно, диорама), личный контекст фантазии и восприятия самого ребенка. Первые два типа реальности формируют «страну грез», и только последняя реальность создает предпосылки для открытой коммуникативной системы экспозиции.

Все экспозиции по технике коммуникации принято делить на пассивные и интерактивные. В детских музеях и экспозициях необходимо делать акценты на самых главных моментах раскрытия темы: выделять «ударные» экспонаты, тематические блоки, экспозиционные центры, выстраивать динамический ряд из

цепочек зрительных ассоциаций. Этому может способствовать мультимедийная форма, цветовая и световая драматургия экспозиции. Интерактивный стол помогает детям выявить функциональную и знаковую роль каждого предмета. Например, зеркало для детей становится символом преображения человека, ширма - символ защиты и домашнего уюта, буфет знак кухни и еды, а письменный стол - символ творчества.

Подлинные экспозиции гораздо доступнее для понимания подростками и старшеклассниками, экспозиции - реконструкции с символическими предметами - для младших школьников. Дети отдают предпочтение ансамблевым экспозициям с комплексом вещей в жизненном сочетании, в их восприятии они предстают как законченное целое. Бытовые ансамбли, максимально приближенные к эпохе, оказывают сильное воздействие на ребенка, и это обстоятельство привело к созданию так называемых «жизненных комплексов» в детских экспозициях. Реконструкция куска жизни человека становится ребенку более понятной за счет введения манекенов в костюмах в истори-ко-бытовые комплексы. Музейные предметы, наводняющие «жизненные комплексы», не только помогают создать точную атмосферу данной ситуации, но и демонстрируют ребенку наглядно функции музейных вещей в прошлом.

В то же время экспонат в витринах, шкафах и пространствах залов «тонет» для детского восприятия. Помещение экспоната в специально созданный исторический контекст в интерьерных экспозициях помогает школьнику выстроить ассоциативные ряды. Интерьерные ансамбли в детских музеях включают как подлинные вещи, так и реплики, помогающие реконструировать утраченный контекст. Главная задача этих композиций - создание мира бытовых экспонатов и реконструкция атмосферы эпохи.

Панорамы и диарамы - сложный и дорогой тип экспозиции, но благодаря

своей способности создавать иллюзию присутствия юного посетителя «здесь и сейчас» при воссоздании исторических событий или ландшафтных особенностей является эффективной формой детских экспозиций. Детский музей может быть построен на основе художественного панно в сочетании с экспонатами для реконструкции жизни людей и с репликами для тактильного прикосновения. Например, в Музее истории Дома детского и юношеского творчества в Екатеринбурге создана Пушкинская комната, панно которой расписано мастерами палехской живописи на сюжеты сказок поэта. Позже в музее появилась Бажовская комната, все стены которой расписаны красками на сюжеты его произведений.

Тематические экспозиции в детском музее основаны на последовательной смене образов, раскрывающих определенную тему. Создание образов достигается усилением эмоционального воздействия за счет специально созданных произведений пластического искусства, цветовых, световых и звуковых эффектов. Все эти средства работают на сюжет, драматургию раскрытия темы. Бутафорские предметы в детском музее помогают создавать осязаемую атмосферу какой-либо темы. Например, Музей «Сказки Пушкина» в Государственном литературном музее А. С. Пушкина использует разные приемы для создания атмосферы сказок поэта. В музее собраны старинные предметы из сюжетов сказок. Второй прием - ящики с открывающимися створками. С одной стороны, они напоминают кукольные представления, балаган, а внутри мультимедийный экран, с другой - позволяют показать героев сказок в развитии. Разные маски столбовой дворянки, царицы, владычицы морской и старухи позволяют показать действие сказки.

Этикетаж в детском музее также имеет свои особенности. В этикетаже должны быть приемы повышенного воздействия,

которые побуждают ребенка к активности и пробуждают интерес. В подписях к экспонатам его непременно привлечет вопрос: «Что это?», а также загадка, пословица, цитата или стишок. Дети запоминают оригинальные и яркие тексты, например, «Мечты, вытканные из шелка», «Заблудившиеся экспонаты», «Сбежавшие этикетки». Для того чтобы ребенок не заблудился, детский музей использует так называемые путеводные тропинки - «следы» на полу, световые маркеры и даже специальное напольное покрытие, призванное выделять зоны экспозиции разными цветами.

Л. М. Шляхтина выделяет несколько подходов к проектированию экспозиций в контексте реализации коммуникативного подхода в образовательной деятельности со школьниками. Первый подход - элементы театрализации не просто оживляют экспозицию, но и имеют исторический или ландшафтный контекст. Примером является выставка «Острый смысл» в Российском этнографическом музее, которая отражает идею показа холодного оружия как ценного предмета культуры и знакового предмета для народов Средней Азии и Кавказа, поэтому меч демонстрируется на фоне гор.

Второй подход - активное использование современных средств выразительности, усиление интерактивности экспозиции. Это достигается, по ее мнению, созданием комфортных условий для контакта посетителя с экспонатом, для чего делается соответствующая фокусированная и меняющаяся подсветка и устройство сидений для общения с экспонатом на доступном расстоянии. Это достигается стимулированием деятельности школьника на экспозиции и использованием в экспозиции аудиовизуальных и электронных интерактивных устройств.

Третий подход - максимальное использование технической составляющей - звуковых эффектов, музыки, голографии, мониторов. Например, в Музее

политической истории России в Петербурге представлены озвученные экспозиционные комплексы - «коммунальная квартира», «барак строителей», «кабинет партийного руководителя». Благодаря использованию звука эти комплексы превращаются в настоящие театральные спектакли на экспозиции [2, с. 59-61].

Приведем пример реализации коммуникативного похода в работе со школьниками в детском музее. Интерактивный детский музей Ярославского музея-заповедника создал экспозицию для школьников «Река», определив основные приемы ее построения. Первый прием - это посещение детьми модели, в данном случае судна - волжской «расшивы». Дети могли в него залезть, поднять парус, украсить флажками, придумать название, расписать борта мелом. Именно через макет дети могут примерить на себя «взрослые» профессии - лоцмана, крючника, судовладельца. Второй прием - «живая картина» и театрализованное воспроизведение явлений. В данном примере - воспроизведение труда бурлаков на реке через изучение сетей и фотографий самих бурлаков, примерку бурлацких лямок и т. д. Третий прием - это подробное изучение отдельного экспоната, например, в данном случае - «речных сокровищ» -предметов, найденных в недрах реки с помощью подводной археологии на экспозиции «Тайны реки». Четвертый прием - встреча с «реальным» человеком из прошлого, например, в данном примере - человеком любой речной профессии [3, с. 161-163].

Вторая часть экспозиции музея -«Ярославль расторопный» - посвящена жителям города. Здесь применены иные приемы, отличные от приемов экспозиции «Река». Пятый прием - вхождение ребенка в историческую ситуацию. В данном примере ребята погружаются в реальную обстановку старого заведения на экспозиции «Трактир» и примеряют на себя роли хозяина, половых и

посетителей. Шестой прием - создание творческого продукта детьми прямо на экспозиции «Ярмарка». В данном примере на экспозиции необходимо из предметов коллекции фондов музея оформить ярмарочную витрину и создать рекламный листок товаров с текстом и рисунком. Экспозиция «Раек» превращается в творческую мастерскую, где ребятам необходимо создать серии картинок для райка и самим привести в действие этот «экспонат» во время проведения демонстрационного сеанса. Для этого необходимо проявить свою фантазию и творческие способности. В особом пространстве для творчества «Балаганный театр» школьники могут проявить свои актерские и художественные таланты. Для постановки балаганного кукольного театра на ярмарке школьникам необходимо сделать куклы, декорации, придумать и разыграть небольшой спектакль, проявив еще и режиссерские данные [3, с. 164-165].

Динамичность детской экспозиции создают специальные приемы. Каждый предмет необходимо демонстрировать в контексте сюжета, темы музея, ребенок в этом случае может получить рассказ о музейном экспонате от первого лица. Тематические комплексы с манекенами позволяют создать некоторое действие, движение в воссоздании того или иного явления или события прошлого. Динамизм экспозиции детского музея придают звуковые эффекты, когда манекены под фонограмму могут разговаривать, петь и даже «танцевать», создавая атмосферу времени. Обороты речи героев экспозиции лишь усиливают ее театрализацию. «Живые» экспозиции лучше воспринимаются детьми в открытом пространстве, без стекла. Дети стремятся как можно больше приблизиться к музейному предмету.

Один из эффективных приемов и способов создания детских экспозиций -демонстрация технологий создания

самого музейного экспоната, его появления на свет. Например, около картины демонстрируется гипсовая рука художника с кистью, инструменты и материалы для создания картины. Этот прием использует Музей русского импрессионизма в Москве. Другой прием демонстрирует, какие предметы художник использовал для создания данного произведения, поэтому вещи помещают возле картин. Например, Минский национальный художественный музей свою коллекцию картин в каждом зале дополняет витринами по центру с музейными предметами, типичными для данной эпохи и полотен художников.

В детских музеях используются некоторые способы группировки материала, заимствованные из «взрослых» музеев. Это выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку. Эти экспонаты выделяют созданием открытого пространства вокруг с тем, чтобы ребенок мог многократно этот экспонат обойти. Этот прием дополняет прием «экспонат в фокусе», который подчиняет всю экспозицию одному экспонату - наиболее ценному для раскрытия темы. Например, в историко-бытовом комплексе «Русская изба крестьянина» в Музее сословий России таким экспонатом является русская печь,

которая определяла всю жизнь крестьянской семьи. В детском музее «Сказки Пушкина» Литературного музея А. С. Пушкина центральным экспонатом одного зала являлся огромный зеленый дуб.

В детских музеях редко используется прием массированного показа - достаточно большое количество однотипных экспонатов на небольшой площади, гораздо более его впечатляет прием контрастного показа экспонатов, особенно если они демонстрируют прогресс техники. Например, они видят угольный и электрический утюг рядом и таким образом понимают разительные перемены в быту. Для детских музеев достаточно эффективен прием «экспозиции в окне», который основан на том, что школьники попадают из одной реальности в другую, из одного времени в другое. Это своеобразная «машина времени» для детей.

Таким образом, для реализации коммуникативного подхода в образовательной деятельности со школьниками необходимы специальные музеи и детские экспозиции, включающие интерактивные экспозиции, особые игровые зоны и творческие мастерские. Организации продуктивной работы со школьниками способствуют специально разработанные интерактивные приемы создания детских экспозиций и музеев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея: учеб. пособие для музейных педагогов. СПб., 2013.

2. Шляхтина Л. М. Экспозиция в фокусе современных направлений культурно-образовательной деятельности музеев // Актуальные проблемы современного музейного дела: сб. науч. тр. / сост. И. М. Коссова. М.: ИКАР, 2010. С. 59-61.

3. Зайцева Л. Б. Новожилова В. А. Тренина С. Д. Проект детского интерактивного музея в Ярославском музее-заповеднике // Музей для всех. Сост. И. М. Коссова. М., 2003. С. 160-165.

4. Камерон Д. Ф. Музей: храм или форус? // Музей. Культура. Общество: сб. науч. тр. М., 1992.

5. Макарова-Таман Н. Г., Медведева Е. Б. Юхневич М. Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001.

6. Петер ван Менш. К методологии музеологии. М., 2018.

7. Юхневич М. Ю. Образовательный музей: педагогический, школьный, детский. М., 2007.

REFERENCES

1. Stolyarov B. A. Pedagogicheskie aspekty obrazovatelnoy deyatelnosti muzeya: ucheb. posobie dlya muzeynykh pedagogov. St. Petersburg, 2013.

2. Shlyakhtina L. M. Ekspozitsiya v fokuse sovremennykh napravleniy kulturno-obrazovatelnoy deyatelnosti muzeev. In: Kossova I. M. (comp.) Aktualnye problemy sovremennogo muzeynogo dela. Coll. of scient. papers. Moscow: IKAR, 2010. Pp. 59-61.

3. Zaytseva L. B. Novozhilova V. A. Trenina S. D. Proekt detskogo interaktivnogo muzeya v Yaroslavskom muzee-zapovednike. In: Kossova I. M. (comp.) Muzey dlya vsekh. Moscow, 2003. Pp. 160-165.

4. Kameron D.F. Muzey: khram ili forus? In: Muzey. Kultura. Obshchestvo. Coll. of scient. papers. Moscow, 1992.

5. Makarova-Taman N. G., Medvedeva E. B. Yukhnevich M. Yu. Detskie muzei v Rossii i za rubezhom. Moscow, 2001.

6. Peter van Mensch. K metodologii muzeologii. Moscow, 2018. (In Russian)

7. Yukhnevich M. Yu. Obrazovatelnyy muzey: pedagogicheskiy, shkolnyy, detskiy. Moscow, 2007.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания истории, руководитель научной лаборатории «Музейная педагогика» Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет e-mail: markor13@mail.ru

Korotkova Marina V., ScD in History, PhD in Education, Professor, Methods of Teaching History Department, Head of the laboratory „Museum pedagogy", Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University e-mail: markor13@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2021

The article was received on 15.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.