УДК 330.111.4:331.101.262
Е.И. КУЦЫНА
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческие ресурсы, инвестиции, чистые инвестиции, общественные инвестиции, региональная политика, региональное развитие, классификация регионов, монофункциональные регионы, воспроизводство человеческого капитала.
Рассмотрены место и роль человеческого капитала в региональном развитии, наряду с другими факторами. Показаны предпосылки и условия воспроизводства человеческого капитала, который рассмотрен в качестве чистых инвестиций в экономику.
E.I. KUTSYNA
ROLE OF THE HUMAN CAPITAL IN REGIONAL DEVELOPMENT
Key words: the Human capital, human resources, investments, pure investments, public investments, the regional policy, regional development, classification of regions, monofunctional regions, reproduction of the human capital
In article the place and a role of the human capital in regional development, on a number with other factors is considered. Preconditions and conditions of reproduction of the human capital where they are considered as pure investments into economy are shown.
Политика размещения производительных сил, осуществлявшаяся до 1991 г., привела к тому, что в России нет практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера. В настоящее время под территориальным кластером подразумевается динамично развивающаяся и внутренне конкурентная сеть близко локализованных предприятий, производящих одни и те же или взаимодополняемые товары и совместно обеспечивающих конкурентные рыночные преимущества для страны, отрасли и самих предприятий.
Монофункциональные регионы наиболее уязвимы при изменении экономических условий. То же относится и к монофункциональным городам. Такое положение тормозит инвестиционное развитие подобных городов и регионов. Инвестиции в России пока идут преимущественно в крупные корпорации, но не в конкурентоспособные территориально-производственные кластеры.
Регионы-экспортеры, представляя 10% населения, притягивают более 25% инвестиций. Менее развитые регионы, в которых проживают более 21% населения, привлекают лишь 8,9% инвестиций. В этих условиях необходимо особое отношение к человеческому капиталу монопродуктовых городов и регионов со стороны государства. В общих чертах основные характеристики государственной региональной политики, учитывающих данное требование, представлены в таблице.
Планируемые характеристики государственной региональной политики _________________________на период до 2020 г._______________________
Показатели Политика выравнивания уровней развития регионов Поляризованное (сфокусированное) развитие регионов
Основные параметры Выделение регионов на основе усредненного(сбалансированного по стране) социальноэкономического потенциала Создание регионов - «локомотивов роста» («опорных регионов»), генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальную территорию
Административно- территориальное деление Выделение географически сопряженных территорий,сохранение существующей административно-территориальной структуры Укрупнение юрисдикции для выделения системы «опорных регионов» внутри страны, возможность признания за ними другого статуса, чем у обычных административно-территориальных единиц
Базовый механизм управления Равномерное («диффузионное») распределение государственных капвложений между территориями, нуждающимися в поддержке Направление государственных капвложений на развитие связанности «опорных регионов» с глобальной экономикой и другими регионами страны, снятие барьеров для распространения инноваций
В основе современных программ регионального развития должны лежать принципы «синергии» и дифференцированности. «Принцип синергии» требует синхронизации сроков и методов решения задач, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития.
Реализация принципа дифференцированности государственной политики регионального развития должна привести к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей:
- сырьевые зоны;
- зоны безопасности:
- приграничные территории (338 районов и городов, где проживает 8% населения - 12 млн);
- закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО);
- зоны с потенциалом этно-конфессиональных конфликтов;
- кризисные территории, ситуация в которых создает угрозу для единства и стабильности РФ;
- зоны технологического трансферта;
- зоны инновационного развития;
- мировые города;
- старопромышленные регионы;
- территории, прошедшие первичную индустриализацию.
С учетом перечисленных задач «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», а также названных выше принципов можно отметить, что в современных условиях перед экономической теорией заново встает вопрос о значении и определении категории инвестиций в человеческий капитал, о методах воздействия на воспроизводство человеческого капитала. Необходимо принять как необходимое условие государственного управления, что проблемы инвестиций в данный ресурс заключаются не только в регулировании рынка образовательных услуг, исследованиях и генерации факторов спроса и предложения на локальных рынках, но и в эффективном обращении с уже накопленным в России запасом человеческого капитала.
Особенности современной российской действительности состоят в том, что существующие подходы к теории человеческого капитала не отвечают требованиям изменяющихся экономических процессов. Наблюдается противоречие между комплексным характером требований общества к результатам деятельности секторов образования, здравоохранения и культуры и узковедомственными подходами к обеспечению их выполнения. Справедливости ради следует заметить, что это не только российская проблема. Выдающиеся мыслители других стран называют ее в ряду вызовов современной цивилизации.
С этой целью, продолжая аналогию с физическим капиталом на макроэкономическом уровне, следует рассмотреть инвестиции в человеческий капитал. Напомним, что в соответствии с методикой Системы национальных счетов (принятой в российской статистике с 1994 г.) валовые инвестиции складываются из средств, направляемых на амортизацию, чистых инвестиций и изменений запасов. Как следует из определения, приведенного выше, в качестве инвестиций в человеческий капитал рассматриваются, как правило, только чистые инвестиции. Но ограниченность такого рассмотрения становится очевидной при анализе рассмотренных ситуаций в металлургии и других реструктурирующихся отраслях.
В то же время в современных условиях в экономических стратегиях домохозяйств преобладают «стратегии выживания» как стратегии адаптации населения к современным реалиям. Сектор домохозяйств характеризуется социальной и социально-экономической асимметрией, которая в наибольшей степени отражает диспропорции в качественном развитии человеческого потенциала и его составляющих компонентов. Эти диспропорции фиксируются в индексах дохода, занятости, здоровья, образования и социальной безопасности, отражаются в интегральном индексе человеческого потенциала в региональном и временном измерении и дают картину несинхронности развития отдельных компонентов человеческого потенциала в регионах.
Выявлено, что ни затраты на физическое развитие потенциального человеческого капитала, ни оплата труда работников, обеспечивающих его интеллектуальное и духовное развитие в секторе образовательных учреждений, не находятся на должном уровне. Кроме того, не существует механизма государственного контроля над репродуктивными затратами, что тоже негативно сказывается на их эффективности.
Дестабилизационные процессы в экономике породили серьезное противоречие между заказом в сфере человеческого капитала и ресурсным обеспечением процесса его воспроизводства. Так, в образовании наблюдаются, с одной стороны, формирующийся рынок образовательных услуг, требующий новых подходов в методике, методологии обучения, обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей, с другой - хроническая нехватка бюджетного финансирования. Отмечены также противоречия между государственными требованиями «качества образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения» и результатами образования, культуры, социального обеспечения, которые должны быть учтены на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), между увеличивающимися требованиями к уровню профессиональной компетентности кадров и низким уровнем социальной защиты работников образования.
Указанное противоречие усугубляется отсутствием государственной структурной политики в отношении человеческого капитала. Проблемы воспроизводства человеческого капитала сводятся в большинстве случаев к проблемам «социальной нагрузки», которую по традиции несут на себе крупные предприятия.
На уровне региональной политики пока не наблюдается и такой более или менее взвешенной оценки существующей ситуации. Проблема экономи-стов-теоретиков заключается также в том, что до сих пор не разработана целостная концепция, которая позволила бы сформировать политику государства. В такой концепции понятия «человеческий капитал», «человеческие ресурсы», «жизненный потенциал населения» должны образовать взаимосвязанную систему категорий, позволяющую описать и измерить параметры качества человеческого потенциала на микро-, мезо- и макроуровнях.
Литература
1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг. М.: ИНФРА-М, 2002. 328 с.
2. Уткин Э.А. Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия / Э.А. Уткин, К.Т. Сатабаев, Р.К. Сатабаева. М.: ТЕИС, 2002. С. 304.
КУЦЫНА ЕЛЕНА ИВАНОВНА - преподаватель, Ульяновский экономико-технологический колледж, Россия, Ульяновск ([email protected]).
KUTSYnA ElENA IVANOVNA - teacher, Ulyanovsk Economics and Technological College, Russia, Ulyanovsk.