Научная статья на тему 'Роль деловой культуры в преодолении социально-трудовых конфликтов'

Роль деловой культуры в преодолении социально-трудовых конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОНФЛИКТ / ОБЩЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / BUSINESS CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / CONFLICT / SOCIETY / ORGANIZATION / WORK COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имамгалиева Людмила Александровна

Деловая культура является одной из ключевых составляющих конкурентоспособности предприятий, компаний и корпораций. Эффективной в настоящее время считается такая трудовая организация, где менеджмент опирается на точное знание и умелое использование интересов работников. Так как эти интересы многосторонни, зависят от множества причин и меняются под влиянием обстоятельств, то и управление персоналом должно отличаться разнообразием методов, гибкостью, чуткостью к динамичным изменениям. Переход к рыночной экономике в стране происходит крайне противоречиво. С одной стороны, он сопровождается формированием качественно новых правовых социально-трудовых отношений, а с другой нарастанием конфронтации, социальной напряженности, о чем свидетельствуют массовые недовольства коллективные трудовые споры и конфликты (забастовки). Анализируя современную научную литературу, отметим понятие «социально-трудовые конфликты» стадия максимального развития противоречий между субъектами трудовой деятельности в трудовой или связанных с трудовой деятельностью областях и представляет собой силовое динамическое воздействие, которое осуществляется значительным количеством индивидов, социальных групп на основе действительного или сомнительного несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов. Рассмотрены понятие деловая культура и ее составляющие, принципы, понятие конфликт и способы его преодоления в трудовом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BUSINESS CULTURE IN SOCIAL-WORKING CONFLICT MANAGEMENT

Business culture is one of the key components of competitiveness of enterprises, companies and corporations. Such employee organization where management is based on exact knowledge and competent utilization of employees’ interests is considered to be effective at the moment. As these interests are many-sided, they depend on many reasons and change under the influence of the circumstances then personnel management should have diverse methods, flexibility, sensibility to dynamic changes. The transition to market economy in the country is rather contradictory now. On one hand, it is accompanied by the formation of new legal social-working relations, on the other hand by the increase in confrontation, social tension and mass displeasure is the evidence of this collective labour arguments and conflicts (strikes). Analyzing modern scientific literature the notion “social-working conflicts” should be marked. This is the stage of maximum development of contradictions between the subjects of working activity in labour or the connected with labour activity of spheres and is power dynamic influence, which is realized by the significant amount of individuals, social groups basing on the real or doubtful divergence of interests, values and the lack of resources. The notion business culture and its components, principles, the notion conflict and the ways of overcoming it in work collective are considered.

Текст научной работы на тему «Роль деловой культуры в преодолении социально-трудовых конфликтов»

УДК 316.48+331.1

РОЛЬ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ

© Людмила Александровна ИМАМГАЛИЕВА

магистрант по направлению подготовки «Социология», кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: luda.efimova2010@yandex.ru

Деловая культура является одной из ключевых составляющих конкурентоспособности предприятий, компаний и корпораций. Эффективной в настоящее время считается такая трудовая организация, где менеджмент опирается на точное знание и умелое использование интересов работников. Так как эти интересы многосторонни, зависят от множества причин и меняются под влиянием обстоятельств, то и управление персоналом должно отличаться разнообразием методов, гибкостью, чуткостью к динамичным изменениям. Переход к рыночной экономике в стране происходит крайне противоречиво. С одной стороны, он сопровождается формированием качественно новых правовых социально-трудовых отношений, а с другой - нарастанием конфронтации, социальной напряженности, о чем свидетельствуют массовые недовольства - коллективные трудовые споры и конфликты (забастовки). Анализируя современную научную литературу, отметим понятие «социально-трудовые конфликты» - стадия максимального развития противоречий между субъектами трудовой деятельности в трудовой или связанных с трудовой деятельностью областях и представляет собой силовое динамическое воздействие, которое осуществляется значительным количеством индивидов, социальных групп на основе действительного или сомнительного несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов. Рассмотрены понятие деловая культура и ее составляющие, принципы, понятие конфликт и способы его преодоления в трудовом коллективе.

Ключевые слова: деловая культура; организационная культура; конфликт; общество; организация; трудовой коллектив

В настоящее время интерес к исследованию деловой культуры организации резко повысился. С ее развитием и совершенствованием почти все связывают преодоление социально-экономических проблем, совершенствование процесса управления в экономической сфере, уменьшение напряженности в социально-трудовой сфере, предупреждение и преодоление трудовых конфликтов и многое другое. От уровня и качества культуры организаций зависит их будущее, а следовательно, и перспектива развития общества.

Деловая культура включает в себя все то, что общество думает и делает, из этого можно сделать вывод, что в языке находит свое отражение как менталитет, так и поведение говорящего на нем социума. Передается и развивается культура через общение, посредством которого осуществляется формирование общества и обеспечение взаимопонимания между его членами. Деловая культура -это умение общаться, в том числе и в деловых ситуациях, вырабатываемых поколениями людей. Она включает систему кодифицированных образцов и норм поведения, дея-

тельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функцию в социуме. Одним из основных инструментов общения является язык, социальный по своей сути, он составляет часть человеческого поведения, которое включает в себя как вербальную, так и невербальную формы, язык в определенной мере подчиняется тем же законам, что и человеческое поведение в целом. Известно, что большая часть человеческого поведения социально регламентирована, обусловлена этическими нормами, традициями, ценностями общества, то есть основана на конвенциях, которые могут не совпадать в разных культурах. Эти социальные конвенции неизбежно находят свое отражение в языке [1].

Деловая культура предлагает нормы и ценности трудообмена, обмена деятельностью, а также включает конкретные формы и методы взаимодействия людей при решении деловых вопросов, к которым относятся стратегии и тактики достижения производственных целей, способы убеждения и оказания воздействия [2].

2017. Т. 3, вып. 3 (11)

В любом трудовом коллективе существует система социальных отношений. Данная система является сложным полиструктурным, разносубъектным феноменом. Социальные отношения в трудовом коллективе в совокупности с базисными концептами культурной среды формируют социально-психологический климат, состояние которого во многом определяет результативность деятельности предприятия [3].

В процессе социальных отношений между субъектами деятельности возникают и развиваются различные межличностные взаимоотношения: официальные и неофициальные, деловые и личные. Все они связаны с общественными отношениями и вторичны по отношению к ним.

Каждый субъект выполняет определенный набор профессиональных действий в рамках своего регламентированного функционала. Особенности его поведения и результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны коллег, и не всегда данные реакции носят позитивный характер [4].

В каждом трудовом коллективе всегда есть место недопониманиям, трениям, недовольству, противоречивым мнениям и интересам, что определяет конфликт как естественный и даже неизбежный феномен [5].

Выступая составной частью социального регулирования трудовых отношений, деловая культура уже в силу этого факта выполняет значимую роль в преодолении и предотвращении конфликтов в коллективе. Поскольку деловая культура разнолика и привязана, если не к конкретной организации, то к определенной отрасли экономики, ее роль мало-изучена и зачастую недооценена.

Исследуемой отраслью экономики нами выбрано общее образование, где субъектами социально-трудовых отношений выступают педагогические работники образовательных организаций.

Эмпирической базой выбранной проблемной ситуации послужило исследование, проведенное в феврале-марте 2017 г. Полевой этап исследования проводился в общеобразовательных организациях Тамбовского района по квотной выборке с вероятностным (случайным) способом отбора. Исследование проводилось методом анкетирования на основе разработанного нами инструментария.

В 2016/2017 учебном году численность кадрового ресурса общеобразовательных организаций Тамбовского района составила 824 педагогических работника. Демографической особенностью исследуемой генеральной совокупности является то, что 83 % школьных педагогов - женщины.

В исследовании приняли участие треть (34 %) педагогических работников общеобразовательных организаций Тамбовского района, что составило 280 респондентов, из них 232 женщины и 48 мужчин. Возраст респондентов - от 22 лет до 61 года; педагогических работников до 35 лет - 64 человека.

Мы спросили респондентов, а что они понимают под деловой культурой? Деловая культура современной школы, по мнению педагогов, представляет собой систему взаимоотношений компетентных специалистов (256 человек) в благоприятных социально-психологических условиях (260 человек), направленных на достижение обучающимися высоких учебных результатов (231 человек).

Исходя из перечисленных респондентами содержательных компонентов деловой культуры современной школы также были сформулированы основные ценностные ориентиры педагога в школе.

Приоритетность ценностей педагогических работников имеет яркий материальный контекст: 94 % респондентов считают главной ценностью, позволяющей сплотить коллектив, высокую зарплату, отстраняя на второй план образовательный процесс как основу всей деятельности школы. Данная тенденция объясняется тем, что выполнение трудовых обязанностей является для педагогов не ценностным ориентиром, а обязательным правилом, от которого зависит, в первую очередь, и его материальное положение.

Несмотря на приоритет материальных ценностей, можно отметить сплоченность коллектива. Характер трудовых отношений в коллективе определяется единством мыслей и действий (56 %) и общешкольными интересами (51 %).

Строгое выполнение должностных обязанностей (256 человек) и четкая регламентация прав и обязанностей педагогических работников (231 человек) и есть основа организационной структуры школы и стабильности социально-трудовых отношений.

Ключевым субъектом, определяющим векторы развития деловой культуры в коллективе, является руководитель. Современный директор школы - эффективный менеджер, вдохновляющий своим примером педагогический коллектив. Но таким ли хотят видеть его коллеги? В ходе исследования в анкету был включен вопрос о том, какими качествами должен обладать идеальный руководитель.

Приведем рейтинг десяти наиболее предпочтительных характеристик директора школы, названных респондентами.

К безусловным характеристикам директора школы педагоги относят «ответственность» и «способность оперативно принимать решения». Третье место занимает характеристика «способность решать конфликтные ситуации». В данном случае необходимо отметить, что при эмоционально нейтральной и даже благоприятной атмосфере в коллективе педагоги акцентируют внимание на том, что их вовлечение в конфронтации нежелательно, и от конфликтных ситуаций должен уберечь директор образовательной организации.

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе можно назвать неагрессивным. Только 18,8 % респондентов отметили, что в их профессиональной жизни имеют место еженедельные факты эмоционального давления, причем на данный факт указывают педагоги из числа женской его части, 71,8 % респондентов утверждают, что конфликтные ситуации фактически исключены из каждодневной профессиональной деятельности.

Возможными причинами конфликтов среди субъектов трудовых отношений в педагогическом коллективе являются непосильный объем работы и система распределения поощрений и вознаграждений.

На основании классификации, используемой в тесте К. Томаса, мы определили стили поведения педагогических работников в конфликтной ситуации [6]. Эмпирические данные свидетельствуют, что самым распространенным стилем поведения в конфликтной ситуации среди педагогов выступает компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок, такой стиль характерен для трети респондентов (31 %). Каждый четвер-

тый учитель (70 человек) предпочитает открытому конфликту сотрудничество через совместный с оппонентом поиск альтернатив разрешения спорных ситуаций. На третьем месте - приспособление (17,5 %), что обусловлено самой системой образования и механизмом принятия управленческих решений сверху вниз.

На основании приведенных данных можно судить о профессиональной выдержке педагогов и высокой адаптации каждого из них к совместной деятельности.

Таким образом, полученные в ходе эмпирического исследования данные свидетельствуют, что в социально-трудовых отношениях приоритетное значение имеет совокупность норм и правил образовательной организации, которая и формирует базисную основу феномена, называемого «деловая культура».

В сплоченном педагогическом коллективе на первый план выходят показатели достижения единой цели, сплоченность усилий и действий, что в конечном счете и определяет эффективность работы - высокие учебные достижения обучающихся.

Имея различные подходы к пониманию сущности и разности в содержательных компонентах, деловая культура педагогического коллектива играет определяющую роль в формировании всей системы профессиональной деятельности. Педагоги - интеллигентные люди, профессионалы с большой буквы. Они уже с порога образовательной организации настроены на плодотворную деятельность под чутким руководством компетентного руководителя.

Благодаря культурным ценностям педагог имеет возможность самовыражения. Знание, профессионализм, компетентность как социально-духовные ценности становятся основой формирования деловой культуры современной школы.

Список литературы

1. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 2009.

2. Шихирев П.Н. Деловая культура - это культура получения и распределения прибыли // Управление персоналом. 2000. № 11. С. 14-18.

3. Романчук А.А. Социальные отношения в трудовом коллективе // Вестник Кемеровского го-

2017. Т. 3, вып. 3 (11)

сударственного университета. 2010. № 3 (43). С. 203-209.

4. Кивилева Е.Б. Деловое общение и факторы, препятствующие успешной деловой коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2012. № 20 (653). С. 77-86.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. М., 2006.

6. Римская Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М., 2005.

References

1. Mitsich P. Kak provodit' delovye besedy [How to Conduct Business Conversations]. Moscow, 2009. (In Russian).

2. Shikhirev P.N. Delovaya kul'tura - eto kul'tura polucheniya i raspredeleniya pribyli [Business Culture is the Culture of Receiving and Distribution of Profits]. Upravlenie personalom [HR Management], 2000, no. 11, pp. 14-18. (In Russian).

3. Romanchuk A.A. Sotsial'nye otnosheniya v tru-dovom kollektive [Social relations in work collective]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstven-nogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 2010, no. 3 (43), pp. 203-209. (In Russian).

4. Kivileva E.B. Delovoe obshchenie i faktory, prepyatstvuyushchie uspeshnoy delovoy kom-munikatsii [Business communication and factors impeding its success]. VestnikMoskovskogo go-sudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya: Obrazovanie i pedagogicheskie nauki -MSLU Bulletin: Education and Pedagogical Sciences, 2012, no. 20 (653). pp. 77-86. (In Russian).

5. Grishina N.V. Psikhologiya konflikta [Psychology of Conflict]. Moscow, 2006. (In Russian).

6. Rimskaya R. Prakticheskaya psikhologiya v testakh, ili kak nauchit'sya ponimat' sebya i drugikh [Practical Psychology in Tests, or How to Learn to Understand Yourself and Others]. Moscow, 2005. (In Russian).

Поступила в редакцию 03.04.2017 г. Received 3 April 2017

UDC 316.48+331.1

THE ROLE OF BUSINESS CULTURE IN SOCIAL-WORKING CONFLICT MANAGEMENT Lyudmila Aleksandrovna IMAMGALIEVA

Master's Degree Student on Training Direction "Sociology", Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: luda.efimova2010@yandex.ru

Business culture is one of the key components of competitiveness of enterprises, companies and corporations. Such employee organization where management is based on exact knowledge and competent utilization of employees' interests is considered to be effective at the moment. As these interests are many-sided, they depend on many reasons and change under the influence of the circumstances then personnel management should have diverse methods, flexibility, sensibility to dynamic changes. The transition to market economy in the country is rather contradictory now. On one hand, it is accompanied by the formation of new legal social-working relations, on the other hand - by the increase in confrontation, social tension and mass displeasure is the evidence of this - collective labour arguments and conflicts (strikes). Analyzing modern scientific literature the notion "social-working conflicts" should be marked. This is the stage of maximum development of contradictions between the subjects of working activity in labour or the connected with labour activity of spheres and is power dynamic influence, which is realized by the significant amount of individuals, social groups basing on the real or doubtful divergence of interests, values and the lack of resources. The notion business culture and its components, principles, the notion conflict and the ways of overcoming it in work collective are considered.

Key words: business culture; organizational culture; conflict; society; organization; work collective

Для цитирования: Имамгалиева Л.А. Роль деловой культуры в преодолении социально-трудовых конфликтов // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 76-79.

For citation: Imamgalieva L.A. Rol' delovoy kul'tury v preodolenii sotsial'no-trudovykh konfliktov [The role of business culture in social-working conflict management]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki -Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 76-79. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.