Роль частных мелких инвестиций в развитии продовольственной системы Республики Таджикистан
Б.С. Музаффаров, н.с., СА. Мирсаидов, н.с., ИЭСХ ТАСХН
В условиях формирования и развития смешанной экономики в Республике Таджикистан происходит совместное вложение крупных и малых частных инвестиций в сельское хозяйство. Крупные инвестиции направлены на восстановление разрушенной продовольственной системы республики.
Частные, средние и мелкие инвестиции, работая на местных рынках продовольствия, играют важную роль в обеспечении всестороннего экономического роста, экологической устойчивости и сокращения бедности населения. Это важно для сельского хозяйства Республики Таджикистан, которое ощущает недостаток инвестиций как со стороны государственного, так и частного сектора.
Так, в 2005 — 2011 гг. в сельском хозяйстве объём инвестиций за счёт государственного бюджета увеличился более чем в 7,9 раза, но его удельный вес в общем расходе в среднем составлял 2,5%. Дефицит финансовых средств в национальной экономике оказывает сильное влияние на уровень инвестиций в сельском хозяйстве. В 2008 — 2010 гг., когда экономика страны ощущала воздействие мирового финансово-экономического кризиса, удельный вес финансирования сельского хозяйства сократился от 2,20% до 1,46%. Доля государственного расхода в сельское хозяйство за анализируемый период в среднем составляла 0,51% от суммы ВВП. Но в 2012 г. наблюдается некоторый рост, когда на развитие сельского хозяйства страны было выделено более 112,3 млн сомони, или 2,1% расходной части государственного бюджета и 0,3% от суммы ВВП (табл. 1.).
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что выделенного объёма государственного финансирования сельского хозяйства Республики Таджикистан не хватает для простого воспроизводства. В развитых странах объём государственного финансирования сельского хозяйства превышает в 10 — 12 раз показатели республики.
В таких условиях частные мелкие инвестиции могут оказать положительное влияние, т.к. в Таджикистане главными производителями (поставщиками) основных продовольственных продуктов являются личные подсобные хозяйства, мелкие крестьянские хозяйства. Как видно по данным таблицы 2, в республике более 90% производства мяса и молока приходится на долю личных подсобных хозяйств. Только производство яиц в этих хозяйствах имеет тенденцию сокращения в связи с переходом на другие категории хозяйства. Эти мелкие производители стали наиболее уязвимыми в плане обеспечения продовольственной безопасности страны. Следует отметить, что большинство
частных инвестиций в ЛПХ осуществляется самими же производителями. В связи с тем что они являются основными производителями продовольственной продукции, настоятельно требуется выделение дополнительных инвестиций со стороны правительства, международных финансовых структур, научно-исследовательских учреждений и представителей частного сектора. Подобные комплексные формы (государственные и частные) инвестиции могут оказать существенное положительное влияние на дальнейшее наращивание производства продукции в ЛПХ.
Частные мелкие инвестиции могут стать катализатором для стимулирования инноваций, создания дополнительных рабочих мест, обеспечения экономического роста, а также снижения уровня бедности. В условиях рыночных отношений стимулятором возрастания объёма частных мелких инвестиций является рост объёма доходов от ЛПХ. Однако доход от личного подсобного хозяйства в структуре валового дохода домохозяйств сельской территории республики после 2005 г. имеет тенденцию к снижению. Такое положение, естественно, сужает объём инвестиций. Как видно по данным таблицы 3, объём валового дохода в среднем на одного члена домохозяйства в месяц в 2012 г. увеличился в 14,8 раза, трудовые доходы — в 30,1 раза, а от личного подсобного хозяйства — в 4,4 раза. Удельный вес дохода от личного подсобного дохода в структуре валового дохода за анализируемый период уменьшился с 65,1% в 2000 г. до 19,6% в 2012 г. Здесь в основном удельный вес прочих доходов имеет тенденцию роста: (от 14,3 до 37,5 %). Эти цифры говорят о том, что объём частных мелких инвестиций домашних хозяйств в ЛПХ, как производителя продовольственных продуктов, сокращается и направляется на сектор внешней трудовой миграции. Из-за удорожания ресурсов и утери земледельческих навыков членов боль-
1. Инвестиции из государственного бюджета в сельское хозяйство, млн сомони [1]
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2012
Выделено для отраслей сельского хозяйства, млн сомони 37,92 44,38 76,93 94,78 88,77 92,58 112,3
От всех расходов бюджета, % 2,70 2,49 2,20 1,96 1,56 1,37 2,10
В процентах к ВВП, % 0,5 0,4 0,6 0,5 0,4 0,3 0,3
Показатель Год
2005 2008 2012
всего ЛПХ в % всего ЛПХ в % всего ЛПХ в %
Мясо, тыс. т 53,8 48,8 90,7 64,9 59,8 92,1 81,0 75,5 93,2
Молока, тыс. т 533,0 484,1 90,8 601,0 560,2 93,2 778,3 653,9 84,0
Яиц, млн шт. 98,7 61,0 61,8 151,0 79,0 52,3 291,6 104,7 35,9
2. Производство основных продуктов животноводства в ЛПХ Республики Таджикистан [1]
3. Состав валового дохода домашних хозяйств сельской местности в Республике Таджикистан (в среднем на одного члена домохозяйств в мес., сомони) [2]
Показатель Год
2000 2005 2008 2012
сомони % сомони % сомони % сомони %
Валовой доход 17,50 100,0 54,60 100,0 134,74 100,0 258,8 100,0
В том числе:
трудовые доходы 3,60 20,6 17,83 32,7 39,29 29,2 111,11 42,9
От личного подсобного хозяйства 11,40 65,1 20,52 37,6 44,17 32,8 50,70 19,6
Прочие поступления 10,0 14,3 16,25 29,7 51,28 38,0 96,99 37,5
шинства домохозяйств многие работающие члены их семьи предпочли перейти в сектор наёмных работников. В этих условиях в рассматриваемой сфере государственные инвестиции и льготные кредиты могут сыграть ключевую роль, особенно в обеспечении поддержки наименее «зрелых в рыночном отношении» мелких производителей домашних хозяйств. Инвестиции в продовольственном секторе, можно сказать, имеют высокий уровень окупаемости. Спрос на продовольствие в республике растёт, что позволяет мелким производителям увеличить свой доход. Эта ситуация даёт возможность существенного повышения дохода в отличие от других секторов экономики.
Остановимся на расходах населения Таджикистана на приобретение продовольственных товаров. Это так называемые «живые» деньги, т.е. поступающие продавцам в наличной форме, без различных видов взаимозачётов. Установлено, что население страны в 2005 г. на приобретение продовольственных товаров потратило 1951,6 млн сомони, в 2008 г. - 5792,9, в 2012 г. - 9898,3 млн сомони. Если в 2012 г. валовая продукция сельского хозяйства увеличилась по сравнению с 2005 г. на 145,4%, то расходы населения на покупку продовольственных товаров выросли на 501% [3]. Это значительные финансовые средства, которые сформировались исключительно в рыночном секторе экономики и выделяются населением по потребительским приоритетам. Складывается парадоксальная ситуация: население страны, в большинстве своём далеко не богатое, реально тратит огромные совокупные средства не на инвестирование производителей продовольственного сектора АПК, а на приобретение продуктов питания через торговую и рыночную сеть. Причём большая их часть доходов от продажи продовольствия переходит посредникам, идёт на покупку импортных продовольственных товаров, а до сельского хозяйства республики доходит в весьма усечённом количестве. Возникает вопрос о возможности реального удвоения доходов аграрного сектора за счёт структурного изменения пропорций цен на продовольственном рынке страны [4]. В первоочередном порядке в рамках регулирования цен в аграрной политике необходимо предпринять комплекс мер по увеличению доли
самих сельхозпроизводителей в установлении цены на продтовары, что в дальнейшем будет одним из источников их инвестирования.
Моделирование, проведённое Международным исследовательским институтом по разработке продовольственной политики, подтверждает, что мелкие производители могут удвоить или утроить свои доходы, если сумеют воспользоваться более существенной долей роста объёма основных продовольственных культур на рынках [5]. Следует отметить, что основными продовольственными культурами, стимулирующими рост частных инвестиций, являются высокотоварные культуры (особенно экологически чистые продукты питания, идущие на экспорт). К сожалению, мелких хозяйств, имеющих подобную ориентацию, в республике встречается мало и редко наблюдаются только те мелкие производители, которые уже являются достаточно зажиточными. Это относится больше всего к области производства, заготовки и экспорта сухофруктов, а также винограда и плодов.
Для активизации частной инвестиционной деятельности малых хозяйств и эффективного использования ими рыночной среды необходимо обращать внимание на организационные формы их деятельности. Сообщества производителей или ассоциации (как инвестиционный ресурс или социальный капитал) позволяют мелким производителям снизить риски и затраты, а также коллективно вести переговоры на предмет заключения сделок, которые сокращают трансакционные расходы. Кроме того, организации сообществ производителей помогают мелким производителям удовлетворять требования по качеству, предъявляемые покупателями. Посредством подобных организаций, с одной стороны, производители могут более эффективно действовать на рынках и влиять на них, получать и становиться более конкурентоспособными. С другой стороны, работа инвесторов с этими организациями является более эффективной, чем сотрудничество с отдельными мелкими производителями: снижается объём трансакционных расходов для обеих сторон. Организации сообществ производителей могут осуществлять массовые закупки ресурсов производства и реализации продукции, организовывать страхование, совместно исполь-
зовать логистические услуги и услуги складского хозяйства, что приводит к снижению расходов каждого конкретного производителя. Экономия за счёт эффекта масштаба, т.е. расширения производства, также может облегчить инвестирование в технологическое, складское и транспортное оборудование, получать рыночную информацию и делиться ею.
Частные мелкие инвестиции институтов мелких хозяйств играют важную роль в организации устойчивого сельского хозяйства. Разумное использование ресурсов даёт возможность не только повысить производительность, но и делает мелких производителей менее уязвимыми при климатических и экономических потрясениях. В соответствии с концепцией устойчивого развития основополагающая модель сельского хозяйства должна быть экологически устойчивой. Другими словами, продвигаемая при помощи любых инвестиций модель сельского хозяйства должна обеспечиваться экологической ориентированностью сельхозпроизводителей. Одной из причин мирового, или глобального, продовольственного кризиса является сокращение базы природных ресурсов или естественного капитала. Как известно, производство продовольствия зависит от состояния экосистем. Сегодняшнее состояние окружающей среды может обеспечить только кратковременную прибыль. Теперь реальную выгоду можно получить лишь от долгосрочной экологической устойчивости. Практика показывает, что более устойчивое использование местных ресурсов со стороны мелких хозяйств может повысить производительность и обеспечить более высокую экологическую эффективность производства продовольственной продукции в отдельных регионах. Мелкие производители способны
производить больше продовольствия, используя более безвредные для земли и окружающей среды удобрения и технические приёмы. Кроме того, они оказываются менее уязвимыми при возможных климатических и экономических потрясениях, что гарантирует и долгосрочное снабжение продовольственной продукцией. В мелких хозяйствах реализуются следующие принципы обеспечения экологической устойчивости: обеспечение благоприятных грунтовых условий для выращивания растений при помощи усовершенствованных органических веществ; минимизация потерь солнечного излучения, отходов и питательных веществ посредством управления микроклиматом, поверхностным стоком и почвенным покровом; расширение биологической и генетической диверсификации на пахотной земле; расширение полезного биологического взаимодействия и минимизация использования пестицидов. Следовательно, инвестиционная поддержка малых хозяйств со стороны государства и других инвесторов является не только средством реализации стратегии продовольственной безопасности республики, но и предпосылкой перехода к устойчивому земледелию.
Литература
1. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан: стат. сборник. Душанбе, 2013.
2. Основные показатели обследования бюджетов домашних хозяйств // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2012. С. 35.
3. Быков А. Активизация инвестиционного процесса на сельхозпредприятиях // АПК: экономика и управление. 2003. № 2.
4. Мирсаидов А.Б. Государственное регулирование цен продовольственных продуктов. Душанбе: Ирфон, 2013. С. 82.
5. Частные инвестиции в сельское хозяйство. URL: http: // www.oxfam.org. P. Hazell (2004) 'Smallholdeer [sic] and pro-poor agriculture growth', OECD; http: //www.oecd.org/dac/ povertyreduction/36562947