УДК 337.5
М. Богуцка
роль человеческого фактора в системе новых подходов к международной безопасности
Monika Bogucka
ROLE OF A HuMAN FACTOR IN SYSTEM OF NEw APPROACHES TO THE INTERNATIONAL SECuRITY
Аннотация
В статье показано возрастание роли человеческого фактора в процессах формирования международной безопасности. Отмечено, что такая тенденция является реакцией на трансформацию мировой системы и однополярность мира, в котором государство утратило монополию самостоятельно защищать человека и общество от новых угроз. Защита прав человека и его благополучия приобретает все большую значимость. Большинство гуманитарных вызовов требует невоенных скоординированных действий для решения неотложных проблем современной эпохи.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ГУМАНИТАРНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ.
Abstract
In article increase of a role of a human factor when forming processes of ensuring the international security is shown. It is noted that such tendency is reaction to transformation of world system and one-polarity of the world in which the state lost monopoly independently to protect the person and society from new threats. Value of protection of human rights and its wellbeing gain the increasing importance, and the most part of calls demands not military coordinated operations for the solution of urgent problems of a modern era.
Keywords
INTERNATIONAL SECURITY, HUMANITARIAN INTERVENTION, SECURITY THREATS, HUMAN DIMENSION.
В последнее время в рамках обсуждения проблем международной безопасности на передний план выдвигаются вопросы обеспечения безопасности человека. Специалисты в области международных отношений обращают внимание на процесс формирования новой мировой системы безопасности. Центральной идеей этой системы является признание верховенства прав личности, основной упор делается на человеческое измерение в международной безопасности. «Проблема безопасности — одна из центральных в теории и практике международных отношений, поэтому она всегда была и остается в поле зрения ученых-международников и государственных деятелей. С ней связан любой вопрос между-
народной политики» [11]. Попытаемся проанализировать изменение роли человеческого фактора в процессах формирования международной безопасности. Прежде всего отметим, что государство перестало быть единственным защитником человека, поскольку сегодняшние проблемы приобрели транснационалный характер, а в центре внимания стал находиться человек как гражданин и индивид.
Особые заслуги в исследовании роли человека в международных отношениях принадлежат И. Канту, который еще в XVIII веке в трактате «К вечному миру» обратил внимание на роль «гражданина сверхчувственного мира» и «гражданина государства». Кант считал, что люди должны рассматриваться как граждане
общечеловеческого государства, потому что люди и государства влияют друг на друга. Заслуги Канта в исследовании роли человека в международных отношениях признают многие, но только в XX веке в центре внимания ученых оказалось «человеческое измерение» политики. Благодаря усилиям социологов и политологов (Ж. Баландье и др.) была создана политическая антропология — наука о человеке политическом. Э.Я. Баталов отмечал необходимость рассматривания человека не только в экономической и социальной областях, но в более широком плане, подчеркивал потребность в исследовании «человека международного» как самостоятельного социального типа и необходимость во взращивании самостоятельной ветви гуманитарного знания — антропологии мировой политики или международных отношений [1]. Многие отмечают также фундаментальные изменения в восприятии личности, которая в настоящее время начинает выступать как транснациональный индивид. Профессор В.М. Кулагин считает, что вторжение новых, негосударственных лиц в пространство безопасности повлияло на общую парадигму дальнейшего развития мирового взаимодействия по вопросам безопасности.
Человеческое измерение появляется также в международном праве. В принятой 19 ноября 1999 года Хартии европейской безопасности много внимания уделяется уважению прав человека и поддержанию мира. В документе, в частности, говорится, что «полное уважение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, являясь целью само по себе, скорее укрепляет территориальную целостность и суверенитет, нежели подрывает их» [7]. В Женевской конвенции от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны отмечалось, что «лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации» [3]. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) использует термин
«человеческое измерение» для определения комплекса норм и мер, связанных с правами человека и основными свободами, демократией, вопросами национальных меньшинств, международным гуманитарным правом и др. В документе ОБСЕ в отношении обязательств организации в области человеческого измерения отмечается: «Значение доступа к информации о правах человека и демократических стандартах ничуть не приуменьшилось в начале XXI века, когда широко признается, что со стороны государств необходимы еще большие усилия, направленные на полное соблюдение прав человека и основных свобод во всем регионе ОБСЕ» [8]. Нами перечислены только некоторые международные документы, подтверждающие большое значение прав человека. Но возникает вопрос: соблюдает ли мировое общество эти правила?
Следует отметить, что в XX—XXI веках международное сообщество часто вмешивалось в национальные проблемы многих стран. Интервенция проходила под гуманитарными лозунгами. Многие поддерживают мнение, что гуманитарные интервенции были только геополитическим инструментом преобразования конфликтных регионов в выгодном направлении. Есть также мнение, что «урегулирование всех конфликтов на международном уровне мирным путем и применение силы только в превентивных целях являются гарантом безопасности в международных отношениях» [2, с. 58].
Впервые международное сообщество вмешалось во внутренние конфликты государства в 1999 году. Тогда с целью «гуманитарной интервенции» силы НАТО выступили против Югославии. Одни считают, что причиной интервенции войск НАТО послужили кровопролитные этнические чистки в регионе, а также военные преступления против сербского и цыганского населения Косово и Ме-тохии. Другие обращают внимание на медную промышленность Югославии и на то, что в Косове находятся крупнейшие в Европе неразрабатываемые запасы каменного угля [2]. Согласно оценкам Всемирного банка, натуральные ресурсы (боксита, никеля, серебра, железа, цинка, меди, кобальта) Косово оцениваются в 13,5 млрд долларов [14]. Гуманитарная интервенция была проведена без мандата ООН и стала одной из причин споров в между-
народных отношениях, поскольку она «вступала в прямое противоречие с закрепленными в Уставе ООН принципами государственного суверенитета, территориальной целостности и верховных полномочий» [5].
Позднее гуманитарные интервенции прошли и в других странах, например в Афганистане (2001), Ираке (2003), Ливии (2011). Согласно данным властей Афганистана, только в первой половине 2007 года было убитых 130 граждан, а по данным гуманитарных организаций других стран, число погибших составило 230 человек. Данные ООН говорят о смерти 314 гражданских лиц, убитых войсками коалиции, и 279 человек, убитых повстанцами [12]. Никто не может ответить, сколько людей потеряло жизнь в результате взрывов, обстрелов и налетов. В конфликте в Сирии в марте 2013 года погибли 6 тыс. человек, из них 2 тыс. человек гражданского населения, 298 детей. Согласно данным ООН, во время конфликта в Сирии с января по март этого года погибло 70 тыс. человек [13]. Очередным примером может послужить гражданская война в Ливии. Эксперты говорят о 30 тыс. погибших, 50 тыс. раненых. Во время иракской войны произошло много массовых нарушений прав человека, наблюдалось массированное использование военной силы, отмечалось большое количество случаев превышения своих полномочий солдатами войск коалиции.
Конечно, есть сторонники и противники гуманитарной интервенции. С одной стороны, в случае гуманитарной интервенции государство или международная организация принимает меры по защите граждан другого государства или государств. Если бы международное сообщество не принимало никаких мер и являлось бы только наблюдателем, число нарушений прав человека, вероятно, было бы намного больше. Следует упомянуть слова Главного секретаря ООН Кофи Анана, который в своем Докладе тысячелетия в 2000 году отметил, что «если гуманитарная интервенция действительно является неприемлемым ударом по суверенитету, то как нам следует реагировать на такую ситуацию, как в Руанде или в Сребренице, — как реагировать на грубые и систематические нарушения прав человека, которые противоречат всем заповедям человеческого бытия?» [9]. Конвенция о предупреждении преступления
геноцида и наказании за него, принятая резолюцией 260-й (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года, также говорит об ответственности мирового общества за безопасность личности [6].
Некоторые эксперты считают, что проблемой является тот факт, что международные миротворческие организации не успевают адаптировать свои нормативные документы к быстро изменяющимся реалиям международных отношений. Академик А.В. Торкунов придерживается мнения, что «ни у одной из современных мировых держав, включая, как говорят сегодня, и единственную оставшуюся сверхдержаву США, объективно нет достаточных ресурсов для выполнения функций „мирового полицейского" в однополярном мире» [10]. Следует согласиться с руководителем Научного центра исследований постиндустриального общества В.Л. Иноземцевым в том, что «гуманитарные» вызовы стоят сегодня перед человечеством как никогда остро, потенциал сотрудничества в данной сфере велик, а лидерства не хватает [4].
В сфере международной безопасности все более активную роль играют негосударственные лица. Проблема безопасности все чаще рассматривается сквозь призму триады «безопасность индивида — безопасность государства — международная безопасность». С.С. Ве-селовский, эксперт РСМД, придерживается мнения, что в XXI веке наступит столкновение национальных государств и негосударственных акторов международных отношений. Причинами противостояния двух из них могут послужить три элемента: природные ресурсы, «гуманитарные операции» и кибер-атаки. К очередным проблемам международной безопасности можно отнести: терроризм, энергетическую зависимость, распространение оружия массового уничтожения, быстрый и бесконтрольный прогресс технологий, растущий разрыв в доходах богатых и бедных, незаконную миграцию, недостаточное количество питьевой воды в некоторых странах, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, увеличение промышленного производства и мн. др.
На основе вышесказанного можно прийти к выводу, что роль человеческого фактора в процессах формирования международной безопасности возрастает. Такая тенденция является реакцией на трансформацию мировой
системы и однополярность мира, в котором государство утратило монополию самостоятельно защищать человека и общество от новых угроз. Защита прав человека и его благополучия при-
обретает все большую значимость, а большинство гуманитарных вызовов требует невоенных скоординированных действий для решения неотложных проблем современной эпохи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баталов, Э. Антропология международных отношений [Электронный ресурс] / Э. Баталов // Между-нар. процессы. — Режим доступа: http://www.inteItrends. ги/$е\еп/001.Ыт (дата обращения: 31.03.2013).
2. Бокерия, С. К вопросу о гуманитарной интервенции в начале XXI в. [Текст] / С. Бокерия, О. Белкин // Власть. - 2013. - № 3.
3. женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_ сшНап_1^Ыт1 (дата обращения: 01.04.2013).
4. Иноземцев, В.Л. Россия и глобальные гуманитарные вызовы: к новому осмыслению [Электронный ресурс] / В.Л. Иноземцев. — Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1437 (дата обращения: 09.03.2013).
5. Искандеров, П.А. Гуманитарные интервенции в контексте геополитики [Электронный ресурс] / П.А. Искандеров. — Режим доступа: ЫХр:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=967 (дата обращения: 01.04.2013).
6. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml (дата обращения: 04.04.2013).
7. Конституция для ОБСЕ. Хартия европейской безопасности [Электронный ресурс] [неофиц. пер.] // Независимая газ. — Режим доступа: ЫХр:// www.ng.ru/world/1999-11-23/6_hartia.html (дата обращения: 23.11.1999).
8. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Т. I [Электронный ресурс] // Сб. документов в темат. порядке. — 3-е изд. — Варшава, 2011. — Режим доступа: http://www.osce.org/ ru/odihr/77677?download=true (дата обращения: 01.05.2013).
9. Ответственность по защите [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ preventgenocide/rwanda/bgresponsibility.shtml (дата обращения: 04.04.2013).
10. Торкунов, А.В. Международные отношения после косовского кризиса [Электронный ресурс] / А.В. Торкунов. — Режим доступа: http://www. mgimo.ru/files/26380/26380.pdf (дата обращения: 14.04.2013).
11. Цыганков, П.А. Теория международных отношений [Текст] / П.А. Цыганков. — М.: Гардари-ки, 2003.
12. Afganistan-konflikt [Electronic resource]. Access mode: http://www.stosunkimiedzynarodowe. info/kraj,Afganistan,problemy,Konflikt (reference date: 03.04.2013).
13. Krwawy marzec w Syrii. Tylu ofiar nie bylo od pocz^tku wojny [Electronic resource]. — Access mode: http://www.tvn24.pl/wiadomosci-ze-swiata,2/krwawy-marzec-w-syrii-tylu-ofiar-nie-bylo-od-poczatku-wojny,315701.html.
14. Pacula, P. Kosowo: problemy terazniejszosci, wyzwania przyszlosci, [Electronic resource] / P. Pacula. — Access mode: http://www.bbn.gov.pl/download/!/.../
str_111123_Przemyslaw_Pacula.pdf (reference date:
01.04.2013).
REFERENCES
1. Batalov E. Antropologiia mezhdunarodnykh otnoshenii. Mezhdunarodnye protsessy. Access mode: http ://www. intertrends. ru/seven/001. htm (reference date: 31.03.2013). (rus.)
2. Bokeriia S., Belkin O. K voprosu o gumanitarnoi interventsii v nachale XXI v. Vlast', 2013, nr 3. (rus.)
3. Zhenevskaia konventsiia ot 12 avgusta 1949 goda o zashchite grazhdanskogo naseleniia vo vremia voiny. Access mode: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/geneva_civilian_1.shtml (reference date: 01.04.2013). (rus.)
4. Inozemtsev V.L. Rossiia i global'nye gumanitar-nye vyzovy: k novomu osmysleniiu. Access mode: http://
russiancouncil.ru/inner/?id_4=1437 (reference date: 09.03.2013). (rus.)
5. Iskanderov P.A. Gumanitarnye interventsii v kon-tekste geopo-litiki. Access mode: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=967 (reference date: 01.04.2013). (rus.)
6. Konventsiia o preduprezhdenii prestupleniia genotsida i nakaza-nii za nego. Access mode: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geno-cide.shtml (reference date: 04.04.2013). (rus.)
7. Konstitutsiia dlia OBSE. Khartiia evropeiskoi be-zopasnosti. Ne-ofitsial'nyi perevod. Nez,avisimaia gazeta. Access mode: http://www.ng.ru/world/1999-11-23/6_ hartia.html (reference date: 23.11.1999). (rus.)
8. Obiazatel'stva OBSE v oblasti chelovecheskogo izmereniia. T. I. Sbomik dokumentov v tematicheskom poriadke. 3d izd. Varshava, 2011. Access mode: http:// www. osce.org/ru/odihr/77677?download=true (reference date: 01.05.2013). (rus.)
9. Otvetstvennost' po zashchite. Access mode: http:// www.un.org/ru/preventgenocide/rwanda/bgresponsibility. shtml (reference date: 04.04.2013). (rus.)
10. Torkunov A.V. Mezhdunarodnye otnosheniia posle kosovskogo krizisa. Access mode: http://www.mgimo.ru/ files/26380/26380.pdf (reference date: 14.04.2013). (rus.)
11. Tsygankov P.A. Teoriia mezhdunarodnykh ot-noshenii. Moscow, Gardariki, 2003. (rus.)
12. Afganistan-konflikt. Access mode: http://www. stosunkimiedzynarodowe.info/kraj,Afganistan,problemy, Konflikt (reference date: 03.04.2013).
13. Krwawy marzec w Syrii. Tylu ofiar nie bylo od pocz^tku wojny. Access mode: http://www.tvn24.pl/ wiadomosci-ze-swiata,2/krwawy-marzec-w-syrii-tylu-ofiar-nie-bylo-od-poczatku-wojny,315701.html.
14. Pacula P. Kosowo: problemy terazniejszosci, wyzwania przyszlosci. Access mode: http://www.bbn.gov.
pl/download/1/.../str_111123_Przemyslaw_Pacula.pdf
(reference date: 01.04.2013).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AUTHOR
БОГуЦКА Моника — аспирантка факультета политологии Московского государственного университета. [email protected]
BOGUCKA Monika — PhD student, Moscow State University, Faculty of Political Science. [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013