РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ф.Т. Галеева, старший преподаватель
Казанский национальный исследовательский технологический университет (Россия, г. Казань)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-1-152-155
Аннотация. Поскольку чтение является одним из важнейших видов коммуникативной и познавательной деятельности обучающихся и занимает значительное место в жизни образованного человека, в данной статье рассматривается роль чтения в процессе обучения иностранному языку. Большое внимание уделяется основным видам чтения, приводится их классификация и краткое описание.
Ключевые слова: иностранный язык, обучение, виды чтения, экстенсивное чтение, интенсивное чтение, просмотровое чтение, поисковое чтение.
Изучение иностранного языка способствует развитию познавательных функций психики человека. В процессе овладения иностранным языком практикуются разные приемы запоминания, формируется филологическое мышление, расширяются знания о действительности. Особенно чтение помогает развивать все эти навыки.
Являясь рецептивным видом деятельности, чтение на иностранном языке, как вид учебной деятельности, наиболее доступен обучающемся и усваивается ими легче, чем продуктивные виды речевой деятельности. Следует отметить, что одной из целью обучения иностранным языкам в инженерном вузе является чтение оригинальной литературы по специальности для извлечения необходимой информации. Поэтому необходимо, чтобы чтение превратилось в удовольствие, стало приятным и эффективным средством обучения иностранному языку.
Как всякая деятельность, чтение целенаправленно: его результатом является понимание, и ожидаемый результат определяет и количество извлекаемой из текста информации, и характер ее переработки [1].
При обучении чтению следует выделить некоторые её классификации: экстенсивное, интенсивное, просмотровое и поисковое. Далее рассмотрим, насколько данная классификация соответствует ситуациям чтения в инженерном вузе.
Экстенсивное чтение - познавательное чтение, при котором перед читателем стоит основная коммуникативная задача - извлечь из текста основную, содержащуюся в нем информацию. Этот вид чтения рекомендуется для самостоятельной работы с текстом, с последующим контролем на занятиях преподавателем. С этой целью проводится обсуждение прочитанного материала, пересказ текста или письменные задания в виде реферирования текста, изложения, эссе. В качестве альтернативного способа проверки экстенсивного чтения можно использовать информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Самая распространенная форма отчетности среди обучающихся с использованием ИКТ - это презентация, подготовка пересказа с использованием наглядного материала.
Необходимо отметить, что экстенсивное чтение имеет ряд преимуществ:
- любая литература обладает запасом знаний, которые помогают изучить что-то новое, расширить мировоззрение за счет прочитанного материала, а также создает и развивает мотивацию читать литературу на иностранном языке;
- являясь индивидуальным видом деятельности, обучающийся может читать в удобное для него время и с удобной для него скоростью, интерпретировав прочитанное так как он хочет;
- данный вид чтения расширяет и закрепляет словарный запас обучающегося
путем многократных столкновений с новыми словами и словосочетаниями;
- развивает иноязычную компетенцию в целом, включая такие необходимые навыки как чтение, говорение и письмо.
К сожалению, существует ряд причин, по которым экстенсивное чтение представляется трудноосуществимым:
- как правило, экстенсивное чтение не связано с основой программой обучения;
- недостаток времени;
- недостаток понимания содержания материала на иностранном языке из-за низкого уровня языковой подготовки обучающихся.
Таким образом, экстенсивное чтение является самостоятельным видом чтения, направлен на развитие автономии обучающихся, а также воспитывает в них любовь к чтению на иностранном языке.
Интенсивное чтение предполагает очень полное и четкое понимание всей информации, а также ее критическое осмысление. Это вдумчивое чтение, предполагающее целенаправленный анализ прочитанного с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей также является формирование у обучающихся умений самостоятельно преодолевать трудности в понимании иностранного языка. При работе с таким материалом происходит анализ текста с фонетической, морфологической, синтаксической точки зрения, что неизбежно приводит обучающихся к использованию справочной литературы.
Следует отметить, что данный вид чтения обладает рядом преимуществ:
- сжатый текст и богатый лексический материал;
- закрепление пройденной грамматики и включение нового грамматического материала;
- развитие навыков перевода.
Также необходимо выделить ряд трудностей, с которыми могут столкнуться обучающиеся во время интенсивного чтения:
- изначально низкий уровень владения иностранным языком;
- лингвистические трудности, связанные со знанием лексики и грамматики иностранного языка;
- трудности понимания текста, которые могут возникать при ограниченном кругозоре и недостаточном опыте в профессиональной сфере.
При интенсивном подходе к чтению работа над текстом проходит в три этапа: предтекстовый, текстовый и послетексто-вый. Предтекстовый этап помогает ввести обучающегося в проблематику текста и вызвать интерес к нему. Текстовый этап проверяет умения обучающихся выделить основную идею текста, найти конкретную информацию, обнаружить истинные или ложные утверждения и т.д. [2]. Целью по-слетекстового этапа является дальнейшее осмысление текста обучающимися.
Завершая краткую характеристику интенсивного чтения, следует отметить, что ценность данного вида чтения заключается в том, что поэтапная работа с текстом направлена на формирование навыков чтения, которое предполагает почти 100% его понимание.
Просмотровое или беглое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале и круге вопросов, затронутых в нём. С одной стороны, процесс получения общей информации при беглом чтении текста - это процесс трудный и трудоемкий. С другой стороны, этот вид чтения позволяет быстро читать и просматривать страницу за страницей, пропуская то, что не нужно, и при этом не терять смысла текста.
Поисковое чтение направлено на поиск отдельных ключевых слов в тексте. Оно не подразумевает полное погружение в текст и глубокое осмысление фактов. Его основная цель - быстро найти в тексте необходимую информацию (имена, даты, ответы на вопросы). При данном виде чтения извлечение семантического поиска информации не требует дискурсивных действий. Данный вид чтения очень полезен во время сдачи международных экзаменов, когда нужно ответить на вопросы в условиях ограниченного времени [3].
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что каждый из представленных ви-
дов чтения обладает своими, только ему присущими достоинствами. Так, экстенсивное чтение способно создавать у обучающихся подобие языковой среды, в которую они «погружаются» в процессе работы над текстом, испытывая интеллектуальное и эстетическое удовольствие от постижения прочитанного [4]. Интенсивное чтение нацелено на понимание деталей, смысла и значений сюжета, а также направлено на восприятие всей палитры лексико-грамматических и содержательных средств читаемого текста. Целью просмотрового чтения является оценка текста на сложность, интересность и общий сюжет. Поисковое чтение подразумевает быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных. Такой вид чтения предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста. Целью поискового чтения является выявление важных деталей и дополнительных сведений.
Также следует отметить, что в процессе чтения могут меняться коммуникативные способности обучающегося, следовательно меняется цель и объем извлекаемой информации, что требует умения переходить от одного вида чтения к другому [5]. Например, при отборе материала для дипломной работы обучающийся просматри-
вает большой объем информации и принимает решение о полезности для его работы того или иного материала. На этом этапе он применяет просмотровое чтение с целью получения общего представления о читаемом тексте. Далее обучающийся приступает к поиску определенных сведений, интересующих его, т.е. он приступает к поисковому чтению. Если текст или фрагмент текста оказывается полезным, обучающийся начинает читать его внимательно, стараясь полно и точно понять как основную, так и второстепенную информацию, т.е. прибегает к интенсивному виду чтения.
Таким образом, обучение чтению любых видов текстов является важным компонентом любой учебной программы. Чтение является эффективным способом обучения, охватывающий все аспекты изучения языка: развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматики [6]. Также чтение на иностранном языке как вид языковой деятельности и как модель косвенного общения является очень важным коммуникативным процессом для большинства людей, поскольку помогает расширить кругозор, общаться и получать удовольствие от проделанного вида деятельности.
Библиографический список
1. Деулина Е.Н., Танцура Т.А. Анализ особенностей обучения чтению на иностранном языке в неязыковых вузах // Lingua mobilis. - 2012. - №2 (35). - С. 172-178.
2. Умарканова С.Ж. Интенсивное и экстенсивное чтения: цели обучения, трудности освоения, перспективы развития // Psychology. Pedagogics. Education. - 2020. - № 3. -С. 132-140.
3. Галеева Ф.Т. Работа по созданию учебного пособия по английскому языку в техническом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 5-2 (47). -С. 30-32.
4. Галеева Ф.Т. Возможности улучшения успеваемости студентов на занятиях по иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 575. - С. 36-42.
5. Мифтахова Н.Х., Тимирбаева Г.Р. Самостоятельная работа как одно из педагогических условий формирования коммуникативной компетенции будущих переводчиков в сфере профессиональной коммуникации // Вестник казанского технологического университета. - 2010. - № 12. - С. 205-210.
6. Зиятдинова Ю.Н., Валеева Р.С., Сулейманова А.А. Развитие межкультурной коммуникативной компетенции в системе высшего профессионального образования Китая: исторический экскурс // Карельский научный журнал. - 2014. - №1 (6). - С. 66-68.
THE ROLE OF READING IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
IN TECHNICAL UNIVERSITY
F.T. Galeeva, Senior Lecturer
Kazan National Research Technological University
(Russia, Kazan)
Abstract. As reading is one of the essential types of student's communicative and cognitive activities and it has a significant place in the life of an educated person, this article deals with the role of reading in the process of teaching the foreign language. Much attention is paid to the main types of reading, their classification and a brief description.
Keywords: foreign language, teaching, types of reading, extensive reading, intensive reading, skimming, reading for specific information.