Научная статья на тему 'Роль человеческого потенциала в становлении инновационной экономики региона'

Роль человеческого потенциала в становлении инновационной экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чучулина Екатерина Викторовна

Показано, что структурная модернизация экономики возможна лишь при максимальном использовании человеческого потенциала. Изучение человеческого потенциала региона предполагает четкое определение понятия человеческого потенциала в целом, выявление его особенностей в отношении региона как субъекта хозяйствования, а также определение возможностей его использования для социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural modernization of economy is possible only at the maximum use of human potential. Studying of human potential of the region assumes accurate definition of concept of human potential as a whole, revealing of its features concerning region as the subject of managing, and also definition of possibilities of its use for social and economic development of region.

Текст научной работы на тему «Роль человеческого потенциала в становлении инновационной экономики региона»

лить по опросам предпринимателей и потенциальных инвесторов. Затраты на инфраструктурное обустройство таких площадок могут покрываться за счет региональных бюджетов, специальных облигационных займов, частично компенсироваться приходящим в эти зоны бизнесом;

- создать центры консультационной поддержки российских и иностранных инвесторов, аналогичные центрам поддержки иностранных ин-

весторов. Основная функция таких центров -информационное обеспечение инвестиционных проектов, важных для экономики края. Подобные центры могут оказывать консультационную помощь в различных вопросах региональным компаниям при их выходе на зарубежные рынки.

Выполнение этих задач позволит создать эффективную саморазвивающуюся экономику региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия развития социально-экономического развития Приморского края до 2025 года [Текст] // Деньги и кредит - 2008. - № 8.

2. Лексин, В. Российский Дальний восток и его «региональные столицы»: поиск стратегий развития [Текст] / В. Лексин, В. Скворцов, А. Швецов // Российский экономический журнал. - 2007. - № 9-10.

3. Минакир, П.А. Системные трансформации в экономике [Текст] / П.А. Минакир. - Владивосток: Дальнаука, 2001.

4. Серая, О.А. Особенности формирования производственной структуры региона в современных условиях [Текст] / О.А. Серая // Экономические преоб-

разования в России: проблемы и перспективы / СПбГИЭУ. - СПб., 2002.

5. Серая, О.А. Проблемы формирования инновационной модели региональной экономики [Текст] / О.А. Серая // Теоретические основы управления инновационным развитием экономики отраслей и предприятий / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. -СПб.: Изд-во Политнехн. ун-та,. 2007. - С. 111-129.

6. Швецов, А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения [Текст] / А. Швецов // Российский экономический журнал. - 2006. - № 5-6. - С. 14-36.

УДК 332.122

Е.В. Чучулина

Роль человеческого потенциала в становлении

инновационной экономики региона

В эпоху информационного общества активизация инновационной деятельности всех субъектов национальной экономики ставится сегодня в качестве главной задачи в рамках национальных стратегий развития тех регионов и стран мира, которые всерьез обеспокоены перспективами своего экономического роста, созданием надежного задела для будущего поступательного развития [3, с. 21]. В современных экономических условиях все усилия государства должны быть направлены на поиск альтернативных источников успешной инновационной деятельно -сти и экономического роста, среди которых особое место занимает человеческий потенциал.

Актуальность вопросов изучения человеческого потенциала связана со следующими ключевыми моментами.

1. На современном этапе развития общества человеческий потенциал является фактором экономического роста, и структурная модернизация экономики в направлении рационального природопользования и инновационного развития возможна лишь при его максимальном использовании человеческого потенциала.

2. Человеческий потенциал является запасом знаний, навыков, способностей и возможностей человека, которые могут и должны быть реализованы с наибольшей эффективностью.

»

3. Инвестиции в человеческий потенциал создают основу для его роста, что, в свою очередь, при условии его максимального включения в экономическую деятельность дает мощный толчок в развитии социально-экономической и других сфер общества.

Изучение человеческого потенциала предполагает четкое определение этого понятия в целом, выявление его особенностей в отношении региона как субъекта хозяйствования, а также определение возможностей его использования для социально-экономического развития региона.

Как показал анализ современной научной литературы, до сих пор нет единого подхода к определению понятия «человеческий потенциал». Большинство исследователей приравнивают понятия «человеческий потенциал» и «человеческий капитал», используя их как синонимы. Однако это разные понятия. Так, под человеческим потенциалом понимается «совокупность возможностей отдельных лиц, общества, государства в области использования людских ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения определенных задач и достижения поставленных целей» [2, с. 3], а под человеческим капиталом - «имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, опыта, которые используются в производстве с целью получения высокого уровня заработков» [1]. Таким образом, можно утверждать, что чело-

веческий капитал является существенной формой проявления (практической реализации) человеческого потенциала в современной экономике, связанной с получением доходов благодаря инвестированию в развитие профессиональных качеств его носителя, а человеческий потенциал, соответственно, выступает основой для формирования человеческого капитала.

Необходимо различать понятие «человеческий потенциал» на миниуровне (уровне отдельного индивида), микроуровне (уровне фирмы, организации), мезоуровне (уровне региона, группы регионов, отрасли, сектора и т. д.) и макроуровне (уровне страны в целом). В данной статье остановимся на анализе человеческого потенциала региона и дадим его определение. Человеческий потенциал региона - это возможности и перспективы всех субъектов региональной экономики, которые направлены на достижение поставленных целей развития регионального сообщества. Основой формирования человеческого потенциала вообще является человеческий потенциал индивида, представляющий собой комплексную категорию, характеризующуюся системой показателей, соответствующих ключевым элементам человеческого капитала. Выделим основные из них и рассмотрим подробнее (рис. 1).

1. Навыки и способности индивида. Каждый индивид обладает определенными навыками и способностями. Одни даются ему от природы (физические, интеллектуальные способности),

Рис. 1. Поэлементная структура человеческого потенциала индивида

другие приобретаются в течение жизни (навыки, опыт, накопленные знания и т. д.). Без этих компонентов нет человеческого потенциала, они являются его базовой составляющей и реализуются в практической деятельности, перерастая в человеческий капитал.

2. Образование. Образование представляет собой определенный вид инвестиций в человеческий потенциал. В общем случае считается, что чем выше уровень образования, тем выше уровень дохода человека (конечно, при условии, что человек его реализует). Образование увеличивает ВВП/ВРП страны/региона, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

3. Уровень сознания индивида. Каждый человек имеет определенный уровень развития сознания, исходя из которого воспринимает окружающий его мир, позиционирует себя в нем, ставит перед собой определенные цели, формирует в целом свое отношение к обществу, государству, природе.

4. Интеллектуальные возможности индивида - способности человека развивать и преумножать человеческий потенциал. Интеллектуальные возможности проявляются в умении собирать информацию, аналитически мыслить, получать знания, самосовершенствоваться.

5. Физические возможности индивида - особенности состояния здоровья человека, позволяющие или препятствующие активной трудовой и интеллектуальной деятельности.

Определившись в общем виде с понятием «человеческий потенциал» и его структурой, перейдем к оценке его роли в развитии экономики региона. По мнению ряда отечественных ученых перспективы развития российских регионов связаны, прежде всего, с увеличением доли инвестиций в человеческий потенциал [4, с. 255], формированием структуры кадров, соответствующей тенденциям мирового развития. К сожалению, сегодня в большинстве российских регионов наблюдается несоответствие структуры кадров потребностям региональной экономики. В результате происходит торможение инновационного процесса во вновь возникающих отраслях экономики, нет инициативы, готовности заниматься инновациями. Однако следует отметить, что это не только российская тенденция. Как показало исследование факторов, препятствую-

щих инновационной деятельности, проведенное в 2007 г. в 27 европейских странах, фактор «нехватки квалифицированного персонала» выделяется как наиболее важный практически во всех странах Европы руководством большинства инновационных предприятий [3, с. 22]. Поэтому сегодня, занимаясь подготовкой специалистов в области инноваций, необходимо уделять особое внимание человеческому потенциалу, перспективным кадрам для инновационного развития региона.

В свою очередь, на состояние и развитие человеческого потенциала региона оказывают влияние различные институты общества (см. рис. 2), что позволяет рассматривать человеческий потенциал как комплексное понятие, включающее системы образования и здравоохранения, законодательную базу, а также особый регулирующий орган - региональное структурное подразделение по управлению и накоплению человеческого потенциала региона, деятельность которых должна быть нацелена на развитие и максимальное использование человеческого потенциала региона.

1. Законодательная база. Без правовой поддержки невозможно развитие и накопление человеческого потенциала региона. Необходима стабильная политическая программа региона и правовая защита интеллектуальной собственности региона.

2. Здравоохранение - важный фактор развития человеческого потенциала региона, так как его носителем и обладателем является индивид. Качество медицинского обслуживания - гарантия стабильного развития человеческого потенциала. Государство должно контролировать и уделять особое внимания работе медицинских учреждений не только государственного, но и частного характера, внедрять комплекс мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения.

3. Региональное структурное подразделение по управлению и накоплению человеческого потенциала. В регионах необходимо создать специальный орган по изучению, накоплению, мониторингу и контролю состояния человеческого потенциала региона, его дальнейшему развитию.

4. Система образования. Человеческий потенциал региона напрямую зависит от уровня

»

Дополнительное образование

Политическая

программа

Рис. 2. Факторная структура человеческого потенциала региона

образования в регионе, поэтому в перечень факторов его развития входят все уровни образовательной системы: дошкольное, школьное, высшее, среднее профессинальное, дополнительное образование. Как уже отмечалось, переход к новой инновационной экономике возможен только при комплексном развитии человеческого потенциала и ключевую роль здесь играют создание и передача знаний. Создание знаний является прерогативой высшего образования. «Однако, чтобы знания были полезными, они должны быть применены в той сфере жизнедеятельности человека, где они являются значимыми - т. е. знания должны быть переданы туда, где они принесут пользу конкретному индивиду, субъекту или обществу» [3, с. 23]. Одним из каналов передачи

знаний от системы высшего образования в окружающий мир и является человек - дипломированный специалист.

Таким образом, человеческий потенциал представляет собой фундамент для реализации перспектив, планов, целей, возможностей общества. Формирование человеческого потенциала связано с социально-экономическим развитием региона. С другой стороны, накопление человеческого потенциала региона и отдача от него способствуют развитию региона, создают основы его экономического роста и благосостояния населения. Стратегия развития региона как полноправного субъекта экономики должна включать программы развития и поддержки человеческого потенциала региона. А конечным продуктом по-

литики должно быть накопление и воспроизводство человеческого потенциала.

Подводя итоги, нужно отметить, что проблема человеческого потенциала играет существенную роль в экономике региона и требует более глубо-

кого исследования, так как, на наш взгляд, наиболее актуальна на данном этапе развития общества.

Работа выполнена в рамках Темплана-2010 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.8.10).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике [Текст] / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. - СПб.: Наука, 1999. - 309 с.

2. Колин, К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика [Текст] / К.К. Колин // Вестник Российской Академии естественных наук. - 2003. - № 4. - С. 3.

3. Мингалева, Ж.А. Научный и образовательный потенциал инновационного развития национальной экономики [Текст] / Ж.А. Минга-

лева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2008. - № 4 (61). - С. 21.

4. Мингалева, Ж.А. Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края) [Текст] / Ж.А. Мингалева // Экономика региона. - 2007. - № 4. - С. 255.

5. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. -М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.