Научная статья на тему 'Роль декоративных элементов из кожи в костюмах различных народов'

Роль декоративных элементов из кожи в костюмах различных народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЖА / АППЛИКАЦИЯ / ОРНАМЕНТ / АППЛИКАЦИЯ ИЗ КОЖИ / ОДЕЖДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полюхина К. А.

В работе описан декор одежды на примере жителей Горного Алтая в скифское время, Северного Кавказа, Северной части России (Приамурья). На основе проведенных археологических раскопок дано описание декоративных орнаментированных элементов на традиционных костюмах, их материал, техника выполнения и семантическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль декоративных элементов из кожи в костюмах различных народов»

УДК: 745.531

Полюхина К. А.

студентка гр. М-ДПИ-15 ГБОУ ВО РК «Крымским Инженерно-Педагогическии Университет»

Научный руководитель: Григорьева М. Б.

канд. искусствоведения ГБОУ ВО РК «Крымскии" Инженерно-Педагогическии" Университет»

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗ КОЖИ В КОСТЮМАХ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ

В работе описан декор одежды на примере жителей Горного Алтая в скифское время, Северного Кавказа, Северной части России (Приамурья). На основе проведенных археологических раскопок дано описание декоративных орнаментированных элементов на традиционных костюмах, их материал, техника выполнения и семантическое значение.

Ключевые слова: кожа, аппликация, орнамент, аппликация из кожи, одежда.

Постановка проблемы. Развитие декоративно-прикладного искусства многих народов опирается, прежде всего, на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал, формировавшиеся в среде разных межкультурных общений, тесного хозяйственного и социального взаимодействия. А декоративно-прикладное творчество находится, прежде всего, во взаимосвязи с духовной культурой жителей и участвует в формировании той среды, в которой протекает жизнь людей. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает форму мира, которая в дальнейшем воплощается в определенных композиционных и структурных построениях мотивов и сюжетах, которые применяются в декоре одежды в виде вышивок и кожаных аппликаций. Каждая нашивка в костюме служила не только украшением, но и несла в себе определенное значение. Детальное изучение техник выполнения и семантического значения орнаментов в одежде играет важную роль в традиционной культуре народов.

Анализ литературы. Описаниями археологических раскопок могильников на территории России и детальным изучением найденных изделий занимались Руденко С. И., Доде З. В., Крушанова А. И., Визгалова Г. П., Каплан Н. И. и многие др. При этом, недостаточное внимание уделено вопросам о роли декоративных элементов из кожи в традиционной одежде.

Цель статьи. Многие народы декорировали свою национальную одежду орнаментальными вышивками и аппликациями. В вышивках применяли нити, шерсть или сухожилия, а декоративные аппликации выполняли зачастую из кожи. Кожаные нашивки были достаточно распространены и применялись не только для декора, но и для защиты. В связи с этим цель статьи заключается в изучении применяемых узоров и роли кожаных аппликаций при украшении одежды, на примере декоративно-прикладного творчества жителей Горного Алтая в скифское время, Северного Кавказа и народов Северной части России (Приамурья).

Изложение основного материала. Одежда и декор у народов всегда выполнялись из подручных материалов, таким являлась в первую очередь кожа. Кожевенное ремесло присутствовало во многих культурах и порой являлось одним из главным видом производств. Благодаря такому ремеслу выполнялся декор на одежде в виде вырезанных орнаментированных аппликаций. Такие нашивки служили не только украшающей функцией, но и несли в себе смысловое значение. Благодаря определенным изображениям можно было понять кем являлся по статусу в народе этот человек.

Даная информация известна из многочисленных научных работ. Наиболее известными исследователями рассматриваемого вопроса являются Руденко С. И., Доде З. В., Крушанова А. И., Каплан Н. И. и многие др. Подробное описание кожаных аппликаций представил в своем труде Руденко С. И. «Культура населения Горного Алтая в скифское время», где дает очень подробное описание археологическим раскопкам курганов в Сибири. О сокровищах Южной Сибири известно с конца XVII и начала XVIII в. Из первых раскопанных курганов в Сибири Петру I доставили драгоценные изделия.

Первые археологические раскопки в курганах Горного Алтая с научной целью были произведены В. В. Радловым. Он обнаружил кургановскую мерзлоту, благодаря которой сохранились такие вещи, как меховая одежда, шелковые ткани, кожаные и деревянные артефакты I тыс. до н. э. Было исследовано пять погребальных сооружений.

По предоставленным подробным описаниям предметов из археологических раскопок на Алтае от одной из женской одежды в кургане сохранилась только спинка, и возможно, что она представляла собой кафтан, как для пастушеских племён. Данная одежда была примерно 90 см длины, из собольего меха. Наружная сторона выделана как замша. Удивительное в этой одежде являлась вырезанная из кожи аппликация с наклеенными на ней золотыми кружками (Приложения, ил.1). Эта аппликация, в сохранившейся области, представляет собой пару сопоставленных голов оленя с длинными, вытянутыми кверху ветвистыми рогами, отростки которых заканчиваются стилизованными ушастыми птичьими (грифовыми) головками. Золотые кружки, выглядят как глаза, в тех местах, где они сохранились, придают стилизованным головкам определенную выразительность. От верхушек рогов вниз направо и налево опускаются узенькие кожаные полоски с рядом золотых кружков, в общем обрамляя композицию основного мотива. Подол возможно был окантован полоской кожи, на которую были нашиты вырезанные из кожи аппликации, покрытые золотом, стилизованных рогов. Борта одежды были опушены, выкрашенной в синий цвет, полоской меха. Синий цвет несет в себе глубину, неизведанность, поэтому он у народов несет защиту Родовых Богов. Стилизованное изображение оленя подразумевало зооморфный образ модели мира, который соотносился с образом Мирового древа. Верхняя часть аппликации ветвистая, динамичная, означала жизнь.

Также была найдена верхняя женская одежда, которая выглядела как короткий кафтан (Приложения, ил.2), длина его составляет около 96 см с узкими декоративными рукавами (Приложения, ил.3). Эта одежда сшита из беличьего меха, шерстью внутрь. Наружная сторона кафтана прошита продольными стежками сухожильной нитью и покрыта узорной аппликацией, вырезанной из кожи. Борта этой одежды обшиты узкой полоской черного меха жеребка, с опушкой из меха выдры и другого меха, который окрашен в синий цвет. Основной мотив нашитой орнаментальной аппликации, которая вырезана из темно-красной тонкой кожи, представлена в виде петушиных гребешков, внутри которых нашита медная, крытая золотом в кольце баранья голова. Добавочным орнаментом служили растительные мотивы и цветок лотос (Приложения, ил.4).

Помимо сохранившейся одежды была найдена парадная пара женской обуви. Это были мягкие полусапожки с короткими расширенными голенищами. Головка обуви сделана из тонкого, выкрашенного в красный цвет целого лоскутка кожи со швом сзади. К подошве она пришита толстыми нитями из сухожилия, передняя часть, носок, собрана с сборы. Голенища, как и головка сапога, выделаны из тонкой кожи, только сзади не сшиты, пришиты к краю головок. Поэтому голенища воронкой прикрывали только переднюю часть голени.

Описываемые полусапожки были полностью орнаментированы. Между головкой и голенищем по шву вшита полоска шерстяной красной тесьмы, которая украшена кожаными, крытыми золотом фигурками, напоминающие птиц (Приложения, ил.5). Накладной узор выполнен сухожильной нитью, обернутой полоской оловянной фольги. Основной нашитый узор местами дополнен орнаментальными аппликациями из кожи. Мотив орнамента — лотосный. Орнамент на голенище выполнен в технике аппликации (Приложения, ил.6). Это

примеры традиционной одежды населения горного Алтая в скифское время с декором в виде кожаных аппликаций.

Археологические раскопки могильников на Северном Кавказе описывает Доде З. В. в источнике «Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории». Из раскопок найдены цельная одежда, изготовленная из холщовых, шелковых и шерстяных тканей, головные уборы из кожи, тканей и меха, кожаная обувь, данные находки относят к VII в. По мнению автора Доде З. В.: «Поясная одежда средневекового населения Северного Кавказа была однотипной для мужчин и женщин. Она включала штаны, чулки, ноговицы и кожаные носки. Народы Северного Кавказа, как, впрочем, и другие, издревле наделяли пояса, как бы заключавшие человека в круг, охранительными функциями. Практически во всех аланских погребальных памятниках раннего средневековья встречаются поясные гарнитуры. В некоторых случаях в погребениях при наличии полного поясного набора в поясах отсутствуют пряжки...» [2, С.16] Данный факт исследователи соотносят с верой средневековых людей, которые таким образом обезвреживали покойника: оружие, которое висит на расстегнутом поясе нельзя использовать против живых.

В аланском могильнике Амгата был найден кожаный пояс, орнаментированный бронзовыми бляшками, на поясе были завязаны узлы из кожаных шнуров. По мнению автора: «.Народы Северного Кавказа считали, что узел — это оковы для духов.» [2, С.16] Скорее всего такой аланский пояс можно соотнести со скифо-иранской традицией (Приложения, ил.7). Наборные пояса на Северном Кавказе распространялись, скорее всего, под тюркским влиянием. Но аланы создали свою определенную сигнальную систему украшений, где основными являлись бляшки, когда у аваров, которые были по стилю ближе к тюркам, основная роль в украшениях была отведена наконечникам. Благодаря такому отличию, кроме воинского достоинства пояс являлся признаком к какому этносу воин принадлежит. Но на Северном Кавказе такие узкие кожаные пояса с металлическим набором были постоянной деталью костюма, и в основном указывали на социально-имущественное положение владельца, а не на принадлежность к определенному этносу.

На Дальнем Востоке в Хабаровском крае у жителей Приамурья очень развит пошив национальной одежды из рыбьей кожи. Женского халат арми шили из мягкой и очень тонкой рыбьей белой кожи с холодным голубым или зеленным оттенком. Украшался рельефной вышивкой голубовато-синего цвета или орнаментальной аппликацией, которые дополнялись розово-красной каймой (Приложения, ил.8) [3].

Также изготавливались охотничьи рукавицы из кожи или сукна, может быть в сочетание одного и другого. На основной фон, который из темного сукна или из кожи, окрашенной в синий или черный цвет, нашивается аппликация из белой лосиной кожи, края рукавиц опушают мехом соболя, выдры или белки. Каплан Н. И. в своем труде «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока.» дает такую информацию об аппликации: «Орнамент вписывается в замкнутую закругленную вверху плоскость тыльной части рукавицы, и в этом крупном, симметричном, относительно вертикальной оси, одноцветном узоре есть чисто архитектурная строгость и монументальность, несмотря на то что сам предмет очень невелик» [3]. В обработки аппликации использовали прием, при котором создавалось впечатление переливчатости, мерцание цвета, благодаря чередованию нескольких цветов по линии рисунка через определенный промежуток, примерно от 1 до 3-4 см, что и придавало орнаменту особую декоративность [4].

В художественную аппликацию рукавиц входит изображение птиц, рыбок, бабочек, находящихся среди завитков орнамента, которые вышиты тамбурным швом. Они украшают тыльную сторону и запястья рукавиц, изготовленных из красной, коричневой и желтой кожи (Приложения, ил.9) [3].

Вывод. Аппликации из кожи на костюмах древних народов в основном изготавливались симметричными, иногда в отделке краев или подолов использовали

ленточный орнамент, когда определенный элемент повторялся. Каждая аппликация на одежде или другом предмете быта изображалась в виде стилизованных животных, или наборов символов, которые относились к определенной народной культуре и имели конкретный смысл.

В одежде народов кожаные аппликации имели свою смысловую трактовку, они изготавливались вручную, в основном женщинами для защиты. В таких костюмах декоративными элементами служили только вышивка, аппликации или украшения из металлических пластин, поэтому все орнаменты повторялись в каждом декоре, а заимствовались они из предметов быта, так как изначально именно на них появились первые орнаментальные изображения.

1. Руденко, С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. / С. И. Руденко — М., Л.: АН СССР, 1953. — 402 с.

2. Доде, З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. / З. В. Доде. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 136 с.

3. Каплан, Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. / Н. И. Каплан. — М.: Провещение, 1980. — 125 с.

4. Киле А. С. Искусство нанаицев: вышивка, орнамент. Традиции и новации. / А. С. Киле — Хабаровск: Россиискии Медиа Альянс, 2004. — 130с.

Литература

Приложения

Иллюстрация 1. — Кафтан, аппликации из кожи. Горный Алтай

Иллюстрация 2. — Короткий кафтан. Горный Алтай

Иллюстрация 3. — Декоратив- Иллюстрация 4. — Орнаментальная аппликация. ные рукава. Короткий кафтан Кафтан

Иллюстрация 5. — Орнамент на головке женской обуви

Иллюстрация 6. — Орнамент Иллюстрация 7. — Кожаный пояс на голенище

Иллюстрация 8. — Фрагмент спинки Иллюстрация 9. — Рукавицы народа халата. Обшивка цветной гладью Приамурья (ульчи)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.