Научная статья на тему 'Роль человека в инновационном преобразовании российской экономики'

Роль человека в инновационном преобразовании российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ДОВЕРИЕ / QUALITY OF LIFE / HUMAN CAPITAL / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATIVE TYPE OF ECONOMIC DEVELOPMENT / EXTERNAL AND INTERNAL THREATS / TECHNOLOGICAL MODE / TRUST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Христолюбова Наталья Евгеньевна

Статья посвящена исследованию проблематики трудностей перехода российской экономики от «догоняющего» к новому инновационному социально ориентированному типу развития, находясь на пороге перехода к шестому технологическому укладу. Автор исследует роль человека, его качества жизни, как условие формирования и восприятия инновационного образа мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MAN IN THE RUSSIAN ECONOMY INNOVATIONAL TRANSFORMATION

The article deals with the problems of the difficulties of the Russian economy transition from the “catching-up” to a new type of innovative socially oriented development, being on the threshold of the transition to the sixth technological structure. The author explores the role of a person, the person's quality of life, as a condition for the formation and perception of innovative way of thinking.

Текст научной работы на тему «Роль человека в инновационном преобразовании российской экономики»

РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 330

Наталья Евгеньевна Христолюбова,

доцент кафедры Мировой экономики и международных отношений, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики,

Тел.: +7(495)442-23-93 Эл. почта: Nhrist@mail.ru

Статья посвящена исследованию проблематики трудностей перехода российской экономики от «догоняющего» к новому инновационному социально ориентированному типу развития, находясь на пороге перехода к шестому технологическому укладу. Автор исследует роль человека, его качества жизни, как условие формирования и восприятия инновационного образа мышления.

Ключевые слова: качество жизни человека, человеческий капитал, социально-экономическое развитие, инновационный тип развития экономики, внешние и внутренние угрозы, технологический уклад, доверие.

Natalia E. Hristolyubova,

Assistant Professor, the Department of World Economy and International Relations, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: +7(495)442-23-93, E-mail: Nhrist@mail.ru

THE ROLE OF MAN IN THE RUSSIAN ECONOMY INNOVATIONAL TRANSFORMATION

The article deals with the problems of the difficulties of the Russian economy transition from the "catching-up" to a new type of innovative socially oriented development, being on the threshold of the transition to the sixth technological structure. The author explores the role of a person, the person's quality of life, as a condition for the formation and perception of innovative way of thinking.

Keywords: quality of life, human capital, socioeconomic development, innovative type of economic development, external and internal threats, technological mode, trust.

1. Введение

Современное социально-экономическое положение Российской Федерации, осложненное мировым экономическим кризисом, определяет актуальность государственной деятельности по обеспечению стабильных темпов экономического развития. Это объясняется тем, что Россия в результате реформ в 90-х годах XX века, перейдя к рыночному типу хозяйствования, стала ощущать на себе усиление воздействий основных современных мировых тенденций, таких как: глобализация, постиндустриализация, внешней и внутренней либерализации, интернационализации хозяйственной деятельности, транснационализации производства и капитала, открытость экономики. Все экономики мира испытывают на себе не только положительное воздействие этих тенденций, но и тяжесть груза проблем и долговременных системных вызовов, которые превращают локальные в глобальные проблемы, экономические - в политические. Давление положительных и отрицательных эффектов современных тенденций на российскую экономику, усиливается тем, что Россия, «постояв на пороге» в течение восемнадцати лет, в декабре 2011 года сделала решительное усилие и вошла во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россию в ВТО ждет качественно иной миропорядок, с множеством производителей благ, жесткой монопольной конкуренцией, основанной на новых знаниях и новой экономике.

2. Перспективы обновленного экономического развития российской экономики

Современной России при всех существующих проблемах в социально-экономической, геополитической сферах, необходимо включиться в международное разделение труда, и занять устойчивые надежные и долгосрочные позиции, соответствующие ее стратегическим планам экономического развития и амбициозным целям. Для этого нужно тщательно выбрать приоритеты развития. Кандидатами в приоритетные отрасли являются такие, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Традиционно приоритетными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос. Список не закрыт - все зависит от конъюнктуры мирового рынка, и, не в последнюю очередь, от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей [1]. Отставание в развитии новых технологий последнего поколения понижает конкурентоспособность российской экономики, а также ее национальную и экономическую безопасность в условиях нарастающего геополитического соперничества.

В результате воздействия всех этих процессов и изменений РФ вступила в новую эру своего развития: на смену ранее существующей глобальной угрозе внешнего военного проникновения пришел ряд внутренних и внешних угроз, большинство из которых базируется на экономических трудностях, многие их которых достались России по наследству от СССР. Экономика СССР со временем все больше отставала от экономики развитых стран. Если в период после войны до середины 60-х гг. по уровню технико-экономического развития СССР отставал от развитых капиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х этот разрыв достиг 2025 лет [2]. Путин В.В. в статье «Нам нужна новая экономика» пишет, что: «В процессе рыночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции; от колебания цен на основные экспортные товары - то есть от факторов, которые мы по большому счету не контролируем». Без роста эффективности, без повышения качества жизни и устойчивого развития экономики страны трудно претендовать на лидирующую роль в современном мире.

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года отмечено, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобаль-

ной экономической конкуренции и надежно обеспечивающие безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по ППС).

Правительство Российской Федерации планирует в ближайшие несколько лет войти в число стран с наиболее привлекательным деловым климатом и подняться в ежегодном рейтинге 183 стран-участниц Doing Business («Ведение бизнеса») с 120-го места на 20-е место по условиям ведения бизнеса.

3. Угрозы приближения России к «ловушке» среднего дохода

Россия вступила в период своего развития, когда экономика более не может полагаться на копирование ноу-хау более развитых стран или увеличивать производительность путем перераспределения трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность и находится перед угрозой замедления роста экономики и попадания в «ловушку среднего дохода». В публикации Эйхенгрина, Парка и Шина «Почему быстрорастущие экономики замедляют рост: международные факты и последствия для Китая» Национального бюро экономических исследований говорится о том, что быстрорастущие экономики впервые попадают в «ловушку среднего дохода», когда показатель ВВП на душу населения (по ППС) достигает примерно $16 000 в среднемировых ценах, закрепленных на уровне 2005 г. Это объясняется тем, что около 85% замедления роста (исследовалась 41 страна) может быть отнесено на счет резкого снижения совокупной производительности факторов производства (TFP) -эффективности использования капитала и трудовых ресурсов, в то время как оставшиеся 15% являются следствием сокращения притока трудовых ресурсов и капитала. Россия достигнет этого рубежа в 2014 г, Казахстан в 2016 г, Турция 2019 г, Китай в 2020 г, Бразилия в 2024г, Украина в 2029 г, ЮАР в 2035 г и Индия - в 2038 г. У России остается мало времени, чтобы достойно ответить на этот вызов, и превратить свою экономику догоняющего типа в конкурентоспособную, инновационную социально ориентированную, находясь на пороге шестой смены технологического уклада.

В настоящее время Россия не использует свой потенциал и благоприятные условия макроэкономической сре-

ды для стимулирования роста. Происходит существенное замедление темпов роста по сравнению с докризисным периодом. По данным Росстата в период с 1998-2008 годов с 7% в год до 4,3% в 2011 году. В 2012 году Минэкономразвития прогнозирует рост экономики на уровне 3,7% в год. При снижении предельной выгоды от более эффективного использования ресурсов Россия не сможет более обеспечить столь высокие, сопоставимые с докризисными, темпы роста[3].

Иметь экономику, которая не гарантирует ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, -для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе[1].

По мнению профессора экономики и государственной политики Гарвардского университета Кеннета Рогоффа-на «Форуме Россия 2012»: «Все таки надо экспортировать high-tech - капитал и high-tech - ПО... Вместо того чтобы экспортировать товары, вы экспортируете людей». России следует приложить усилия для того, чтобы использовать человеческий капитал. Россия - по словам К. Рогоффа - как Ferrari с заклинившей коробкой передач.

4. Человек как главный фактор экономического развития

Россия, отягощенная воздействием системного экономического кризиса, находится на этапе перехода от догоняющего к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В числе основных долговременных системных вызовов в Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г. выделена новая шестая волна смены технологического уклада в 2018-2020 годах, которая снижает влияние многих традиционных факторов роста и усиливает роль инноваций в социально-экономическом развитии. Создание новой инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в главный фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Роль человека, его качества, образа и уровня жизни все в большей степени будет возрастать и усиливать свое воздействие на управление государством, создавая новые виды социального проектирования и управления.

Важность роли человека, как источника интеллектуального потенциала, значительно возрастает в постиндустриальном обществе, где интеллект нации, народа определяется, как совокупности интеллектов отдельных личностей, становится необходимым фактором производства. Качество жизни должно стать главным критерием развития человеческого потенциала страны, достижения ее социально-экономической безопасности и определения исторической перспективы нового российского общества. Повышение качества жизни человека является условием формирования и развития инновационного образа мышления и условием восприятия инновационного развития экономики Российской Федерации.

Анализируя роль человека в структуре общественного производства уже недостаточно определять его как фактор производства, обладающий определенным уровнем квалификации. В настоящее время под воздействием и влиянием современных тенденций развития мировой экономики главным становится рост значения человеческого капитала, т. е. творческий потенциал, креативность, предпринимательские способности, широкий кругозор, ответственность, готовность принять решение и т.д. А. Савельев отмечал, что «развитие экономики в предстоящие десятилетия будет определяться ресурсами, имеющими две различные окраски: «черное золото» и «серое вещество» [4]. С экономической точки зрения человек рассматривается как стимулятор развития экономики и выразитель долгосрочных экономических интересов. В начале 80-х годов XX века экономисты констатировали, что именно знания и инновации в процессе их практического применения все чаще выступают источником прибыли. В информационной теории стоимости Д. -Белл, писал: «Когда знание в своей систематической форме вовлекаются в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знания, а не труд выступает источником стоимости» [5]. Человеческий капитал в развитых странах составляет 70 - 80% национального богатства. Это свидетельствует о том, что именно знания становятся новым источником.

В речи профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубина, являющегося одним из самых авторитетных

экспертов мира по вопросам глобальных финансов, на «Форуме России 2012» отмечается, что самые успешные экономики мира за последние 30 лет - это страны, где нет природных ресурсов. «Это такие страны, как Япония, Корея, Гонконг, Сингапур, Израиль. На 100% - это человеческие ресурсы, а не природные. Источник роста - инвестиции в человеческий капитал».

Многие авторы занимаются изучением и прогнозами дальнейшего развития мира. Немецкий публицист Ганс-Питер Мартин и австрийский Герольд Шуман в широко известной в мире книге «Глобальная западня» [6] пишут, что для эффективного функционирования мировой рыночной системы достаточно 20% наиболее квалифицированных работников, ученых и специалистов планеты. В настоящее время они в подавляющей части уже интегрированы странами «золотого миллиарда». А как быть 80% населения остальных стран мира, куда попадает и Россия? Ответа на этот вопрос авторами информационной модели общества не дается, но на него отвечает в работе «Экономический манифест - будущее российской экономики» [7] академик РАН Д.С. Львов. Он пишет что, речь в лучшем случае может идти об оказании благотворительной помощи остальным странам со стороны стран «золотого миллиарда», а эта помощь ставиться в прямую зависимость от лояльности получателей по отношению к западному миропорядку. В таких сложных условиях предстоит провести свой экономически активный возраст молодым специалистам.

5. Формирование и развитие компетенций человека

В современных сложившихся условиях накопление человеком знаний, навыков, культуры, системы этнических и религиозных ценностей передаются по двум каналам: в семье и через систему обучения, образования. У российской системы образования в целом и системы высшего образования в частности - особая миссия. Главной задачей любого современного вуза России является воспитание конкурентоспособного выпускника - дипломированного специалиста, бакалавра, магистра, который смог бы достойно ответить новым вызовам, обладать необходимым человеческим капиталом, общественным и социальным капиталом, культурным и гражданским капи-

талами и достаточным в современном постиндустриальном мире. Выпускники вузов должны стать теми субъектами инновационных преобразований, которые обеспечат российской экономики необходимое прорывное инновационное развитие. К числу субъектов инновационных преобразований в экономике относят ученых, изобретателей, деятелей культуры и образования, предпринимателей, общественных деятелей.

Знания, умения, навыки, общечеловеческие и общегражданские качества, разнообразные компетенции, которые приобретаются в процессе обучения, оказывают судьбоносное влияние не только на качество жизни конкретного человека, но и всего общества. Выпускники вузов должны иметь возможность сразу включиться в общественную и экономическую российскую жизнь.

В соответствии с положением Артура Шлизенгера-младшего о политических циклах, которые распространяются и на экономику и другие сферы общественной жизни, длительностью 30 лет - циклах активной жизни одного поколения. В течение первых15 лет каждое поколение отличается высокой инновационной активностью, а затем занимает консервативную позицию: «Каждое поколение, став политические совершеннолетним, тратит первые пятнадцать лет на то, что бросает вызов поколению, которое уже имеет власть и защищает ее. Затем новое поколение само приходит к власти на пятнадцать лет, после чего его политическая активность слабеет, а новое подрастающее поколение претендует на роль преемника» [8].

Закон смены поколений определяет ритм колебаний инновационной активности, действителен на протяжении всей истории развития общества[9].

Государство является важным субъектом, осуществляющим отбор инноваций, создающим благоприятный инновационный климат, поддерживающим инновационную активность экономики для ее конкурентоспособности, должно занимать активную позицию не только в экономике, но и инновационной политике в России, во избежание кризисных ситуаций, подобных распаду СССР в 90-х годах. Государство должно осуществлять одну из своих основных стратегически-инновационных функций, такую как, проведение за счет бюджета

инноваций в нерыночных сферах экономики, таких как образование и культура.

Ритмичное историческое развитие человечества проявляется в закономерности взаимосвязи инновационного обновления различных сфер общества. Взаимное влияние инновационных циклов в смежных и отдаленных областях предопределяет необходимость в инновациях в сфере образования, которые становятся предпосылкой, составным элементом нового инновационного развития российской экономики на пороге формирования шестого технологического уклада 20018-2020гг.

Современное креативное образование, делающее упор не на запоминании нормативного объема знаний и усвоении узкопрофессиональных навыков, а развитие творческих способностей обучаемых, умение ориентироваться в быстроменяющейся обстановке и находить нестандартные решения новых проблем, щедро предлагаемых жизнью, освоение инновационного мышления.

Опасное в проводимой реформе сейчас в России - его прагматизация и стандартизация. Переход к оценке знаний на основе тестов ориентирует обучаемых на запоминании и угадывании правильных ответов, а не на самостоятельный творческий поиск. Это скорее антиинновация, которая негативно скажется на мышлении будущих поколений и противоречит общей тенденции творческого разнообразия личности в гуманитарно-креативном постиндустриальном обществе [9, С.360].

6. Заключение

Таким образом, повышение качества жизни человека является необходимым условием восприятия и использования инновационного образа мышления для роста и инновационного развития экономики России.

Литература

1. Путин В.В. Нам нужна новая экономика,

2. Глазьев С.Ю. Как добиться экономического роста? (Микродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения), Российский экономический журнал, 1996, №5, С. 7.

3. http://www.vedomosti.ru/finance/ analytics/24521/rossii_JgIozit_lovushka_sIednegp_ dohoda_kotoraya_zamed]it#ixzz1mX5kdWC2

4. Савельев А. Новый вызов? // Выс-

«Экономика», 2004. С.40.

шее образование в России. 2002. №1. С. 112 - 115.

5. Bell D. The Social Framework of Information Society //The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.

6. Мартин Г.-П., Шумен Г. Глобальная западня. Интерпекс. - М.: 1999.

7. Львов Д.С. Экономический манифест - будущее российской экономики. - М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.- С. 54.

8. Артур Шлезингер-младший. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992. С.5.

9. Яковец Ю.В. эпохальные инновации ХХ1 века. М.: ЗАО «Издательство

References

1. V. Putin - We need a new economy / Vedomosti, 1/30/2012.

2. S. Glazyev - How to achieve economic growth? (Microdynamics of transition economy: missed opportunities and potential for improvement) / / Russian Economic Journal, 1996, № 5, pp. 7.

3. http://www.vedomosti.ru/finance/ analytics/24521/rossii_grozit_lovushka_sr0dne^_ dohoda_kotoraya_zamedlit#ixzz1mX5kdWC2

4. A. Saveliev - New challenge? / / Higher education in Russia. In 2002. Number 1. pp. 112 - 115.

5. Bell D. - The Social Framework of Information Society / / The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.

6. Martin, H.-P., Shumen G., - Global Trap. Interpeks. - M.: 1999.

7. D. Lvov - Economic Manifesto - the future of the Russian economy. - Moscow: JSC "NPO" Publishing House "Economics", 2000. - p. 54.

8. Arthur Schlesinger, Jr.. - Cycles of the American History. Moscow: Progress Academy, 1992. p.5.

9. Y. Yakovets - Epoch-making innovations of XXI century. Moscow: ZAO "Publishing House "Economics ", 2004. P.40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.