РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 330
Наталья Евгеньевна Христолюбова,
доцент кафедры Мировой экономики и международных отношений, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики,
Тел.: +7(495)442-23-93 Эл. почта: Nhrist@mail.ru
Статья посвящена исследованию проблематики трудностей перехода российской экономики от «догоняющего» к новому инновационному социально ориентированному типу развития, находясь на пороге перехода к шестому технологическому укладу. Автор исследует роль человека, его качества жизни, как условие формирования и восприятия инновационного образа мышления.
Ключевые слова: качество жизни человека, человеческий капитал, социально-экономическое развитие, инновационный тип развития экономики, внешние и внутренние угрозы, технологический уклад, доверие.
Natalia E. Hristolyubova,
Assistant Professor, the Department of World Economy and International Relations, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: +7(495)442-23-93, E-mail: Nhrist@mail.ru
THE ROLE OF MAN IN THE RUSSIAN ECONOMY INNOVATIONAL TRANSFORMATION
The article deals with the problems of the difficulties of the Russian economy transition from the "catching-up" to a new type of innovative socially oriented development, being on the threshold of the transition to the sixth technological structure. The author explores the role of a person, the person's quality of life, as a condition for the formation and perception of innovative way of thinking.
Keywords: quality of life, human capital, socioeconomic development, innovative type of economic development, external and internal threats, technological mode, trust.
1. Введение
Современное социально-экономическое положение Российской Федерации, осложненное мировым экономическим кризисом, определяет актуальность государственной деятельности по обеспечению стабильных темпов экономического развития. Это объясняется тем, что Россия в результате реформ в 90-х годах XX века, перейдя к рыночному типу хозяйствования, стала ощущать на себе усиление воздействий основных современных мировых тенденций, таких как: глобализация, постиндустриализация, внешней и внутренней либерализации, интернационализации хозяйственной деятельности, транснационализации производства и капитала, открытость экономики. Все экономики мира испытывают на себе не только положительное воздействие этих тенденций, но и тяжесть груза проблем и долговременных системных вызовов, которые превращают локальные в глобальные проблемы, экономические - в политические. Давление положительных и отрицательных эффектов современных тенденций на российскую экономику, усиливается тем, что Россия, «постояв на пороге» в течение восемнадцати лет, в декабре 2011 года сделала решительное усилие и вошла во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россию в ВТО ждет качественно иной миропорядок, с множеством производителей благ, жесткой монопольной конкуренцией, основанной на новых знаниях и новой экономике.
2. Перспективы обновленного экономического развития российской экономики
Современной России при всех существующих проблемах в социально-экономической, геополитической сферах, необходимо включиться в международное разделение труда, и занять устойчивые надежные и долгосрочные позиции, соответствующие ее стратегическим планам экономического развития и амбициозным целям. Для этого нужно тщательно выбрать приоритеты развития. Кандидатами в приоритетные отрасли являются такие, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Традиционно приоритетными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос. Список не закрыт - все зависит от конъюнктуры мирового рынка, и, не в последнюю очередь, от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей [1]. Отставание в развитии новых технологий последнего поколения понижает конкурентоспособность российской экономики, а также ее национальную и экономическую безопасность в условиях нарастающего геополитического соперничества.
В результате воздействия всех этих процессов и изменений РФ вступила в новую эру своего развития: на смену ранее существующей глобальной угрозе внешнего военного проникновения пришел ряд внутренних и внешних угроз, большинство из которых базируется на экономических трудностях, многие их которых достались России по наследству от СССР. Экономика СССР со временем все больше отставала от экономики развитых стран. Если в период после войны до середины 60-х гг. по уровню технико-экономического развития СССР отставал от развитых капиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х этот разрыв достиг 2025 лет [2]. Путин В.В. в статье «Нам нужна новая экономика» пишет, что: «В процессе рыночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции; от колебания цен на основные экспортные товары - то есть от факторов, которые мы по большому счету не контролируем». Без роста эффективности, без повышения качества жизни и устойчивого развития экономики страны трудно претендовать на лидирующую роль в современном мире.
В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года отмечено, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобаль-
ной экономической конкуренции и надежно обеспечивающие безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по ППС).
Правительство Российской Федерации планирует в ближайшие несколько лет войти в число стран с наиболее привлекательным деловым климатом и подняться в ежегодном рейтинге 183 стран-участниц Doing Business («Ведение бизнеса») с 120-го места на 20-е место по условиям ведения бизнеса.
3. Угрозы приближения России к «ловушке» среднего дохода
Россия вступила в период своего развития, когда экономика более не может полагаться на копирование ноу-хау более развитых стран или увеличивать производительность путем перераспределения трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность и находится перед угрозой замедления роста экономики и попадания в «ловушку среднего дохода». В публикации Эйхенгрина, Парка и Шина «Почему быстрорастущие экономики замедляют рост: международные факты и последствия для Китая» Национального бюро экономических исследований говорится о том, что быстрорастущие экономики впервые попадают в «ловушку среднего дохода», когда показатель ВВП на душу населения (по ППС) достигает примерно $16 000 в среднемировых ценах, закрепленных на уровне 2005 г. Это объясняется тем, что около 85% замедления роста (исследовалась 41 страна) может быть отнесено на счет резкого снижения совокупной производительности факторов производства (TFP) -эффективности использования капитала и трудовых ресурсов, в то время как оставшиеся 15% являются следствием сокращения притока трудовых ресурсов и капитала. Россия достигнет этого рубежа в 2014 г, Казахстан в 2016 г, Турция 2019 г, Китай в 2020 г, Бразилия в 2024г, Украина в 2029 г, ЮАР в 2035 г и Индия - в 2038 г. У России остается мало времени, чтобы достойно ответить на этот вызов, и превратить свою экономику догоняющего типа в конкурентоспособную, инновационную социально ориентированную, находясь на пороге шестой смены технологического уклада.
В настоящее время Россия не использует свой потенциал и благоприятные условия макроэкономической сре-
ды для стимулирования роста. Происходит существенное замедление темпов роста по сравнению с докризисным периодом. По данным Росстата в период с 1998-2008 годов с 7% в год до 4,3% в 2011 году. В 2012 году Минэкономразвития прогнозирует рост экономики на уровне 3,7% в год. При снижении предельной выгоды от более эффективного использования ресурсов Россия не сможет более обеспечить столь высокие, сопоставимые с докризисными, темпы роста[3].
Иметь экономику, которая не гарантирует ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, -для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе[1].
По мнению профессора экономики и государственной политики Гарвардского университета Кеннета Рогоффа-на «Форуме Россия 2012»: «Все таки надо экспортировать high-tech - капитал и high-tech - ПО... Вместо того чтобы экспортировать товары, вы экспортируете людей». России следует приложить усилия для того, чтобы использовать человеческий капитал. Россия - по словам К. Рогоффа - как Ferrari с заклинившей коробкой передач.
4. Человек как главный фактор экономического развития
Россия, отягощенная воздействием системного экономического кризиса, находится на этапе перехода от догоняющего к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В числе основных долговременных системных вызовов в Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г. выделена новая шестая волна смены технологического уклада в 2018-2020 годах, которая снижает влияние многих традиционных факторов роста и усиливает роль инноваций в социально-экономическом развитии. Создание новой инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в главный фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Роль человека, его качества, образа и уровня жизни все в большей степени будет возрастать и усиливать свое воздействие на управление государством, создавая новые виды социального проектирования и управления.
Важность роли человека, как источника интеллектуального потенциала, значительно возрастает в постиндустриальном обществе, где интеллект нации, народа определяется, как совокупности интеллектов отдельных личностей, становится необходимым фактором производства. Качество жизни должно стать главным критерием развития человеческого потенциала страны, достижения ее социально-экономической безопасности и определения исторической перспективы нового российского общества. Повышение качества жизни человека является условием формирования и развития инновационного образа мышления и условием восприятия инновационного развития экономики Российской Федерации.
Анализируя роль человека в структуре общественного производства уже недостаточно определять его как фактор производства, обладающий определенным уровнем квалификации. В настоящее время под воздействием и влиянием современных тенденций развития мировой экономики главным становится рост значения человеческого капитала, т. е. творческий потенциал, креативность, предпринимательские способности, широкий кругозор, ответственность, готовность принять решение и т.д. А. Савельев отмечал, что «развитие экономики в предстоящие десятилетия будет определяться ресурсами, имеющими две различные окраски: «черное золото» и «серое вещество» [4]. С экономической точки зрения человек рассматривается как стимулятор развития экономики и выразитель долгосрочных экономических интересов. В начале 80-х годов XX века экономисты констатировали, что именно знания и инновации в процессе их практического применения все чаще выступают источником прибыли. В информационной теории стоимости Д. -Белл, писал: «Когда знание в своей систематической форме вовлекаются в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знания, а не труд выступает источником стоимости» [5]. Человеческий капитал в развитых странах составляет 70 - 80% национального богатства. Это свидетельствует о том, что именно знания становятся новым источником.
В речи профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубина, являющегося одним из самых авторитетных
экспертов мира по вопросам глобальных финансов, на «Форуме России 2012» отмечается, что самые успешные экономики мира за последние 30 лет - это страны, где нет природных ресурсов. «Это такие страны, как Япония, Корея, Гонконг, Сингапур, Израиль. На 100% - это человеческие ресурсы, а не природные. Источник роста - инвестиции в человеческий капитал».
Многие авторы занимаются изучением и прогнозами дальнейшего развития мира. Немецкий публицист Ганс-Питер Мартин и австрийский Герольд Шуман в широко известной в мире книге «Глобальная западня» [6] пишут, что для эффективного функционирования мировой рыночной системы достаточно 20% наиболее квалифицированных работников, ученых и специалистов планеты. В настоящее время они в подавляющей части уже интегрированы странами «золотого миллиарда». А как быть 80% населения остальных стран мира, куда попадает и Россия? Ответа на этот вопрос авторами информационной модели общества не дается, но на него отвечает в работе «Экономический манифест - будущее российской экономики» [7] академик РАН Д.С. Львов. Он пишет что, речь в лучшем случае может идти об оказании благотворительной помощи остальным странам со стороны стран «золотого миллиарда», а эта помощь ставиться в прямую зависимость от лояльности получателей по отношению к западному миропорядку. В таких сложных условиях предстоит провести свой экономически активный возраст молодым специалистам.
5. Формирование и развитие компетенций человека
В современных сложившихся условиях накопление человеком знаний, навыков, культуры, системы этнических и религиозных ценностей передаются по двум каналам: в семье и через систему обучения, образования. У российской системы образования в целом и системы высшего образования в частности - особая миссия. Главной задачей любого современного вуза России является воспитание конкурентоспособного выпускника - дипломированного специалиста, бакалавра, магистра, который смог бы достойно ответить новым вызовам, обладать необходимым человеческим капиталом, общественным и социальным капиталом, культурным и гражданским капи-
талами и достаточным в современном постиндустриальном мире. Выпускники вузов должны стать теми субъектами инновационных преобразований, которые обеспечат российской экономики необходимое прорывное инновационное развитие. К числу субъектов инновационных преобразований в экономике относят ученых, изобретателей, деятелей культуры и образования, предпринимателей, общественных деятелей.
Знания, умения, навыки, общечеловеческие и общегражданские качества, разнообразные компетенции, которые приобретаются в процессе обучения, оказывают судьбоносное влияние не только на качество жизни конкретного человека, но и всего общества. Выпускники вузов должны иметь возможность сразу включиться в общественную и экономическую российскую жизнь.
В соответствии с положением Артура Шлизенгера-младшего о политических циклах, которые распространяются и на экономику и другие сферы общественной жизни, длительностью 30 лет - циклах активной жизни одного поколения. В течение первых15 лет каждое поколение отличается высокой инновационной активностью, а затем занимает консервативную позицию: «Каждое поколение, став политические совершеннолетним, тратит первые пятнадцать лет на то, что бросает вызов поколению, которое уже имеет власть и защищает ее. Затем новое поколение само приходит к власти на пятнадцать лет, после чего его политическая активность слабеет, а новое подрастающее поколение претендует на роль преемника» [8].
Закон смены поколений определяет ритм колебаний инновационной активности, действителен на протяжении всей истории развития общества[9].
Государство является важным субъектом, осуществляющим отбор инноваций, создающим благоприятный инновационный климат, поддерживающим инновационную активность экономики для ее конкурентоспособности, должно занимать активную позицию не только в экономике, но и инновационной политике в России, во избежание кризисных ситуаций, подобных распаду СССР в 90-х годах. Государство должно осуществлять одну из своих основных стратегически-инновационных функций, такую как, проведение за счет бюджета
инноваций в нерыночных сферах экономики, таких как образование и культура.
Ритмичное историческое развитие человечества проявляется в закономерности взаимосвязи инновационного обновления различных сфер общества. Взаимное влияние инновационных циклов в смежных и отдаленных областях предопределяет необходимость в инновациях в сфере образования, которые становятся предпосылкой, составным элементом нового инновационного развития российской экономики на пороге формирования шестого технологического уклада 20018-2020гг.
Современное креативное образование, делающее упор не на запоминании нормативного объема знаний и усвоении узкопрофессиональных навыков, а развитие творческих способностей обучаемых, умение ориентироваться в быстроменяющейся обстановке и находить нестандартные решения новых проблем, щедро предлагаемых жизнью, освоение инновационного мышления.
Опасное в проводимой реформе сейчас в России - его прагматизация и стандартизация. Переход к оценке знаний на основе тестов ориентирует обучаемых на запоминании и угадывании правильных ответов, а не на самостоятельный творческий поиск. Это скорее антиинновация, которая негативно скажется на мышлении будущих поколений и противоречит общей тенденции творческого разнообразия личности в гуманитарно-креативном постиндустриальном обществе [9, С.360].
6. Заключение
Таким образом, повышение качества жизни человека является необходимым условием восприятия и использования инновационного образа мышления для роста и инновационного развития экономики России.
Литература
1. Путин В.В. Нам нужна новая экономика,
2. Глазьев С.Ю. Как добиться экономического роста? (Микродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения), Российский экономический журнал, 1996, №5, С. 7.
3. http://www.vedomosti.ru/finance/ analytics/24521/rossii_JgIozit_lovushka_sIednegp_ dohoda_kotoraya_zamed]it#ixzz1mX5kdWC2
4. Савельев А. Новый вызов? // Выс-
«Экономика», 2004. С.40.
шее образование в России. 2002. №1. С. 112 - 115.
5. Bell D. The Social Framework of Information Society //The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.
6. Мартин Г.-П., Шумен Г. Глобальная западня. Интерпекс. - М.: 1999.
7. Львов Д.С. Экономический манифест - будущее российской экономики. - М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.- С. 54.
8. Артур Шлезингер-младший. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992. С.5.
9. Яковец Ю.В. эпохальные инновации ХХ1 века. М.: ЗАО «Издательство
References
1. V. Putin - We need a new economy / Vedomosti, 1/30/2012.
2. S. Glazyev - How to achieve economic growth? (Microdynamics of transition economy: missed opportunities and potential for improvement) / / Russian Economic Journal, 1996, № 5, pp. 7.
3. http://www.vedomosti.ru/finance/ analytics/24521/rossii_grozit_lovushka_sr0dne^_ dohoda_kotoraya_zamedlit#ixzz1mX5kdWC2
4. A. Saveliev - New challenge? / / Higher education in Russia. In 2002. Number 1. pp. 112 - 115.
5. Bell D. - The Social Framework of Information Society / / The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.
6. Martin, H.-P., Shumen G., - Global Trap. Interpeks. - M.: 1999.
7. D. Lvov - Economic Manifesto - the future of the Russian economy. - Moscow: JSC "NPO" Publishing House "Economics", 2000. - p. 54.
8. Arthur Schlesinger, Jr.. - Cycles of the American History. Moscow: Progress Academy, 1992. p.5.
9. Y. Yakovets - Epoch-making innovations of XXI century. Moscow: ZAO "Publishing House "Economics ", 2004. P.40.