Научная статья на тему 'РОЛЬ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СМЫСЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХАБИБА АЛИЕВА'

РОЛЬ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СМЫСЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХАБИБА АЛИЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
даргинский язык / язык писателя / части речи / существительное / прилагательное / глагол / числительное / местоимение / наречие / лексико-семантические / морфолого-синтаксические и лексико-синтаксические средства / Dargin language / the writer’s language / parts of speech / noun / adjective / verb / numeral / pronoun / adverb / lexical-semantic / morphologicalsyntactic and lexical-syntactic means

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — П.М. Габибуллаева

В предлагаемой статье определяется потенциал частей речи в прозаических произведениях Хабиба Алиева. Писатель использует различные лексико-семантические, морфолого-синтаксические и лексико-синтаксические средства. Эпитеты, метафоры, сравнительные конструкции, существительные со значением признака, прилагательные, глагольные лексемы, числительные, местоимения выступают в качестве функционально нагруженных изобразительных средств. Отмечается, что в художественной речи имени существительному свойственны две функции: информативная и эстетическая. Они употребляются автором в целях усиления выразительности и, конечно, действенности текста. Так, глагол используется в текстах художественных произведений, прежде всего, для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя. Употребление прилагательных при изображении окружающего мира в художественном тексте является своеобразным стилистическим приемом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARTS OF SPEECH IN THE FORMATION OF ARTISTIC MEANINGS IN THE WORKS OF HABIB ALIYEV

The article defines the potential of parts of speech in the prose works of Habib Aliyev. The writer uses various lexical-semantic, morphological-syntactic and lexical-syntactic means in his works. Epithets, metaphors, comparative constructions, nouns with the meaning of a trait, adjectives, verbal lexemes, numerals, pronouns act as functionally loaded visual means. It is noted that in artistic speech, the noun has two functions: informative and aesthetic. They are used by the author to enhance the expressiveness and, of course, the effectiveness of the text. The verb is used in the texts of works of art, primarily to convey the movement that expresses the dynamics of the surrounding world and the spiritual life of a person. The use of adjectives is dictated by the need to describe the character’s appearance in detail. The use of adjectives when depicting the surrounding world in a literary text is a kind of stylistic device

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СМЫСЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХАБИБА АЛИЕВА»

УДК 811.351.2

Gabibullaeva P.M., Cand. of Sciences (Philology), Head of Daghestanian Languages Department, Daghestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: patimat 79@mail.ru

THE ROLE OF PARTS OF SPEECH IN THE FORMATION OF ARTISTIC MEANINGS IN THE WORKS OF HABIB ALIYEV. The article defines the potential of parts of speech in the prose works of Habib Aliyev. The writer uses various lexical-semantic, morphological-syntactic and lexical-syntactic means in his works. Epithets, metaphors, comparative constructions, nouns with the meaning of a trait, adjectives, verbal lexemes, numerals, pronouns act as functionally loaded visual means. It is noted that in artistic speech, the noun has two functions: informative and aesthetic.

They are used by the author to enhance the expressiveness and, of course, the effectiveness of the text. The verb is used in the texts of works of art, primarily to convey the movement that expresses the dynamics of the surrounding world and the spiritual life of a person. The use of adjectives is dictated by the need to describe the character's appearance in detail. The use of adjectives when depicting the surrounding world in a literary text is a kind of stylistic device.

Key words: Dargin language, the writer's language, parts of speech, noun, adjective, verb, numeral, pronoun, adverb, lexical-semantic, morphological-syntactic and lexical-syntactic means.

П.М. Габибуллаева, канд. филол. наук, зав. каф. дагестанских языков Дагестанского государственного педагогического университета,

г. Махачкала, Е-mail: patimat 79@mail.ru

РОЛЬ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СМЫСЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХАБИБА АЛИЕВА

В предлагаемой статье определяется потенциал частей речи в прозаических произведениях Хабиба Алиева. Писатель использует различные лекси-ко-семантические, морфолого-синтаксические и лексико-синтаксические средства. Эпитеты, метафоры, сравнительные конструкции, существительные со значением признака, прилагательные, глагольные лексемы, числительные, местоимения выступают в качестве функционально нагруженных изобразительных средств. Отмечается, что в художественной речи имени существительному свойственны две функции: информативная и эстетическая. Они употребляются автором в целях усиления выразительности и, конечно, действенности текста. Так, глагол используется в текстах художественных произведений, прежде всего, для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя. Употребление прилагательных при изображении окружающего мира в художественном тексте является своеобразным стилистическим приемом.

Ключевые слова: даргинский язык, язык писателя, части речи, существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, лексико-семантические, морфолого-синтаксические и лексико-синтаксические средства.

Как известно, художественный стиль является функциональным стилем речи, который применяется в художественной литературе. Художественный текст воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя [1 - 5].

В произведениях Хабиба Алиева части речи играют существенную роль в формировании художественных смыслов.

Имена существительные используются с целью предметно-образной конкретизации описаний в сочетании с другими частями речи. Они обычно применяются писателем в целях усиления выразительности, придают тексту особое звучание, довольно часто привлекаются как средство речевой характеристики героев. В произведениях Хабиба Алиева имена существительные часто приобретают конкретное значение, заключают в себе значительный потенциал, связанный с экспрессивными возможностями. Например:

Нуша авалра хъяша, нешла гьунарагарти, амма ч1умаси ях1ла, сабурла ва бузерила някъбачи хъардикира. - «Если вспомнить, сколько труда вложила в наше воспитание мама, которая одна взвалила на свои хрупкие плечи наше воспитание». Неш ц1яб шалалис арилзи ва кьанни барх1ехъ карилхьи. - «Мама вставала ранним утром, а ложилась спать поздно ночью». Хъумартес х1едире-х1е нушани я нешла шаласи сипат, я илала х1ер. - «Невозможно забыть ни светлый образ матери, ни ее родной взгляд». Илх1елицун сабри нуни ванзали-зибадси вацала т1ярхъиличи пикри бях1чиаибси. - «Только тогда мы обратили внимание на крысиную нору». - Сяг1ятличивра имц1али узули, уршили к1ат1а-личил дярхъла бух1нала убилчебариб. - «Проведя больше часа в поисках, сын лопатой перерыл весь сарай». Вацала т1ярхъи биалли дярхъла г1елабси анхъ-лизиб даимбиублири. - «А крысиная нора вела в заднюю часть сада» [1, с. 28].

В тексте художественных произведений авторы часто используют прилагательные. Имена прилагательные в даргинском языке разнообразны и многочисленны. Они выступают в роли эпитетов - поэтических, красочных определений, которые помогают сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся и образным: Дубуртала дишт1ати х1урк1би хьанц1 миъли дуцилри. Ахъти дубуртачир дях1ила халати к1илик1уни чедиулри, буг1ярси дяг1 авбик1улри. Миц1ираг чула еанати дурхъбази, жаниварти чула дишт1а-ти пукьнази диг1яндикилри. Галга агарти дац1ти ургуба яра авлахъ дахъ ц1ахти дираргу. Гьалабла адамта чула хъула х1ярлизиб сегьуна-биалра галга убалтусири, къяна-чякали пукьалра барес или. Ургубалар къяна-чяка, камдиуб-ли сари, дахъал дишт1ати г1инзурби деткахъили сари, къакъбунира камдиуб-ли сари [1, с. 28].

Таким образом, в художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, прежде всего, в пейзажных зарисовках.

Хабиб Алиев использует в своих произведениях различные лексико-семан-тические, морфолого-синтаксические и лексико-синтаксические средства. Эпитеты, метафоры, сравнительные конструкции, существительные со значением признака, прилагательные, глагольные лексемы, числительные, местоимения выступают в качестве функционально нагруженных изобразительных средств. Эпитеты - это прилагательные, которые выполняют художественно-стилистические функции. Они характеризуют национально-культурные реалии и часто связаны с особенностями ассоциативно-образного и эмоционально-интеллектуального осмысления окружающего мира носителями данного языка [4, с. 34].

Они служат для создания эмоционально-лирического, оценочного образа. Эмоционально-оценочный компонент в высказывании является одной из главнейших проблем стилистики и играет важную роль в определения особенностей художественной речи.

В произведениях Хабиба Алиева эпитеты употребляются для создания внешнего и внутреннего облика персонажа. Произведения писателя изобилуют разнообразием эпитетов как при создании портретной характеристики героев, так и их характеров. Это связано с тем, что для писателя важно не столько показать внешнюю красоту, сколько выразить свое особенное, драгоценное отношение к герою.

Автор включает в произведения не только разговорную лексику, но и слова, характерные только для даргинцев, воссоздавая тем самым живую народную речь с присущей ей естественностью, образностью, экспрессией.

Хабиб Алиев широко использует числительные. В его текстах числительные играют не последнюю роль в воплощении авторского замысла. Функции, выполняемые числительными, чаще всего стилистические. Они используется при изображении событий, не связанных с воспроизведением исторических фактов. А использование числительных при описании поведения героев, их внешности, обстановки придает повествованию оттенок особой достоверности. Числительные выполняют также информативную и экспрессивную функции.

Хангиши мякьларадван т1амри аргъили шуряхъибгу, шел-урегал дурх1я-ла кьукья чебаиб. - «Хангиши услышал голоса, оглянулся - группа из пяти - шести детей».

Хангишини к1елра някъ т1инт1дариб ва гьалаб убикибти к1ел-х1ябал хъяша хъябруцбуциб, чедихьили х1улбира сабира сунела михъирличи гъяжбариб. -«Хангиши раскрыл руки и первых попавшихся двоих - троих ребятишек обнял, закрыв глаза, прижал их к груди» [2, с. 69].

Халкьли, ургаб к1ел-х1ябал саг1ятла замана бикахъили, саби бег1ти хъу-ми диршилри. - «Люди, найдя два - три часа, собирали урожай на собственных полях».

В прозе Хабиба Алиева отмечается особая частотность местоимений. Они чаще всего указывают на экстралингвистические факторы различных явлений: содержание, конкретность повествования, стремление писателей избежать повторений. Писатели ищут в местоимениях своеобразные источники речевой экспрессии, зачастую обращение к ним объясняется эстетическими мотивами,

что вызывает конкретный стилистический интерес. Наши наблюдения показали, что по богатству экспрессивных красок на первом месте у Хабиба Алиева стоят личные местоимения

Кариабани сунечила хабар даимбариб. - «Кариаба продолжила рассказ о себе». Илала дях1 хумарлири. - «Ее лицо было грустным». Дила урк1ила х1яла-ни дарсдик1улри. - «В моей душе боролись разные чувства». Ну селичиларил пи-крилизи ахъилри. - «Я был в раздумьях». Ил шайчиб буг1ярли саби. - «На этой стороне холоднее». Хизри сунела кьисматличи сай тамашаиублири. - «Хизри был удивлен своей судьбой». Сенрил гьаввак1ира ну юлдашличи. - «Как-то заглянул я к другу». Илдала кьяшмауб дях1и кьяржбик1улри. - «Под их ногами скрипел снег». Вахъх1и вашули ил ахирра шилизи ваиб. - «После долгой дороги, он наконец-то дошел до села». Наб х1у чини-биалра вачавархахъили дигули ах1енра. - «Я не хочу, чтобы ты волновался о чем-нибудь».

Местоимения также помогают сохранить безымянность героя, они придают художественной речи искренность, задушевность, взволнованность.

Широко используется писателем и глагольная лексика. Исследователи отмечают, что глагол со всей его богатой семантикой, с характерными ему грамматическими значениями и формами является неисчерпаемым источником экспрессии, используясь для передачи любого движения, выражения динамики окружающей реальности и духовной жизни общества. Следует отметить, что глагол в целом занимает особенно значимое место в художественной речи. Здесь писатели используют его для отображения различных картин, сцен, движений предметов и событий, чтобы оживить повествование. Глагол выполняет важнейшую стилистическую функцию в художественных произведениях, придавая динамизм описательным процессам. Через глагол автор показывает череду действий, их стремительность или динамизм, создает энергию движения. Глагол также является мощнейшим стилистическим средством для образности и конкретизации художественной речи [4, с. 34].

Для художественного повествования или описания характерна постепенность в передаче события, действия, движения, состояния, мысли, чувства как осуществляющихся во времени, как бы «дробность» изображения и отсюда -эстетически обусловленная последовательность глаголов» [5, с. 23].

Сравним стилистическое использование глаголов в прозе Хабиба Алиева: Ши-алав кьасурбарти хъулри сари, гьалар илди гьат1ира дишт1ати дири ва къаркъала луцрачил дек1ардарибти дири. Къаркъала къалала луцри гьалабла дунъяла букьурли баибси урц1адеш ва вег1дешла къарциндеш саблин тяй-дидариб, къаркъуби шанта хъулри дарес пайдаладариб, хъуми дархдяхъили халадаахъиб. Амма сецад дяг1ударили диалра, илдачиб гьачамлис трактор-лис эркиндеш аги.

В данном фрагменте автор детализирует описание, используя как средство речевой конкретизации целый ряд глаголов. Именно такое последовательное изображение создает эффект достоверности описываемой картины. Например: Гьанна чи лева илгъуна бируси? Илкьяйда пужбиубли саби нушала лебилра ван-за, ц1уръабиубли саби, баракатла бит1и саби, ублаван ургуба берхъили ба-шули ах1ен.

В прозе Хабиба Алиева можно выделить целый ряд семантических групп глаголов, которые употребляются им в тексте как средство образной речевой конкретизации.

Библиографический список

Выразительный потенциал даргинских глаголов различной семантики используется Хабибом Алиевым с наибольшей полнотой. Писатель изображает героев и персонажей своих рассказов и повестей через их действия, он не только создает реальный образ, но и проникает в их психологию, внутренний мир, передает их мироощущение. Потому что из отдельных поступков складывается поведение человека, его образ, а в его образе отражаются чувства, желания и поступки литературного персонажа.

Большое значение для описательной характеристики персонажа имеют так называемые «ключевые глаголы», которые способствуют созданию выразительности образа. Порою одно действие имеет большую значимость, чем целый ряд перечисления действий и поступков.

Глаголы используются автором для метафоризации и в прямой речи, и в диалогах, и для передачи психологического портрета героя, для передачи различных видов движения, жестов, действий человека. Метафоризация увеличивает его выразительные возможности, помогает переосмыслению и т.д.

Наши наблюдения показали, что в художественной речи глагольные конструкции преобладают над именными конструкциями. Глагольные конструкции способствуют эмоциональности, живости стилевых разновидностей даргинского языка. Глагол также обозначает различные состояния, чувства, восприятие окружающего мира, эмоциональные и психические состояния.

Многочисленные грамматические формы и категории даргинского глагола (наклонения, вид, время, формы) представляют действие как процесс. Именно в грамматических категориях получают исчерпывающее выражение понятия движения, динамичности и изображения действия [3, с. 49].

Таким образом, различные глагольные формы даргинского языка широко используются писателем с целью стилистического применения и выражения экспрессии. Взаимодействуя друг с другом, они создают бесконечные возможности для передачи тонких смысловых и экспрессивных оттенков при описании действия в самом широком значении этого слова.

Наречия у Хабиба Алиева участвуют в предметно-образной конкретизации описаний в сочетании с иными частями речи. При этом наречия не являются главным средством изобразительности, а лишь дополняют палитру языковых средств, используемую писателем. Приведем примеры:

Х1ера, дубуртачир дурзамти шикьдариб, ва илдани ши-алавти дубурта-ла ургабад г1еркъаси ц1уба тугъ каиб. Ургуба «ме»-лизи г1елабикиб. Нушани чедиулри шила дайлар цаладиркули адамтала кьукьнира. Лерилра дурзамти илдала гьаларад шалг1ердухъес г1яг1нити сари. Ца дурзам биалли, г1ядат саблин, гьар дус илдала гьала т1ашиуси саби. Савли нуша жявли дурадухъ-унра. Ухънани сунела г1яйса касиб ва багьлали лагвях1 ватихьиб. Илх1ели илди шила дублаб т1ашлири. Нуни ишбарх1и кьац1ла кесек беркунси ах1ен, амма гушли ах1енра.

Через наречия передается интенсивность проявления качества, динамизм действия. Ведь неслучайно в их составе много экспрессивно окрашенных слов.

Таким образом, части речи даргинского языка в определенных поэтических контекстах могут «наполняться» дополнительными значениями. Они становятся смысловой и эмоциональной доминантой текста. Тем самым достигается выразительность произведений, что делает их более привлекательными для прочтения.

1. Алиев Х. Дни поздней осени. Махачкала, 1989.

2. Алиев Х. Червоточина. Махачкала, 1983.

3. Абдуллаев З.Г Даргинский язык: в 3 т. Москва: Наука,1993.

4. Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи. Киев, 1986.

5. Кожина М.Н. О диалогичности письменной научной речи: учебное пособие по спецкурсу. Пермь: Издательство Пермского университета, 1986. References

1. А^ Н. Dni pozdnej oseni. МаИасИка1а, 1989.

2. А^ Н. Chervotochina. МаИасИка1а, 1983.

3. Abdullaev Z.G. Darginskij у^ук: V 3 1 Moskva: Nauka,1993.

4. Vovk У.№ Yazykovaya metafora v hudozhestvennoj rechi. Ме^ 1986.

5. ^Ыпа М.№ O dialogichnostipis'mennoj nauchnqjгесМ: исИеЬпое posobie ро speckursu. Регт': ^аЫ'эЬо Регтз1<одо иптеге^а, 1986.

Статья поступила в редакцию 01.10.20

УДК 811.35

Kurbanova E.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages for the Humanities Faculties,

Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

Ibragimova G.Kh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, English Language Department, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: uzlipat066@mail.ru

COMPARATIVE ANALYSIS OF COMPOSITE WORD FORMATION IN DARGINIAN AND ENGLISH LANGUAGES. In this paper, an attempt is made to outline ways and approaches to contrasting one of the most important ways of word formation - word composition in languages with different structures. Selection problems due to the fact that existing works on contrastive word-formation focused on of affixation due to its specific weight in most languages and also because of a more regular, systematic nature of affixation in comparison with the compounding. Word composition is a method of word-formation nomination that uses two or more signifiers available in the semiotic inventory of a given language for a new signifier that is involved in the semantic and conceptual sphere of the language. It is noted that a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.